Полиспаст грузовой – Полиспаст — Википедия

Содержание

назначение, типы, кратность, примеры схем.

Полиспасты- система блоков, огибаемых тяговым органом (канатом или цепью). Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов(например,шлюпокнасудах). Различают полиспасты прямого или обратного действия. Прямого действия –дают выигрыш в силе, обратного – в скорости. Бывают полиспасты простые, у которых один конец каната закреплён неподвижно, а второй наматывается на барабан. И сдвоенные – у которых оба конца каната наматывается на барабан.

Кратность полиспаста прямого действия – это отношение числа ветвей каната, на который подвешен груз к числу ветвей каната, который наматывается на барабан. Отношение скорости наматывания к скорости подъема грузов.

Схемы грузовых полиспастов:

6.Канаты:назначение, материалы изготовления, типы конструкций, параметры и выбор стальных канатов.

Канаты грузоподъёмной техники применяются в роли подъёмного и тягового .Канаты изготовляются из углеродистой стали (стальные проволоки свиваются в пряди). Материалы: с органическим сердеечником из натуральных или синтетических материалов и с металлическим сердечником.

По назначению:ГЛ, служащ для подъёма и перемещения людей и грузов и Г-грузовые, служащие для транспортировки грузов.

Стальные пряди могут свиваться между собой вокруг сердечника. В качестве сердечника используются: органический сердечник, пропитанный смазкой для повышения долговечности, асбестовые сердечники принимают при работе в условиях повышенной температуры, стальные сердечники применяются в условиях повышенной темп и резких толчковых движений. Конструкция каната определяется числом прядей, структурой прядей, типом сердечника(сердечник прядью не считают).Могут быть одинарной, двойной и тройной свивки.Параметры: Smax*kзп<Sразр ( Smax-макс натяжение, kзп-коэффициент запаса прочности, зависит от режима работы и назначения каната. S

разр-разрывное усилие, представлениы в частях и зависят от конструкции каната, его диаметра и прочности проволок.

7.Колодочные тормоза для крановых механизмов: назначение, схема, описание работы, параметры и регулировка, основы выбора параметров.

Тормозные устройства применяют для: принудительного замедления механизма, его остановки и удержании в состоянии покоя.Оп раб: при подаче питания на электрогидротолкатель(1) его шток двигается и поворачивает косынку(2), которая воздействует на рычаги (3и4).Закреплённые на рычагах (4) колодки(5) отходят от шкива(6), при этом механизм растормаживается.Одновременно рычал(8)поднимается и сжимает пружину(7).При отключении питания пружина(7) распрямляясь возвращает механизм в исходное состояние.Колодки прижимаются к шкиву. Регулировки:Величину отхода рычагов(4) устанавливают ограничителями(9).Равномерность отхода колодок от шкива устанавливается ограничителями(10).Величину зазора между колодками и шкивом устанавливают с помощю винтовой стяжки(11), которая изменяет длину рычага(3).Тормозной момент устанавливается начальным сжатием пружины(7). Требуемый тормозной момент: Мт=Кт*Q*D

Б*ƞ0/2n*m*ipp (Н*м), Кт- коэффициент запаса торможения, который зависит от режима работы.Тормоз подбирается из каталога в зависимости от требования тормозного момента.Схема в тетради.

studfiles.net

Полиспасты — назначение, конструкция

Полиспасты (рис. 1) являются составной частью механизмов и устройств, применяемых для перемещения грузов как по вертикали, так и по горизонтали.

Полиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из блоков, соединенных между собой канатом.

Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепленного к подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге и т. п.), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой канатом, который, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку, а другой его конец через отводные блоки идет к барабану лебедки.

При выполнении монтажных и такелажных работ полиспасты чаще всего используют с целью получения выигрыша в силе. Применение полиспастов уменьшает нагрузку на подъемной лебедке, но приводит к снижению скорости перемещения (подъема) груза. При этом в силе выигрывают во столько раз, во сколько раз проигрывают в скорости.

В отдельных случаях полиспасты применяют для увеличения скорости и величины перемещения свободного конца каната (гидроканатные системы). В этом случае происходит потеря в силе, соответствующая величине выигрыша в скорости перемещения груза.

При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от двух до шести, со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока.

Полиспасты с большим числом нитей используют редко, главным образом при подъеме особо тяжелых грузов.

Обычно применяют полиспасты грузоподъемностью 1 …50 т.

Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец каната, считается отводным.

Нижний блок полиспаста, как правило, имеет грузовой крюк, к которому подвешивают поднимаемый груз.

полиспасты

Рис. 1. Полиспасты:

а — десятиниточный грузоподъемностью 100 т; б — в стянутом состоянии с крюком на блоках; в — в стянутом состоянии с серьгами на блоках; 1, 3 — блоки подвижный и неподвижный; 2 — канат; 4 — канат, идущий к барабану лебедки; 5 — серьга; 6 — крюк

Чем больше роликов в полиспасте, тем большее число ветвей каната поддерживают груз и, следовательно, тем меньшая нагрузка приходится на каждую ветвь каната и на лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые распределяется масса поднимаемого груза, называют кратностью полиспаста.

Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости от числа рабочих ветвей.

 

 

Теги: грузоподъемные устройства

web-mechanic.ru

назначение, типы, кратность, примеры схем.

Полиспасты- система блоков, огибаемых тяговым органом (канатом или цепью). Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов(например,шлюпокнасудах). Различают полиспасты прямого или обратного действия. Прямого действия –дают выигрыш в силе, обратного – в скорости. Бывают полиспасты простые, у которых один конец каната закреплён неподвижно, а второй наматывается на барабан. И сдвоенные – у которых оба конца каната наматывается на барабан.

Кратность полиспаста прямого действия – это отношение числа ветвей каната, на который подвешен груз к числу ветвей каната, который наматывается на барабан. Отношение скорости наматывания к скорости подъема грузов.

Схемы грузовых полиспастов:

6.Канаты:назначение, материалы изготовления, типы конструкций, параметры и выбор стальных канатов.

Канаты грузоподъёмной техники применяются в роли подъёмного и тягового .Канаты изготовляются из углеродистой стали (стальные проволоки свиваются в пряди). Материалы: с органическим сердеечником из натуральных или синтетических материалов и с металлическим сердечником.

По назначению:ГЛ, служащ для подъёма и перемещения людей и грузов и Г-грузовые, служащие для транспортировки грузов.

Стальные пряди могут свиваться между собой вокруг сердечника. В качестве сердечника используются: органический сердечник, пропитанный смазкой для повышения долговечности, асбестовые сердечники принимают при работе в условиях повышенной температуры, стальные сердечники применяются в условиях повышенной темп и резких толчковых движений. Конструкция каната определяется числом прядей, структурой прядей, типом сердечника(сердечник прядью не считают).Могут быть одинарной, двойной и тройной свивки.Параметры: S

max*kзп<Sразр ( Smax-макс натяжение, kзп-коэффициент запаса прочности, зависит от режима работы и назначения каната. Sразр-разрывное усилие, представлениы в частях и зависят от конструкции каната, его диаметра и прочности проволок.

7.Колодочные тормоза для крановых механизмов: назначение, схема, описание работы, параметры и регулировка, основы выбора параметров.

Тормозные устройства применяют для: принудительного замедления механизма, его остановки и удержании в состоянии покоя.Оп раб: при подаче питания на электрогидротолкатель(1) его шток двигается и поворачивает косынку(2), которая воздействует на рычаги (3и4).Закреплённые на рычагах (4) колодки(5) отходят от шкива(6), при этом механизм растормаживается.Одновременно рычал(8)поднимается и сжимает пружину(7).При отключении питания пружина(7) распрямляясь возвращает механизм в исходное состояние.Колодки прижимаются к шкиву. Регулировки:Величину отхода рычагов(4) устанавливают ограничителями(9).Равномерность отхода колодок от шкива устанавливается ограничителями(10).Величину зазора между колодками и шкивом устанавливают с помощю винтовой стяжки(11), которая изменяет длину рычага(3).Тормозной момент устанавливается начальным сжатием пружины(7). Требуемый тормозной момент: Мт=Кт*Q*D

Б*ƞ0/2n*m*ipp (Н*м), Кт- коэффициент запаса торможения, который зависит от режима работы.Тормоз подбирается из каталога в зависимости от требования тормозного момента.Схема в тетради.

studfiles.net

Полиспаст — это… Что такое Полиспаст?

Полиспаст — это грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков огибаемых веревкой, канатом или тросом, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.

Любой полиспаст дает определенный выигрыш в усилии для поднятия груза. В любой подвижной системе состоящей из веревки и блоков неизбежны потери на трение. В этой части для облегчения расчетов неизбежные потери на трение не учитываются и за основу берется Теоретически Возможный Выигрыш в Усилии или сокращенно ТВ теоретический выигрыш).

Примечание: разумеется, в реальной работе с полиспастами трением пренебречь невозможно. Подробнее об этом и об основных способах снижения потерь на трение будет сказано в следующей части «Практические советы по работе с полиспастами»

Основы построения полиспастов

Если закрепить веревку (трос) на грузе, перекинуть её через блок, закрепленный на станции (далее стационарный или неподвижный блок) и потянуть вниз, то для поднятия груза необходимо приложить усилие равное массе груза. Выигрыша в усилии нет Для того чтобы поднять груз на 1 метр необходимо протянуть через блок 1 метр веревки.

Это так называемая схема 1:1


Веревка (трос) закреплена на станции и пропущена через блок на грузе. При такой схеме для поднятия груза необходимо усилие в 2 раза меньше чем его масса. Выигрыш в усилии 2:1. Ролик движется вместе с грузом вверх. Для того чтобы поднять груз на 1 метр необходимо протянуть через ролик 2 метра веревки.

Это схема самого простого полиспаста 2:1


Рисунки №№ 1 и 2 иллюстрируют следующие Основные Правила Полиспастов:

Правило №1.

Выигрыш в усилии дают только ДВИЖУЩИЕСЯ ролики, закрепленные непосредственно на грузе или на веревке идущей от груза. СТАЦИОНАРНЫЕ ролики служат лишь для изменения направления движения веревки и ВЫИГРЫША В УСИЛИИ НЕ ДАЮТ.


Правило №2.

Во сколько раз выигрываем в усилии – во столько же раз проигрываем в расстоянии. Например: если в показанном на рис. 2 полиспасте 2:1 на каждый метр подъема груза вверх надо протянуть через систему 2 метра веревки, то в полиспасте 6:1 – соответственно 6 метров. Практический вывод – чем «сильнее» полиспаст – тем медленнее поднимается груз.

Продолжая добавлять стационарные ролики на станцию и подвижные ролики на груз, мы получим так называемые простые полиспасты разных усилий:

Примеры простых полиспастов Рис. 3, 4.

Правило № 3

Расчет теоретического выигрыша в усилии в простых полиспастах. Здесь все достаточно просто и наглядно.

Если необходимо определить ТВ уже готового полиспаста, То нужно посчитать количество прядей веревки, идущих от груза вверх. Если подвижные ролики закреплены не на самом грузе, а на веревке, идущей от груза (как на рис. 6) – то пряди считаются от точки закрепления роликов. Рисунки 5, 6.


Полужирное начертание

Расчет ТВ при сборке простого полиспаста

В простых полиспастах, каждый подвижный ролик (закрепленный на грузе), добавленный в систему добавочно дает двукратный ТВ. Добавочное усилие СКЛАДЫВАЕТСЯ с предыдущим.

Пример: если мы начали с полиспаста 2:1, то, добавив еще один подвижный ролик, мы получим 2:1 + 2:1 = 4:1; Добавив еще один ролик – получим 2:1 + 2:1+2:1= 6:1 и т.д.

Рисунки 7,8.

В зависимости от того, где закреплен конец грузовой веревки (на станции или на грузе) простые полиспасты подразделяются на четные и нечетные.

Если конец веревки закреплен на станции, то все последующие полиспасты будут ЧЕТНЫЕ: 2:1, 4:1, 6:1 и т.д. Рисунок 7.

Если конец грузовой веревки закреплен на грузе, то будут получаться НЕЧЕТНЫЕ полиспасты: 3:1, 5:1 и т.д. Рисунок 8.

Кроме простых полиспастов в спасательных работах также широко применяются так называемые СЛОЖНЫЕ ПОЛИСПАСТЫ.

Сложный полиспаст

Сложный полиспаст – это система, в которой один простой полиспаст, тянет за другой простой полиспаст. Таким образом могут быть соединены 2, 3 и более полиспастов.

На Рисунке 9 приведены конструкции наиболее употребительных в спасательной практике сложных полиспастов.

Правило №4. Расчет ТВ сложного полиспаста.

Для расчета теоретического выигрыша в усилии при использовании сложного полиспаста необходимо умножить значения простых полиспастов, из которых он состоит. Пример на рис. 10. 2:1 тянет за 3:1=6:1. Пример на рис. 11. 3:1 тянет за 3:1= 9:1.

Расчет усилия каждого из простых полиспастов, входящих в состав сложного производиться по правилу простых полиспастов. Количества прядей считается от точки крепления полиспаста к грузу или грузовой веревки, выходящей из другого полиспаста. Примеры на рис. 10 и 11.

На рисунке 9 показаны практически все основные виды полиспастов, используемые в спасательных работах. Как показывает практика в большинстве случае этих конструкций вполне достаточно для выполнения любых задач. Далее в тексте будут показаны еще несколько вариантов.

Разумеется, существуют и другие, более сложные, системы полиспастов. Но они редко применяются спасательной практике и в данной статье не рассматриваются.

Все показанные выше конструкции полиспастов можно очень легко разучить в домашних условиях, подвесив какой-то груз, скажем, на турнике. Для этого вполне достаточно иметь отрезок веревки или репшнура, несколько карабинов (с роликами или без) и схватывающих (зажимов). Очень рекомендую всем тем, кто собирается работать с настоящими полиспастами. На своем опыте и опыте моих учеников знаю, что после такой отработки гораздо меньше ошибок и путаницы в реальных условиях.

Комплексные полиспасты

Комплексные полиспасты не являются ни простыми, ни сложными – это отдельный вид.

Отличительная особенность комплексных полиспастов – наличие в системе роликов движущихся навстречу грузу. В этом заключается главное преимущество комплексных полиспастов в тех случаях, когда станция расположена выше спасателей и надо тянуть полиспаст вниз.

На Рис 12. приведены две схемы комплексных полиспастов, применяемых в спасработах. Существуют и другие схемы, но они не находят применения в спасательной практике и в данной статье не рассматриваются.

Ссылки

1. Полиспасты для спасательных работ. Часть I. Ф.Фарберов

2. Полиспасты для спасательных работ. Часть II. Ф.Фарберов

3. Полиспасты для спасательных работ. Часть III. Ф.Фарберов

4. Справочная информация и ссылки к статье о полиспастах

5. Дополнения к материалам по полиспастам

tourist.academic.ru

Грузовой полиспаст

 

Использование: в подъемных кранах. Сущность изобретения: грузовой полиспаст содержит основную блочную подвеску 1, дополнительную подвеску 2, грузовые канаты 3. В режиме изменения кратности полиспаста основная блочная подвеска 1 соединяется вспомогательными стропами 5 с грузовыми канатами 3 и поднимается до неподвижной оси 4. На оси 4 закреплен отрезок цепи 6, нижнее звено которого надевается на гак 7 подвески 1. В щеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы 9, гайка 10 крепления гака 7 имеет кольцевую канавку 11. Скобы 9 установлены с возможностью упора в канавке 11 для фиксации продольного положения гака 7 в подвеске 1. Когда подвеска 1 поднята на наружную высоту, нижнее звено отрезка цепи 6 надевается на гак 7. Благодаря тому, что гак 7 зафиксирован, операция закрепления основной блочной подвески на неподвижной оси значительно упрощается и может выполняться одним рабочим. 6 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 66 D 3/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ 4

О (Л

О.К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1294761 (21) 4820066/11 (22) 26.04.90 (46) 23.01.93, Бюл. N 3 (71) Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования им. С.М.Кирова (72) И.С.Мазовер, cD,Í.Прелов, Б.И.Плавник, А.А, Кави н и В. В, Е рофеев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1294761, кл, В 66 D 3/04, 1986. (54) ГРУЗОВОЙ ПОЛИСПАСТ (57) Использование; в подъемных кранах.

Сущность изобретения: грузовой полиспаст содержит основную блочную подвеску 1. дополнительную подвеску 2, грузовые канаты

3. В режиме изменения кратности полиспа„„5U„„1789501 А2 ста основная блочная подвеска 1 соединяется вспомогательными стропами 5 с грузовыми канатами 3 и поднимается до неподвижной оси 4, На оси 4 закреплен отрезок цепи 6, нижнее звено которого надевается на гак 7 подвески 1, B щеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы

9, гайка 10 крепления гака 7 имеет кольцевую канавку 11. Скобы 9 установлены с возможностью упора в канавке 11 для фиксации продольного положения гака 7 в подвеске 1. Когда подвеска 1 поднята на наружную высоту, нижнее звено отрезка цепи 6 надевается на гак 7. Благодаря тому, что гак 7 зафиксирован, операция закрепления основной блочной подвески на неподвижной оси значительно упрощается и может выполняться одним рабочим, 6 ил.

1789501

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к подъемным кранам, и является усовершенствованиемм известного устройства по а вт,св.

N 1294761 (кл. В 66 0 3/04, 1983), Грузовой полиспаст по авт.св. К 1294761 содержит закрепленные на неподвижной оси блоки, сгибаемые грузовыми канатами, основную блОчную йодвеску с канатами и дополнительную блочную подвеску, канаты которой соединены одними концами с канатами ocHoBHQA подвески, а другими — с грузовыми канатами, при этом основная блочная подвеска закреплена на неподвижной оси полиспаста при помощи гака, Недостатком этого устройства является следующее. При изменении кратности полиспаста основную блочную подвеску поднимают до неподвижной оси гаком вверх.

При этом центр тяжести гака расположен выше горизонтальной оси его вращения, и при подъеме гак опрокидывается в горизонтальное или наклонное положение, Поэтому после того как подвеска поднята на нужную высоту, гак,приходится вручную поднимать до вертикального положения. Кроме того, чтобы надеть гак на неподви>кную ось, его надо вместе с подвеской переменить на некоторое расстояние, Эта операция производится на высоте 20-30 м, на открытой площадке ограниченных размеров, Для кранов небольшой грузоподьемности вес подвески с гаком позволяет ограничиться усилиями 1 рабочего. При грузоподъемности крана 10 т и более только для того, чтобы поднять гак до вертикального положения (его вес порядка 100 кг), понадобятся дватри человека, что весьма неудобно, а в ряде случаев небезопасно, напоимер при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, пока гак не соединен с неподвижной осью, он может быть причиной травмы, если выскользнет из рук рабочего, Те же трудности возникают и при обратном переходе на первоначальную кратность полиспаста, Все это значительно усложняет эксплуатацию грузового полиспаста при выполнении работ, связанных с изменением его кратности.

Целью изобретения является упрощение эксплуатации устройства, что улучшит условия техники безопасности, а также расширит диапазон его использОвания по грузоподъемности кранов, Поставленная цель достигается тем, что в грузовом полиспасте по авт.св. N 1294761 основная блочная подвеска снабжена двумя поворотными скобами, а гак установлен в ней с помощью гайки, наружная поверхность которой выполнена с кольцевой канавкой с возможностью упора в нее поворотных скоб, при этом неподвижная ось снабжена подвешенным к ней отрезком цепи для зацепления с гаком подвески.

На фиг.1 изображен грузовой полиспаст в режиме перехода на другую кратность, общий вид; на фиг.2 — основная блочная подвеска в рабочем положении; на фиг. 3 — то же, в режиме перехода на другую кратность; на фиг.4 дан разрез А-А фиг,2; на фиг.5 показана

«0 основная блочная подвеска без поворотных скоб (гак находится в промежуточном положении) в режиме изменения кратности полиспаста; на фиг.6 — разрез Б-Б на фиг.5.

Грузовой полиспаст содержит основ15 ную блочную подвеску 1, дополнительную блочную подвеску 2, грузовые канаты 3, которые идут на механизм подъема через блоки, установленные на неподвижной оси 4. В режиме изменения кратности полиспаста

20 подвеска 1 соединена с канатами 3 при помощи стропов 5. К оси 4 подвешен отрезок цепи 6 для зацепления с гаком 7 подвески 1 при переходе на удвоенную грузоподъемность (в приведенном примере дополни25 тельная подвеска 2 содержит в два раза больше блоков, чем подвеска 1). В шнеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы

9, а гайка 10, наружная поверхность которой выполнена с кольцевой канавкой 11, за30 крепляет гак 7 в траверсе 12, установленной в отверстиях щек 8.

При отсутствии в подвеске 1 скоб 9 гак

7 (во время подъема подвески гаком вверх) поворачивается вместе с траверсой 12 в от35 верстиях щек 8 вокруг горизонтальной оси

Х-Х (фиг.5 и 6) и занимает горизонтальное или наклонное положение.

Работа устройства происходит следующим образом.

40 Когда надо перейти на удвоенную грузоподъемность, основную блочную подвеску 1 поднимают механизмом подъема до неподвижной оси 4, соединив ее стропами 5 с грузовыми канатами 3 и предварительно

45 повернув скобы 9 подвески до упора в канавку 11 на поверхности гайки 10. Этим фиксируется продольное положение гака 7 в подвеске.

Когда подвеска 1 поднята до оси 4, от50 резок цепи 6 отклоняют и его звено надевают на гак 7, которые при этом занимает вертикальное положение. Благодаря тому, что гак зафиксирован, эта простая операция может выполняться одним рабочим.

После соединения основной подвески с неподвижной осью полиспаст работает с дополнительной блочной подвеской.

При переходе на малую грузоподъемность работа производится в обратном порядке.

1789501

35

А-А

Когда основная блочная подвеска находится в рабочем положении, скобы 9 сцепляют со стропами 5 для взаимной

Формула изобретения

Грузовой полиспаст, содержащий закрепленные на неподвижной оси блоки, огибаемые грузовыми канатами, и блочную подвеску с канатом, дополнительную блочную подвеску, канаты которой соединены одними концами с канатами основной блочной подвески, а другими — с грузовыми канатами, при этом основная блочная подвеска закреплена на неподвижной оси фиксации, Это предохраняет их от раскачивания и задевания за выступающие части. полиспаста при помощи гака, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения

10 эксплуатации, основная блочная подвеска снабжена двумя поворотными скобами, а наружная поверхность хвостовой части гака выполнена с кольцевой канавкой с возможностью упора в нее поворотных скоб, при

15 этом неподвижная ось полиспаста снабжена подвешенным к ней участком цепи для зацепления с гаком основной блочной подвески.

1789501

Составитель И.Самохина

Редактор Т,Иванова: Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши

Заказ 326 Тира>к Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательскии комбинат «Патент», г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

    

www.findpatent.ru

назначение, работа – Ассоциация EAM

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Полиспаст – система подвижных и неподвижных блоков, соединённых гибкой связью (канатом или цепью), применяемая для увеличения силы (силовой полиспаст) или скорости (скоростной полиспаст) [1]. Отличительной особенностью подвижных блоков является то, что их ось имеет возможность перемещения в пространстве относительно неподвижных блоков.

Обычно в грузоподъёмных машинах применяют силовые полиспасты, позволяющие уменьшить усилие по подъёму груза, момент от веса груза на барабане, передаточное число механизма и т.д.

Скоростные полиспасты, позволяющие получить повышение скорости перемещения груза при малых скоростях приводного элемента, применяют значительно реже, например, в гидравлических или пневматических подъёмниках.

Основным параметром полиспаста является его кратность, под которой понимают отношение скорости движения подвижной ветви гибкого тягового органа к скорости подъёма груза или отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей каната, навиваемых на барабан. Кратность полиспаста характеризует выигрыш в силе.

В одинарных полиспастах (рисунок 1а) один конец каната закреплён на барабане, а второй конец закрепляется при чётной кратности на неподвижном элементе конструкции, а при нечётной кратности – на крюковой обойме. При наматывании или сматывании каната с барабана, если отсутствуют обводные блоки, то есть канат с блока крюковой обоймы непосредственно переходит на барабан, происходит перемещение груза не только по вертикали, но и по горизонтали.

(а)
(б)
(в)
(г)
Рисунок 1 – Схемы полиспастов:
а) простой двукратный; б) сдвоенный двукратный; в) сдвоенный трёхкратный; г) сдвоенный трёхкратный с уравнительной траверсой А

Для обеспечения строго вертикального подъёма груза применяют сдвоенные полиспасты (рисунок 1б, рисунок 1в, рисунок 1г), состоящие из двух одинарных полиспастов. В этом случае на барабане закрепляют оба конца каната.

Для обеспечения нормального положения крюковой подвески при неравномерной вытяжке ветвей каната обоих полиспастов применяют установку балансира или, что чаще, уравнительного блока C (рисунок 1б). Уравнительный блок при подъёме и опускании груза обычно не вращается и служит лишь для уравнивания длины ветвей обоих полиспастов при неравномерной вытяжке каната. При чётной кратности полиспаста уравнительный блок располагается среди неподвижных блоков, а при нечётной – среди подвижных блоков крюковой подвески. При установке уравнительного блока можно использовать целый канат без дополнительных креплений на балансирах. Однако осмотр и контроль состояния каната на этом блоке вследствие малого угла поворота затруднительны. Поэтому в кранах с тяжелым и весьма тяжелым режимом работы предпочтительно применять уравнительные балансиры А (рисунок 1г).

При выборе полиспаста также следует учитывать потери на трение. Самые лучшие блоки, используемые на практике, приводят к потерям на трение не менее 10% от прилагаемого усилия. Таким образом, приложив усилие в 1 кг к простому двукратному полиспасту, можно поднять груз в 2 × 0,9 = 1,8 кг, а при использовании простого четырёхкратного полиспаста не 4 кг, как ожидается, а 4 × 0,9 × 0,9 × 0,9 = 2,92 кг, то есть выигрыш в силе окажется менее чем в 3 раза, при потерях в скорости в 4 раза. Простой пятикратный полиспаст даёт реальное усиление чуть больше чем в 3 раза. При использовании вместо блоков карабинов, трение ещё больше. [2]

Перечень ссылок

  1. Александров М.П. Подъёмно-транспортные машины: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. – 6-е издание, переработанное. – М.: Высшая школа, 1985. – 520 с., ил.
  2. Шестопалов А. Как работает полиспаст // Интернет-проект “Как работают вещи”. – http://howitworks.iknowit.ru/paper1144.html.

Вопросы для контроля

  1. В чём заключается назначение полиспаста?
  2. Как определить кратность полиспаста?
  3. Чем обусловлена нецелесообразность применения полиспастов большой кратности?

eam.su

Полиспаст — это… Что такое Полиспаст?

Крюковая подвеска с полиспастом

Полиспа́ст (др.-греч. πολύσπαστον от πολύσπαστος — натягиваемый многими верёвками или канатами) таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом или цепью, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст).[1][2]

Общие сведения

Шлюпбалка с полиспастом для спуска на воду и подъема шлюпок на борт

Определение сопротивлений в неподвижных блоках. Скорость каната при огибании неподвижного блока не меняется. При движении каната неподвижный блок приводится во вращение силами трения, возникающими между канатами и ручьем (канавкой) блока[2]. При этом натяжение S2 сбегающей ветви каната будет больше натяжения S1 набегающей ветви на сопротивление жёсткости каната и сопротивление трения в подшипниках блока:

S2 = S1 + Wж + Wоп, где
 — сопротивление жёсткости каната, приведённое к ободу блока, Wоп — сопротивление в подшипниках блока, приведённое к ободу блока[2].

В этой формуле не учтено дополнительное сопротивление трения каната о реборду блока в момент набегания и сбегания каната, возникающее при отклонении каната от плоскости блока[2]. Вследствие жёсткости канат при набегании на блок не сразу входит в его ручей, а при сбегании не сразу приобретает прямолинейное положение[2].

Силовые полиспасты

Пример схемы степенного (потенциального) полиспаста

В силовом полиспасте груз подвешивается к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимается число ветвей каната, на которые распределяется груз).

Скоростные полиспасты

Скоростной полиспаст — по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывается к подвижной обойме, а груз подвешивается к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста получается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста[1]. Во многих кранах по конструктивным соображениям механизм подъёма груза расположен не над крюковой обоймой. В этом случае появляется необходимость в установке между полиспастом и барабаном неподвижных направляющих блоков[2]. Наибольшее применение в грузоподъёмных машинах находят:

  • Одинарные силовые полиспасты. В одинарных — один конец каната закреплён на барабане, другой на неподвижной части конструкции крана или крюковой обойме, барабан имеет нарезку в одну сторону[2].

Отношение скорости в ветви (для одинарных полиспастов) каната, набегающей на барабан, к скорости подъёма груза называют кратностью полиспаста. Её обозначают буквой «а». Недостатком схем одинарных полиспастов является нежелательное изменение нагрузки, действующей на опоры барабана при подъёме или опускании груза[2].

  • Сдвоенные силовые полиспасты. Сдвоенные: оба конца закреплены на барабане; барабан имеет нарезку в правую и левую стороны. Такие полиспасты можно рассматривать как два одинарных. Сдвоенный полиспаст имеет верхний блок, называемый уравнительным. Он предназначен для выравнивания длины ветвей каната при неравномерном их вытягивании. Уравнительный блок может быть заменён рычагом. При этом вместо одного каната устанавливаются два, что особенно выгодно в механизмах с большой кратностью, для которых требуются канаты большой длины. При чётной кратности уравнительный блок расположен на неподвижной оси, при нечётной кратности — на подвижной оси крюковой обоймы[2].

Применение

  • Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъёмных кранов и такелажных приспособлений. Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах)[1].
  • Сдвоенные полиспасты имеют широкое применение в механизмах подъёма многих кранов — мостовых, консольных, козловых и других, где постоянство давлений на опоры барабана во время подъёма или спуска груза важно для обеспечения равномерной загрузки металлоконструкции моста под обоими рельсами[2].
  • Полиспаст в альпинизме. В горном туризме и альпинизме полиспаст применяется для натяжения перил и переправ, для подъема пострадавшего (например, провалившегося в трещину). Используется система из двух схватывающих узлов или механических зажимов, например жумаров. В промышленном альпинизме этот же принцип используется в такелажных работах при подъеме конструкций. Оригинальным решением специфического альпинистского полиспаста является так называемый полиспаст Мунтера.[источник не указан 882 дня]
  • Небольшие полиспасты используются для натяжения подвесных кабелей связи и силовых кабелей, а также несущих тросов при строительстве подвесных линий по столбам и по крышам домов: мускульная сила человека обычно не позволяет натянуть большой пролёт кабеля достаточно сильно.
  • Полиспаст может использоваться для вытягивания застрявшего в грунте автомобиля, если нет лебёдки.

Примечания

  1. 1 2 3 Полиспаст  (рус.). Рубрикон. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др. Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 1986. — 400 с.

См. также

Литература

  • Малая Советская энциклопедия / Редколл.: Б. А. Введенский (гл. ред.) и др.— М.: БСЭ, 1959. — Изд. 3-е. — 310 000 экз.
  • Платонов П. Н., Куценко К. И. Подъёмно-транспортные и подъёмно-разгрузочные устройства. М., 1972
  • Александров М. П. Подъёмно-транспортные машины. М., 1985

dikc.academic.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *