Холодный асфальтобетон – применение, характеристики, плюсы и минусы

Содержание

Холодный асфальтобетон – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Холодный асфальтобетон

Cтраница 1

Холодный асфальтобетон ( холодный асфальт) содержит жидкий или разжиженный вязкий битум, что позволяет укладывать массу холодного асфальта при температуре окружающего воздуха. Могут использбваться также битумные эмульсии.  [1]

Холодные асфальтобетоны используют обычно при устройстве противофильтрационной облицовки каналов следующего состава: 10 – 25 % щебня или гравия крупностью до 15 мм, 40 – 65 % каменной крошки крупностью до 5 мм, 15 – 25 % песка средней крупности, 15 – 20 % минерального порошка, 10 – 15 % битума.  [2]

Холодный асфальтобетон изготовляют в горячем или холодном состоянии. В горячем состоянии его получают на разжиженном вязком или жидких битумах.  [3]

Холодный асфальтобетон в настоящее время применяется реже, чем другие виды асфальтобетона, но он, несомненно, перспективен ввиду того, что при соблюдении необходимой технологии покрытие из этого материала но качеству не уступает другим асфальтобетонам; при этом имеется возможность круглогодичной загрузки асфальтобетонных заводов.  [4]

Образцы холодного асфальтобетона с ПАВ набухают в первые семь суток, а далее практически мало изменяются, тогда как набухание образцов без добавки с увеличением времени выдерживания в воде продолжает резко повышаться.  [6]

Компоненты холодного асфальтобетона смешивают в горячем состоянии, а используют для строительства дорог в холодном. Способность холодного асфальтобетона оставаться в сыпучем, рыхлом, состоянии в течение весьма длительного времени позволяет хранить и транспортировать его на большие расстояния от места приготовления. Уплотнение покрытия из холодного асфальтобетона не является столь ответственной операцией, так как структурообразованхе продолжается в течение месяца под механическим воздействием движущегося транспорта. Покрытия обладают, как правило, меньшим сроком службы, чем из горячего асфальтобетона, хотя они более стойки к образованию трещин. В состав холодного асфальтобетона входят жидкие битумы.  [7]

В холодном асфальтобетоне на жидком нефтяном местном вяжущем проявляются те же закономерности, которые характерны для горячих смесей, приготовленных на вязких вяжущих из караарнинской нефти. Физико-механические свойства холодных мелкозернистых и песчаных асфальтобетонов на известняковом каменном материале, активированном минеральном порошке, жидком битуме МГ 70 / 130 и ВНМЖ 70 / 130 представлены в табл. 1.28. Холодные смеси на стандартном битуме соответствуют требованиям ГОСТа 9128 – 76, предъявляемым к асфальтобетонам типов Вх и Дх II марки.  [8]

В холодном асфальтобетоне на жидком нефтяном местном вяжущем проявляются те же закономерности, что наблюдались в горячих смесях.  [9]

Минеральную часть холодного асфальтобетона выбирают с развитой поверхностью для получения наиболее плотной смеси и повышения внутреннего сцепления.  [10]

Перед укладкой холодного асфальтобетона основание необходимо тщательно очистить от пыли и грязи. После очистки основание обрабатывают жидким или разжиженным битумом, битумной эмульсией или каменноугольным дегтем.  [11]

При укладке холодного асфальтобетона не стремятся использовать интенсивное уплотнение, чтобы не замедлить набор прочности. Набор прочности происходит вследствие испарения растворителя из разжиженного вязкого битума или легких фракций из жидкого битума, а интенсивное уплотнение будет препятствовать этому процессу.  [12]

Смесь для холодного асфальтобетона готовят в горячем состоянии, а укладывают и уплотняют при строительстве дорог после остывания. Приготовленные смеси при хранении не слеживаются, не комкуются, почти в течение года остаются рыхлыми и вполне пригодными для транспортирования на любое расстояние.  [13]

Для приготовления мелкозернистых песчаных горячих и холодных асфальтобетонов типов А, В, Г, Вх, Дх использовали гранитный и известняковый щебень фракции 5 – 15 мм, дробленый песок фракции 0 – 5 мм, а также активированный и неактивированный минеральные порошки.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

5.4. Холодный асфальтобетон

Состав холодного асфальтобетона можно рассчитать по типовым составам или по методике, применяемой для расчета горячих смесей, с обязательной проверкой физико-механических свойств в лаборатории. Количество жидкого битума снижают на 10…15% против оптимального, чтобы уменьшить слеживаемость.

Характерной чертой холодного асфальтобетона, отличающей его от горячего, является способность оставаться длительное время после приготовления в рыхлом состоянии. Эта способность холодных асфальтобетонных смесей объясняется наличием тонкой битумной пленки на минеральных зернах, вследствие чего микроструктурные связи в смеси настолько слабы, что небольшое усилие приводит к их разрушению. Поэтому, приготовленные смеси под действием собственной массы при хранении в штабелях и транспортировке не слеживаются. Смеси в течение длительного времени (до 12 месяцев) остаются в рыхлом состоянии. Их сравнительно легко можно перегружать в транспортные средства и распределять тонким слоем при устройстве дорожных покрытий.

Зерновые составы холодных асфальтобетонных смесей отличаются от составов горячих смесей в сторону повышенного содержания минерального порошка (до 20%) – частиц мельче 0,071 мм и пониженного содержания щебня (до 50%). Повышенное количество минерального порошка вызвано применением жидкого битума, требующего для структурообразования большего количества порошка, а при содержании щебня более 50% ухудшаются условия формирования покрытия. Наибольший размер зерен в холодном асфальтобетоне составляет 20 мм. Более крупный щебень ухудшает условия формирования покрытия.

В качестве крупной составляющей для холодного асфальтобетона используют щебень, получаемый дроблением скальных горных пород и металлургических шлаков. Эти материалы должны обладать прочностью при сжатии не менее 80 МПа, а для IIмарки асфальтобетона – не ниже 60 МПа.

Для приготовления холодного асфальтобетона применяют такой же минеральный порошок и песок, что и для горячих смесей.

Жидкие битумы должны иметь вязкость в пределах с, что соответствует маркам СГ 70/130, МГ 70/130. Вязкость и класс битума выбирают с учетом предполагаемого срока хранения смеси на складах, температуры воздуха при хранении и применении, а также качества минеральных материалов. Холодные асфальтобетонные смеси используют для устройства дорожных покрытий при интенсивности движения до 2000 автомобилей в сутки.

5.5. Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон представляет собой специально запроектированную смесь щебня, песка, минерального порошка и вязкого битума, приготовленную и уложенную в горячем состоянии без дополнительного уплотнения. От горячего асфальтобетона литой отличается большим содержанием минерального порошка и битума, технологией приготовления и методом укладки. Литой асфальтобетон применяют в качестве дорожного покрытия на автомобильных дорогах, на проезжей части мостов, а также для устройства полов в производственных зданиях. Ремонтные раьоты с использованием литых смесей можно выполнять при температуре воздуха до -10

0С. Особенностью производства работ является необходимость непрерывного перемешивания литой смеси при ее транспортировке к месту укладки.

Для приготовления литого асфальтобетона применяют щебень (крупностью до 40 мм), природный или дробленый песок. Щебень, высевки и песок должны быть высокосортными, как и для обычного горячего асфальтобетона. В качестве вяжущего применяют битумы БНД 40/60. В соответствии ТУ 400-24-158-89 литые смеси подразделяют на пять типов (табл.5.4).

К положительным свойствам литого асфальтобетона относят долговечность, небольшие затраты работы на уплотнение, водонепроницаемость. При реконструкции дороги существующее покрытие из литого асфальтобетона может быть снова использовано в полном объеме и почти без добавления новых материалов.

Таблица 5.4

studfiles.net

Холодный асфальтобетон – свойства, виды, применение

Холодный асфальтобетон изобрели в Европе почти 100 лет назад, в России он появился только с началом XXI в. Потребители оценили преимущества технологии укладки холодного асфальта, возможность монтажа при морозах. Описание, свойства, характеристики этого материала делают его популярным.

Описание и свойства холодного асфальта

Материал во многом похож на традиционный асфальтобетон. Основу обоих составляет битум, только для холодного асфальта он густеет медленно или со средней скоростью. В составе прочный щебень особой кубовидной формы — до половины объема, отсев, порошок минералов. Грани, которые имеются у камешков, позволяют им плотно прилегать один к другому.

Холодный асфальт.

Добавление большого количества пластификаторов (22-30%) препятствует битуму застывать. Структурное взаимодействие связующих компонентов холодного асфальтобетона настолько слабое, что случайно возникшие связи разрушаются при незначительном усилии. Это способствует тому, что готовые смеси могут сохранять технические свойства длительное время.

Соответствующий по классу и вязкости битум подбирают в зависимости от предполагаемого способа и времени хранения холодного асфальта. Расфасованный в полиэтиленовые мешки не теряет характеристик до 2 лет, а сохраняемый в буртах — до 12 месяцев. Рыхлое состояние материала позволяет перевозить его на большие расстояния и не бояться, что он придет в негодность.

Чтобы все составляющие части холодной асфальтобетонной смеси превратились в монолитное покрытие, должно произойти испарение углеводородов из добавок. В этом коренное отличие от горячего асфальта, который набирает прочность при остывании горячей массы.

При хранении насыпью сверху образуется плотная корка, которая при размешивании пропадает. Свойства материала при этом не теряются, его можно использовать. После укладки образуется поверхность из полимерного состава, которая остается рыхлой, пока ее не уплотнить. Вес 1 кубометра свежего асфальта составляет от 1,1 т до 1,5 т.

Горячий асфальт при морозе укладывают, нагревая минимум до +80°С, холодный достаточно довести до +5°С. Однако такие достоинства имеют и обратную сторону. Материал слишком рыхлый, пористый, легко насыщается водой. Производители работают над устранением недочетов, основное направление инноваций — заменить битум отходами нефтепереработки.

Виды холодного асфальта

Создание качественного покрытия требует применения соответствующих марок материала. Его свойства проявляются при подготовке, укладке и дальнейшей эксплуатации. Если нарушить технологию, предусмотренную для марки холодной асфальтобетонной смеси, покрытия преждевременно изнашиваются и разрушаются.

Классификация учитывает несколько показателей:

  • содержание щебня;
  • процент песка;
  • остаточная пористость.

Вид обозначается буквами с индексом «х», что значит холодный. Значок «А» используется только для горячего асфальта. Виды холодного:

  • Бх — содержится 40-50% щебня;
  • Вх — от 30 до 40%;
  • Гх — минимально допустимое содержание щебня — 30%;
  • Дх — вместо гравия 70% песка, каменной крошки.

Последняя марка характеризуется хрупкостью, поэтому сфера применения ограничивается садово-парковыми дорожками.

В обозначении имеются также цифры «1» или «2», которые указывают на компоненты и плотность. Оба класса холодного асфальта содержат песок, битум, щебень, минеральный порошок. Если имеется отсев, используется индекс «2». Все варианты отличаются пористостью.

Производство холодного асфальта

Существует 2 технологии приготовления холодных асфальтобетонных смесей: горячая и без нагрева компонентов. При первом способе все составляющие вначале проходят сушку в специальном барабане. Одновременно они прогреваются до +110°С, подаются на дозатор. После взвешивания необходимая часть минеральных заполнителей поступает в смеситель.

К сухой растворной смеси добавляют подогретый порошок из минералов. Все компоненты смешиваются с добавлением битума, количество которого по сравнению с горячим асфальтом меньше на 10-15%. Это позволяет уменьшить слеживаемость в условиях продолжительного хранения. Незадолго до окончания технологического процесса вводят модификаторы, которые улучшают сохранность материала. Смесь выгружают на площадку и быстро перемешивают погрузчиком, охлаждая до +25°С. После этого фасуют или отвозят для хранения в буртах.

Приготовление без подогрева проще. После дозирования песка и щебня сырье направляется в смеситель, где оно перемешивается с добавлением минерального порошка. Вводят модифицированную эмульсию битума. Все смешивается в течение примерно 20 минут, затем холодную асфальтобетонную смесь выгружают для расфасовки или хранения в отвалах.

Применение и укладка холодного асфальта

Материал используется в дорожном строительстве и владельцами дачных участков, загородных домов. Сфера применения:

  • ямочный ремонт дорожного полотна;
  • отмостка зданий;
  • садовые дорожки;
  • асфальтирование приусадебных участков и подъездов;
  • предупредительные и регламентные работы на дорогах.
Укладка холодного асфальта.

Пока применение холодного асфальтобетона ограничено частными участками, тротуарами, ямочным ремонтом и дорогами с незначительной нагрузкой. На магистралях с интенсивным движением использование рискованно: покрытие слишком пластичное. При резком торможении или старте машин оно быстро разрушается.

Чтобы провести работы, достаточно владеть некоторыми знаниями технологии, что позволит сделать укладку холодного асфальта своими руками. Соблюдение правил гарантирует, что поверхность будет прочной, а сооружение прослужит долго.

Начинают с подготовки поверхности: убирают все ненужное с площадки. Когда заделывается яма, удаляют камни, пыль, оставляют плотные стенки, в которых ничего не шатается и не отваливается. Очищают от снега, воды, листьев, влажные поверхности высушивают строительным феном. Если яма глубокая, рекомендуется на дно щебень уложить, укладывание холодного асфальта провести слоем рекомендуемой толщины.

Для ямочного ремонта дорог, где холодный асфальт подвергается высоким продольным нагрузкам, рекомендуется предварительное грунтование углублений. Самая совершенная технология дополнительно предполагает вначале прогревание. Днище и вертикальные стенки обрабатывают битумом или его эмульсией, расходуя до 0,5 л на 1 м². Грунтовка входит во все поры и трещины, обеспечивая максимальное сцепление. Грунтование и прогрев необязательны, чаще просто очищают поверхность и наносят асфальт.

Слой не должен быть больше 6 см, иначе его будет трудно уплотнить. Если заделывается яма, формируют возвышение до 1,5 см, трамбуют. Такая высота предохранит от просадки, если попадет колесо автомобиля. Если это подъезд к гаражу, достаточно будет несколько раз проехать по колейной дорожке. Уплотнение материала также достигается ручной трамбовкой или катком.

Несколько сложнее применение холодных асфальтобетонных смесей, когда температура опускается ниже 0°С. Предварительно материал выдерживают в теплом помещении 2 суток, чтобы он стал эластичным. Перед самым употреблением рыхлят и разогревают горелкой, то же проделывают с выбоиной. При таких условиях материал заполняет мельчайшие полости, качество сцепления высокое.

stroyka-ip.ru

Холодная асфальтобетонная смесь: особенности регенерации, фото

Асфальтные смеси используются довольно давно, и они уже успели зарекомендовать себя в качестве одного из самых практичных материалов для создания дорожного покрытия. При этом стоит отметить, что существует масса различных видов данной продукции, обладающих различными качествами и индивидуальными особенностями. При этом особо среди всего этого разнообразия выделяется холодная асфальтобетонная смесь, которая порой даже используется при строительстве.

Любительское фото, процесса произведения ямочного ремонта

Область применения

Обычно принято считать, что область использования асфальтов довольно узкая и ограничивается банальным изготовлением дорог. Однако именно данный вид этого материала отличается высокой функциональностью, поскольку имеет низкую температуру укладки.

Фасованный материал от популярного производителя

Тротуары и дорожки

Чаще всего холодный асфальтобетон используют для создания пешеходных зон или небольших тротуаров.

Создание зон с небольшой интенсивностью движения

  • Стоит отметить, что существует наиболее подходящий для данных задач асфальт, но для его монтажа необходим каток, который не всегда может проехать в нужную часть. Этот же материал не требует наличия специальной техники и может укладываться вручную.
  • Необходимо сказать и о том, что в итоге дорожки будут обладать отличной упругостью, но получат небольшой срок использования, хотя при эксплуатации пешеходами это не будет сильно заметно.

Совет!
Необходимо помнить, что холодный состав не имеет подвидов и выпускается как отдельное изделие.
Поэтому не стоит путать его с мелкозернистыми составами, имеющими небольшую температуру.

Использование данного материала для ремонта полов с одновременным созданием гидроизоляции

Ремонтные работы

Обычно холодные асфальтобетонные смеси используют для ремонта дорожного полотна очень редко и только при определенных условиях. Дело в том, что такой состав не подходит для полноценной замены покрытия и его приходится применять только для ямочного ремонта.

При этом латки обычно получаются временные и требуют замены на следующий сезон.

Восстановление покрытия после произведения ремонтных работ

  • В районах с холодным климатом данный состав нашел широкое применение. Дело в том, что при низкой температуре этот материал использовать лучше всего, поскольку он не остынет быстро, а его рабочая среда может иметь отрицательные значения по окружающей среде.
  • Стоит отметить, что в холодную погоду данный состав доставляют с использованием специальной техники, которую часто применяют для транспортировки горячего асфальта.

Совет!
Латать асфальт в холодное время года не принято, но в некоторых регионах страны это является необходимостью, на основании которой были разработаны соответствующие технические процессы, позволяющие даже создавать целые дороги.

В последнее время асфальт для изготовления крыши вытеснили рулонные материалы, которые при этом имеют практически одинаковые характеристики

Применение в строительстве

На сегодняшний день холодная регенерация асфальтобетона практически не используется в современном строительстве. Дело в том, что существует масса других материалов, которые более практичны и не требуют дополнительных действий при монтаже. Однако в некоторых регионах подобные составы до сих пор в ходу.

Их применяют для создания кровли. При этом крыша обычно плоская или имеет один скат. В противном случае существует необходимость использовать стандартные покрытия.

Стоит отметить, что данный вид монтажа сочетают с использованием рубероида или других рулонных материалов. При этом желательно чтобы они имели битумную основу.

Совет!
В холодных районах страны такое решение может быть одним из самых оптимальных.
Помимо хорошей гидроизоляции можно получить дополнительное утепление.

Даже при масштабных работах возможность отказаться от использования катка может послужить хорошей экономией

Характеристики и особенности

Для того чтобы понять все достоинства и недостатки данного материала стоит рассмотреть процесс его изготовления или компоненты, входящие в состав смеси. При этом также необходимо понять особенности монтажа и его технические характеристики.

В последнее время особой популярностью стали пользоваться мобильные установки для изготовления такого асфальта

Процесс изготовления и состав

Прежде всего, стоит сказать о том, что данный тип асфальта изготавливают исключительно из мелкозернистых наполнителей или песчаной смеси с фракций не более 10-15 мм. Поэтому впоследствии можно не использовать алмазное бурение отверстий в бетоне для установки дополнительного оборудования.

Сертификат соответствия на данную продукцию

Также важно упомянуть о различных добавках, которые применяют при изготовлении. Их задача создать своеобразную пленку, которая будет покрывать битум, не давая ему быстро застывать. Раньше в качестве них могли использовать дизельное топливо или бензин, который в сочетании с гудроном давал мазут, но в последнее время появились более современные вещества.

Фактически весь процесс производства заключается в перемешивании компонентов до получения однородной массы. Однако при этом также используют нагрев до 100 градусов, чтобы ускорить реакцию и дать всем веществам смешаться.

Совет!
Не стоит изготавливать данный материал самостоятельно, поскольку намного проще приобрести его в магазинах.
Он может продаваться даже в специальных банках, расфасованный по весу.

Машина для произведения ямочного ремонта с таким типом асфальта может и не использоваться

Достоинства

Рассматривая подобный холодный бетон необходимо помнить, что все его достоинства и недостатки могут меняться местами, если он применяется не по назначению.

Поэтому проще всего исходить из того, что такой асфальт собираются укладывать на дорогу.

Перевозка подобной продукции под открытым небом

  • Данный материал не требует для своего монтажа специальной техники в виде катков. При этом ему не нужен постоянный прогрев, что очень сильно снижает стоимость всех работ.
  • Для ремонта дорожного полотна в зимний период года практически не существует альтернатив способных справиться с поставленной задачей. Дело в том, что его можно применять даже при минусовой температуре. (См. также статью Бетон при отрицательных температурах: как бетонировать.)

Укладка без использования катка не имеет хорошего внешнего вида, но она довольно практична и надежна

  • В некоторых регионах страны данный материал является единственным техническим решением, позволяющий поддерживать качество дорог, поскольку лето там короткое и использование горячего асфальта практически невозможно.
  • Простота монтажа с применением этого вещества дает возможность налаживать необходимые зоны или тропы даже на тех участках, где нет доступа обычной техники или она там не используется.

В холодное время года только данный метод считается оптимальным, а порой он является единственным

  • Готовая продукция имеет довольно высокий срок хранения и позволяет производить расфасовку. Это дает возможность продавать такой асфальт в магазинах, а не только со специальных предприятий. Также инструкция по хранению допускает перевозку на большие расстояния даже под открытым небом.

Совет!
Даже при учете всех достоинств этого вещества не стоит забывать о том, что оно имеет узкую специализацию и порой намного проще уложить на трассу бетонные плиты, чем использовать его.

Результаты тестирования таких материалов неоднозначны, поскольку способ укладки может быть разным, что влияет на конечный результат

Недостатки

  • Одним из основных недостатков является довольно большая цена изготовления. Однако если учитывать экономию на монтаже, то такие расходы вполне себя оправдывают.
  • В жаркую погоду данный материал очень нестабилен и не может выдерживать больших нагрузок. Особенно это проявляется при небольшой ошибке в пропорциях на стадии изготовления, что очень трудно проверить при покупке.
  • Обладает довольно узкой областью применения, но при этом не пригоден для полноценного покрытия дорог. Горячая литая смесь намного долговечней и прочнее.

Совет!
Приобретая подобную продукцию необходимо попросить у продавца сертификат качества.
Его должен поставлять производитель и данные в нем обычно базируются на заводских испытаниях.

Процесс удаления старого или поврежденного покрытия

Монтаж

Если такой асфальт используется для ремонта, то сначала необходимо разделать проблемное место, полностью удалив отстающие или расслаивающиеся участки. Для этого может потребоваться резка железобетона алмазными кругами или работа с применением отбойного молотка.

На следующем этапе производится полная очистка поверхности, для которой чаще всего используют компрессор со сжатым воздухом и инжектор.

Использования битума для увеличения уровня адгезии

Если на участке обнаружена влага, то его нужно просушить. Профессиональные мастера для этого применяют паяльные лампы или горелки. Стоит отметить, что специалисты производят данную операцию не зависимо от обнаружения видимой влаги, поскольку она может присутствовать в порах.

На следующем этапе выполняют грунтование. Для этого применяют специальные жидкие составы на основе гудрона или битума. Это необходимо для увеличения уровня адгезии и создания основы.

После этого асфальт нагревают до его рабочей температуры при помощи паяльной лампы или специального оборудования. При этом стоит помнить, что она будет зависеть только от типа используемой при изготовлении присадки, а значит, этот параметр следует узнать заранее. Если же работы выполняются своими руками, то стоит детально изучить руководство по эксплуатации от конкретного производителя.

Использование специального инструмента для утрамбовки материала

Разогретый асфальт укладывают в подготовленное место и начинают процесс его утрамбовки с помощью ручных инструментов. Стоит отметить, что его не выравнивают с существующим дорожным покрытием, оставляя небольшой бугорок. Впоследствии он сам разравняется под воздействием автотранспорта.

На заключительном этапе производят заливке мест стыковки битумом, который использовали в качестве грунта. Это поможет сгладить неровности и создать своеобразный переход.

Совет!
Некоторые мастера предпочитают производить дополнительный прогрев уже после укладки.
Однако тут нужно быть очень осторожным, чтобы жидкие вещества не осели внизу, позволяя впоследствии выбивать наполнитель при интенсивной эксплуатации.

Прогрев области ремонта с использованием специальной газовой горелки

Вывод

Ознакомившись с видео в этой статье можно получить более детальную информацию о данном виде материала и его использовании в современном строительстве.

Также принимая во внимание текст, который приведен выше, можно сделать вывод о том, что такой тип асфальта имеет характерные особенности, которые позволяют использовать его даже в экстремальных условиях и именно благодаря этому можно поддерживать дороги в рабочем состоянии даже в регионах с очень холодными и длинными зимами.

masterabetona.ru

Холодный асфальтобетон. | Федеральный строительный рынок

Одним из путей снижения энергозатрат в дорожном строительстве является применение холодных асфальтобетонов для ремонта дорожных покрытий. Холодные асфальтобетоны можно готовить на одной базе и перевозить на большие расстояния без риска потери или изменения их потребительских свойств. Ремонтный сезон продлевается до температуры минус 20 0С, при этом обеспечиваются высокая мобильность и оперативность ремонтных работ. Сокращается энерго- и механово-оруженность ремонтных бригад.

В странах СНГ холодные асфальтобетоны практически не применялись с 50-х гг. Утерян опыт работы с ними. Практически отсутствуют требования к материалу и технологии его приготовления. В странах Европейского союза, в США, Канаде в последние годы появились высокотехнологичные и качественные холодные асфальтобетоны.

Возрастающие требования к безопасности дорожного движения могут быть обеспечены созданием ремонтных материалов для дорожных покрытий. Альтернативы холодному асфальтобетону для ремонта дорожных покрытий при отрицательных температурах в настоящее время в мировой практике нет, а актуальность применения подобных материалов возросла.

Классический холодный асфальтобетон является разновидностью асфальтобетона, приготавливаемого в горячем состоянии, но укладываемого в холодном виде (при температуре не ниже 50С). В СССР подобные асфальтобетоны начали применять в 50х гг. Для их приготовления использовали средне- и медленногустеющие битумы марок СГ 70/130 или МГ 70/130 по ГОСТ 1195582. Получали подобные битумы в основном путем разжижения вязких битумов дизельным топливом, керосином или маслами. Для предотвращения слеживания готовой смеси содержание битума было на 20 % меньше оптимального, а для повышения прочности готовой смеси вводили повышенное количество минерального порошка (на 15–20 % больше оптимального).

Все это в результате позволяло получать смеси, способные храниться до 6 месяцев в штабелях высотой не более 1,5 м. Холодная смесь укладывалась в покрытие и формировалась (уплотнялась) движущимся транспортом в течение 1–1,5 месяцев. Низкая плотность подобных бетонов и малый расход битума приводили к недостаточной долговечности и разрушению, особенно в зонах избыточного увлажнения, а возрастающие нагрузки и интенсивность движения при высоких температурах —к появлению пластических деформаций. Применение холодных смесей в осенне-зимний период ограничивалось температурой ниже 5 0С.Все это привело практически к отказу от холодного асфальтобетона в 70-х гг. ХХ в.

Ускорить сроки формирования холодного асфальтобетона и повысить его качество можно путем замены медленногустеющих битумов быстрогустеющими. Впервые холодный асфальтобетон на быстрогустеющих битумах был получен в США. В качестве разжижителя битума был использован газолин в количестве 0,2–1,5 % от общей массы смеси. Расход битума составлял 4,5–7 %. Минеральный материал содержал 0,5–1 % гашеной извести. Смесь формировалась в течение нескольких суток. В то же время подобные асфальтобетоны также не нашли широкого распространения ввиду небольшого срока их хранения в штабеле, поскольку растворитель быстро испарялся и асфальтобетон терял технологическую подвижность.

Данная проблема довольно оригинальным способом была решена в 90-е гг. Холодная асфальтобетонная смесь на легколетучих растворителях затаривалась в полиэтиленовые либо бумажные мешки. Это давало возможность длительного хранения смеси и упрощало доставку к потребителю. Недостатком смесей на быстрогустеющих битумах является применение дорогих растворителей, которые теряются безвозвратно при испарении. Необходимо применять битумы, которые при небольшой потере растворителей приобретают достаточную когезию. Однако до сих пор в мировой практике данная проблема не решена.

В настоящее время стали применять холодные асфальтобетоны на битумных эмульсиях. Наибольшее распространение такие бетоны нашли во Франции, Германии, Польше. Так, французские фирмы «Скрэг» и «Колас» для приготовления холодных асфальтобетонных смесей используют эмульсии катионного типа. Для повышения качества бетона эмульсии готовят на разжиженном легкими растворителями битуме, кроме того, в состав эмульсии входят 2–3 % латекса натурального каучука. С целью повышения срока хранения готовая смесь также затаривается в полиэтиленовые мешки. Запатентована холодная смесь на битумных эмульсиях анионного или катионного типа, содержащая минеральный заполнитель крупностью 0–14 мм непрерывной гранулометрии, синтетические волокна (0,05–0,5 %) и добавки, регулирующие сроки формирования (цемент или водные растворы катионных ПАВ). В Польше для снижения температуры замерзания воды в состав эмульсии вводят хлористый кальций. В результате эмульсионная смесь используется и для зимнего ямочного ремонта.

В Германии выпуском холодного асфальтобетона занимается фирма Romex. Фирма разработала эмульсию под названием Repasphalt-koncentrat. Для приготовления асфальтобетонной смеси используются минеральные материалы прерывистой гранулометрии следующего состава: щебень фракции 2–5 мм —65 %; дробленый песок фракции 0,2–2 мм — 24 %; тонкодисперсный наполнитель — остальное.

Расход концентрата составляет 65 кг на одну тонну смеси. Стоимость концентрата — ?1470 за тонну.

Концентрат представляет собой водную эмульсию, содержащую битум, ПАВ, разжижитель и полимер. Важную роль играет гранулометрический состав. Приведенный выше гранулометрический состав выполняет две функции:
  – предотвращает пластические деформации при практически нулевой когезии вяжущего;
  – вследствие отсутствия тонкодисперсных частиц предотвращается распад эмульсии на стадии смешения и хранения.

Несмотря на широкое применение холодных асфальтобетонов на битумных эмульсиях в ряде стран с теплым климатом, к их применению в условиях России, особенно для ведения осеннезимних ремонтов, следует относиться с осторожностью. Холодный асфальтобетон на битумных эмульсиях может сформироваться только после испарения воды, поскольку при ямочном ремонте другого пути отвода нет. Замерзшая вода будет разрушать структуру асфальтобетона, в результате его долговечность, несмотря на высокую стоимость, может оказаться низкой.

Для разработки эффективных составов холодного асфальтобетона необходимо решить определенные теоретические задачи.

Каким же образом устранить недостатки, присущие холодным асфальтобетонам на разжиженных битумах или эмульсиях?
Возможны два пути:
1. Создание двухслойной оболочки на минеральных частицах.
2. Формирование структуры битума при небольшом количестве удаляемого растворителя.

Первый путь наиболее выгоден с экономической и технологической точек зрения. В то же время асфальтобетон будет иметь более низкое качество и более продолжительный срок формирования. Однако для дорожного строительства (особенно на дорогах II–IV категорий) он может оказаться наиболее приемлемым.

Если минеральный материал обработать битумом (желательно с улучшающими и адгезионными добавками), на частицах возникает тонкий слой, обладающий высокой адгезией и прочностью после уплотнения.

Вязкость такого слоя должна находиться в пределах уплотняемости и составлять при температуре от 0 доминус10 0С 10–100 Пас. То есть в 10 развыше, чем при обычной обработке. Такую вязкость обеспечивают битумы с пенетрацией выше 150х0,1 мм.При вводе добавки пенетрация может быть снижена вследствие увеличения уплотняемости.

Толщина слоя первичной обработки должна быть определена экспериментально.

Данный первичный слой защитит минеральный материал от доступа воды и после уплотнения создаст прочный каркас, т. е. исчезнут отмеченные выше недостатки.

Для обеспечения технологической подвижности, неслеживаемости и повышения плотности смеси частицы должны покрываться вторым слоем вяжущего. Вяжущее второго слоя должно быть по возможности термодинамически несовместимым с первым на стадии смешения и хранения асфальтобетона и совмещаться после формирования структуры, а также обладать тиксотропными свойствами, т. е. способностью обратимо восстанавливать свою структуру, разрушенную механическими воздействиями. Физическая сущность тиксотропии вяжущего для холодного асфальтобетона заключается в разрушении структурных связей внутри пластичновязкого материала при укладке и виброуплотнении смеси, при этом материал теряет структурную прочность и превращается в вязкую жидкость, а после прекращения механического воздействия снова обретает структурную прочность и соответствующие физико-механические характеристики.

Такими свойствами могут обладать как эмульсии легких растворителей и битума, так и модифицированные битумы. Наличие воды будет способствовать предотвращению слипания готовой смеси. Легкие же растворители будут пластифицировать поверхностный слой и в то же время, испаряясь, — быстро формировать структуру асфальтобетона. Вязкость эмульсии при 0–10 0С должна быть 2–4 Пас.

Второй способ получения качественного асфальтобетона может быть реализован путем использования битумомастичного вяжущего, разжиженного спектром растворителей. Причем количество полимера и содержание асфальтенов должно обеспечить формирование структуры при удалении 5–10 % низкокипящего растворителя. Сам же растворитель должен быть составлен из расчета получения конечной вязкости 2–4 Пас.

Отдельный вопрос — гранулометрический состав и плотность холодного асфальтобетона.

Применяемые в Западной Европе холодные асфальтобетоны практически полностью состоят из щебня фракций 2–5 мм (причина этого указана была выше). Остаточная пористость составляет около 10 %. Такой состав уменьшает расход вяжущего и ускоряет формирование структуры вследствие возможности быстрого испарения воды или растворителя.

Следует иметь в виду, что увеличение пористости на 1 % увеличивает скорость формирования структуры на 20–30 %. Показатель слеживаемости у щебеночных смесей в 3–4 раза ниже, чем у плотных. Поэтому оптимальный гранулометрический состав может быть следующим: щебень 2–5 мм — 66 %; песок 0,14–2 мм — 21,5 %; минеральный порошок — 3,5 %.

Применительно к условиям России можно рекомендовать, например, холодный асфальтобетон следующего состава: щебень 5–10 мм — 50–77 %; щебень 2–5 мм — 15–30 %; песок 0,14–2 мм — 5–15 %; порошок — 3–5 %.

Подобные составы рациональны для бетонов на основе качественных битумов и добавок (второй способ получения холодных асфальтобетонов).

Учитывая изложенные подходы, были разработаны составы и технология получения холодного асфальтобетона для ямочного ремонта в любой сезон года под торговой маркой «Новофальт» по СТО –0015674306157182006.

Холодные асфальтобетонные смеси и холодные асфальтобетоны в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяются на виды:
  – «НОВОФАЛЬТ-5», с размером зерен до 5 мм;
  – «НОВОФАЛЬТ-10», с размером зерен до 10 мм;
  – «НОВОФАЛЬТ-15», с размером зерен до 15 мм;
  – «НОВОФАЛЬТ-20», с размером зерен до 20 мм.

В зависимости от минимальной температуры укладки в покрытие подразделяют на марки:
  – У — для укладки при умеренной температуре окружающего воздуха не ниже +5 0С;
  – УХ — для укладки при умереннохолодной температуре окружающего воздуха в пределах от +4 0С до –5°С;
  – X — для укладки при низких температурах окружающего воздуха от –6 0С до –20 0С.

Показатели физикомеханических свойств холодных асфальтобетонов приведены в табл. 1. 

Наименование показателя

типов и видов

плотные

пористые

У

УХ

X

У

УХ

X

до прогрева

1. Индекс сопротивления пластическим деформациям при температуре 0 0С, не менее

1

1

1

0,7

0,7

0,7

2. Водонасыщение, % по объему, в пределах

2–5

2–5

2–5

6–9

6–9

6–9

2. Коэффициент водостойкости, не менее

0,7

0,7

0,65

3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее

0,8

0,8

0,75

после прогрева

4. Индекс сопротивления пластическим деформациям при температуре 20 0С, не менее

1

1

1

0,7

0,7

0,7

5. Коэффициент водостойкости, не менее

0,8

0,8

0,7

6. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее

0,85

0,85

0,8

fsr-stroy.ru

хорошая альтернатива. Плюсы и минусы

Использование асфальта зависит от климатических условий. Для укладки нужно обеспечить сухую и чистую поверхность отверстия, тщательно подготовить основание. Однако, местный ремонт дороги или срочное асфальтирование участка невозможно откладывать до лета, дожидаясь подходящей погоды. В этих ситуациях отличным решением и альтернативой горячему асфальту представляется холодный асфальт.

Давайте рассмотрим характеристику, технологию и особенности укладки, а также преимущества и недостатки так называемого мягкого асфальта.

Холодный асфальт: характеристика и особенности

Альтернативой горячему обычному асфальту выступает относительно недавно выработанный материал – жидкий или мягкий асфальт. Его также называют холодным. Он представляет готовую асфальтобетонную смесь, в которую добавлены битум, полимеры и пластификаторы. Все компоненты хорошо перемешивают, к ним добавляют мелкий щебень и добавки для придания эластичности. После термической обработки готовый материал упаковывают в мешки разных стандартных размеров.

Холодная укладка дорожного асфальта высоко ценится из-за простоты его использования. Без использования специального оборудования и без специальных навыков легко сделаете укладку на собственном дворе, например.

Материал долговечен, характеризуется особой прочностью и готов к использованию сразу после укладки. Движение автомобилей и тяжесть только уплотняют покрытие и придают ему прочность.

Нельзя не отметить факт, что этот тип асфальта укладывается при температуре вплоть до минус 20 градусов. Использовать сухой асфальт можно в течение одного года после вскрытия упаковки. Если упаковку не открывать, то асфальт сохраняет свои качества долгие годы. Транспортируются мешки с асфальтом при любой погоде и в любой машине, позволяющей такие грузоперевозки.

Что касается подготовительных работ перед ремонтированием и укладкой асфальта, то для данного вида достаточно вымести пыль и мусор из ямы.

Состав

Согласно государственным стандартам, основные составляющие консистенции асфаколда являются:

  • Битум – 76,6%;
  • Дизельное топливо – 10%;
  • 10 % одного из авиатоплива, уайт спирта или керосина;
  • 14845-79 ЖКТМ – 2,4%;
  • Wetfix ВЕ – 1%.

Вяжущая добавка готовится последующим путем. Битум разогревают до +120 градусов, добавляют дизельное топливо и керосин. Параллельно готовится ЖКТМ, а потом консистенцию вводят в битум. Температура массы должна меняться от 90 до 110 °С.

Вяжущее соединяют с каменным материалом и разогревают до 90°С.

Московский производитель холодного асфальта – «Эмульсионно-битумные технологии». Его продукция имеет гранулированных состав:

  1. 34% элементов 5-20 мм размеров;
  2. 10 % элементов 5-10 мм размеров;
  3. 56% — отсев.

Применение

Жидкий асфальт чаще всего применяется для срочного ремонта дорог, когда невозможно укладывать горячий асфальт и нельзя приостановить дорожное движение. Отремонтированная часть может быть использована сразу после окончания работы.

Труднодоступные участки дороги, люки и ливневки так же удобно заделывать при помощи холодного асфальта.

Материал идеально подходит для укрепления фундамента. Часто применяется в частных домах при обустройстве пола беседки, автомобильной стоянки, тропинок и т.д.

Укладка и технология

Для укладки мягкого асфальта сначала нужно очистить яму. Должно остаться старое покрытие или бетон. Строительным феном нужно высушить влагу ямы – это продлит срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия.

Очищенная поверхность обрабатывается битумной эмульсией для хорошего сцепления старой поверхности и новой укладки.

Липкая эмульсия позволяет наилучшим образом соединить материалы. Эмульсия продается в строительных магазинах.

Перед использованием при низких температурах мешки с асфальтом следует поместить на 2 дня в помещение, где температура будет больше +10 градусов. Это позволит битумной смеси быть мягкой и эластичной, благодаря чему качество укладки будет хорошим.

Консистенцию разрыхляют, прогревают газовой горелкой и укладывают на участок. Вмятины и трещины на дороге заполняются жидкой смесью. После этого смазывают кисточкой или щеткой, смоченной в эмульсии и укладывают асфальт — высыпают в яму и разравнивают место.

Глубокие ямы заделывают несколькими слоями, каждый из которых должен быть толщиной максимум 6 см. Каждый слой разравнивается, трамбуется. Важно: поверхность асфальта на 1-2 сантиметра делать выше уровня старого покрытия, так как после трамбовки материал просядет. В результате образуется общая гладкая поверхность.

Чтобы укладывать холодный асфальт своими руками, для трамбовки используют виброплиту или ручную трамбовку.

Признаком качественно сделанной утрамбовки является отсутствие ее следов.

При ручной укладке используют пластификатор. Однако нужно учесть, что асфальтобетон можно будет использовать спустя 6 часов.

Часто мягкий асфальт укладывают не опытные мастера, а владельцы домов или участков. Для них очень сложно определиться с точным объемом требуемого материала. Во избежание перерасхода или недостатка, рассчитывают требуемый объем асфальта с помощью его веса на один квадратный метр.

На один квадратный метр при толщине 1 см необходимо 25 кг асфальта. Для определения объема требуемого материала, нужно лишь знать площадь того места, где будет укладываться асфальт и его толщина.

После асфальтирования рекомендуется отсыпать поверхность песком или цементом для дополнительной защиты от воздействия влаги.

Эксплуатировать покрытие можно сразу после ремонта дороги.

Сжатые сроки

Укладка мягкого асфальта — отличное решением даже для масштабных работ, если нужно уложиться в сжатые сроки. Двор частного дома за асфальтируется за несколько часов.

Благодаря этим качествам, мягкий асфальт пользуется высоким спросом на российском рынке.

Преимущества: отзывы

Отзывы о холодном асфальте, в которых упоминаются его основные качества. Благодаря этим свойствам материал нашел свое достойное место в рынке:

  • Готовая консистенция;
  • Быстрая укладка;
  • Возможность использования при низкой температуре;
  • Не нужно применить тяжелый каток;
  • Доставка в любое время года;
  • Долгий срок хранения.

Потребители материала отмечают, что ремонт подъезда или стоянки автомобиля делается за несколько минут. Жидкий асфальт укладывается в яму и утрамбовывается любым тяжелым предметом. Для этого используют даже автомобиль – асфальт не прилипает к шинам.

Среди основных преимуществ часто указывают на то, что его используют сразу после того, как приобрели его и доставили в нужное место.

Недостатки: за и против

Как и любое покрытие, жидкий асфальт также имеет свои недостатки.

В первую очередь – неустойчивость под фурами. Под воздействием тяжести многотонных машин холодный асфальтобетон постепенно расплывается.

Второй минус – высокая цена. По сравнению с абычным горячим асфальтом этот в несколько раз дороже. Однако, если учесть, что он применяется, в основном, для ремонта небольших ям и отверстий, и не нужно арендовать дорогую технику и работников, то цена вполне приемлема.

Из-за низкой сопротивляемости сдвиговой нагрузке, исключается возможность холодного асфальтирования на перекрестках, пешеходных переходах, остановках.

Преимущества Недостатки
1. Возможность укладки при низкой температуре Плохо сцепляется с влажной поверхностью
2. Простота и легкость в использовании Низкая прочность и плохая водостойкость
3. Оперативность, быстрая укладка Низкая сопротивляемость сдвиговой нагрузке
4. Доступность материала в нужных количествах, возможность купить небольшую партию Высокая цена –до 5 раз дороже горячего аналога
5. Доставка в любое время года
6. Длительный срок годности материала в мешках

Из таблицы видно, что в определенных ситуациях и при определенных условиях выбор сухого асфальта – лучший вариант для асфальтобетонирования.

В заключение хочется сказать, что характеристики холодного асфальта, а также факт, что не требуется использовать тяжелую технику и дополнительную рабочую силу для утрамбовки, делают материал достойным аналогом обычному, более дешевому асфальту.

betonov.com

Всё об асфальтировании / Справочник / Холодный асфальт

Общие сведения о холодном асфальте

Холодный асфальт (холодная складируемая органоминеральная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал предназначенный для ямочного ремонта дорог и асфальтировки небольших территорий. Представляет собой смесь минерального заполнителя (щебень/гравий, песок, минеральный порошок) и жидкого органического вяжущего (средне- или медленногустеющего нефтяного битума с модифицирующими добавками или без них).

В большинстве случаев термином «холодный асфальт» называют именно холодные складируемые органоминеральные смеси, однако существуют также и другие виды дорожно-строительных материалов к которым может применяться название «холодный асфальт».

  • Холодная литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС) — смесь щебня, песка, органического (битумная эмульсия) и минерального вяжущего (цемент), а также специальных добавок. Применяется для тонкослойной (от 5 до 30 мм) поверхностной обработки асфальтированного дорожного покрытия с целью восстановления его эксплуатационных характеристик (гидроизоляции, заполнения мелких трещин, повышения фрикционных свойств), а также ликвидации неглубокой колейности дорожного полотна.
  • Холодная регенерированная асфальтобетонная смесь (асфальтогранулобетон) — смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды. Применяется для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (верхних слоев дорожного основания, нижних слоев покрытия, в более редких случаях — верхних слоев дорожного покрытия). Технология, в рамках которой применяется холодный регенерированный асфальт носит название «холодная регенерация» (холодный ресайклинг или рециклинг).

Таким образом разница между вышеперечисленными дорожно-строительными материалами и собственно холодным асфальтом (складируемой органоминеральной смесью) не только в их составе, но и в назначении.

Краткая историческая справка о холодном асфальте

Применение холодных асфальтобетонных смесей на территории СССР началось уже с 50-х годов 20 века. Данный материал представлял собой смесь приготавливаемую в горячем состоянии. Для того, чтобы данную смесь можно было укладывать в холодном (остывшем) состоянии при его приготовления использовались медленно-, а также среднегустеющие жидкие нефтяные битумы.

Предотвращение слеживания холодной смеси в процессе хранения достигалось сокращением на 20 % доли битума, с другой стороны, с целью повышения прочности готовой смеси, на 15–20 % повышалось содержание минерального порошка. По причине небольшого срока хранения, малой прочности, температуры укладки не ниже +5 °С, а также появлению пластических деформаций при интенсивном движении транспорта, холодный асфальт не получил широкого распространения.

Применение в холодном асфальте в качестве вяжущего компонента модифицированных битумов дало новый толчок производству и распространению холодных складируемых органоминеральных смесей. Так, на сегодняшний день на киевском рынке холодных асфальтобетонных смесей для ямочного ремонта существует как минимум два достаточно заметных продукта:

  • Холодный асфальт от ООО «Дигюнса» (г. Киев)
  • Холодный асфальт «Rockphalt» от ООО «Рокфальт» (г. Киев)

Иногда можно встретить и другие менее известные марки холодного асфальта («ANTI-ЯМА» и др.).

Основные отличия холодного асфальта от горячего

Холодный асфальт отличается от горячего по составу (вместо вязкого битума, используется жидкий медленно- или среднегустеющий), способу приготовления (холодный асфальт может готовиться без нагревания), по температуре смеси при укладке (горячий асфальт укладывается в горячем виде, холодный — в холодном), а также температуре окружающего воздуха при укладке (горячий — не ниже +5 °С, холодный — не ниже −5 °С).

В отличие от горячего асфальтобетона, который набирает прочность по мере остывания уложенной и уплотненной смеси, покрытие из холодного асфальтобетона набирает прочность по мере испарения углеводородных соединений входящих в состав жидкого битумного вяжущего.

Горячий асфальт, в отличие от холодного, может применяться не только для ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, но и для сплошного асфальтирования дорог различных категорий и малых площадей. Хотя в отдельных случаях холодный асфальт все же может использоваться для устройства дорожного покрытия (на дорогах низких категорий), все же основная область его применения — ямочный ремонт асфальта малыми картами.

После приготовления на асфальтобетонном заводе, горячая асфальтобетонная смесь должна быть использована в течение нескольких часов, холодный же асфальт может быть перевезен на склад или расфасован в герметичную тару и таким образом храниться достаточно долгий срок (от 2 недель до нескольких месяцев).

Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси

Главным назначением холодного асфальта является ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий малыми картами (до 1 м2) с небольшой общей площадью работ (3–5 м2). Используется холодный асфальт в первую очередь для оперативного устранения повреждений дорожного покрытия на начальной стадии его разрушения с целью предупреждения дальнейшего разрушения асфальта (т. к. если оперативно не ликвидировать мелкую яму, то со временем она превратится в большую и затраты на ремонт дороги существенно вырастут) и обеспечения безопасности дорожного движения на аварийно-опасном участке.

Холодный асфальт позволяет производить ремонтные работы при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих уплотняемых асфальтобетонных смесей. Именно по этой причине особую актуальность применение холодной складируемой асфальтобетонной смеси приобретает в зимний период, когда отсутствует возможность (снег, дождь, мороз) использовать традиционные материалы для асфальтирования (для укладки горячей уплотняемой смеси температура воздуха должна быть не ниже +5 °С), а также в зимне-весенний период, когда происходит частое таяние снега (при дневном повышении температуры) и повторная его заморозка (при ночном понижении).

Конкурентом холодному асфальту в зимнее время может быть только горячий литой асфальт, однако он имеет высокую стоимость и не всегда доступен (не все АБЗ производят литой асфальт). В итоге, при малом объеме работ и отсутствии альтернативы в виде литого асфальта, холодный асфальт зачастую является единственным решением для мелкого ямочного ремонта дорог в зимнее время.

Так как холодный асфальт имеет в 2–3 раза меньшую прочность и водостойкость по сравнению с обычной горячей асфальтобетонной смесью, то его применением для ямочного ремонта дорожных покрытий допускается только на дорогах III­–V категории. На дорогах же I–II категории для ямочного ремонта должна применяться горячая уплотняемая или литая асфальтобетонная смесь.

К основным ситуациям в которых для ямочного ремонта целесообразно и выгодно применять холодный асфальт можно отнести:

  • плохие погодные условия (дождь, снег, температура воздуха ниже +5 °С) не позволяющие использовать традиционные материалы для асфальтирования;
  • необходимость оперативного устранения дорожного дефекта (яма, выбоина или просадка асфальта), представляющего опасность для движения транспортных средств;
  • одиночное повреждение малой площади (до 1 м2) или несколько мелких повреждений общей площадью 3–5 м2.

Основным фактором, разграничивающим сферы применения горячего (в том числе ЩМА и литого асфальта) и холодного асфальта, является общая площадь ремонтируемого участка. Холодный асфальт выгоден только при небольшом объеме работ. В случае же с горячим уплотняемым или литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь работ, тем ниже общая стоимость работ.

Помимо ямочного ремонта дорог, с помощью холодного асфальта возможно также асфальтировать небольшие участки и территории площадью до 3 м2 (пешеходные дорожки, придомовые территории и др.).

Типовой состав и технология производства холодного асфальта

По своей структуре холодный асфальт представляет собой традиционную асфальтобетонную смесь, отличием является лишь вид применяемого битумного вяжущего. В роли вяжущего выступает жидкий медленно- (МГ или МГО) или среднегустеющий (СГ) нефтяной дорожный битум с модифицирующими добавками или без таковых.

Доля вяжущего в холодном асфальте может варьироваться от 4 до 6 %. Холодный асфальт на обычном жидком битуме можно использовать только для ямочного ремонта дорог низких категорий, а на модифицированном жидком битуме в некоторых случаях и для устройства асфальтированных покрытий (на дорогах низких категорий).

В качестве крупнозернистого минерального заполнителя при приготовлении холодного асфальта применяют щебень из плотных горных пород с размером фракций от 5 до 20 мм. В качестве песчаного минерального наполнителя используются только пески из отсевов дробления.

Приготовление холодного асфальта осуществляется в смесительных установках периодического действия, оснащенных мешалками принудительного перемешивания. Существует два принципиально отличных способа приготовления холодного асфальта:

  • С нагреванием. Приготовление холодной асфальтобетонной смеси, как и традиционного асфальта, происходит путем нагревания его компонентов. Минеральный материал (щебень и песок) высушивается и нагреваются до температуры 80–110 °С, после чего добавляется жидкое вяжущее. Температура готовой смеси на выходе из смесителя не превышает 105 °С. Далее холодную смесь транспортируют на площадку с твердым покрытием и охлаждают до температуры 25 °С путем перелопачивания с помощью фронтального погрузчика.
    После охлаждения холодная смесь складируется в штабеля или расфасовывается в герметичную тару малого объема (от 15 до 50 кг) или биг-бэги. В летний период холодная смесь может храниться в штабелях (высотой до 2 метров) на открытой площадке, а в осенней-зимний период — под навесом или в закрытом помещении.
  • Без нагревания. Использование в качестве вяжущего жидких битумов с модифицирующими добавками (поверхностно активными веществами, пластификаторами и др.) позволяет готовить холодный асфальт без нагревания. Холодный асфальт на таком вяжущем лишен недостатков присущих другим холодным смесям (приготавливаемым в горячем виде), т. к. не требует охлаждения перед укладкой на хранение и отличается улучшенным сцеплением с влажной поверхностью асфальтируемого участка.

Длительность хранения холодных смесей может варьироваться от 2 недель до 8 месяцев и зависит от условий хранения (навалом в открытом или закрытом помещении, в пластиковой герметичной таре или биг-бегах), а также от вида применяемого вяжущего.

Классификация холодных асфальтобетонных смесей

По типу минеральной составляющей
  • Щебеночные
  • Гравийные
  • Песчаные
В зависимости от наибольшего размера минеральных зерен
  • Мелкозернистые (с наибольшим размером зерен до 20 мм)
  • Песчаные (с наибольшим размером зерен до 5 мм)
В зависимости от процентного содержания щебня (гравия)
  • Бх (содержание щебня свыше 40 % до 50 % включительно)
  • Вх (содержание щебня свыше 30 % до 40 % включительно)
В зависимости от вида песка
  • Гх (на песках из отсевов дробления)
  • Дх (на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления)
В зависимости от остаточной пористости
  • Высокопористые
  • Плотные

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, имеет следующие преимущества:

  • Возможность укладки при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С. Допуск на минимальную температуру укладки холодного асфальта зависит от конкретного типа смеси и вяжущего на котором она приготовлена.
  • Простота использования (не требует привлечения крупной дорожной техники) и, как следствие, возможность оперативного проведения ямочного ремонта и открытия движения сразу по окончании работ.
  • Доступность материала. Холодную асфальтобетонную смесь, в отличие от горячей, не обязательно покупать на асфальтобетонном заводе навалом, а можно приобрести небольшой партией (как правило это 25-, 30- или 50-килограммовый герметичный мешок или пластиковая тара), которой хватит для заделки одной маленькой ямы.
  • Длительный срок хранения. В отличие от горячих смесей, холодные могут храниться достаточно долгий период времени (от 2 недель до нескольких месяцев) без существенной потери своих свойств.

Недостатки холодного асфальта:

  • Низкая степень сцепления с влажной поверхностью. Улучшение этого показателя может достигаться за счет применения битумного вяжущего с различными полимерными добавками и поверхностно-активными веществами.
  • Холодный асфальт производимый по технологии предусматривающей нагревание компонентов смеси перед отправкой на хранение требует дополнительных работ связанных с противодействием его слеживаемости. С другой стороны, холодные смеси приготавливаемые без нагревания, лишены этого недостатка, однако за счет более дорогих компонентов имеют более высокую цену.
  • Низкая прочность и водостойкость холодного асфальтобетона (в 2–3 раза ниже чем горячего), что в свою очередь делает такое покрытие недолговечным.
  • Покрытие из холодного асфальта имеет низкую сопротивляемость сдвиговой нагрузке. Это исключает его использование для ремонта дороги в зоне пешеходных переходов, перекрестков и автобусных остановок.
  • Стоимость холодного асфальта в 2–3 раза выше стоимости горячей асфальтобетонной смеси. С другой стороны, при малом объеме работ возможна экономия средств за счет сокращения трудовых и технических ресурсов привлекаемых для ямочного ремонта.

Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, наиболее целесообразно сравнивать с литым асфальтом, т. к. он близок по ценовой категории к холодному асфальту и имеет такие же допуски на температуру укладки (т. е. также как и холодный может укладываться при отрицательных температурах). Недостатком литого асфальта является более энергоемкий процесс производства смеси и необходимость специальной техники (кохер для литого асфальта) для транспортировки материала к месту проведения дорожных работ. Однако по всем техническим и эксплуатационных показателям литой асфальт превосходит холодный (как в долговечности, так и в водостойкости, прочности и др.). Также следует отметить, что выгоды от применения холодного асфальта уменьшаются с увеличением площади ремонтируемого участка, в случае же с литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь, тем ниже общая стоимость работ связанных с асфальтированием.

Технология ямочного ремонта и асфальтирования с применением холодного асфальта

Технологический процесс ремонта дорог с применением холодной асфальтобетонной смеси аналогичен традиционному ремонту асфальта малыми картами (до 1 м2). В состав работ входят следующие операции:

  1. Разметка карты, нарезка швов и демонтаж. Дефектный участок дорожного покрытия размечается прямыми продольными и поперечными линиями с захватом не поврежденного слоя покрытия на 4–6 см, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяются в одну карту. Удаление поврежденного асфальтобетонного слоя может выполняться с помощью дорожной фрезы или отбойного молотка. Нарезка швов по периметру выбоины производится с помощью асфальтового швонарезчика или ручной болгарки (при малой площади повреждения). Нарезка швов и вырубка асфальтобетона (или холодное фрезерование покрытия) производится на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, при этом важно чтобы боковые стенки ямы были вертикальными.
  2. Очистка. В первую очередь удаляются крупные куски разрушенного асфальтобетона и асфальтовая крошка (оставшаяся после фрезерования и нарезки швов), после чего выбоина очищается от пыли, грязи и влаги.
  3. Подгрунтовка. Обработка дна и стенок дорожной карты битумом является хоть и не обязательной процедурой, однако существенно повышает сдвигоустойчивость и долговечность заплатки. Расход битума или битумной эмульсии при подгрунтовке дорожной карты составляет 0,3–0,5 л/м2.
  4. Укладка. Холодный асфальт укладывается слоем до 5 сантиметров. Если глубина выбоины превышает 5 см, возможны два варианта: подсыпать щебень или укладывать холодный асфальт в два слоя с тщательным уплотнением каждого. При укладке необходимо учитывать что слой холодного асфальта должен быть на 1–2 см выше уровня основного покрытия (запас на уплотнение). Перед использованием в холодное время, ремонтную смесь необходимо на 1-2 дня поместить в теплое помещение (с температурой от 20 до 25 °С), чтобы материал приобрел подвижный характер.
  5. Уплотнение. Предварительное уплотнение холодной асфальтобетонной смеси осуществляется с помощью виброплиты или ручной трамбовки (если площадь уплотнения не превышает 0,5 м2). Уплотнение должно производиться по спирали, от края выбоины к ее центру, и считается завершенным при отсутствии следа от прохода виброплиты (для этого потребуется 5–10 проходов по одному следу). Особое внимание следует уделить тщательному уплотнению мест сопряжения старого покрытия и нового слоя из холодного асфальта.
  6. Отсыпка. Для предотвращения налипания холодной смеси к колёсам транспортных средств (т. к. движение открывается сразу после окончания работ) уплотненную поверхность рекомендуется отсыпать цементом, цементно-песчаной смесью или песком (расход отсыпки — 3–5 кг/м²).

www.unidorstroy.kiev.ua

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *