Нижегородский Теплоход Википедия
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефтепродуктов: нефтеналивных барж для Каспия, Волги, Мариинской системы (ныне – Волго-Балтийский водный путь), теплоходных буксиров для них и самоходных нефтеналивных судов – речных танкеров. Ориентировались хозяева и на судостроение: думали изготовлять многое сами, вплоть до получения своего стального литья. Планировали и изготовление своего судового двигателя. Для этих целей здесь же создавалось конструкторское бюро.
Первая мировая война
10 августа 1914 года началась Первая мировая война. У завода появились заказы на бомбы, снаряды, подковы для лошадей, шипы к ним, понтоны, якорные лодки, тральщики, минные заградители. На заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, кузнечный, котельно-судостроительный цехи. Из вспомогательных служб – электростанция, водокачка, материальные склады, контора из кирпича и другие помещения. Между цехами проложены узкоколейные пути. Для выполнения военных заказов завод ещё более расширяется. В 1915 году военное ведомство для выполнения заказов на обточку снарядов отпустило заводу 20 токарных станков, один строгальный и один долбежный. Численность работающих достигает 1200 человек. Завод Сироткина относят к категории крупных предприятий в стране.
Гражданская война
1918 год. «Нижегородский теплоход» начал выполнять заказы для нужд молодой Страны Советов: полным ходом шли работы по строительству минно-сетевого заградителя «Индигирка», заложенного в мае 1917 года; в январе 1918 года заложены ещё два таких корабля — «Исеть» и «Селенга»; подготовлены к закладке 4 тральщика.
В конце июля 1918 года завод приступил к вооружению судов для Волжской военной флотилии. В местах установки орудий разбиралась палуба, ставился усиленный набор. Делались фундаменты под орудия, крепились пушки и пулемёты. Полностью разбирали и переделывали помещения внутри судна. Устраивались снарядные погреба, проверялись и ремонтировались главные и вспомогательные механизмы и устройства, заменялись оснастка и такелаж. Начиная с пятого судна, производили их бронирование. Первые суда Волжской военной флотилии «Царицын» и «Кабестан» ушли с завода 12 июля. Через 10 дней ушли «Белая акация» и «Бурлак». Всего в годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено свыше 20 кораблей.
19 декабря 1918 года Президиум Совета Народных Комиссаров принял решение о национализации завода — «Нижегородский теплоход» стал государственным социалистическим предприятием.
Годы Великой Отечественной войны
Военная ситуация потребовала отложить изготовление котлов и машин на неопределённое время и переключиться на выпуск военной продукции.
Завод работал в две смены по 12 часов. Поредевшие ряды тружеников предприятия пополнялись женщинами и подростками: в 1941—1942 годы на завод пришли 146 женщин-домохозяек и 230 подростков. В условиях нехватки кадров начался новый подъём стахановского движения и ударничества.
Выросло число «двухсотников» и «трёхсотников» — работников, выполнявших норму на 200 % и 300 %.
Строительство земснарядов
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение об ориентации завода «Теплоход» на строительство технических судов, обязав вначале построить серию одноковшовых дизель-электрических землечерпательных машин-земснарядов. Земснаряды емкостью ковша в 1 кубический метр и производительностью 100 м³ в час предназначались для выемки раздробленных взрывами скальных пород при углублении судоходных путей канала (отсюда и полное название «скалоуборочный земснаряд»). Задание было срочное, ответственное и сложное по исполнению. В короткие сроки под руководством директора завода Ивана Степановича Тверякова проверялись и корректировались поступающие по мере готовности из Ленгипроречтранса чертежи. По ним разрабатывалась технология изготовления деталей и сборки узлов, создавалась необходимая оснастка. Одновременно проектировалось и, вслед за готовностью рабочих чертежей, шло строительство судостроительной площадки, спускового устройства и достроечного причала, оснащение их подъёмно-транспортным оборудованием. За десятилетие, с 1954 по 1963 год, на заводе построены 12 скалоуборочных земснарядов.
Плавучие краны
В 1955 году по решению коллегии Министерства речного флота заводу была поручена постройка дизель-электрических кранов. В том же решении коллегии предприятие называлось по-новому: «Завод портового и судового оборудования «Теплоход». К изготовлению машин, механизмов и запасных частей всех типов, которым теплоходцы занимались ранее, добавлялось серийное производство грузоподъёмных плавучих устройств и запасных частей к ним для портов страны. Завод приступил к серийному изготовлению плавкранов вначале грузоподъёмностью в 5 т с вылетом стрелы в 25 метров, а затем 15 и 16-тонных с вылетом стрелы в 30 метров. Выполнение задания представляло значительную трудность, поскольку дизель-электрические краны в нашей стране не строились, позаимствовать опыт было не у кого. Конструкторы, технологи и строители накапливали опыт в процессе создания первых образцов.
10 лет полнокомплектного судостроения
В 2008 году ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» начало переход на полнокомплектное судостроение. За десять лет построены три ледокольных буксира, три обстановочных судна, один патрульный катер, один несамоходный плавучий причал, десять рейдовых водолазных катеров, двадцать катеров аварийно-спасательного обеспечения, два больших гидрографических катера.
По состоянию на сентябрь 2018 года в постройке находятся два катера аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и два больших гидрографических катера проекта 23040Г.
Деятельность
Сегодня ЗНТ – это современная компактная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов.
Основная специализация ЗНТ – создание судов технического и вспомогательного флота.
Менеджмент предприятия уделяет серьёзное внимание техническому переоснащению производства, обучению персонала и постоянному совершенствованию системы качества.
Система менеджмента качества ЗНТ подтверждена Сертификатом соответствия международным стандартам ISO-9001: 03. В октябре 2016 г. в ОАО ЗНТ проведена ресертификация системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации Российского морского регистра судоходства на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и получен сертификат соответствия в отношении проектирования, разработки, строительства, переоборудования, модернизации и ремонта плавучих средств, изготовления сварных металлоконструкций, управления проектами в судостроении № 16.042.327 от 06.10.2016 г.
По результатам ресертификации системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации «Военный Регистр» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012 № ВР 39.1.10396-2016 от 14.10.2016 г.
ОАО ЗНТ строит суда под техническим наблюдением ФАУ «Российский Речной Регистр», ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
ОАО ЗНТ имеет свидетельство о признании Российского Речного Регистра № 02950 от 03.04.2018 г. возможности выполнять:
- проектирование судов с классом Речного Регистра;
- строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов с классом Речного Регистра;
- радиографический контроль сварных соединений и деталей;
- ультразвуковую дефектоскопию и толщинометрию корпусов судов и деталей.
ОАО ЗНТ имеет документы, выданные Российским морским регистром судоходства:
- свидетельство о признании испытательной лаборатории № 14.52668.130 от 16.12.2014 г.;
- свидетельство о соответствии предприятия, осуществляющего постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление элементов судовых устройств и дельных вещей № 15.50145.130 от 10.02.2015 г.
Ссылки
Примечания
wikiredia.ru
Нижегородский теплоход Вики
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История[ | код]
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефтепродуктов: нефтеналивных барж для Каспия, Волги, Мариинской системы (ныне – Волго-Балтийский водный путь), теплоходных буксиров для них и самоходных нефтеналивных судов – речных танкеров. Ориентировались хозяева и на судостроение: думали изготовлять многое сами, вплоть до получения своего стального литья. Планировали и изготовление своего судового двигателя. Для этих целей здесь же создавалось конструкторское бюро.
Первая мировая война[ | код]
10 августа 1914 года началась Первая мировая война. У завода появились заказы на бомбы, снаряды, подковы для лошадей, шипы к ним, понтоны, якорные лодки, тральщики, минные заградители. На заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, кузнечный, котельно-судостроительный цехи. Из вспомогательных служб – электростанция, водокачка, материальные склады, контора из кирпича и другие помещения. Между цехами проложены узкоколейные пути. Для выполнения военных заказов завод ещё более расширяется. В 1915 году военное ведомство для выполнения заказов на обточку снарядов отпустило заводу 20 токарных станков, один строгальный и один долбежный. Численность работающих достигает 1200 человек. Завод Сироткина относят к категории крупных предприятий в стране.
Гражданская война[ | код]
1918 год. «Нижегородский теплоход» начал выполнять заказы для нужд молодой Страны Советов: полным ходом шли работы по строительству минно-сетевого заградителя «Индигирка», заложенного в мае 1917 года; в январе 1918 года заложены ещё два таких корабля — «Исеть» и «Селенга»; подготовлены к закладке 4 тральщика.
В конце июля 1918 года завод приступил к вооружению судов для Волжской военной флотилии. В местах установки орудий разбиралась палуба, ставился усиленный набор. Делались фундаменты под орудия, крепились пушки и пулемёты. Полностью разбирали и переделывали помещения внутри судна. Устраивались снарядные погреба, проверялись и ремонтировались главные и вспомогательные механизмы и устройства, заменялись оснастка и такелаж. Начиная с пятого судна, производили их бронирование. Первые суда Волжской военной флотилии «Царицын» и «Кабестан» ушли с завода 12 июля. Через 10 дней ушли «Белая акация» и «Бурлак». Всего в годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено свыше 20 кораблей.
19 декабря 1918 года Президиум Совета Народных Комиссаров принял решение о национализации завода — «Нижегородский теплоход» стал государственным социалистическим предприятием.
Годы Великой Отечественной войны[ | код]
Военная ситуация потребовала отложить изготовление котлов и машин на неопределённое время и переключиться на выпуск военной продукции.
Завод работал в две смены по 12 часов. Поредевшие ряды тружеников предприятия пополнялись женщинами и подростками: в 1941—1942 годы на завод пришли 146 женщин-домохозяек и 230 подростков. В условиях нехватки кадров начался новый подъём стахановского движения и ударничества.
Выросло число «двухсотников» и «трёхсотников» — работников, выполнявших норму на 200 % и 300 %.
Строительство земснарядов[ | код]
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение об ориентации завода «Теплоход» на строительство технических судов, обязав вначале построить серию одноковшовых дизель-электрических землечерпательных машин-земснарядов. Земснаряды емкостью ковша в 1 кубический метр и производительностью 100 м³ в час предназначались для выемки раздробленных взрывами скальных пород при углублении судоходных путей канала (отсюда и полное название «скалоуборочный земснаряд»). Задание было срочное, ответственное и сложное по исполнению. В короткие сроки под руководством директора завода Ивана Степановича Тверякова проверялись и корректировались поступающие по мере готовности из Ленгипроречтранса чертежи. По ним разрабатывалась технология изготовления деталей и сборки узлов, создавалась необходимая оснастка. Одновременно проектировалось и, вслед за готовностью рабочих чертежей, шло строительство судостроительной площадки, спускового устройства и достроечного причала, оснащение их подъёмно-транспортным оборудованием. За десятилетие, с 1954 по 1963 год, на заводе построены 12 скалоуборочных земснарядов.
Плавучие краны[ | код]
В 1955 году по решению коллегии Министерства речного флота заводу была поручена постройка дизель-электрических кранов. В том же решении коллегии предприятие называлось по-новому: «Завод портового и судового оборудования «Теплоход». К изготовлению машин, механизмов и запасных частей всех типов, которым теплоходцы занимались ранее, добавлялось серийное производство грузоподъёмных плавучих устройств и запасных частей к ним для портов страны. Завод приступил к серийному изготовлению плавкранов вначале грузоподъёмностью в 5 т с вылетом стрелы в 25 метров, а затем 15 и 16-тонных с вылетом стрелы в 30 метров. Выполнение задания представляло значительную трудность, поскольку дизель-электрические краны в нашей стране не строились, позаимствовать опыт было не у кого. Конструкторы, технологи и строители накапливали опыт в процессе создания первых образцов.
10 лет полнокомплектного судостроения[ | код]
В 2008 году ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» начало переход на полнокомплектное судостроение. За десять лет построены три ледокольных буксира, три обстановочных судна, один патрульный катер, один несамоходный плавучий причал, десять рейдовых водолазных катеров, двадцать катеров аварийно-спасательного обеспечения, два больших гидрографических катера.
По состоянию на сентябрь 2018 года в постройке находятся два катера аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и два больших гидрографических катера проекта 23040Г.
Деятельность[ | код]
Сегодня ЗНТ – это современная компактная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов.
Основная специализация ЗНТ – создание судов технического и вспомогательного флота.
Менеджмент предприятия уделяет серьёзное внимание техническому переоснащению производства, обучению персонала и постоянному совершенствованию системы качества.
Система менеджмента качества ЗНТ подтверждена Сертификатом соответствия международным стандартам ISO-9001: 03. В октябре 2016 г. в ОАО ЗНТ проведена ресертификация системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации Российского морского регистра судоходства на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и получен сертификат соответствия в отношении проектирования, разработки, строительства, переоборудования, модернизации и ремонта плавучих средств, изготовления сварных металлоконструкций, управления проектами в судостроении № 16.042.327 от 06.10.2016 г.
По результатам ресертификации системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации «Военный Регистр» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012 № ВР 39.1.10396-2016 от 14.10.2016 г.
ОАО ЗНТ строит суда под техническим наблюдением ФАУ «Российский Речной Регистр», ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
ОАО ЗНТ имеет свидетельство о признании Российского Речного Регистра № 02950 от 03.04.2018 г. возможности выполнять:
- проектирование судов с классом Речного Регистра;
- строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов с классом Речного Регистра;
- радиографический контроль сварных соединений и деталей;
- ультразвуковую дефектоскопию и толщинометрию корпусов судов и деталей.
ОАО ЗНТ имеет документы, выданные Российским морским регистром судоходства:
- свидетельство о признании испытательной лаборатории № 14.52668.130 от 16.12.2014 г.;
- свидетельство о соответствии предприятия, осуществляющего постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление элементов судовых устройств и дельных вещей № 15.50145.130 от 10.02.2015 г.
Ссылки[ | код]
Примечания[ | код]
ru.wikibedia.ru
Нижегородский теплоход Википедия
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История[ | ]
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было строительство сп
ru-wiki.ru
1. История «завода Нижегородский Теплоход»
Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р. Е Алексеева
Кафедра: «Кораблестроение и авиационная техника»
Отчет
по производственной практике
Выполнил: ст. гр. 10-КС-2
Проверил: Спехов П.Л.
Нижний Новгород 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..4
История завода ……………………..………………………………………5
Принципиальная технология постройки судна…………………………..11
Состав цехов верфи………………………………………………………….14
Корпусообрабатывающий цех………………………………………………16
Сборочно-сварочный цех……………………………………………………19
Участок сборки трубопроводов ……………………………………………21
Стапельное производство……………………………………………………22
Спуск судна…………………………………………………………………..25
Монтажно-построечные работы…………………………………………….26
Механическая резка………………………………………………………….27
Испытание и сдача судов …………………………………………………………………….28
Швартовные испытания……………………………………………………..29
Индивидуальное задание……………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………46
2
Цели и задачи практики:
Ознакомительная производственная практика проводится на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» после окончания 6-го семестра.
Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете по курсам «Основы кораблестроения», «Основы технологии судостроения», «Основы конструирования устройств и систем», «Сварка», а также ознакомление со структурой судостроительного завода, с технологией и организацией постройки судов и подготовка к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы технологии судостроения».
Основные задачи практики:
• ознакомление со структурой завода и схемой производственных связей его основных цехов;
• ознакомление с основными цехами и номенклатурой выполняемых работ;
ознакомление с технологией и организацией постройки судов и с последовательностью выполнения технологических процессов;
ознакомление с оборудованием, оснасткой и техническими средствами, используемыми на данном предприятии для постройки судов.
Организация практики
Ознакомительная производственная практика проводится для студентов третьего курса направления «Кораблестроение и авиационная техника » в виде ежедневных интенсивных занятий-экскурсий на заводе «Нижегородский Теплоход» под руководством преподавателей кафедры и сотрудников учебного комбината завода. Продолжительность практики — восемь недель.
Практика организована таким образом, что часть рабочего времени отводится для проведения экскурсий по цехам и отделам завода, где студенты получают необходимые сведения по истории завода, его структуре, номенклатуре выпускаемых изделий, основным характеристикам и планировкам цехов верфи с оборудованием, оснасткой и техническими средствами, по взаимодействию цехов в процессе постройки судов и номенклатуре выполняемых ими работ, а другая часть — для самостоятельной работы над отчетом и индивидуальным занятием.
Интенсивная работа над программой практики при совместном прохождении практики студентов с преподавателями позволит легче разобраться в вопросах программы, даст опыт общения с администрацией.
Технологическая практика позволит студентам глубже проработать вопросы технологии и организации постройки судов и подготовиться к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы технологии судостроения».
Практика заканчивается зачетом с оценкой, который принимается комиссией по индивидуальным отчетам, заверенным заводскими руководителями практики.
3
Введение
Промышленное развитие города Бор связано, прежде всего, с заводом «Нижегородский Теплоход», первенцем и зачинателем местной тяжелой промышленности.
Завод «Теплоход» рождался в начале ХХ века. К 1914 году на заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, котельно-судостроительный цехи и кузница. Назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефти и нефтепродуктов: нефтеналивных барж, теплоходных буксиров и самоходных нефтеналивных судов — речных танкеров. Изготавливали главные и вспомогательные двигатели и механизмы, такелажи и оснастку судов. С 1934 года начинается строительство морских сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъемностью в 150-200 тонн для Белого моря и Каспия. В это же время изготавливаются понтоны разного назначения и рефулерные трубопроводы к землечерпалкам. В 1944 году был сдан первый головной паровой котел с поверхностью нагрева 150кв.м, изготовлены и сданы 3 вертикальных паровых котла для плавкранов. Начиная с 1948 года, завод приступил к серийному производству вертикальных и наклонных паровых машин, водотрубных и огнетрубных котлов, водоподогревателей, конденсаторов, шаровых соединений и других агрегатов и деталей. Начиная с 1955 по 1980 год на заводе осваивается производство плавучих кранов.
Сегодня ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» как и прежде является базовым предприятием в системе речного транспорта России. Выполняет заказы государственных предприятий водных путей и судоходства, включенные в Федеральную программу «Внутренние водные пути России».
4
С Нижегородского откоса, с круч древнейших Дятловых гор, где с начала XIII века стоит один из красивейших городов России Нижний Новгород, не налюбоваться необозримыми далями левобережья Волги.
Это борская земля. Прямо напротив Нижегородского кремля раскинулся нынешний районный центр – город Бор.
Его промышленное развитие связано, прежде всего, с заводом «Нижегородский Теплоход», первенцем и зачинателем местной тяжелой промышленности.
Завод «Теплоход» рождался в начале ХХ века не просто и не сразу.
Первую попытку построить судостроительный завод его основатель Дмитрий Васильевич Сироткин делает в устье Везломы, впадающей в Волгу напротив Н. Новгорода. Но весеннее половодье размыло и разбросало все постройки. Вторичный выбор пал на высокие Моховые горы, не доступные волжской воде даже в пору буйных разливов. Но и здесь не суждено было обосноваться «Теплоходу».
Выбор места под судоверфь завершился, когда Сироткину приглянулись песчаные дюны, так называемые Фофановы горы, на которых сейчас и стоит завод. Они невелики, но волжской водой не заливались. К тому же рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом. Лучшего затона нельзя было и придумать.
Произошло это в июле 1911 года.
Завод стал детищем одного из выдающихся судопромышленников России начала ХХ века Д.В. Сироткина. В те годы он был в зените своей славы и предпринимательского успеха, видной, авторитетной фигурой в судоходном деле всего Поволжья.
Его избирают председателем биржевого комитета, а с 1908 года он бессменный председатель совета судовладельцев волжского бассейна. С 1910 г. Д.В. Сироткин — директор — распорядитель пароходного общества «Волга», занимавшегося главным образом перевозкой каспийской нефти.
Он замышляет провести модернизацию всего флота общества «Волга»: создать новый тип нефтеналивных барж большой грузоподъемности, заменить на буксирах паровые двигатели на более экономичные тепловые (дизели).
1909-1910 годы — это годы своеобразной революции в судостроении России: сразу несколько заводов занялись строительством теплоходов. Компаньонам и акционерам общества «Волга» Сироткин предоставил свои убедительные расчеты, доказывая необходимость создания собственного машиностроительного завода. Он планировал его заложить на левобережье Волги, напротив Нижнего Новгорода. И название ему уже придумал «Нижегородский Теплоход».
Так началось рождение завода с броским названием «Теплоход». За все годы своего существования, несмотря ни на какие ветры времени и различные с этим перемены, слово «Теплоход» никогда не исчезало и не менялось в названии предприятия.
Строительство производственных помещений шло быстро.
К 1914 году на заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, котельно-судостроительный цехи и кузница. Между ними проложили узкоколейные пути. Назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефти и нефтепродуктов: нефтеналивных барж, теплоходных буксиров и самоходных нефтеналивных судов — речных танкеров
В связи с началом I-ой мировой войны завод спешно расширяется для выполнения
5
военных заказов. Выпускаемая военная продукция тех лет — стальные снаряды, чугунные
бомбы, подковы для лошадей и шипы, тральщики, минно-сетевые заградители. Численность работающих достигает 1200 человек.
Затянувшаяся война привела к хозяйственной разрухе, нищете, голоду и росту недовольства трудящихся.
Пришел 1917 год, год двух революций. Рабочие добиваются восьмичасового рабочего дня, участвуют в аресте Нижегородского губернатора, устанавливают Советскую власть в селе Бор и волости.
1918 год стал переломным в судьбе завода. К лету особенно ощутима стала угроза контрреволюции на востоке страны. На огромном пространстве бассейнов Камы и Волги был сформирован Восточный фронт, создавалась Волжская военная флотилия, способная противостоять военным судам белых.
Создание флотилии было поручено Н.Маркину. Осмотрев нижегородские заводы, Маркин пришел к выводу, что успешно вооружать суда могут два завода: «Сормово» и «Теплоход», в 1919 и 1920 годах всего было вооружено и переоборудовано более 100 судов.
19 декабря 1918 года было принято постановление о национализации завода и передаче его вначале Морскому ведомству, а затем ВСНХ.
Наступила зима 1920/21 года. Из военных заказов на заводе оставалось строительство двух минно-сетевых заградителей и четырех тральщиков. Недостаток материалов сдерживал работы. Сокращение работ привело к уменьшению продовольственных фондов, выделяемых заводу.
Сократилась численность рабочих . В июле 1921 года на заводе оставалось 249 человек, в сентябре – уже только 29. А в октябре 1922 года завод был закрыт.
Но ненадолго затихли корпуса цехов предприятия. Вскоре завод передали новому ведомству- управлению строительством железнодорожной линии Нижний Новгород- Котельничи.
Дорога нуждалась в ремонте и техническом обслуживании паровозов и вагонов. В декабре 1922 года началась перестройка завода «Теплоход» под железнодорожные мастерские. Корпуса наполнились людьми. Завод ожил.
С середины 1923 года «Теплоход» начинает в полную силу функционировать как депо «Моховые горы».
Железнодорожная линия Нижний Новгород — Котельнич в 1927 году была закончена и сдана в эксплуатацию. С ее пуском начались беды теплоходского депо.
В декабре 1930 года принято решение о передаче части завода «Теплоход» затону им. К. Маркса, а полностью завод будет передан после окончания строительства железнодорожного моста через Волгу.
Приказом №56 по Наркомводу 9 февраля 1932 года бывший завод «Теплоход» был выделен в самостоятельное предприятие.
Как феникс из пепла, возродился закрытый когда-то завод с сохранением утвердившихся за ним производств судостроения и машиностроения. С 1933 года на заводе развернулось строительство землечерпалок. Сначала они строились небольшие, производительностью 45 куб.м в час (для реки Селенга и озера Балхаш), затем 100-кубовые для Москва-реки, за ними 250-кубовые для Волги и Камы. В перспективе
6
планировалась организация на заводе котлостроения и сталелитейного производства.
Сталь как хлеб нужна была промышленности страны. Поэтому строительство сталелитейного цеха стало наиважнейшей задачей коллектива. Первая плавка в нем состоялась 31 декабря 1934 года, как подарок наступающему Новому году.
После спуска II-ой электроплавильной печи в 1936 г. стальцех осваивает передовые литейные технологии. В этот период отливаются ответственные детали для мостов Москвы: Крымского, Краснохолмского, стальные доковые цепи калибром 57 и 80 мм и смычкой 25 м, лопасти и ступицы для ледоколов «Седов», «Красин», «Чавыч», гребной винт диаметром 4 м для ледокола «Саратовская переправа».
С этого же времени в технологию судостроения на «Теплоходе» успешно внедряется электросварка. Клепаные соединения уступают место электросварным. В примечании нового прогрессивного метода соединения стальных листов электросваркой теплоходцы стали занимать ведущее место среди предприятий водного транспорта.
С марта 1934 года завод был передан Волжскому речному пароходству. Начинается строительство морских сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъемностью в 150-200 тонн для Белого моря и Каспия. В это же время изготавливаются понтоны разного назначения и рефулерные трубопроводы к землечерпалкам.
Услышав о рекордах Алексея Стаханова, на заводе «Теплоход» первыми встали на стахановскую вахту судосборщик Т. Болтаевский, котельщики И. Пудов и Г. Серов, токари А. Столяров, М. Глызин, С. Целовальнов, И. Кустов, Н. Гаврилычев.
Стахановское движение способствовало общему улучшению работы предприятия. Объем производства в 1935 году возрос против 1934 года более чем в 4 раза.
В 1940 г. правительство принимает большую программу судостроения для рек Севера и реконструкции Волго-Балта.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В первый же год войны с завода на фронт ушли 333 человека. Всего же за период войны встали в ряды защитников Родины свыше 793 чел., из них 185 теплоходцев погибло на полях сражений.
Военная ситуация потребовала изготовление на заводе котлов и машин отложить на неопределенное время. Перед коллективом была поставлена задача – срочно переключиться на выпуск боеприпасов в кратчайшее время освоить их производство.
Не снижая темпов выпуска оружия и боеприпасов, теплоходцы находили резервы и для выпуска необходимой мирной продукции.
В 1944 году был сдан первый головной паровой котел с поверхностью нагрева 150кв.м, изготовлены и сданы 3 вертикальных паровых котла для плавкранов.
Для подготовки производственных площадей в августе 1943года весь коллектив завода, исключая сталелитейный цех, снимается с основного производства на строительство котлостроительного цеха. Цех был достроен за один месяц.
В 1944 году при сохранении задания по выпуску боеприпасов резко увеличен план производства запасных частей для судоремонта: гребных винтов, деталей плавучих кранов, шаровых соединений, якорей.
Страна начала восстанавливать разрушенный войной флот. На завод «Теплоход» возложено обеспечение главными и вспомогательными механизмами, сменно-запасными деталями ремонтируемых и строящихся судов коммерческого и технического флота.
7
Основная продукция завода вплоть до 60-годов – машиностроение.
Особую трудность предоставляля подготовка производства паровых машин: не хватало инженерных сил, особенно технологов. В то послевоенное время на заводе работали всего около 20 инженеров. Это были в основном молодые специалисты. Так, гл. инженеру Д.Покровскому не было и 30 лет, начальнику машиносборочного цеха В.Шеину шел 24 год. Но именно на плечи молодых специалистов легла основная тяжесть работы. Учились, как принято говорить, на ходу у таких опытных производственников, как И.Пудов, С.Лягин, А.Лозенко, А.Королев, А.Стрельцов, А.Деднев, Б.Тарнава, В.Бондаревский, С.Ковалев, Я.Фадин, А.Хитров, Н.Мордвинцев.
Теплоходские машины первой серии марки ТМ-1 пошли в серийное производство. Первыми котами и машинами завода были укомплектованы винтовые речные буксиры серии «Академик» проекта 212 и получившие широкое распространение пароходы типа Бор-400 и Бор-600 (около 100 судов).
Одновременно с освоением новой продукции решалась не менее сложная задача – дальнейшее развитие завода. Речной флот нуждался в крупных судовых деталях: коленчатых, упорных и гребных валах и других изделиях.
Минречфлот передает «Теплоходу» полученный по ленд-лизу из США парогидравлический пресс усилием 750 тс, чтобы в короткий срок ввести его в эксплуатацию. Предстояло надстроить здание чугунолитейного цеха, перекрыть его железобетонными плитами, соорудить мощный фундамент и печи для нагревания слитков, приспособить из-за отсутствия мостового крана для технологического обслуживания железнодорожный кран. Несмотря на трудности, пресс был пущен в феврале 1948 г. Душой и организатором этого сложного дела был М.Тузов, директор завода с 1946 года, а блестящими исполнителями — А.Комаров, В.Кудрявцев, М.Михайлов, С.Купчан, Б.Пояганов.
Временный цех эксплуатировался до 1953 г., до тех пор, пока не было сооружено новое здание кузнечно-прессового цеха.
Началось строительство причала, площадки и спускового устройства для нужд судостроения.
Главные подготовительные работы, в том числе и прорытие подводного канала с Волги в Мордово озеро протяженностью в 720 м, были завершены летом 1953 года.
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение об ориентации завода «Теплоход» на строительство технических судов, обязав вначале построить серию одноковшовых штанговых дизель-электрических землечерпальных машин (емкостью ковша в 1 куб. метр и производительностью 100 куб. метров в час). Они предназначались для выемки раздробленных взрывами скальных пород при углублении судоходных путей канала (отсюда полное название — «скалоуборочный земснаряд»).
С 1954 по 1963 год на заводе построены 12 скалоуборочных земснарядов. 4 из них были отправлены в разобранном виде на стройки Сибири.
Примечательна история и электродного производства. Изготовление простейших электродов с меловой обмазкой началось еще в 30-е годы. Так же, ручным способом, их готовили и в годы войны. В 1946г. для них выделяется электродный участок. И только в 1952 г. он преобразуется в самостоятельный электродный цех (первый начальник В. Бондаревский, механик М. Господчиков). Производство электродов увеличивалось с каждым годом, но потребность в них на заводах Министерства речного флота росла еще быстрее.
К 1965г. осуществлена реконструкция цеха по проекту инженеров А. Хаюрова, В.
8
Кузнецова, А. Смирнова. Выпуск электродов вырос в несколько раз, их себестоимость снизилась на 40%. Однако в 1977 г. цех вновь модернизируется, выпуск электродов достигает 18,2 тыс. тонн в год. По техническому вооружению он встал в один ряд с лучшими предприятиями страны и получил высокую оценку института электросварки им. Патона.
Впервые в стране на заводе был налажен выпуск низко токсичных электродов для механизированной сварки, за что гл. инженер Н.П. Полынин и гл.сварщик В.В. Чиркин были отмечены медалями и дипломами ВДНХ.
Электроды с товарным знаком «Теплоход» стали достоянием не только речников, но и многих др. отраслей промышленности бывшего СССР. Они всегда пользовались спросом, их производство отмечалось высокой рентабельностью, а потому и было выгодной продукцией.
В 1955 году по решению коллегии Министерства речного флота заводу была поручена постройка дизель-электрических плавучих кранов. Предприятие стало именоваться по-новому: Завод портового и судового оборудования «Теплоход».
В 1955-1956 годах осваивается производство плавучих дизель — электрических грейферных кранов грузоподъемностью 5 тонн. Разрабатывается технология блочной сварки корпуса крана в цехе, благодаря чему резко сократилась продолжительность стапельных работ на берегу. Затем эта технология была распространена и на такие узлы, как верхняя и средняя рамы, хобот, стрелы и др.
Достижения науки и техники ускоренными темпами внедрялись в технологию изготовления деталей и узлов, а также сборки нового изделия. Трудность заключалась в том, что позаимствовать опыт было не у кого: до этого дизель-электрические краны в нашей стране нигде не строились. Решения технических вопросов находили сами заводчане, в том числе рационализаторы, такие, как инженеры А. Рябец, Г. Котов, А. Хаюров, В. Русиновский.
В 1963г. завод приступил к изготовлению в разборном исполнении береговых кранов грузоподъемностью 100 т, в 1964г. был построен первый 15-тонный кран, а с 1974г. он уступил место 16-тонным. Они в нашей стране строились только на заводе «Теплоход». Достигнут рекордный выпуск плавкранов — 44 единицы в год.
Пуск в 1973г. краностроительного корпуса и третьей стапельной линии сборки плавкранов в 1975г. позволили доводить их до готовности перед спуском на воду до 90%.
В начале 80 годов завод изготовил образцы новых моделей 5-и 16-тонных плавкранов. Кроме речных портов европейской части краны завода предназначались для предприятий Сибири, Дальнего Востока, куда они отгружались в разборном исполнении и где плавкраны работали в условиях продленной навигации при температуре окружающей среды в 20 градусов мороза.
В 1980г. теплоходцы отметили два юбилея: 25-летие краностроения и выпуск 1000-го плавкрана. В успехе общего дела огромен вклад бригад формовщиков Н.П. Павликова и Ю.А. Никошина, судосборщиков Н.П. Самсонова и А.И. Лобанова, Б.И. Молоткова и А.С. Козлова, А.Е. Панкрушкина и В.М. Борисова. Доля завода в производстве плавучих кранов составила 85% от общесоюзного объема. Значителен вклад теплоходцев в создание серии автоматических сцепных устройств для толкания судов и большегрузочных составов. Их внедрение позволило высвободить более 25 тыс. человек, улучшить условия труда судовых команд.
Родина высоко оценила многолетний труд теплоходцев. 3 апреля 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награждается орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 г. группе заводских работников была присуждена премия Совета Министров СССР. В составе лауреатов Н.Полынин, А.Усов, И.Гончаров,
9
Н.Запевалов, С.Кириков, В.Кашаев, А.Антонов. В.Борисов, В.Балдин.
В 1986г. завод отмечал один из своих юбилеев -75-летие. К этой дате впервые вышла книга по истории предприятия «Завод Теплоход», автор И.В.Косарев.
У теплоходцев славные боевые и трудовые традиции. История завода — труженика тесно связана с историей города Бор, всей страны, с историей многочисленных рабочих династий.
Бариновы и Арефьевы, Возлеевы и Киселевы, Костюнины и Кабальновы, Запеваловы и Майоровы, Лепиловы и Лушины, Малеевы и Поягановы, Серовы и Ларины, Столяровы и Тюринские, Хабаровы и Целовальновы — это те, чьим трудом становился на ноги, креп, рос завод, множились его трудовые успехи. Трудовой стаж многих семей насчитывает 100-150 и более лет. Именно им присуща, прежде всего, рабочая гордость за славное имя — «теплоходец».
Ни одно промышленное предприятие Бора не имеет столь почтенного возраста, столь насыщенной важными событиями истории. На протяжении многих лет завод был кузницей специалистов, откуда черпались кадры на партийную, советскую и хозяйственную работу. Так, на работу в Министерство речного флота были выдвинуты Д.Покровский, Г.Марисов, Н.Рукавишников, В. Шеин, В.Тихонов, И.Субботин, Б.Губанов, В.Денисов.
Огромными и внушительными выстраивались планы на ХIIп-ку (1986-1990г.г.): весь прирост объема производства должен был обеспечиваться за счет роста производительности труда. Завод полностью переходил на строительство кранов по новым проектам 81040 и 81050. Выпуск 16-тонных кранов планировалось удвоить, снизив металлоемкость на 1 тонну на 7%. Эти планы связывали с реконструкцией краностроительного цеха. Обновлялась конструкция автосцепов с усовершенствованным приводом управления механизмов.
Намечался новый этап коренного преобразования всего литейного производства.
«Завод «Теплоход», твое доброе имя
studfiles.net
Завод Нижегородский Теплоход Вики
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История[ | код]
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефтепродуктов: нефтеналивных барж для Каспия, Волги, Мариинской системы (ныне – Волго-Балтийский водный путь), теплоходных буксиров для них и самоходных нефтеналивных судов – речных танкеров. Ориентировались хозяева и на судостроение: думали изготовлять многое сами, вплоть до получения своего стального литья. Планировали и изготовление своего судового двигателя. Для этих целей здесь же создавалось конструкторское бюро.
Первая мировая война[ | код]
10 августа 1914 года началась Первая мировая война. У завода появились заказы на бомбы, снаряды, подковы для лошадей, шипы к ним, понтоны, якорные лодки, тральщики, минные заградители. На заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, кузнечный, котельно-судостроительный цехи. Из вспомогательных служб – электростанция, водокачка, материальные склады, контора из кирпича и другие помещения. Между цехами проложены узкоколейные пути. Для выполнения военных заказов завод ещё более расширяется. В 1915 году военное ведомство для выполнения заказов на обточку снарядов отпустило заводу 20 токарных станков, один строгальный и один долбежный. Численность работающих достигает 1200 человек. Завод Сироткина относят к категории крупных предприятий в стране.
Гражданская война[ | код]
1918 год. «Нижегородский теплоход» начал выполнять заказы для нужд молодой Страны Советов: полным ходом шли работы по строительству минно-сетевого заградителя «Индигирка», заложенного в мае 1917 года; в январе 1918 года заложены ещё два таких корабля — «Исеть» и «Селенга»; подготовлены к закладке 4 тральщика.
В конце июля 1918 года завод приступил к вооружению судов для Волжской военной флотилии. В местах установки орудий разбиралась палуба, ставился усиленный набор. Делались фундаменты под орудия, крепились пушки и пулемёты. Полностью разбирали и переделывали помещения внутри судна. Устраивались снарядные погреба, проверялись и ремонтировались главные и вспомогательные механизмы и устройства, заменялись оснастка и такелаж. Начиная с пятого судна, производили их бронирование. Первые суда Волжской военной флотилии «Царицын» и «Кабестан» ушли с завода 12 июля. Через 10 дней ушли «Белая акация» и «Бурлак». Всего в годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено свыше 20 кораблей.
19 декабря 1918 года Президиум Совета Народных Комиссаров принял решение о национализации завода — «Нижегородский теплоход» стал государственным социалистическим предприятием.
Годы Великой Отечественной войны[ | код]
Военная ситуация потребовала отложить изготовление котлов и машин на неопределённое время и переключиться на выпуск военной продукции.
Завод работал в две смены по 12 часов. Поредевшие ряды тружеников предприятия пополнялись женщинами и подростками: в 1941—1942 годы на завод пришли 146 женщин-домохозяек и 230 подростков. В условиях нехватки кадров начался новый подъём стахановского движения и ударничества.
Выросло число «двухсотников» и «трёхсотников» — работников, выполнявших норму на 200 % и 300 %.
Строительство земснарядов[ | код]
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение об ориентации завода «Теплоход» на строительство технических судов, обязав вначале построить серию одноковшовых дизель-электрических землечерпательных машин-земснарядов. Земснаряды емкостью ковша в 1 кубический метр и производительностью 100 м³ в час предназначались для выемки раздробленных взрывами скальных пород при углублении судоходных путей канала (отсюда и полное название «скалоуборочный земснаряд»). Задание было срочное, ответственное и сложное по исполнению. В короткие сроки под руководством директора завода Ивана Степановича Тверякова проверялись и корректировались поступающие по мере готовности из Ленгипроречтранса чертежи. По ним разрабатывалась технология изготовления деталей и сборки узлов, создавалась необходимая оснастка. Одновременно проектировалось и, вслед за готовностью рабочих чертежей, шло строительство судостроительной площадки, спускового устройства и достроечного причала, оснащение их подъёмно-транспортным оборудованием. За десятилетие, с 1954 по 1963 год, на заводе построены 12 скалоуборочных земснарядов.
Плавучие краны[ | код]
В 1955 году по решению коллегии Министерства речного флота заводу была поручена постройка дизель-электрических кранов. В том же решении коллегии предприятие называлось по-новому: «Завод портового и судового оборудования «Теплоход». К изготовлению машин, механизмов и запасных частей всех типов, которым теплоходцы занимались ранее, добавлялось серийное производство грузоподъёмных плавучих устройств и запасных частей к ним для портов страны. Завод приступил к серийному изготовлению плавкранов вначале грузоподъёмностью в 5 т с вылетом стрелы в 25 метров, а затем 15 и 16-тонных с вылетом стрелы в 30 метров. Выполнение задания представляло значительную трудность, поскольку дизель-электрические краны в нашей стране не строились, позаимствовать опыт было не у кого. Конструкторы, технологи и строители накапливали опыт в процессе создания первых образцов.
10 лет полнокомплектного судостроения[ | код]
В 2008 году ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» начало переход на полнокомплектное судостроение. За десять лет построены три ледокольных буксира, три обстановочных судна, один патрульный катер, один несамоходный плавучий причал, десять рейдовых водолазных катеров, двадцать катеров аварийно-спасательного обеспечения, два больших гидрографических катера.
По состоянию на сентябрь 2018 года в постройке находятся два катера аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и два больших гидрографических катера проекта 23040Г.
Деятельность[ | код]
Сегодня ЗНТ – это современная компактная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов.
Основная специализация ЗНТ – создание судов технического и вспомогательного флота.
Менеджмент предприятия уделяет серьёзное внимание техническому переоснащению производства, обучению персонала и постоянному совершенствованию системы качества.
Система менеджмента качества ЗНТ подтверждена Сертификатом соответствия международным стандартам ISO-9001: 03. В октябре 2016 г. в ОАО ЗНТ проведена ресертификация системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации Российского морского регистра судоходства на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и получен сертификат соответствия в отношении проектирования, разработки, строительства, переоборудования, модернизации и ремонта плавучих средств, изготовления сварных металлоконструкций, управления проектами в судостроении № 16.042.327 от 06.10.2016 г.
По результатам ресертификации системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации «Военный Регистр» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012 № ВР 39.1.10396-2016 от 14.10.2016 г.
ОАО ЗНТ строит суда под техническим наблюдением ФАУ «Российский Речной Регистр», ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
ОАО ЗНТ имеет свидетельство о признании Российского Речного Регистра № 02950 от 03.04.2018 г. возможности выполнять:
- проектирование судов с классом Речного Регистра;
- строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов с классом Речного Регистра;
- радиографический контроль сварных соединений и деталей;
- ультразвуковую дефектоскопию и толщинометрию корпусов судов и деталей.
ОАО ЗНТ имеет документы, выданные Российским морским регистром судоходства:
- свидетельство о признании испытательной лаборатории № 14.52668.130 от 16.12.2014 г.;
- свидетельство о соответствии предприятия, осуществляющего постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление элементов судовых устройств и дельных вещей № 15.50145.130 от 10.02.2015 г.
Ссылки[ | код]
Примечания[ | код]
ru.wikibedia.ru
Завод Нижегородский Теплоход Википедия
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было строительство специализированного флота для перевозки нефтепродуктов: нефтеналивных барж для Каспия, Волги, Мариинской системы (ныне – Волго-Балтийский водный путь), теплоходных буксиров для них и самоходных нефтеналивных судов – речных танкеров. Ориентировались хозяева и на судостроение: думали изготовлять многое сами, вплоть до получения своего стального литья. Планировали и изготовление своего судового двигателя. Для этих целей здесь же создавалось конструкторское бюро.
Первая мировая война
10 августа 1914 года началась Первая мировая война. У завода появились заказы на бомбы, снаряды, подковы для лошадей, шипы к ним, понтоны, якорные лодки, тральщики, минные заградители. На заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, кузнечный, котельно-судостроительный цехи. Из вспомогательных служб – электростанция, водокачка, материальные склады, контора из кирпича и другие помещения. Между цехами проложены узкоколейные пути. Для выполнения военных заказов завод ещё более расширяется. В 1915 году военное ведомство для выполнения заказов на обточку снарядов отпустило заводу 20 токарных станков, один строгальный и один долбежный. Численность работающих достигает 1200 человек. Завод Сироткина относят к категории крупных предприятий в стране.
Гражданская война
1918 год. «Нижегородский теплоход» начал выполнять заказы для нужд молодой Страны Советов: полным ходом шли работы по строительству минно-сетевого заградителя «Индигирка», заложенного в мае 1917 года; в январе 1918 года заложены ещё два таких корабля — «Исеть» и «Селенга»; подготовлены к закладке 4 тральщика.
В конце июля 1918 года завод приступил к вооружению судов для Волжской военной флотилии. В местах установки орудий разбиралась палуба, ставился усиленный набор. Делались фундаменты под орудия, крепились пушки и пулемёты. Полностью разбирали и переделывали помещения внутри судна. Устраивались снарядные погреба, проверялись и ремонтировались главные и вспомогательные механизмы и устройства, заменялись оснастка и такелаж. Начиная с пятого судна, производили их бронирование. Первые суда Волжской военной флотилии «Царицын» и «Кабестан» ушли с завода 12 июля. Через 10 дней ушли «Белая акация» и «Бурлак». Всего в годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено свыше 20 кораблей.
19 декабря 1918 года Президиум Совета Народных Комиссаров принял решение о национализации завода — «Нижегородский теплоход» стал государственным социалистическим предприятием.
Годы Великой Отечественной войны
Военная ситуация потребовала отложить изготовление котлов и машин на неопределённое время и переключиться на выпуск военной продукции.
Завод работал в две смены по 12 часов. Поредевшие ряды тружеников предприятия пополнялись женщинами и подростками: в 1941—1942 годы на завод пришли 146 женщин-домохозяек и 230 подростков. В условиях нехватки кадров начался новый подъём стахановского движения и ударничества.
Выросло число «двухсотников» и «трёхсотников» — работников, выполнявших норму на 200 % и 300 %.
Строительство земснарядов
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение об ориентации завода «Теплоход» на строительство технических судов, обязав вначале построить серию одноковшовых дизель-электрических землечерпательных машин-земснарядов. Земснаряды емкостью ковша в 1 кубический метр и производительностью 100 м³ в час предназначались для выемки раздробленных взрывами скальных пород при углублении судоходных путей канала (отсюда и полное название «скалоуборочный земснаряд»). Задание было срочное, ответственное и сложное по исполнению. В короткие сроки под руководством директора завода Ивана Степановича Тверякова проверялись и корректировались поступающие по мере готовности из Ленгипроречтранса чертежи. По ним разрабатывалась технология изготовления деталей и сборки узлов, создавалась необходимая оснастка. Одновременно проектировалось и, вслед за готовностью рабочих чертежей, шло строительство судостроительной площадки, спускового устройства и достроечного причала, оснащение их подъёмно-транспортным оборудованием. За десятилетие, с 1954 по 1963 год, на заводе построены 12 скалоуборочных земснарядов.
Плавучие краны
В 1955 году по решению коллегии Министерства речного флота заводу была поручена постройка дизель-электрических кранов. В том же решении коллегии предприятие называлось по-новому: «Завод портового и судового оборудования «Теплоход». К изготовлению машин, механизмов и запасных частей всех типов, которым теплоходцы занимались ранее, добавлялось серийное производство грузоподъёмных плавучих устройств и запасных частей к ним для портов страны. Завод приступил к серийному изготовлению плавкранов вначале грузоподъёмностью в 5 т с вылетом стрелы в 25 метров, а затем 15 и 16-тонных с вылетом стрелы в 30 метров. Выполнение задания представляло значительную трудность, поскольку дизель-электрические краны в нашей стране не строились, позаимствовать опыт было не у кого. Конструкторы, технологи и строители накапливали опыт в процессе создания первых образцов.
10 лет полнокомплектного судостроения
В 2008 году ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» начало переход на полнокомплектное судостроение. За десять лет построены три ледокольных буксира, три обстановочных судна, один патрульный катер, один несамоходный плавучий причал, десять рейдовых водолазных катеров, двадцать катеров аварийно-спасательного обеспечения, два больших гидрографических катера.
По состоянию на сентябрь 2018 года в постройке находятся два катера аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и два больших гидрографических катера проекта 23040Г.
Деятельность
Сегодня ЗНТ – это современная компактная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов.
Основная специализация ЗНТ – создание судов технического и вспомогательного флота.
Менеджмент предприятия уделяет серьёзное внимание техническому переоснащению производства, обучению персонала и постоянному совершенствованию системы качества.
Система менеджмента качества ЗНТ подтверждена Сертификатом соответствия международным стандартам ISO-9001: 03. В октябре 2016 г. в ОАО ЗНТ проведена ресертификация системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации Российского морского регистра судоходства на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и получен сертификат соответствия в отношении проектирования, разработки, строительства, переоборудования, модернизации и ремонта плавучих средств, изготовления сварных металлоконструкций, управления проектами в судостроении № 16.042.327 от 06.10.2016 г.
По результатам ресертификации системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации «Военный Регистр» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012 № ВР 39.1.10396-2016 от 14.10.2016 г.
ОАО ЗНТ строит суда под техническим наблюдением ФАУ «Российский Речной Регистр», ФАУ «Российский морской регистр судоходства».
ОАО ЗНТ имеет свидетельство о признании Российского Речного Регистра № 02950 от 03.04.2018 г. возможности выполнять:
- проектирование судов с классом Речного Регистра;
- строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов с классом Речного Регистра;
- радиографический контроль сварных соединений и деталей;
- ультразвуковую дефектоскопию и толщинометрию корпусов судов и деталей.
ОАО ЗНТ имеет документы, выданные Российским морским регистром судоходства:
- свидетельство о признании испытательной лаборатории № 14.52668.130 от 16.12.2014 г.;
- свидетельство о соответствии предприятия, осуществляющего постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление элементов судовых устройств и дельных вещей № 15.50145.130 от 10.02.2015 г.
Ссылки
Примечания
wikiredia.ru
Завод Нижегородский Теплоход Википедия
Открытое акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ОАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Бор Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.
История[ | ]
В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.
Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.
Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.
Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.
Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.
За 100 лет истории ЗНТ освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции — нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.
По замыслу акционеров, назначением завода было стро
ru-wiki.ru