МЧС: Территория спасения (Часть 1, техника).
25 мая 2012 года мне довелось оказаться на закрытой выставке «Комплексная Безопасность», проходившей на полигоне МЧС, что в Ногинском районе Московской области. В этой части вам будут представлены некоторые образцы техники и других выставочных экспонатов, что станет заделом для двух следующих частей, в которых я расскажу о масштабных учениях МЧС и реставрации ликвидации ЧС во время ВОВ.
01. На выставке мы оказались поздно вечером. Этот спасательный вертолет Ми-8 МЧС РФ был снят при свете лагерных фонарей глубокой ночью.
02. Также ночью, мы познакомились с отличными ребятами из «Медицины Катастроф», послушали некоторые истории, открыв рот слушали о местах, в которых им довелось работать. Это Гаити, Южная Осетия, Абхазия и многие другие места Планеты.
03. Нам удалось побывать в настоящей операционной палате мобильного госпиталя. В рабочем состоянии в эту палату входить нам было бы запрещено. Даже в условиях выставки мы постарались посмотреть на убранство палаты со стороны и лишь сделать несколько снимков.
04. А ночевали мы в палатке, но не простой, а оснащенной системой автоматического климат-контроля, обеспечивающего комфортные условия проживания при температурах от -60 до +60, работающую от электрического генератора, плюс оснащенную автономным дизельным отопителем. На фото палатка посередине, между гигантами широкого назначения.
05. Настала пора техники: Производители утверждают, что представленный на фото автомобиль не имеет никакого отношения к Унимогу и является отечественной разработкой. Название «Силант» означает буквально: СИЛА Нижегородских Технологий.
06. Ничем особо не отличный тягач известного производителя, выполненный для нужд МЧС.
07. А этот «монстр» призван защищать лесные массивы от пожаров. Вездеход, способный передвигаться по болоту, предназначен для различных земляных работ, о чем свидетельствует его основной инструмент.
08. Трудяга УАЗ был неоднократно обвешан различными устройствами, ездил по лесам и болотам, по рельсам и воде, был похож на дом и на трактор, а теперь ему нашлось еще одно применение, и еще одно имя.
09. Подняться в небо? Не вопрос! А если серьезно, то у этих «длинноруких» помощников спасателей есть более серьезное предназначение, не дать «подняться на небо» людям, а спасти их из горящих и недоступных для эвакуации обычным способом зданий и строений.
10. Мимо этого вездехода я не смог пройти мимо. Представитель производителя утверждал, что скандинавский «Лось» заимствовал технические особенности именно предшественников этой машины — вездеходов советской разработки. «Автомобильные колеса» в роли катков ввели меня в заблуждение: я было подумал, что вездеход способен сбрасывать гусеницы и передвигаться колесным ходом. Ан нет. Оказался обман зрения или китайских шпионов, которые были всюду.
11. Вы смеетесь над владельцами «Оки»? Посмотрите на это чудо, построенное на ее базе и вам станет не до смеха. Врядли вы сможете проехать туда, куда проедет эта «Ока», даже на самом навороченном внедорожнике.
12. Дошли до самого интересного: Вертолет спасательной службы. «Винтокрылая скорая помощь», приходящая на помощь нуждающимся в любом месте города Москвы. Многие видели этот вертолет после взрыва на станции «Парк Горького» и на других ЧС города.
13. Есть у МЧС и более массивные спасательные вертолеты…
14. Построенный на базе Ми-8 спасательный вертолет МЧС России.
15. Внутри, вертолет представляет собой большую «машину» скорой медицинской помощи.
16. Ми-8 знаменит во всем мире и выполняет различные функции, от специальных, до обычных задач транспортировки людей и грузов.
17. На вооружении МЧС России есть и узнаваемый всеми по двум соосным несущим винтам вертолет Камов. В данном случае представлена модель Ка-32а, предназначенная для тушения пожаров с воздуха.
18. Для чего эта «стрела на носу»? Это не для дозаправки в воздухе, это совершенно для других целей, о которых вы сможете прочитать и увидеть работу машины при тушении пожара в следующей части поста, посвященной учениям МЧС.
19. Новый Министр МЧС В. Пучков осматривал все экспонаты выставки лично. Некоторым «зевакам с камерами», в т.ч. и мне, приходилось снимать Министра сидя в экспонате. 🙂
20. А посмотреть было на что. Некоторые «игрушки» с серьезным назначением так и звали взять в руки пульт дистанционного управления.
21. Это два брата: маленький, способен выкрутить взрыватель из мины, и большой, ювелирно смявший стальную заготовку.
22. Все те же лестницы…
23. И вертолеты, улетающие на задание, но об этом чуть позже…
Вам понравилось? В будущем вас ждет горячий, в прямом смысле, репортаж с участием МВД и МЧС, реконструкция событий Великой Отечественной Войны и, конечно, другие посты из «Большого Американского Трипа», о котором я что-то медлю писать. Уже готовы фотографии из маленького парка-музея железнодорожной техники. Ждите… Следите… )))
Похожее
reporterpost.ru
Переоснащение МЧС
Уважаемые друзья!
Благодарим вас за внимание к деятельности МЧС России.
Важнейшим условием обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров является высокий уровень оснащения подразделений МЧС России.
Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации
и поручений Правительства Российской Федерации в системе МЧС России ведется активная работа, направленная на планомерное оснащение реагирующих подразделений МЧС России современными системами вооружения
Основными задачами переоснащения сил и средств МЧС России являются:
Усиление авиационной группировки, направленное на повышение возможностей МЧС России по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации и выполнению задач по доставке аэромобильной группировки
МЧС России, спасателей и грузов, выполнению поисково-спасательных работ, тушению лесных пожаров, проведению санитарно-авиационной эвакуации пострадавших и тяжелобольных из труднодоступных районов местности, эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций, доставке грузов гуманитарной помощи пострадавшему населению, а также организации дежурства авиации по реагированию на чрезвычайные ситуации в субъектах Российской Федерации;
Оснащение подразделений ФПС ГПС МЧС России многофункциональными и высокоэффективными пожарно-спасательными автомобилями, специальной техникой и оборудованием, направленное на сокращение времени реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сокращение возможного материального ущерба от чрезвычайных ситуаций;
Укомплектование техникой и имуществом для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ поисково-спасательными и спасательными воинскими формированиями МЧС России, направленное на повышение уровня реагирования и оснащение техникой, способной перемещаться в особо тяжелых дорожных и климатических условиях, а также на сокращение сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в труднодоступные места с преодолением водных преград и обеспечение их работы различными средствами.
Оснащение подразделений ГИМС МЧС России плавательными средствами, направленное на достижение комплекса мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах, а также опасных производственных объектах, расположенных у береговой черты и имеющих выход во внутренние воды и территориальное море Российской Федерации.
Оснащение подразделений МЧС России средствами индивидуальной защиты, направленное на укомплектование реагирующих подразделений МЧС России для выполнения задач по предназначению в условиях высокой задымленности, а также в условиях радиационного, химического и биологического заражения.
В целях обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году Министерством проведена работа по оснащению реагирующих подразделений МЧС России современной техникой и имуществом.
В поисково-спасательные формирования, в том числе расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, и спасательные воинские формирования МЧС России поставлено 470 единиц современной высокоманевренной техники и плавательных средств, свыше 640 робототехнических комплексов, а также более 12,5 тысяч единиц снаряжения и оборудования для обеспечения аварийно-спасательных работ.
Повышена оперативность реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары за счет поставки в подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы свыше 400 единиц многофункциональной и высокоэффективной пожарно-спасательной техники, способной выполнять широкий спектр задач.
Усилена группировка авиационно-спасательных подразделений Министерства тремя самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, вертолетом Ми-8МТВ-1 и медицинскими эвакуационными модулями с поддержкой полного жизненного цикла пострадавших.
Современный мировой опыт показывает, что без внедрения и использования в подразделениях новейших технологий и технических средств невозможно на должном уровне обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В этой связи, в Министерстве утверждены программы переоснащения реагирующих подразделений на среднесрочную и долгосрочную перспективы, определяющие основы направления в области технического оснащения и научно-технологического развития сил и средств МЧС России.
В рамках реализации программ переоснащения в период до 2027 года реагирующие подразделения МЧС России получат свыше 2,5 тысяч единиц пожарно-спасательной техники, 2 тысяч единиц робототехнических комплексов, 38 тысяч единиц имущества для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ, 120 единиц плавсредств и 37 единиц авиационной техники, что позволит на качественно новом уровне обеспечить защиту жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Достижение указанной цели должно стать ключевым ориентиром для развития МЧС России на ближайшие годы.
www.mchs.gov.ru
Спасательная техника МЧС, аварийно-спасательные машины
Для ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях используется спасательная техника МЧС. Максимальный эффект от эксплуатации такого типа транспорта достигается за счет сочетания в каждой его единице вместительности и функциональности.
В каких случаях используется техника МЧС
На месте ЧП аварийно-спасательная техника МЧС помогает выполнять следующие функции:
- Организовать спасательные работы.
- Ликвидировать последствия аварий.
- Оказать первую медицинскую помощь.
- Провести контрольно-измерительные работы.
Особенности спецтранспорта
Стандартная комплектация аварийно-спасательной техники МЧС — легкий грузовик с цельнометаллическим фургоном, в котором установлена выкатная конструкция со спецоборудованием и инструментом. Кроме этого, в состав спецтранспорта включены следующие элементы:
- Громкоговорители.
- Фургон имеет тепло -, вибро — и шумоизоляцию.
- Перегородки между отсеками в фургоне и с кабиной.
- Вентиляционный люк.
- Специальный пол в рабочем отсеке и кабине.
- Шкафы, стеллажи.
- Автономные обогреватели.
- Столы — стационарные и откидные.
- Переносная рация и переговорные устройства между рабочим отсеком и кабиной.
Эти и некоторые другие элементы, изменяющиеся в зависимости от предназначенных функций, отличают аварийно-спасательную технику МЧС от транспорта обычного назначения.
Основные виды спецтехники
Всю технику МЧС можно разделить на четыре группы:
- Пожарные машины. Транспорт оборудован спецоборудованием для тушения пожаров и подразделяется на — пожарный транспорт по оказанию первой помощи, спасательные машины и автоцистерны.
- Передвижные техцентры. Они включают в себя следующую технику — передвижные ремонтные мастерские, диагностические центры, автомобили средств связи.
- Оперативные автомобили. Используются для совещаний на месте ЧП и оборудованы громкоговорителями, сиреной, сигнальниками и другими спецсредствами.
- Штабная техника. Предназначена для перевозки специалистов по устранению последствий от ЧП и руководителей штаба оперативного реагирования.
Спасательная техника МЧС является главным инструментом по ликвидации последствий от чрезвычайных происшествий, стоимость которой зависит от функций и начинки автомобилей. Приобретая ее в нашей компании, вы сможете подобрать подходящий для ваших целей экземпляр.
nppalerom.ru
Автомобили для МЧС — лаборатории, спасательная техника, машины разминирования
«Газтехсервис» изготавливает технику для МЧС широкого спектра назначения, начиная от аварийно-спасательных автомобилей, автолабораторий и разведовательных спецавто, в том числе предназначенных для сбора проб, проведения анализов и мониторинга окружающей среды и/или оборудования, и заканчивая машинами для разминирования, пожарной спецтехникой и штабными спецмашинами.Информация о производимой спецтехнике для службы пожаротушения размещена в пункте «пожарные машины», а сведения по передвижным спецавтомобилям управления и координирования действий — в пункте «штабные».
Данные по остальным типам выпускаемых автомобилей для МЧС вы можете найти ниже на этой странице.
Спецтехника для Министерства Черезвычайных Ситуаций может быть выполнена на следующих типах шасси:
— ГАЗ 3307-3309;
— «ГАЗель», «Валдай», «Соболь», «Баргузин»;
— ПАЗ;
— КАМАЗ;
— УРАЛ;
— Mercedes;
— Volkswagen;
— Ford;
— Citroen;
— Renault;
— Peugeot.
Как правило, большинство спецавтотехники производится на базе легких грузовиков или цельнометаллических фургонов с выкатными конструкциями для спецоборудования и инструмента.
Выбор таких базовых платформ мотивирован их большей мобильностью при доставке спасательных бригад, что зачастую затруднено из-за пробок, а также высоким уровнем маневренности непосредственно на месте ЧП, особенно в условиях городских кварталов, где автовладельцы беспорядочно паркуют свои автомобили даже на дорогах, предназначенных для подъезда аварийных служб.
В стандартный комплект автомобилей для МЧС включено:
— сигнальное громкоговорящее устройство;
— цветографическая раскраска по ГОСТ;
— теплошумовиброизоляция;
— перегородка между отсеками;
— перегородка кабины с раздвижным окном;
— световой вентиляционный люк;
— остекление рабочего салона;
— отделка потолка с организацией освещения;
— напольное покрытие, включая и грузовой отсек;
— отделка периметра отсеков;
— автономный отопитель;
— шкафы, стелажи, полки различного назначения;
— диваны или кресла, или рундуки;
— откидной или стационарный рабочий стол;
— система энергоснабжения СЭС и разводкой электропитания 220 В;
— возможность подключения внешнего источника питания;
— дополнительная АКБ;
— автономное зарядное устройство для дополнительной АКБ;
— преобразователь напряжения 12/220 Вольт;
— дополнительные фары;
— переносная рация;
— переговорные устройства между кабиной и отсеками.
Спецмашины, в зависимости от типа выбранного базового шасси, могут выполняться с высокой крышей, распашной боковой дверью, двойной кабиной или удлиненной базой, а также с нестандартными выкатными и выдвижными конструкциями, дополнительными отдельными отсеками или с размещением части спецоборудования в прицепе.
Итоговый комплект индивидуален для каждого из типов техники для МЧС и определяется исходя из пожеланий и требований заказчика, а также в зависимости от грузоподъемности выбранного базового шасси.
спасательная техника
Основное назначение аварийно-спасательных автомобилей МЧС состоит в доставке спасательных бригад и спецоборудования к месту возникновения ЧП как стихийного, террористического или техногенного характера, а также техническое обеспечение проводимых работ по их ликвидации, комплекса мер по поиску и спасению пострадавших, с оказанием им первой медицинской помощи.
К типовой комплектации указанной выше, в случае спасательной техники добавляется следующий набор опций:
— усиление и армирование автомашины;
— посадочные места для спасателей;
— система вентиляции;
— отсеки, стелажи и шкафы для спецоборудования;
— электрогенератор;
— компрессор;
— пропановый резак;
— гидравлический и пневматический инструмент;
— бензопила;
— медицинское оборудование для первой помощи;
— газоанализаторы;
— приборы радиационной и химической разведки;
— средства индивидуальной защиты;
— переносные прожекторы или осветительная мачта;
— выкатные и выдвижные конструкции;
— кенгуринг с автолебедкой;
— индивидуальные средства связи;
— багажник с лестницей на крыше;
— носилки для переноса пострадавших;
— шанцевый инструмент;
— устройство фиксации задних дверей;
— крепления для натяжного тента.
Возможно выполнить такое переоборудование базового шасси, которое позволит дооснастить аварийно-спасательный автомобиль МЧС манипулятором, съемными контейнерами со специнструментами, которые быстро заменяются в зависимости от характера произошедшего черезвычайного происшествия и другими спецопциями. Иными словами, наша компания может выполнить спецтехнику для проведения практически любого вида неотложных работ.
лаборатории мчс
«Газтехсервис» изготавливает различные виды лабораторий для МЧС, начиная от экологической, предназначенной для мониторинга окружающей среды, сбора и оперативного анализа проб воздуха, воды, почвы, и заканчивая разведывательными машинами, использующимися для замера уровня радиации, степени химического или бактериологического заражения в районе ЧП.
Автолаборатории, кроме типового комплекта для техники МЧС, включают в себя:
— столы для лаборантов;
— светильники над рабочими местами;
— умывальник с электронасосом и контейнером для воды;
— отсек для средств индивидуальной защиты;
— сиденья лаборантов на поворотном механизме;
— стойки и шкафы для приборов;
— кондиционер или система климат-контроля;
— внешние коммуникации;
— оргтехнику;
— ноутбук.
Кроме того, в зависимости от выполняемых задач и условий работы, на базовых шасси повышенной грузоподъемности, может быть выполнено следующее дополнительное оснащение:
— усиление защиты спецавто от внешних воздействий;
— выдвижные мачты различного назначения;
— система виденаблюдения происходящего снаружи;
— создание кухонного отсека;
— установка душевой кабины и биотуалета;
— оборудование спальных мест;
— выполнения варианта повышенной комфортности.
По заявке заказчика также может производиться дооснащение необходимым лабораторным оборудованием.
* дополнительные сведения о выпускаемых для мониторинга окружающей среды передвижных лабораториях вы можете найти в пунктах «автолаборатории» и «экологические».
машины разминирования
Предназначаются для доставки специализированного персонала в количестве до 6 человек и технических средств к местам обнаружения подозрительных объектов, их проверки и, при необходимости, разминированию на месте.
В случае с машиной разминирования, к типовому набору опций техники для МЧС добавляется следующий перечень:
— усиление и армирование автомашины;
— вспомогательные отсеки;
— электрогенератор;
— кондиционер или климат-контроль;
— выдвижные, выкатные конструкции;
— автолебедка;
— стеллажи и шкафы для инструмента и одежды;
— взрывобезопасный контейнер;
— взрывозащитный костюм, боты, манипуляторы;
— комплект для проведения пиротехнических работ;
— переносная водяная пушка с баком для воды;
— гидравлический специнструмент;
— индивидуальные радиостанции;
— средства защиты органов дыхания и кожи;
— средства пожаротушения;
— приборы газового контроля;
— комплект для первой медицинской помощи;
— громкоговоритель;
— прожектора для освещения опасной зоны;
— грузовая платформа на крыше;
— набор шанцевого инструмента.
По желанию заказчика, машина может быть дополнительно оборудована для транспортировки взрывоопасного груза на полигон для ликвидации.
Также возможно дооснащение машин разминирования передвижными роботизированными комплексами с дистанционным управлением. В этом случае выполняется отдельный отсек с элементами крепления и механизированной выгрузкой и погрузкой.
www.gtsnn.ru
Техника спасения. Какое аварийно-спасательное оборудование есть в МЧС? | МЧС России | Общество
Крылья безопасности
В течение всего этого года в части МЧС России поступала новейшая пожарная и специальная техника, аварийно-спасательное оборудование — с ними уверенно будут чувствовать себя те, кому приходится идти на риск, спасая других.
Или бороться со стихией, как это делают пилоты авиацентров МЧС России. В этом году им передано 2 самолёта-амфибии Бе-200 ЧС и вертолёт Ми-8 МТВ с водосливными устройствами.
Бе-200 ЧС — безусловная гордость спасателей. Удачная конструкция, лёгкость в пилотировании, надёжность, безотказность и неприхотливость — все эти качества воздушного судна уже прошли проверку суровыми испытаниями. Например, в Португалии, где экипаж заслуженного лётчика России Валерия Крузе принимал участие в тушении лесных пожаров.
Вертолёты Ми-8 МТВ оснащены оборудованием для выполнения пожарных и спасательных работ как днём, так и ночью и при любых метеоусловиях. А спасательная лебёдка и внешняя подвеска позволяют перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 тонн.
Эти винтокрылые машины имеют медицинские модули, поэтому могут использоваться для спасения людей. Каждый из них способен перевезти 24 пассажира или 12 носилок с больными и ранеными. О качестве этих воздушных судов говорит такой факт: самый большой налёт в авиапарке МЧС России приходится именно на вертолёты семейства Ми-8 — 195 часов в год.
По сигналу тревоги
Все знают, что по сигналу тревоги на пожар мчатся большие красные машины. Называются они автоцистернами.
Их парк постоянно обновляется — в этом году на вооружение многих частей противопожарной службы поступили новые, «с иголочки», автоцистерны АЦ-3,2 с улучшенными тактико-техническими характеристиками и АЦ-1,0 на полноприводном шасси.
Но вместе с автоцистернами теперь широко используются и пожарно-спасательные мотоциклы, в оснащение которых входит комплект гидравлических инструментов и ранцевая огнетушащая установка. Мотоциклы максимально быстро доставят пожарных к месту вызова — даже в условиях высокой плотности транспортного потока, что нередко бывает на городских автодорогах.
Их задействуют для тушения локальных очагов возгорания, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ДТП. Максимальная скорость такого мотоцикла достигает 185 км/ч, и он может быть как самостоятельной боевой единицей, так и работать в связке с другой техникой.
Спектр обновляемой техники и спецсредств впечатляюще широк. Помимо самолётов, вертолётов и автомашин в нём снегоходы и квадроциклы, беспилотные летательные аппараты и роботы, катера, специализированные пожарно-криминалистические лаборатории, насосные станции…
Переоснащение подразделений МЧС России идёт по всей стране. В 2018-2027 гг. планируется поставить спасателям более 43 тыс. образцов специальной техники.
www.aif.ru
Спецтехника МЧС на эмитации катастрофы на САЭС
Описываемые события происходили более четырех лет назад. Но побывать на отработке спасательной операции на случай атомной катастрофы доводится нечасто, поэтому в памяти сохранились все подробности.
А учения реально были масштабными — больше тысячи людей, больше сотни автомобилей и пять летательных аппаратов.
Официальное название мероприятия — Международные комплексные противоаварийные учения «Десна-2010».
Вот список только крупных участников:
— Группа оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС),
— ФГУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» (Центроспас) МЧС России.
— 294-й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России,
— 996-й Спасательный центр МЧС России,
— Республиканский отряд специального назначения (РОСН) МЧС Республики Беларусь,
— Ситуационно-кризисный центр «Росатома»,
— Федеральное медико-биологическое агентство России.
01. Спасательные, пожарные, медицинские, милицейские автомобили, авиация, роботы, особое снаряжение — все удовольствия для «спецтехнического» фотографа сразу. В общем, было интересно и весьма представительно.
Первая фаза.
РАДИОАКТИВНЫЙ ВЕТЕР
02. Итак, место действия — городок Десногорск в Смоленской области. Десногорск получил статус города только в 1989 году, а основан был как поселок энергетиков при Смоленской АЭС в начале 1970-х годов.
03. А это, собственно, сама Смоленская АЭС. Она расположена в трех километрах от Десногорска. По сценарию учений сначала случился маленький Чернобыль, а потом ветер переменил направление и подул в сторону одного из районов Десногорска. Потребовалась срочная эвакуация населения.
04. Люди стали организованно собираться в кризисном центре. Каждого прибывшего зарегистрировали, обмеряли и выдали комплект индивидуальных средств защиты.
05. Параллельно доблестная ГИБДД организовывала транспортные потоки. Полиция тогда еще была милицией.
06. В небе появился Ми-26 белорусского МЧС. Кстати, это тот самый борт, который, в дальнейшем снимется в пятой части «Крепкого орешка», будучи временно «переодетым» в камуфляж.
07. Играть он будет роль крылатой машины главного злодея, который злодействовать будет, ирония судьбы, на Чернобыльской АЭС. Ну, фильм, наверное, все видели.
08. Белорусский Ми-26 прилетел, естественно, не просто так. Он доставил аэромобильную группу радиационной разведки. Из него десантировались бойцы в спецкостюмах и два автомобиля: Lublin 3 и Puch 230GE — австрийский оригинал «Геландевагена».
09. Российские разведчики спецкостюмах «Модуль 1» тоже уже наготове.
10. Тем временем жителей Десногорска стали организованно вывозить в безопасное место. На выезде из города автобусы обрабатывали специальным составом.
11. Очень тщательно, заметим, обрабатывали.
12. На «обработочной» технике остановимся чуть подробнее. Видите два КАМАЗа? Это два элемента одного комплекса — МСОЛ (на переднем плане) и МСОТ. А вместе они КПССО, что расшифровывается как «Комплексный пункт специальной и санитарной обработки». Базируются эти машины в Центре «Лидер».
13. МСОЛ расшифровывается как «машина специальной обработки людей».
14-15. Операторы МСОЛ одеты в костюмы химической защиты Л-1
16. МСОТ — «машина специальной обработки техники». МСОТ в боевом положении легко отличить по обмывочным «воротам» и эстакаде.
17. МСОТ в действии. Сначала обрабатываемый автомобиль выезжает на привезенную в специальном прицепе эстакаду, а потом принимает «душ» из дезраствора.
18. Тем временем на промежуточном пункте эвакуации, после санитарной обработки МСОЛом, эвакуированным жителям в специальных палатках выдали чистую одежду и СИЗ.
19. СИЗ, если кто не знает, это «средства индивидуальной защиты». Проще говоря противогазы. Маршируют жители Десногорска мимо спецавтомобиля АЛХРА.
20. АЛХРА расшифровывается как «автомобиль-лаборатория химического и радиационного анализа».
21. АЛХРА это, своего рода, «профессор» среди автомобилей МЧС. Среди внутреннего оборудования этой машины числятся спектрометры, газоанализаторы, хроматографы и другие спецприборы. Некоторые приборы абсолютно уникальны и по цене могут быть вполне сопоставимы с автомобилем.
22. Но вернемся к событиям учений. Беда не приходит одна. С одной стороны «светится» АЭС, а с другой лес загорелся… Роль условного горящего леса, правда, выполняло поле с дымовыми шашками.
23. Однако за горящую природу Десногоск может не волноваться. На помощь спешит Miss Belarus с водо-сливным устройством. Почему Miss Belarus? Никто не знает. Но именно так этот вертолет был упомянут в титрах «Крепого орешка 5».
24. После белорусского Ми-26 в небе появляется тяжелая авиация МЧС России. Кстати, увидеть воздушные суда в небе над Десногорском можно, вероятно, только раз в сто лет и только по уникальным поводам. По соображениям безопасности полеты любой авиации в радиусе сколько-то километров в районе АЭС запрещены.
25. Ил-76 сбрасывает условно попавшему в радиоактивную беду городу полевой госпиталь отряда Центроспас МЧС России.
26. Контейнеры с элементами авиадесантируемого госпиталя приземляются с высоты в 200 м на двукупольных парашютах.
27. Жители Десногорска, централизованно переодетые и экипированные, тем временем, продолжают организованно покидать зону бедствия.
28. Наземные силы МЧС к этому времени подтянулись и сгруппировались.
29. Одних только машин связи приехало несколько штук.
30. Автомобильная редкость — «автоштаб» оперативной группы ЦРЦ МЧС РФ, оборудованный на базе классического немецкого моторхоума LMC Liberty 6400. Базовое шасси — не менее классический Peugeot J5. Машинка приятно удивила «конфеточностью» своего состояния.
31. Но вернемся к событиям условной атомной катастрофы. Ко всем бедам добавился пожар на кровле здания. Его с вертолета Ми-8 потушили водосливным устройством. Здесь действовал российский Ми-8. Затем в здании произошел еще и взрыв газа…
32. Для оказания помощи пострадавшим прибыли спасательные подразделения 996-го спасательного центра МЧС России и Республиканского отряда специального назначения (РОСН) МЧС Республики Беларусь.
33. На помощь наземным силам вновь приходит авиация. В небе появляется второй белорусский вертолет — Ми-8.
34. Из него десантируется кинологи с поисковыми собаками.
35. Я прежде встречался с этими милыми лабрадорами. Совершенно очаровательные собаки, которые дарят кучу положительных эмоций. Но я даже не подозревал, что четвероногие имеют еще и авиадесантную подготовку.
36. Совместными усилиями всех участников разбор завалов провели, пострадавших разыскали и извлекли. Теперь пострадавших надо доставить в госпиталь.
37. С неба спускается очередной вертолет. Уже четвертый на «сцене». Это санитарный MBB BO-105CBS-5 Центроспаса.
38. BO-105 — изначально военный вертолет, разработанный немецкой фирмой Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), но сегодня он широко применяется и спасательной авиации многих стран мира. У Центроспаса таких как минимум три.
39. Менее тяжелых пострадавших забирают автомобили скорой медпомощи (АСМП). Но это не совсем обычные машины. Видите на борту двуглавого орла с красным щитом на груди? Это эмблема правопреемника знаменитого 3-го Главного управления Минздрава СССР. Теперь это Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России.
40. Агентство осуществляет медобслуживание «отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда». Проще говоря, ФМБА — это медицина особо экстремальных ситуаций, а его автотехника — элита АСМП с самой лучшей и богатой начинкой.
41. У агентства даже есть дочерняя структура — ФГУП «ЭПМ» ФМБА РФ, являющаяся сертифицированным автопроизводителем. Именно это предприятие изготавливает для ФМБА спецтранспорт с учетом большого количества специфических требований. Расшифровывается ЭПМ довольно просто — «Экспериментально-производственные мастерские». Все АСМП, представленные на наших фото это продукция ФГУП «ЭПМ».
Вторая фаза.
ВНУТРИ ПЕРИМЕТРА
Первая фаза учений закончилась. Дальше события разворачивались уже в охранной зоне АЭС.
42. Внешний периметр территории станции в прямом смысле слова похож на «зону». Все обнесено ключей проволокой, хотя природа здесь шикарная. Впрочем, сия мера вполне понятна. Все, что касается атомной энергетики, требует особо строгих мер безопасности.
43. Однако внешний периметр еще не станция. Посещение самой станции в программу не входило. Мы побывали только перед центральным входом.
44. Здесь состоялся своеобразный «парад» персонала станции, который «в случае чего» привлекается к аварийным работам
45. Люди в ярких жилетках это не дорожные рабочие. Это журналисты 🙂
46. Все внимательно изучают знаменитое изречение, увековеченное в камне
47. Мы же обращаем внимание на тот факт, что у САЭС есть собственный передвижной пункт управления аварийными работами. Вероятно это одна из важнейших машин в «хозяйстве» станции.
48. А «хозяйство» у САЭС большое и сложное. Это только маленький его элемент. Представляете если что-то загорится?
49. Вот «как раз» что-то заискрилось-задымилось. Но это, конечно, не «боевое» оборудование. Это учебный снаряд на полигоне местной пожарной части. Здесь отрабатываются приемы тушения специфичеких конструкций «хозяйства» АЭС.
50. В бой уже готовы вступить два самоходных пожарных робота — LUF 60 и Ель-4.
51. Прицеливание…
52. Есть попадание! Но что это? Опять огонь? Масло что-ли загорелось?
53. На помощь спешит LUF 60.
54. Напряженные секунды борьбы…
55. Нокаут 🙂
56. Ель-4 — отечественная разработка с применением импортных комплектующих. По сути это автономный пожарный минитанк, оснащенный 175-сильным дизелем. Управлять им можно дистанционно с расстояния в 2,5 км. Минитанк Ель-4 может взять на борт 2150 кг различных огнетушащих средств, а его масса составляет 6,8 т.
57. LUF 60 — изделие австрийской фирмы LUF GmbH. Он куда более компактен, но требует внешней подпитки, например, от автоцистерны.
58. Опять что-то задымилось. Да черным дымом… Явно что-то токсичное.
59. Для этой ситуации уже подготовлен «Автомобиль пожарный многоцелевой».
60. АПМ начинает работать, но.. Что это? Дым? Машина загорелась? Конечно, нет, хотя многие зрители подумали именно так. Но это не дым, а пар. Пар от «температурно-активированной» воды. О том, что это такое и как работает можно подробно прочесть в статье «Боевая машина Шинкаренко» газеты «Авторевю».
61. АПМ это и швец, и жнец, и на дуде игрец. КамАЗ-43118 со спецкузовом может и пожары тушить различными веществами с различной интенсивностью воздействия, и электростанцией передвижной работать, и осветительным постом, и другую пожарную технику, замерзшую в холода, отогревать. Фото Игоря Жукова
62. Еще эта машина примечательна своим индексом, не знающим аналогов по мудрености. Дословно полное обозначение машины выглядит так: АПМ-3-2/40-0,5/125-50(43118)ПиРоЗ-МПЗ. Фото Игоря Жукова
63. Те, кого разбирает профессиональное любопытство и кому хватит мужества вникнуть в значение каждой цифры, могут изучить полную расшифровку , открыв спойлер.
64. Как видим рукава у АПМ не похожи на обычные. Естественно, ведь по ним течет почти кипяток под большим давлением.
65. Если температурно-активированную воду выпустить в атмосферу через шайбу с острой кромкой, она почти мгновенно вскипает: часть ее превращается в пар, а часть — в «водяной туман». Грубо говоря, этим-то «туманом» и «душат» огонь одновременно с едким дымом. Надо ли говорить, что с очередным возгоранием быстро справились?
ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ
Собственно, на этом активная фаза учений закончилась, но программой мероприятия еще была предусмотрена выставка достижений радиационно-спасательного дела.
66. Открывали экспозицию уже знакомые нам ребята в химзащитных костюмах Л-1. Показывали они быстровозводимый ангар для техники.
67. А это спецмашины АТЦ. Что такое АТЦ? Полное название организации звучит так — Федеральное государственное унитарное предприятие «Аварийно-технический центр Росатома». АТЦ создан для оказания экстренной помощи объектам ядерного комплекса «в чрезвычайных ситуациях с радиационным фактором». Основные силы базируются в Санкт-Петербурге, но есть и три филиала — в Москве, Северске и Нововоронеже. Это техника нововоронежского филиала.
68. Машины необычные. Абсолютно точно это первый Renault Kerax в окраске МЧС, которой довелось увидеть. И хоть этот автомобиль относится не к МЧС, а к Росатому, менее интересным от этого он не становится.
69. Жаль изучить технику толком никак не представлялось возможным… Представьте — маленькая площадка, вот такое количество посетителей и полчаса времени на все-провсе. А ведь сюда «Лидер» привез еще и своих роботов! Пришлось выбирать, что смотреть внимательней. Выбрал роботов.
70. Знакомьтесь, это «Федя». Он же «Федор», он же «Теодор» или по-паспорту tEODor (Telerob Explosive Ordnance Disposal and Observation Robot). Это робот-сапёр. Его главная работа — обезвреживание взрывных устройств. У него множество сменных инструментов, благодаря которым он может использоваться не только при разминировании.
71. А это младший брат и напарник «Федора» — робот «Максик». По-паспорту teleMAX. Это робот-разведчик. Дополнительные глаза и уши «Теодора». Он видит в темноте, реагирует на ионизирующее излучение, ищет и находит.
72. Ездят «Федя» и «Максик» в специально оборудованном фургоне Mercedes-Benz Vario 815D. Это их передвижной дом и пункт управления одновременно. Все вмести они — робототехнический комплекс TEL-630L немецкой фирмы Telerob.
73. Тяжелый робот Brokk 180 это плод уже шведской робототехнической мысли. Его специализация — разбор завалов.
74. Грейферный захват, ковш и крюк — лишь небольшая часть из огромного количества навесных аксессуаров для Brokk 180.
75. В этом контейнере расположен пункт дистанционного управления роботом Brokk 180. Сам контейнер перевозится на КАМАЗе, который виден слева. Справа еще один КАМАЗ с контейнером. Это уже «гараж» для Brokk 180. Все вместе это МАКОРР — «многофункциональный аэромобильный комплекс обеспечения робототехнических работ» в условиях радиоактивного и химического загрязнения местности. Кроме того МАКОРР может использоваться для энергетического обеспечения жизнедеятельности полевого лагеря.
76. А вот с этим роботом я не успел познакомиться. Уже пора было уезжать. Кто знает что это — подсказывайте.
* * *
77. Учения закончились. Десногорск спасен.
78. А электроэнергия, вырабатываемая Смоленской АЭС, продолжает «бежать» по высоковольтным проводам.
Кто бы там что ни говорил, а без атомных электростанций в современном мире не обойтись. Никак. Атомных станций можно бояться, можно опасаться, но потребление электроэнергии растет и дальше будет только расти.
В относительной (по меркам атомной энергетики, конечно) близости от САЭС сейчас строится Белорусская АЭС в Островце. Опыт, приобретенный белорусским МЧС на этих учениях, и алгоритм взаимодействия с МЧС России, это, безусловно, полезный опыт.
Искренне надеемся, что он пригодится только для будущих подобных учений и никогда не будет востребован в реальной жизни.
Благодарим пресс-службы МЧС РБ, МЧС РФ и ГК «Росатом» за организацию нашего пребывания в гуще событий.
Пресс службы тогда тоже хорошо отработали взаимодействие между собой 🙂
Отдельное спасибо Сергею Липскому за фототалант. Примерно половина фотографий для этого рассказа сделаны им.
mpark.pro
Автомобили для перевозки отделения военизированных горноспасательных частей МЧС России (на базе КАМАЗ-4308-НЗ)
Автомобиль предназначен для перевозки личного состава и необходимого оборудования к месту происшествия. В нем компактно размещено необходимое горноспасательное и противопожарное оборудование.
НАИМЕНОВАНИЕ ПАРАМЕТРА | ЗНАЧЕНИЕ |
Боевой расчет (чел.): | 2+8 |
Габаритные размеры д/ш/в, (мм): | 7580/2500/3120 |
Базовое шасси: | КамАЗ-4308-НЗ |
Колесная формула: | 4х2 |
Колесная база (мм): | 4200 |
Масса без ПТВ и экипажа, кг: | 7350 |
Технически допустимая масса, кг: | 11900 |
Двигатель дизельный (Евро-3): | Cummins 4ISBe185 |
Максимальная мощность (кВт/л.с.): | 133/185 |
Трансмиссия: | ZF 6S 1000 |
Передний свес, мм: | 1270 |
Задний свес, мм: | 1970 |
Угол преодолеваемого подъема, не менее, (град): | 25 (14) |
Топливный бак, (л): | 350 |
Максимальная скорость (км/ч): | 100 |
www.mchs.gov.ru