Т 130 устройство – Устройство трактора Т–130

Устройство трактора Т–130

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные технические характеристики трактора Т–130

1.1. Основные части

1.2. Органы управления и пуск его двигателя

2. Основы работы и конструкции двигателя трактора Т–130

2.1. Общее устройство двигателя

2.2. Работа двигателя

3. Система пуска трактора Т–130

4. Шасси трактора Т–130

4.1. Двухдисковое сцепление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения и приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также для буксирования прицепов. Двигатель трактора может приводить в действие рабочие органы стационарных сельскохозяйственных машин через вал отбора мощности (ВОМ) или с помощью шкивного приспособления.

По назначению сельскохозяйственные тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные и колесные.

Гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому незначительно сминает и уплотняет почву. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.

Колесный трактор — более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых, так и на транспортных работах, но сцепление с почвой у него хуже.

По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет клепаную или сварную раму; полу рамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой по конструкции. Десять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

В данной работе будет рассмотрена техническое устройство и общая характеристика внутренней работы трактора Т-130 производства Челябинского тракторного завода.

Целью
работы является изучение общей характеристики устройства трактора Т-130.

Трактор Т-130 относится к тракторам общего назначения. Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашки, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки). Эти тракторы отличаются малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Тяговый класс трактора Т-130М – 6. Тракторы этого класса эффективно используют на полях большой площади при выполнении энергоемких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

1.
Основные технические характеристики трактора Т-130

1.1. Основные части

Трактор — это сложные самоходные машины, которые состоят из отдельных механизмов и сборочных единиц.

Основные части трактора.
Их расположение показано на рис.1. Независимо от особенностей конструкции тракторы состоят из двигателя 1
, трансмиссии 4
, ходовой части 6
, механизма управления 2
, рабочего 5
и вспомогательного 3
оборудования.

Двигатель
— это источник механической энергии.

Трансмиссия
представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент* от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению. В трансмиссию входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач (КП) и задний мост [3, с. 12].

Сцепление
необходимо для кратковременного отъединения вала двигателя от КП при переключении передач и для плавного их соединения при трогании.

Соединительная муфта, включающая в себя упругие элементы, позволяет с небольшим перекосом соединять валы сцепления и КП.

Рис.1. Расположение основных частей на тракторе Т-130:

1 – двигатель;

2 – механизм управления;

3 – вспомогательное оборудование;

4 – трансмиссия;

5 – рабочее оборудование;

6 – движитель.

* Крутящим моментом называют момент силы, под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведение силы на плечо ее приложения.

Задний мост
. С помощью его механизмов происходит увеличение крутящего момента и передается вращение валов к ведущим колесам под прямым углом. У большинства тракторов в состав заднего моста входят тормоза.

У колесного трактора в отличие от гусеничного в трансмиссию включен дифференциал, обеспечивающий разные скорости вращения ведущих колес при поворотах и движении по неровной местности, когда левое и правое колеса проходят разный по длине путь.

Ходовая часть
необходима трактору для передвижения. Вращательное движение колес (или гусениц) при сцеплении их с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора.

Механизм управления
служит для изменения направления движения трактора.

Рабочее оборудование
трактора применяется для использования мощности двигателя при выполнении различных сельскохозяйственных работ. К рабочему оборудованию относятся вал отбора мощности (ВОМ), прицепное устройство, навесная система, приводной шкив.

Вспомогательное оборудование трактора
— это кабина с подрессорным сиденьем, отоплением и вентиляцией, капот, приборы освещения, сигнализации и т. д. [3, с. 14].

Общая техническая характеристика трактора Т-130 представлена в табл. 1.

1.2. Органы управления и пуск его двигателя

На современных сельскохозяйственных тракторах, оснащенных дизелями с пуском от вспомогательного двигателя, органы управления трактором и обоими двигателями расположены в кабине (на примере трактора Т-130) (рис. 2).

Для подготовки пускового двигателя к работе и управления его работой используют: рукоятку 1
управления краном бензинового бачка, рукоятку 5
управления воздушной заслонкой карбюратора, выключатель 11
зажигания магнето, включатель 15
стартера, рычаг 27
управления сцеплением редуктора пускового устройства и включения пусковой шестерни.

При подготовке основного двигателя к работе применяются рычаг 8
декомпрессионного механизма (декомпрессора), рычаг 20
управления подачей топлива, выключатель «массы», краник топливного бака и насос ручной подкачки топлива (расположенные вне кабины).

Для управления трактором в кабине расположены следующие рычаги и педали [3, с. 19].

Рычаги
9
и
10
управления механизмами поворота гусеничного трактора.
Для поворота трактора по дуге большого радиуса соответствующий рычаг плавно оттягивают назад.

Рычаг
19
включения увеличителя крутящего момента (УКМ).
При перемещении его на себя увеличитель крутящего момента включается. Во включенном положении рычаг может быть застопорен защелкой.

Рычаг
20
управления подачей топлива.
При перемещении его вниз подача топлива увеличивается. Для выключения подачи топлива рычаг поднимают в крайнее положение.

Педаль
21
управления главным сцеплением.
Если нажать на педаль, сцепление выключится.

Рычаг
23
управления валом отбора мощности (ВОМ).
Чтобы включить ВОМ, рычаг перемещают назад. При переднем положении рычага ВОМ выключен.

Педали
25
и
26
правого и левого тормоза.
Для крутого поворота трактора нажимают только на ту педаль тормоза, со стороны которой оттянут рычаг управления.

Рычаг
28
переключения передач.
Переключать передачи можно только при полностью выключенном главном сцеплении.

Рычаги
30, 29
и
31
управления основным и выносным цилиндрами навесных орудий, расположенных соответственно сзади, с правой и левой сторон трактора.
В зависимости от положения каждого рычага возможны следующие виды движения и состояния навесных орудий: перемещение вверх — «Подъем», вниз до первого фиксированного положения — нейтральное положение, вниз до второго фиксированного положения — «Опускание», вниз до упора топлива — «Плавающее положение».

Контрольно-измерительные и сигнальные приборы.
К ним относятся тахоспидометр 2
; указатель 4
давления амперметр 6; указатель 12
температуры воды в системе охлаждения; контрольная лампа 13
, сигнализирующая о пониженном давлении масла в смазочной системе; указатель 14
давления масла в смазочной системе УКМ; указатель 16
давления масла в смазочной системе двигателя; контрольная лампа 17
, сигнализирующая включение аккумуляторной батареи на «массу»; кнопочный включатель 18
звукового сигнала.

Рис. 2 Органы управления трактора Т-130

1- рукоятка управления краном бензинового бачка;

2 – тахоспидометр;

mirznanii.com

Устройство и параметры трактора Т-130

________________________________________________________________________

Устройство и параметры трактора Т-130

Трактор (бульдозер) Т-130 и его модификации являются гусеничными тракторами
общего назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами,
рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами.

Компоновка бульдозера выполнена по типу полурамной конструкции с
полужесткой подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним
расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.

Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию
механического типа.

Управление механизмами трансмиссии комбинированное — механическое и
гидрофицированное.

Ходовая часть трактора Т-130 состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и
балансирного устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством
шарниров.

Гидросистема управления для агрегатируемых орудий – универсальная,
раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем: передней и задней.

На бульдозере Т-130 установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая
максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до
88,2 кН при скорости движения 3,7 км/ч.

Первая передача является резервной и используется для работ, где требуется
пониженная технологическая скорость.

На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения ее разрушения
работа на первой передаче не допускается.

Двигатель трактора Т-130

На тракторе установлен дизельный двигатель Д-160 –
четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом от турбокомпрессора,
с объемно-пленочным смесеобразованием в камере, расположенной в днище
поршня.

Для снижения вибрации двигатель снабжен уравновешивающим механизмом.

Блок цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 – с вставными гильзами,
головка блока общая на два цилиндра, с двумя клапанами на каждый
цилиндр:
впускным и выпускным.

Соединение головки с блоком уплотняется медно-асбестовой прокладкой.
Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть
снята без снятия двигателя с трактора.

Коленчатый вал двигателя имеет пять опор, с
центробежной очисткой масла в высверленных полостях шатунных шеек.
Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые
взаимозаменяемые вкладыши.

Топливный насос секционный, имеет четыре плунжера, с центробежным
всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи топлива.

На насосе ТНВД имеется работомер, показывающий моточасы работы дизеля
Д-160.

Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом,
тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами
из хлопчатобумажной пряжи.

Форсунки дизеля Д-160 — закрытого типа, с пятью
распыливающими отверстиями.

Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха: первая ступень —
мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим
удалением пыли, вторая —фильтр со сменными бумажными
фильтрами-патронами.

Уравновешивающий механизм двигателя имеет корпус с бронзовыми втулками —
опорами двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во
вращение от шестерен привода масляного насоса.

Центробежная сила, развиваемая вращающимися грузами на противовесах,
уравновешивает момент от сил инерции второго порядка
поступательно-движущихся масс поршневого комплекта.

Смазочная система двигателя двигателя Д-160 трактора Т-130
комбинированная — под давлением от шестеренного масляного насоса и
разбрызгиванием.

Масло забирается нагнетательной секцией масляного насоса из средней
части картера и через маслоприемник, маслораспределительную плиту
подается к центробежному фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные
подшипники коленчатого вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости
шатунных шеек, где, очищаясь за счет центробежной силы при вращении
шейки, поступает в зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне
шатуна к поршневому пальцу.

Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней
впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.

По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для
смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника
распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.

Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма,
разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни,
шестерни и другие вращающиеся детали двигателя.

Масло, стекающее в картер двига­теля, двумя откачивающими секциями
масляного насоса перекачи­вается из передней и задней частей картера в
его
среднюю ванну, откуда нагнетательной секцией снова подается для
смазывания механизмов дизеля.

Нагретое в дизеле масло охлаждается в масляном радиаторе. Детали
пускового двигателя П-23 смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого в поддон этого двигателя.

Система охлаждения двигателя двигателя Д-160 бульдозера Т-130
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды от центробежного
насоса.

Температура охлаждающей воды регулируется автоматически двумя
термостатами и с помощью шторки перед радиатором.

В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом, надеваемым
на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по патрубкам в
блок цилиндров и головку пускового двигателя, из которого отводится в
головки цилиндров дизеля Д-160.

Из водораспределительной камеры по отверстиям в стенке блока вода
проходит к каждому цилиндру, охлаждает их гильзы и по отверстиям в
верхней стенке блока поступает в головки цилиндров через
стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи воды на охлаждение
межклапанных перемычек и втулок форсунок.

Из головки цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 вода по водоотводной
трубе поступает в трубчатый радиатор, где воздушным потоком от
вентилятора охлаждается и из нижнего коллектора радиатора снова
поступает в водяной насос.

Когда вода еще не нагрета, клапаны термостата закрыты, и вода по
перепускной трубе перепускается во всасывающую полость водяного насоса,
минуя радиатор.

По мере нагревания воды клапаны термостатов открываются, и вода
поступает в радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.

Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от
четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя.

Пуск двигателя Д-160-14 производится электростартером от системы
электрооборудования напряжением 24 В.

Трансмиссия бульдозера Т-130

Трансмиссия бульдозера Т-130 механическая, многоступенчатая с
восьми-скоростной коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое
усилие трактора 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.

Муфта сцепления Т-130 — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя
ведущими и ведомыми дисками.

На верхний вал коробки передач вращение от муфты сцепления передается
через карданный вал и зубчатые муфты.

Выключение муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим
сервомеханизмом.

Коробка передач трактора Т-130 восьмискоростная, прикреплена к передней
стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка четырехвальная, с
шестернями постоянного зацепления.

На промежуточных валах КПП шестерни установлены на шлицах, на верхнем и
нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом
включается зад­ний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и
«Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.

Главная (коническая) передача передает вращение от продольно
расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной
передачи.

Бортовые фрикционы прикреплены к поперечному валу
главной передачи; на наружных барабанах фрикционов установлены ленточные
тормоза.

Фрикционы и тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия
выключения фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм.

Главная передача и бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.

Бортовой редуктор Т-130 (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами
прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом,
прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов.

Для исключения вытекания масла из редуктора на ступице и полуоси
шестерни установлены лабиринтные и гребенчатые уплотнения.

Шестерни, валы, подшипники коробки передач и главной передачи
смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом, поступающим от
насоса, установленного на корпусе коробки передач и приводимого во
вращение от шестерни на первом промежуточном валу.

Масло фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном
радиаторе, установленном позади масляного радиатора двигателя.

Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым
маслом, залитым в кожух редуктора.

Ходовая тележка имеет пять опорных и два поддерживающих катка.

Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом.

Болотоходный трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных
катков, уширенные башмаки гусениц.

Первая передача заблокирована путем установки
втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в
сторону
включения первой передачи.

Гидросистема Т-130МБ для управления механизмами трактора и
агрегатируемыми орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов
управления муфтой сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса
управления навесными и прицепными орудиями, двух гидробаков с фильтрами,
расположенными в соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления
ножом бульдозера, распределителя, задней навесной гидравлической
системы, монтируемой на задней стенке корпуса бортовых фрикционов,
трубопроводов и соединительных муфт.

Оснащение трактора указанными гидроагрегатами производится в
зависимости от использования трактора на различных работах.

Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается
от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3
кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч
на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160
пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700.

Пусковой двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым
двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и
Т-100МЗ.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Трактора Т-130 — устройство, характеристики, видео, чертежи

Трактор Т-130 – одна из самых известных модификаций от Челябинского тракторного завода. Выпускался в период с 1969 по 1988 гг., за время которого с конвейера сошло более 200 тыс. экземпляров. Обладает универсальностью и отличной проходимостью, благодаря которым не утратил своих позиций и по сей день.

Т-130 – гусеничный промышленный трактор, который используется в сельскохозяйственных, лесозаготовительных и коммунально-дорожных работах. Согласно своим техническим возможностям, представляет 6-й тяговый класс (или 4-й – по международной номенклатуре). Считается приемником более ранней модели – Т-100. Дал усовершенствованную версию – Т-170 – агрегат, который открыл новую эру Челябинских тракторов.

Достоинства:

  • двигатель с большим запасом мощности;
  • надежность материально-технической оснастки;
  • адаптированность для любых климатических зон и режимов использования;
  • большая опорная поверхность конструкции, препятствующая переуплотнению грунта и возникновению водной и ветровой эрозии;
  • ремонтопригодность и унифицированность запчастей – они совместимы между различными моделями линейки от 100-й до 170-й. Поэтому ремонт трактора можно произвести современными узлами и механизмами.

Трактор Т-130: технические характеристики

Гусеничный трактор Т-130 – полурамный самоходный агрегат, внешнее строение которого представлено на фото.

Устройство трактора Т-130 составляют такие рабочие узлы:

  1. дизельный мотор передней компоновки;
  2. рычаги управления – локализованы в кабине и насчитывают 31 элемент;
  3. вспомогательные механизмы – сиденье механизатора, эргономичная кабина, габариты, фары;
  4. трансмиссия – включает КПП, сцепление и его муфту, задний мост;
  5. рабочие элементы – ВОМ, шкив привода, система навесок, прицепная связка;
  6. движитель.

В действие приводится 4-тактным мотором, работающим на дизеле. Крутящий момент с его коленвала перехватывается трансмиссией, которая регулирует качение ведущих колес. В передвижении задействовано сцепление, муфта соединения, задний мост, которые придают сельхозмашине устойчивость на любой поверхности. Его работа продемонстрирована в видео.

Двигатель гусеничного трактора Т-130

Первоначально поставлялся с 4-тактным  двигателем марки Д-130, который имел турбонаддув.

Позже его заменили на более производительный 4-цилиндровый Д-160. Его особенности:

  • нетребовательность к качеству дизтоплива;
  • включение от пускового мотора, снабженного карбюратором и электронным зажиганием;
  • ГБЦ с бронзовым наконечником, на который можно поставить форсунки;
  • настраиваемый праймер;
  • закрытая охладительная система;
  • комбинированная смазка с разбрызгиванием.

Трансмиссия трактора Т-130

Данное техсредство оснащено механической трансмиссией, создающей усилие 128,3 кН при режиме в 2,51 км/ч.

Кроме этого имеет:

  • 8 рабочих скоростей с 1-й пониженной;
  • фрикционную муфту сцепления, усиленной гидравлическим сервомеханизмом;
  • 4-вальную коробку передач, управляемую 2 рычагами.

Ходовая часть трактора Т-130

Ходовая часть представлена гусеницами, которые связаны с элементами управления для установки траектории перемещения.

В этой модели состоит из 7 катков, из которых 5 – опорные. Гусеничные ленты – натяжные, для чего используется гидравлическая система. Ее составляют гидронасосы, фильтрующие гидробачки, гидроцилиндры, муфты и пр.

Рабочее оборудование трактора Т-130

Для модели трактора Т-130 характеризуется как раздельно-агрегатное гидравлического типа. Служит для урегулирования действия 2-х навесных систем – передней и задней, куда на трактор навешиваются вспомогательные адаптеры.

Среди них:

  • почвообрабатывающие – можно навесить плуг или грабли-ворошилки на трактор, тем самым расширив сферу его применения;
  • бульдозерный отвал – 2,5 и 3,2 м захвата превращает трактор в бульдозер Т-130;
  • трубоукладчики;
  • сваезабойные установки;
  • лесозаготовительные – погрузочные, трелевочные и пр.

Дополнительные устройства для работы трактора Т-130

Рабочее место тракториста отличается эргономикой и комфортом. Есть:

  • мягкое сиденье с регулируемой спинкой;
  • система кондиционирования;
  • печка для зимней эксплуатации;
  • прочная кабина с вибро- и шумоизоляционными уплотнителями.

Электросхема трактора Т-130 – однопроводная с напряжением 12 В. Изготовлена по примеру автомобильной. Обеспечивает жизнеспособность фар, габаритов, звуковых датчиков, стеклоочистителей, печки.

Технические характеристики трактора Т-130:

  • Мощность – 140 л.с.;
  • Энергоемкость – 244 г/кВт*ч;
  • Дорожный просвет – 41,5 см;
  • Габариты – 5,2 х 2,48 х 3,089 м;
  • Бензобак – 0,29 м3;
  • Картер – 32 л;
  • Вес – 14,3 т.

1potraktoram.ru

Обзор конструкции трактора Т-130

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ

Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Трактор Т-130 и его модификации являются гусеничными машинами
общего назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами,
рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами.

Компоновка выполнена по типу полурамной конструкции с
полужесткой подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним
расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.

Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию
механического типа.

Управление механизмами трансмиссии комбинированное — механическое и
гидрофицированное.

Ходовая часть трактора/бульдозера Т-130 состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и
балансирного устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством
шарниров.

Гидросистема управления для агрегатируемых орудий – универсальная,
раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем: передней и задней.

На машине установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая
максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до
88,2 кН при скорости движения 3,7 км/ч.

Первая передача является резервной и используется для работ, где требуется
пониженная технологическая скорость.

На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения ее разрушения
работа на первой передаче не допускается.

Двигатель трактора Т-130

На тракторе/бульдозере Т-130 установлен дизельный двигатель Д-160 –
четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом от турбокомпрессора,
с объемно-пленочным смесеобразованием в камере, расположенной в днище
поршня.

Для снижения вибрации двигатель снабжен уравновешивающим механизмом.

Блок цилиндров двигателя – с вставными гильзами,
головка блока общая на два цилиндра, с двумя клапанами на каждый
цилиндр:
впускным и выпускным.

Соединение головки с блоком уплотняется медно-асбестовой прокладкой.
Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть
снята без снятия двигателя с трактора.

Коленчатый вал двигателя Д-160 трактора Т-130 имеет пять опор, с
центробежной очисткой масла в высверленных полостях шатунных шеек.
Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые
взаимозаменяемые вкладыши.

Топливный насос секционный, имеет четыре плунжера, с центробежным
всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи топлива.

На насосе ТНВД имеется работомер, показывающий моточасы работы дизеля
Д-160.

Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом,
тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами
из хлопчатобумажной пряжи.

Форсунки дизеля — закрытого типа, с пятью
распыливающими отверстиями.

Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха: первая ступень —
мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим
удалением пыли, вторая —фильтр со сменными бумажными
фильтрами-патронами.

Уравновешивающий механизм двигателя имеет корпус с бронзовыми втулками —
опорами двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во
вращение от шестерен привода масляного насоса.

Центробежная сила, развиваемая вращающимися грузами на противовесах,
уравновешивает момент от сил инерции второго порядка
поступательно-движущихся масс поршневого комплекта.

Смазочная система двигателя комбинированная — под давлением от шестеренного масляного насоса и
разбрызгиванием.

Масло забирается нагнетательной секцией масляного насоса из средней
части картера и через маслоприемник, маслораспределительную плиту
подается к центробежному фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные
подшипники коленчатого вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости
шатунных шеек, где, очищаясь за счет центробежной силы при вращении
шейки, поступает в зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне
шатуна к поршневому пальцу.

Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней
впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.

По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для
смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника
распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.

Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма,
разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни,
шестерни и другие вращающиеся детали двигателя.

Масло, стекающее в картер двига­теля, двумя откачивающими секциями
масляного насоса перекачи­вается из передней и задней частей картера в
его
среднюю ванну, откуда нагнетательной секцией снова подается для
смазывания механизмов дизеля.

Нагретое в дизеле масло охлаждается в масляном радиаторе. Детали
пускового двигателя П-23 смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого в поддон этого двигателя.

Система охлаждения двигателя двигателя Д-160 бульдозера Т-130
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды от центробежного
насоса.

Температура охлаждающей воды регулируется автоматически двумя
термостатами и с помощью шторки перед радиатором.

В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом, надеваемым
на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по патрубкам в
блок цилиндров и головку пускового двигателя, из которого отводится в
головки цилиндров дизеля.

Из водораспределительной камеры по отверстиям в стенке блока вода
проходит к каждому цилиндру, охлаждает их гильзы и по отверстиям в
верхней стенке блока поступает в головки цилиндров через
стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи воды на охлаждение
межклапанных перемычек и втулок форсунок.

Из головки цилиндров вода по водоотводной
трубе поступает в трубчатый радиатор, где воздушным потоком от
вентилятора охлаждается и из нижнего коллектора радиатора снова
поступает в водяной насос.

Когда вода еще не нагрета, клапаны термостата закрыты, и вода по
перепускной трубе перепускается во всасывающую полость водяного насоса,
минуя радиатор.

По мере нагревания воды клапаны термостатов открываются, и вода
поступает в радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.

Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от
четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя.

Пуск двигателя производится электростартером от системы
электрооборудования напряжением 24 В.

Трансмиссия бульдозера Т-130

Трансмиссия бульдозера Т-130 механическая, многоступенчатая с
восьми-скоростной коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое
усилие трактора 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.

Муфта сцепления — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя
ведущими и ведомыми дисками.

На верхний вал коробки передач вращение от муфты сцепления передается
через карданный вал и зубчатые муфты.

Выключение муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим
сервомеханизмом.

Коробка передач трактора восьмискоростная, прикреплена к передней
стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка четырехвальная, с
шестернями постоянного зацепления.

На промежуточных валах КПП шестерни установлены на шлицах, на верхнем и
нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом
включается зад­ний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и
«Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.

Главная (коническая) передача передает вращение от продольно
расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной
передачи.

Бортовые фрикционы бульдозера прикреплены к поперечному валу
главной передачи; на наружных барабанах фрикционов установлены ленточные
тормоза.

Фрикционы и тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия
выключения фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм.

Главная передача и бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.

Бортовой редуктор Т-130 (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами
прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом,
прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов.

Для исключения вытекания масла из редуктора на ступице и полуоси
шестерни установлены лабиринтные и гребенчатые уплотнения.

Шестерни, валы, подшипники коробки передач и главной передачи
смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом, поступающим от
насоса, установленного на корпусе коробки передач и приводимого во
вращение от шестерни на первом промежуточном валу.

Масло фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном
радиаторе, установленном позади масляного радиатора двигателя.

Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым
маслом, залитым в кожух редуктора.

Ходовая тележка имеет пять опорных и два поддерживающих катка.

Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом.

Болотоходный трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных
катков, уширенные башмаки гусениц.

Первая передача данного трактора заблокирована путем установки
втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в
сторону
включения первой передачи.

Гидросистема Т-130МБ для управления механизмами трактора и
агрегатируемыми орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов
управления муфтой сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса
управления навесными и прицепными орудиями, двух гидробаков с фильтрами,
расположенными в соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления
ножом бульдозера, распределителя, задней навесной гидравлической
системы, монтируемой на задней стенке корпуса бортовых фрикционов,
трубопроводов и соединительных муфт.

Оснащение трактора этой техники указанными гидроагрегатами производится в
зависимости от использования трактора на различных работах.

Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается
от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3
кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч
на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160
пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700.

Пусковой двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым
двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и
Т-100МЗ.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Конструкция и характеристики трактора Т-130

_______________________________________________________________________________________

Трактор (бульдозер) Т-130 и его модификации являются гусеничными тракторами
общего назначения и эксплуатируются в агрегате с бульдозерами, скреперами,
рыхлителями и другими строительно-дорожными машинами.

Компоновка бульдозера Т-130 выполнена по типу полурамной конструкции с
полужесткой подвеской остова, с передним расположением двигателя и задним
расположением трансмиссии, над которой установлена кабина водителя.

Передача от вала двигателя к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию
механического типа.

Управление механизмами трансмиссии комбинированное — механическое и
гидрофицированное.

Ходовая часть трактора Т-130 состоит из двух ходовых тележек, гусеничных цепей и
балансирного устройства и связана с остовом трактора в трех точках посредством
шарниров.

Гидросистема управления для агрегатируемых орудий – универсальная,
раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем: передней и задней.

На бульдозере Т-130 установлена восьмискоростная коробка передач, обеспечивающая
максимальное тяговое усилие трактора (на первой передаче) до
88,2 кН при скорости движения 3,7 км/ч.

Первая передача является резервной и используется для работ, где требуется
пониженная технологическая скорость.

На тракторах с задней навесной системой в целях предотвращения ее разрушения
работа на первой передаче не допускается.

Двигатель трактора Т-130

На тракторе Т-130 установлен дизельный двигатель Д-160 –
четырехцилиндровый четырехтактный дизель с наддувом от турбокомпрессора,
с объемно-пленочным смесеобразованием в камере, расположенной в днище
поршня.

Для снижения вибрации двигатель снабжен уравновешивающим механизмом.

Блок цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 – с вставными гильзами,
головка блока общая на два цилиндра, с двумя клапанами на каждый
цилиндр:
впускным и выпускным.

Соединение головки с блоком уплотняется медно-асбестовой прокладкой.
Картер двигателя состоит из двух половин, передняя его часть может быть
снята без снятия двигателя с трактора.

Коленчатый вал двигателя Д-160 трактора Т-130 имеет пять опор, с
центробежной очисткой масла в высверленных полостях шатунных шеек.
Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые
взаимозаменяемые вкладыши.

Топливный насос Д-160 секционный, имеет четыре плунжера, с центробежным
всережимным регулятором и пластинчатым корректором подачи топлива.

На насосе ТНВД имеется работомер, показывающий моточасы работы дизеля
Д-160.

Топливные фильтры грубой очистки — с сетчатым фильтрующим элементом,
тонкой очистки — с двухслойными фильтрующими сменными элементами
из хлопчатобумажной пряжи.

Форсунки дизеля Д-160 бульдозера Т-130 — закрытого типа, с пятью
распыливающими отверстиями.

Воздухоочиститель — с двумя ступенями очистки воздуха: первая ступень —
мультициклонный очиститель с эжекционным автоматическим
удалением пыли, вторая —фильтр со сменными бумажными
фильтрами-патронами.

Уравновешивающий механизм двигателя имеет корпус с бронзовыми втулками —
опорами двух противовесов с зубчатыми венцами, которые приводятся во
вращение от шестерен привода масляного насоса.

Центробежная сила, развиваемая вращающимися грузами на противовесах,
уравновешивает момент от сил инерции второго порядка
поступательно-движущихся масс поршневого комплекта.

Смазочная система двигателя двигателя Д-160 трактора Т-130
комбинированная — под давлением от шестеренного масляного насоса и
разбрызгиванием.

Масло забирается нагнетательной секцией масляного насоса из средней
части картера и через маслоприемник, маслораспределительную плиту
подается к центробежному фильтру, откуда по маслопроводу — в коренные
подшипники коленчатого вала, а по каналам в коленчатом валу — в полости
шатунных шеек, где, очищаясь за счет центробежной силы при вращении
шейки, поступает в зазоры шатунных подшипников и по каналу в стержне
шатуна к поршневому пальцу.

Часть масла из верхней головки шатуна по двум каналам в ней
впрыскивается на днище поршня, охлаждая его.

По трубкам и высверленным каналам масло под давлением поступает для
смазывания подшипников уравновешивающего механизма, переднего подшипника
распределительного вала, регулятора и других механизмов двигателя.

Масло, вытекающее из зазоров кривошипно-шатунного механизма,
разбрызгивается и масляным туманом смазывает гильзы цилиндров, поршни,
шестерни и другие вращающиеся детали двигателя Д-160.

Масло, стекающее в картер двига­теля, двумя откачивающими секциями
масляного насоса перекачи­вается из передней и задней частей картера в
его
среднюю ванну, откуда нагнетательной секцией снова подается для
смазывания механизмов дизеля Д-160.

Нагретое в дизеле Д-160 масло охлаждается в масляном радиаторе. Детали
пускового двигателя П-23 смазываются разбрызгиванием масла,
заливаемого в поддон этого двигателя.

Система охлаждения двигателя двигателя Д-160 бульдозера Т-130
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды от центробежного
насоса.

Температура охлаждающей воды регулируется автоматически двумя
термостатами и с помощью шторки перед радиатором.

В зимнее время температура воды регулируется теплым чехлом, надеваемым
на капот трактора. Вода центробежным насосом подается по патрубкам в
блок цилиндров и головку пускового двигателя, из которого отводится в
головки цилиндров дизеля Д-160.

Из водораспределительной камеры по отверстиям в стенке блока вода
проходит к каждому цилиндру, охлаждает их гильзы и по отверстиям в
верхней стенке блока поступает в головки цилиндров через
стаканчики-дефлекторы, которые направляют струи воды на охлаждение
межклапанных перемычек и втулок форсунок.

Из головки цилиндров двигателя Д-160 трактора Т-130 вода по водоотводной
трубе поступает в трубчатый радиатор, где воздушным потоком от
вентилятора охлаждается и из нижнего коллектора радиатора снова
поступает в водяной насос.

Когда вода еще не нагрета, клапаны термостата закрыты, и вода по
перепускной трубе перепускается во всасывающую полость водяного насоса,
минуя радиатор.

По мере нагревания воды клапаны термостатов открываются, и вода
поступает в радиатор, где охлаждается, проходя по трубкам.

Пуск тракторных двигателей Д-160, Д-160Б осуществляется от
четырехтактного двухцилиндрового бензинового пускового двигателя.

Пуск двигателя Д-160-14 производится электростартером от системы
электрооборудования напряжением 24 В.

Трансмиссия бульдозера Т-130

Трансмиссия бульдозера Т-130 механическая, многоступенчатая с
восьми-скоростной коробкой передач, обеспечивающая максимальное тяговое
усилие трактора 128,3 кН при скорости движения 2,51 км/ч.

Муфта сцепления Т-130 — фрикционная, постоянно замкнутая, с двумя
ведущими и ведомыми дисками.

На верхний вал коробки передач вращение от муфты сцепления передается
через карданный вал и зубчатые муфты.

Выключение муфты, разъединение дисков облегчается гидравлическим
сервомеханизмом.

Коробка передач трактора Т-130 восьмискоростная, прикреплена к передней
стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка четырехвальная, с
шестернями постоянного зацепления.

На промежуточных валах КПП шестерни установлены на шлицах, на верхнем и
нижнем валах — свободно вращаются на чугунных втулках.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: правым рычагом
включается зад­ний ход и диапазоны переднего хода «Нормальный» и
«Ускоренный», левым рычагом переключаются скорости движения.

Главная (коническая) передача передает вращение от продольно
расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал главной
передачи.

Бортовые фрикционы бульдозера Т-130 прикреплены к поперечному валу
главной передачи; на наружных барабанах фрикционов установлены ленточные
тормоза.

Фрикционы и тормоза управляются механизмом поворота. Для снижения усилия
выключения фрикционов имеется гидравлический сервомеханизм.

Главная передача и бортовые фрикционы размещены в сварном корпусе.

Бортовой редуктор Т-130 (правый и левый) двухступенчатый с двумя парами
прямозубых цилиндрических шестерен, закрытых снаружи кожухом,
прикрепленным к корпусу бортовых фрикционов.

Для исключения вытекания масла из редуктора на ступице и полуоси
шестерни установлены лабиринтные и гребенчатые уплотнения.

Шестерни, валы, подшипники коробки передач и главной передачи
смазываются — под давлением и разбрызгиванием — маслом, поступающим от
насоса, установленного на корпусе коробки передач и приводимого во
вращение от шестерни на первом промежуточном валу.

Масло фильтруется в отдельном фильтре и охлаждается в масляном
радиаторе, установленном позади масляного радиатора двигателя.

Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются разбрызгиваемым
маслом, залитым в кожух редуктора.

Ходовая тележка Т-130 имеет пять опорных и два поддерживающих катка.

Натяжение гусеницы производится гидравлическим механизмом.

Болотоходный трактор Т-130МБ в ходовой тележке имеет семь опорных
катков, уширенные башмаки гусениц.

Первая передача трактора Т-130МБ заблокирована путем установки
втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в
сторону
включения первой передачи.

Гидросистема Т-130МБ для управления механизмами трактора и
агрегатируемыми орудиями состоит из гидронасоса и сервомеханизмов
управления муфтой сцепления и бортовыми фрикционами, гидронасоса
управления навесными и прицепными орудиями, двух гидробаков с фильтрами,
расположенными в соединяющей баки трубе, двух гидроцилиндров управления
ножом бульдозера, распределителя, задней навесной гидравлической
системы, монтируемой на задней стенке корпуса бортовых фрикционов,
трубопроводов и соединительных муфт.

Оснащение трактора Т-130МБ указанными гидроагрегатами производится в
зависимости от использования трактора на различных работах.

Трактор Т-130М является модернизированным трактором Т-130 и отличается
от последнего большим тяговым усилием на первой передаче, а именно 128,3
кН при скорости движения 2,51 км/ч вместо 88,2 кН при скорости 3,7 км/ч
на первой передаче трактора Т-130, а также установкой на дизеле Д-160
пускового двигателя П-23У вместо пускового агрегата ПА-700.

Пусковой двигатель П-23У по большинству деталей унифицирован с пусковым
двигателем П-23, установленным на дизеле Д-108 тракторов Т-100М и
Т-100МЗ.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru

Устройство трактора Т–130 – часть 4

Рис. 6. Двухдисковое сцепление (трактора Т-130):

1- вал;

2- корпус;

3- пружина;

4- выжимной подшибник;

5- кожух;

6- выжимное кольцо;

7- регулировочная гайка;

8- отжимной рычажок;

9- нажимной диск;

10- разжимная пружина;

11- промежуточный диск;

12- ведомые диски;

13- паз маховика;

14- вилка выключения;

15- регулировочная гайка тормозка;

16- тормозная колодка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трактор Т-130 – гусеничный, общего назначения, класса тяги 60 кН (6) в агрегате с навесными и прицепными машинами предназначен для выполнения землеройных, плантажных, мелиоративных, дорожных, планировочных и сельскохозяйственных работ (пахота, посев, сплошная культивация).

Изготовитель – Челябинский тракторный завод. Начало серийного производства – 1969 год.

На тракторе Т-130 установлен четырехцилиндровый, четырехтактный дизельный двигатель Д-160 с турбонаддувом, камерой сгорания в днище поршня и запуском от карбюраторного пускового двигателя с электростартером.

Трансмиссия механическая, многоступенчатая. Состоит из сухой, постоянно замкнутой муфты сцепления с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, четырехвальной коробки передач, конической передачи, многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухступенчатых бортовых редукторов.

Тормоза ленточные, двустороннего действия, плавающие, с фрикционными накладками, воздействующими на наружные барабаны бортовых фрикционов. В систему управления бортовыми фрикционами включены гидравлические сервомеханизмы.

Рама бульдозера Т-130 выполнена в виде двух лонжеронов, приваренных к корпусу бортовых фрикционов. Тележки гусениц сварные, опорных катков – пять, поддерживающих роликов – два. Натяжное колесо имеет гидравлический механизм натяжения. Гусеница составлена из штампованных звеньев, соединенных пальцами и втулками. Башмаки специального профиля прикреплены к звеньям.

Трактор Т-130 оборудован раздельно-агрегатной гидросистемой, передней и задней навесками, маятниковым или жестким прицепным устройством. Возможна установка ВОМ (вала отбора мощности).

Кабина двухместная, закрытого типа, металлическая, с теплозвукоизоляционным уплотнением.

Для сельского хозяйства трактор Т-130, бульдозер Т-130 выпускают в комплектации с задней навеской.

По заказу потребителя с трактором могут быть поставлены предпусковой подогреватель воды и масла, подогреватель воздуха, разрывные муфты, шпоры для ледяных дорог, асфальтоходные башмаки и тент, устанавливаемый вместо кабины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуськов В.В., Велев Н.Н.Тракторы: Учебник для студентов вузов по специальности «Автомобили и тракторы» – М.: Машиностроение, 1988. – 376 с.

2. Мельников Д.И. Тракторы – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия , 1990. – 367 с.

3. Родичев В.А. Тракторы: Учебник для учреждений начального профессионального образования. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 256 с.

4. Скотникова В.А. Трактор и автомобили – М.: Агропромиздат, 1985. – 440 с.

5. Селиванов А.И. Справочник по ремонту машинно-тракторного парка – М.: Издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1962. – 756 с.

6. Семенов В.М., Власенко В.Н. Трактор. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989. – 352 с.

7. Устинов А.И. Сельскохозяйственные машины: Учебник для начального профессионального образования . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000. – 264 с.

mirznanii.com

Общее устройство, техническое обслуживание и ремонт бульдозера Т130

скачать (12441.2 kb.)


Содержание
Введение

. Общее устройство бульдозера Т130

.1 Устройство машины

.2 Устройство узла (детали)

. Эксплуатация и техническое обслуживание бульдозера Т130

.1 Эксплуатация и ТО машины

.2 Эксплуатация и ТО узла (детали)

.3 Возведение земляного полотна

. Ремонт дорожных машин

.1 Ремонт бульдозера на базе Т-130

.2 Ремонт рабочего оборудования бульдозера

.3 Ремонт вала (шестерни)

. Охрана труда

. Промышленная экология

Список использованных источников

Введение
Интенсивное развитие строительного производства и сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых жилых домов, заводов и фабрик, железных и автомобильных дорог, газо- и нефтепроводов требуют ускоренного выполнения больших объемов и комплексной механизации земляных работ, значительную долю которых выполняют бульдозеры, бульдозеры-рыхлители, бульдозеры-погрузчики, скреперы и грейдеры. Существенное значение придается применению этих машин при добыче полезных ископаемых, производстве строительных материалов и в сельскохозяйственном строительстве.

Отраслью строительного и дорожного машиностроения проводится работа по усовершенствованию конструкций бульдозеров, бульдозеров-рыхлителей, бульдозеров-погрузчиков, скреперов и грейдеров, улучшению технико-экономических показателей, повышению единичной мощности, гидрофицированию управления, увеличению надежности и ресурса в эксплуатационных условиях, облегчению технического обслуживания и ремонта, улучшению условий труда машиниста и эргономических показателей.

В связи с необходимостью освоения богатств Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока особое значение придается бульдозерам, бульдозерам-рыхлителям, скреперам ввода в эксплуатацию промышленных объектов, добыче полезных ископаемых, строительных материалов в тяжелых климатических условиях при температуре воздуха до -60 ‘С и разработке вечномерзлых грунтов.

Бульдозеры, скреперы и грейдеры – это землеройно-транспортные и планировочные машины. Они разрабатывают, транспортируют и формируют грунты и материалы, перемещают их на определенное расстояние, роют котлованы, образуют насыпи дорог и плотин. Основное различие этих машин состоит в том, что бульдозер разрабатывает грунты отвалом и после образования призмы земли перемещает ее волоком по рабочей поверхности к месту отсыпки или планировки.

Наибольшее расстояние, на которое перемещают грунт бульдозером, достигает 100-150 м. При большей дальности эффективность работы бульдозеров снижается и им на смену приходят скреперы. Они разрабатывают грунты и материалы режущей ей кромкой, набирают их в ковш, закрывают заслонку, поднимают ковш над поверхностью рабочей площадки, перевозят его с высокой транспортной скоростью (до 10 м/с) на расстояние до 5 км. Затем скреперы отсыпают грунт в насыпь или отвал равномерным слоем. Планировочные работы на рабочей площадке магма осуществлять бульдозером и грейдером. При смерзании грунтов зимой или разработке прочных материалов их рыхлят бульдозерами-рыхлителями. Таким образом, машины взаимно дополняют одна другую при производстве многих видов земляных работ в различных климатических и грунтовых условиях.

Особое внимание при создании бульдозеров, скреперов и грейдеров придают улучшению условий и облегчению труда машинистов, что снижает их утомляемость и повышает производительность труда.

С этой целью введен электростартерный запуск или управление пусковым двигателем дизеля из кабины; снижены усилия на органах управления; применены удобные подрессоренные сиденья, регулируемые по высоте и массе машинистов, остекленные кабины с круговой обзорностью; существенно снижены шум и вибрация на рабочем месте; установлены вентиляция, отопительные приборы, кондиционеры, аптечки, термос. Комплекс приборов позволяет контролировать работу агрегатов и заправку топливом с рабочего места машиниста.

Облегчению условий работы машинистов способствуют внедрение гидромеханических и электрических трансмиссий на базовых тракторах и тягачах, применение автоматизированных систем при планировке, которые сводят к минимуму затраты энергии для управления машиной и утомляемость машинистов.

Повышение надежности и срока службы машин обусловлено применением более высококачественных и высокопрочных конструкционных сталей и материалов, повышением качества изготовления механизмов и деталей, своевременным диагностированием и техническим обслуживанием бульдозеров, скреперов, грейдеров, соблюдение сроков проведения профилактических работ, инструкций по эксплуатации. Строгое выполнение правил эксплуатации сокращает количество неисправностей машины и повышает готовность ее к выполнению рабочих операций.

Эффективное использование техники требует высокой квалификации от машиниста, знания устройства машин, правил технического обслуживания и ремонта, безопасной эксплуатации, постоянного повышения знаний и профессионального мастерства, овладения передовыми методами управления и эксплуатации.

Условия перестройки в промышленности, введение нового механизма хозяйствования, переход на полный хозрасчет строительных организаций и управлений механизации, использование арендного подряда при выполнении землеройно-транспортных работ позволяют молодым машинистам значительно увеличить дневную выработку, повысить личный интерес в результатах труда, материальное стимулирование обслуживающего персонала.

В настоящее время машинисты бульдозеров, скреперов, грейдеров получают образование и практические навыки в профессионально технических училищах и на предприятиях. На решении этой важной задачи необходимо сконцентрировать внимание работников системы профессионально-технического образования, учебно-производственной сети отраслей народного хозяйства.

Следует и далее развивать профессионально-технические училища при базовых предприятиях, способные готовить квалифицированных рабочих для эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с применением компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.

Здесь рассмотрены бульдозеры, скреперы, грейдеры с двигателем мощностью до 150 кВт, на которых в основном проходят практику и работают молодые машинисты.

Назначение.

Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган – отвал. Бульдозер – это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Классификация.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды :+ 40’С, холодного климата с температурой воздуха до -60 ‘С, а также в условиях тропиков с температурой до.50 С.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи – для работы со скреперами, трюмные бульдозеры – для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры – для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры – для работы вводе.

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры оборудованы и шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны. Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк), по форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.

У прямого отвала – одинаковая форма по всей ширине. Концы полос сферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на 1/3 ширины.

По назначению отвалы подразделяют на землеройный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных, материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

1. Общее устройство бульдозера Т130
1.1 Устройство машины
Бульдозер-рыхлитель характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора крепят на шпильках опорную раму, на которой внизу шарнирно установлена рама, а вверху – тяга. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры. В рабочей балке закреплен зуб прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник.

Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток – заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику, зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Бульдозер-погрузчик агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе неподвижно закреплена рама, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.

У бульдозера-рыхлителя рабочий цикл складывается из циклов работы бульдозера и рыхлителя.

В начале участка движения рыхлителя передним ходом стойка с зубом опускается в прочный грунт на определенную глубину t. Машина во время движения вперед со скоростью Vp рыхлит грунт зубом. При подходе к концу разрыхляемого участка рыхлитель углубляется из грунта и машина останавливается. Затем включается задняя передача, бульдозер-рыхлитель со скоростью откатывается в исходное положение и смещается в сторону на некоторую величину, называемую шагом движения. После этого операция повторяется.

У бульдозера-погрузчика цикл работы зависит от типа устанавливаемого рабочего оборудования. При оборудовании погрузочным ковшом бульдозер-погрузчик, перемещаясь со скоростью Vp, внедряет рабочий орган в штабель материала и одновременно поворачивает ковш в сторону базовой машины до момента наполнения. Затем машина отходит назад со скоростью Vo, и в это же время поднимает ковш на высоту, необходимую для разгрузки. После этого транспортное средство подходит поперек движения бульдозера-погрузчика и он, перемещаясь вперед, приближается к транспортному средству и поворачивает ковш для разгрузки материала. Далее бульдозер-погрузчик отходит на некоторое расстояние назад, опускает ковш и поворачивает его для внедрения в штабель. Последняя операция – подход машины к штабелю на расстояние L, после чего цикл повторяется.

Операции, выполняемые машиной с грузом в ковше, называют рабочим ходом; движение бульдозера-погрузчика с порожним ковшом – холостым ходом.

Аналогичные операции происходят при работе машины с грузоподъемными крюком, вилами, но вместо штабеля насыпного материала перемещают штучные грузы, разгружаемые в транспортные средства или на место установки (например, склад).

1.1 – Бульдозеры и их разновидности
У неповоротного бульдозера ДЗ 110 А (рис.1.2) отвал 1 крепится посредством универсальных шарниров 8 к толкающему устройству в виде двух брусьев 7 коробчатого сечения, задние концы которых соединены с помощью упряжных шарниров 6 с балками 5 ходовою устройства базового трактора 4. Шарниры позволяют толкающим брусьям поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях при перекосе отвала.

Подъем и опускание отвала осуществляются с помощью двух гидроцилиндров двойного действия 3, штоки которых шарнирно прикреплены к отвалу через кронштейны. Отвал в рабочем положении удерживают гидрораскос 2 и винтовой жесткий раскос 10, которые установлены в плоскостях соответственно левого и правого толкающих брусьев. Нагрузка между толкающими брусьями равномерно распределяется механизмом 9 компенсации перекоса, обеспечивающим устойчивость отвала в горизонтальной плоскости.

Рис1.2 – Неповоротный бульдозер ДЗ 110 А
Рассмотрим конструктивные особенности яро воротных и поворотных бульдозеров. Гидрораскос осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости путем поворота его на угол до ± 12° и представляет собой гидроцилиндр двойного действия с гидрозамком, который включен в гидросистему трактора. Винтовой раскос служит для механического изменения угла резания ножей в диапазоне ± 10° от среднего угла установки, составляющего 55°.

У поворотного бульдозера ДЗ-109Б отвал / монтируется на универсальной толкающей раме 7, охватывающей снаружи трактор 4 и состоящей из двух жестко соединенных между собой полурам прямоугольного сечения.

Рама крепится к ходовым тележкам трактора с помощью упряжных шарниров 5. На раме вместо отвала может быть установлено различное сменное оборудование с гидравлическим управлением – кусторез, древовал, корчеватель-собиратель, плужный снегоочиститель и др.

Поворотный отвал соединен с толкающей рамой посредством центрального шарового шарнира 10 и двух боковых толкателей 8 с винтовыми раскосами 2, обеспечивающих различное положение отвала относительно рамы.

При одинаковом изменении длины раскосов от среднего положения регулируют угол резания ножей. Угол поперечного перекоса отвала в вертикальной плоскости регулируется путем изменения межцентрового расстояния проушин раскосов.

Отвал может быть установлен в плане под углом у в обе стороны от продольной оси машины и под прямым углом к ней. Для установки отвала в три положения (прямое, правое и левое) на верхней полке каждой полурамы установлены по три опорных кронштейна 6, в которых шарнирно крепятся толкатели. На скошенной части полурам установлены кронштейны 9 для крепления гидроцилиндров 3 подъема-опускания отвала.

У некоторых моделей бульдозеров изменение угла поворота отвала в плане и регулировка угла перекоса отвала осуществляются с помощью гидроцилиндров. При продольном движении бульдозера с повернутым в плане отвалом грунт перемещается вбок по отвалу.

Способность поворотных бульдозеров перемещать грунт в сторону определяет их широкое использование при засыпке каналов, рвов, траншей коммуникаций, а также очистки строительных площадок и дорог от снега.

Гидравлическая система управления рабочим оборудованием обеспечивает с помощью гидроцилиндров подъем и принудительное опускание отвала, его плавающее и фиксированное положения, поворот отвала в плане (у поворотных бульдозеров), поперечный двусторонний перекос (до 12°) отвала в вертикальной плоскости, регулировку угла резания ножей отвала (среднее значение 55°) путем поворота (наклона) отвала вперед и назад относительно толкающего устройства.

Принудительное заглубление ножей отвала в грунт под действием гидроцилиндров, развивающих усилие до 40 % и более веса тягача, позволяет бульдозерам с гидравлическим управлением разрабатывать прочные грунты, а возможность установки отвала в определенное фиксированное положение обеспечивает срезание слоя грунта заданной толщины. Поперечный перекос отвала повышает универсальность машины и ее эксплуатационные возможности на планировочных работах, облегчает разработку тяжелых грунтов и т. п.

Гусеничные бульдозеры могут оснащаться дополнительным быстросъемным оборудованием, значительно расширяющим их технологические возможности: неподвижными или гидроуправляемыми уширителями 1 и удлинителями отвала, открылками, передними и задними рыхлительными зубьями, кирковщиком для взламывания асфальтовых покрытий, гребенчатыми ножами для разработки мерзлых грунтов, надставкой для рытья канав, откосником с жестким креплением и гидроуправляемым откосником-планировщиком, передними и задними лыжами, грузовыми вилами, подъемным крюком и т. п.

Аппаратура автоматического управления отвалом обеспечивает повышение качества обработки грунтовой поверхности, повышение производительности машины за счет уменьшения числа проходов бульдозера по планируемому участку, и снижение утомляемости машиниста.
1.2 Устройство узла (детали)
Бульдозерное оборудование с шарнирным креплением отвала к толкающим брусьям состоит (рис. 1.3.) из отвала, двух толкающих брусьев и, гидрораскоса, винтового раскоса, механизма компенсации (подкоса) и двух упряжных шарниров, которыми оборудование крепят к рамам гусеничных тележек базового трактора. Шарнир представляет собой крестовину, к которой на двух взаимно перпендикулярных пальцах шарнирно установлены отвал и толкающие брусья. Шарниры позволяют толкающим брусьям поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях при перекосе отвала.

Рис.1.3 – Рабочее оборудование бульдозера с неповоротным отвалом и гидроперекосом

– нож; 2 – щека; 3 – козырек; 4 – пояса жесткости; 5, 16 – кронштейны; 6 – винтовой раскос; 7 – рукоятка; 8 – механизм компенсации перекоса; 9, 12 – толкающие брусья; 10 – упряжной шарнир; 11 – гидрораскос; 13 – крестовина; 14, 18, 19 – пальцы; 15 – отвал; 17 – серьга; 20 – втулка; 21 – полусфера; 22 – крепежный болт; 23 – прокладки.
Отвал представляет собой лобовой лист криволинейного профиля, обеспечивающего минимальную энергоемкость копания и снижающего заливание грунта. Сзади по всей длине листа приварены верхний и нижний пояса жесткости, а также соединительный лист, в результате чего образуется объемная металлоконструкция.

Торцы отвала закрыты боковыми щеками, к которым приварены вертикальные ножи со скошенной режущей кромкой. Сзади приварены кронштейны. В зоне установки ножей боковая щека усилена накладкой. Нижняя часть лобового листа образует подножевую плиту, которая сзади отвала подперта рядом продольных привареных косынок.

На подножевую плиту с помощью болтов с потайными головками, гаек и пружинных шайб установлены два средних и два литых боковых ножа. Верхняя часть лобового листа переходит в козырек со скошенными краями по профилю призмы.

Толкающие брусья и служат для передачи тягового усилия от трактора к отвалу. Они имеют коробчатое сечение и сварены из уголков. К передним торцам брусьев приварены литые проушины для крепления через крестовины к отвалу, сзади – полусферы опоры упряжных шарниров. Сверху на коробке брусьев приварены кронштейны для установки винтового раскоса и гидрораскоса. С наружной стороны балки усилены накладками, которые одновременно предохраняют брусья от абразивного изнашивания. С внутренней стороны левого бруса приварен кронштейн, к которому шарнирно крепят механизм компенсации.

Гидрораскос и винтовой жесткий раскос, которые установлены в плоскостях соответственно левого и правого толкающих брусьев, удерживают отвал в рабочем положении. Одна сторона раскосов прикреплена к толкающим брусьям, другая – к отвалу с помощью двух пальцев. Пальцы фиксированы от поперечного смещения цилиндрическими штифтами со шплинтами. Гидрораскос осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости и представляет собой гидроцилиндр двойного действия, который включен в гидросистему трактора с помощью шлангов и трубопроводов.

При выдвижении штока гидрораскоса бульдозерный отвал поворачивается в поперечной плоскости направо по ходу машины (по часовой стрелке) на угол до 12°: при втягивании его – налево на тот же угол. Упряжной шарнир выполнен в виде цилиндрического пальца, на котором закреплена сферическая втулка с помощью шайбы и болтов. Втулку охватывают две разрезные полусферы, одна из которых приварена к концу толкающего бруса, другая прикреплена к втулке двумя болтами с гайками. Для регулирования зазора в упряжном шарнире между полусферами размещены регулировочные прокладки. С целью защиты поверхностей трения от попадания абразивных частиц шарнир защищен резиновыми кольцами. Смазочный материал подается в шарнир через пресс-масленку. Гидрораскос состоит из гидроцилиндра, гидрозамка, защищенного кожухом, и штуцеров для подсоединения к гидросистеме базового трактора.

Винтовой раскос служит для механического изменения угла резания ножей в диапазоне ± 10° от среднего угла установки, равного 55°, и выравнивания отвала в прямое положение после сборки. Раскос представляет собой трубу, с одной стороны которой выполнено резьбовое отверстие, а с другой – вставлена свободно вращающаяся проушина с шестигранником, фиксируемым от свободного проворачивания пружинным стопором.

В резьбовую часть трубы ввернут винт с головкой, в отверстие которой запрессован шарнирный подшипник. Поверхности трения винта и проушины смазываются с помощью масленок. Винт защищен от грязи уплотнением. При навинчивании трубы на винт с помощью рукоятки, установленной в патрубок, уменьшают угол резания отвала. Повышая межцентровое расстояние раскоса, соответственно увеличивают угол резания, при разработке тяжелых и липких материалов – уменьшают. Стружка грунта самостоятельно отделяется от верхнего козырька отвала в случае подбора оптимального угла резания.

Механизм компенсации представляет собой цилиндрическую тягу с проушинами, которая одной стороной шарнирно связана с правым толкающим брусом, другой – с поперечным шарниром, размещенным в зоне продольной оси на кронштейне левого толкающего бруса. В кронштейне установлен палец с резьбовым концом.

Для облегчения сборки деталей используют монтажные прокладки. Палец с помощью серьги шарнирно связан с отвалом. Механизм компенсации обеспечивает устойчивость отвала в горизонтальной плоскости и позволяет передавать поперечные нагрузки равномерно двум толкающим брусьям. Оборудование поднимают и опускают с помощью двух гидроцилиндров двойного действия. Их штоки прикреплены к отвалу шарнирно при помощи кронштейнов. Противоположные штокам концы гидроцилиндра присоединены к трактору.

Режущие ножи бульдозерного отвала. Ножи бульдозеров режут грунт в процессе его разработки. От конструкции ножа, формы режущей кромки, сохранения ее заострения в процессе работы, износостойкости зависит производительность машины. Применяют два типа ножей (рис.1.4): средние и боковые.

Средний нож изготавливают из полосового проката. Выполненные по его краям параллельные кромки скошены под углом 30°. Для повышения долговечности режущие кромки ножей наплавляют сормайтом или сталинитом. Два рада квадратных отверстий ножа с двух сторон развенкованы под углом 90°. Отверстия удерживают крепежные болты с квадратным оголовником от поворачивания при навинчивании гаек. Коническая головка болта входит в отверстие таким образом, что оказывается заподлицо с плоской рабочей поверхностью ножа и не мешает движению грунта по нему. Отверстия расположены на расстоянии а и б. Схема смещения и перестановки средних ножей показана на рис. 5а. На заводе средний нож 1 прикрепляют к подножевой плите 3 болтами 2 с гайками в нижнем ряду отверстий (положение I).

После изнашивания режущей кромки на межцентровое расстояние Ь гайки отвертывают, нож опускают до совмещения верхнего ряда отверстий (положение И) и сверлений в плите 3 и затягивают нож болтами. Когда режущая кромка снова изнашивается, нож снимают с отвала, переворачивают на 180° и закрепляют в нижнем ряду отверстий (положение III).

а – средний; б – боковой

Рисунок 1.4 – Режущие ножи бульдозерного отвала
После дальнейшего изнашивания его снова смещают вниз и крепят на верхнем ряду отверстий (положение IV). Если режущая кромка выступает на 15…25 мм над нижним краем подножевой плиты, то нож заменяют новым. Четырехкратная перестановка среднего ножа значительно повышает срок его службы. На бульдозерный отвал устанавливают два-три средних ножа для облегчения их перестановки.

а – среднего; б – бокового; 1,4 – ножи; 2 – болт;

– надножевая плита бульдозерного отвала.

Рисунок 1.5 – Схема перестановки режущих ножей бульдозера
Левым и правым боковыми ножами 4 (рисунок 1.5) защищают края отвала. Отлиты ножи из износостойкой стали. Каждый нож представляет собой плоскую пластину, боковая и нижняя наружные кромки которой утолщены для повышения срока их службы. Нижние и боковые кромки скошены под задним углом 60°. Верхний край ножа срезан под углом 45°, чтобы уменьшить залипание грунта. В ноже сделаны четыре ряда квадратных отверстий с конической зенковкой с наружной стороны для установки конических головок крепежных болтов. Ножи прикреплены к подножевой плите 3 двумя рядами болтов 2 (положение V). Два других ряда используют для смещения ножей вниз после их изнашивания (положение VI).

2. Эксплуатация и техническое обслуживание бульдозера Т130
2.1 Эксплуатация и ТО машины
Бульдозеры и бульдозеры-погрузчики выполняют операции следующим образом (рисунок 2.1). Послойную разработку и перемещение материалов производят при расстоянии транспортирования 50… 150 м. Большие расстояния экономически выгодны для тяжелых бульдозеров. При поверхностной разработке грунтов и полезных ископаемых характерны челночные движения машины, чередующие рабочий ход и отъезд назад порожняком. Грунт целесообразно набирать и перевозить по одному проходу с образованием боковых валиков, траншейным способом, спаренной работой бульдозеров, образованием нескольких призм. В легких грунтовых условиях применяют дополнительное сменное оборудование бульдозера (открылки, уширители, удлинители, съемные козырьки).



ref.rushkolnik.ru

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о