Трактор натик: СХТЗ-НАТИ – первый гусеничный трактор отечественной разработки

Содержание

СХТЗ-НАТИ – первый гусеничный трактор отечественной разработки

В 1937 году в Сталинграде началось производство первого гусеничного трактора оригинальной отечественной конструкции. Он получил название СТЗ-НАТИ,…

В 1937 году в Сталинграде началось производство первого гусеничного трактора оригинальной отечественной конструкции. Он получил название СТЗ-НАТИ, так как в его создании участвовали Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и Научный автотракторный институт (НАТИ). А поскольку эту модель производили и на Харьковском тракторном заводе, название трансформировалось в СХТЗ-НАТИ.

Первые отечественные тракторы, такие как колесный «Фордзон-Путиловец», производившийся на Путиловском заводе, гусеничный Г-50, который выпускал Харьковский паровозостроительный завод (ныне Завод им. Малышева), создавались на основе зарубежных образцов. Однако они не учитывали особенности нашей страны.

В 1929 году после сравнительных испытаний многих зарубежных тракторов специалисты НАТИ сформулировали технические требования к отечественным тракторам и зафиксировали их в статьях «Технические нормы для русского трактора» и «О типе трактора для России».

Модель СТЗ-НАТИ разрабатывали уже на основе этих требований. Эта унифицированная, сельскохозяйственная и транспортная, машина, с эластичной подвеской катков, металлической гусеницей с литыми звеньями, полузакрытой кабиной, наиболее полно отвечала условиям производства и эксплуатации именно в Советском Союзе.

С появлением в 1930-х годах трактора СТЗ-НАТИ (СХТЗ-НАТИ) начался переход отечественного тракторостроения на собственные модели, конструкция которых учитывала особенности природных условий, производства и эксплуатации сельскохозяйственной техники в СССР.

В мае 1935 года в Москве собрались руководители тракторных заводов, чтобы обсудить вопрос о переводе производства на выпуск гусеничных машин. Представители Сталинградского и Харьковского предприятий заявили, что готовы представить первые образцы через два месяца. Началось своеобразное соревнование за право выпускать новый трактор. Все зависело от того, чей проект окажется более удачным.

Образец СТЗ

Сталинградские тракторостроители были уверены в успехе — к тому времени у них уже шло конструирование такого трактора совместно с НАТИ. Первый опытный образец доверили испытать бригадиру по сборке орденоносцу А. М. Левандовскому, который и проложил первую борозду.

В июле 1935 года на опытном поле НАТИ, в Лихоборах, СТЗ показывал членам Политбюро ЦК КПСС и правительства три образца гусеничные тракторов, ХТЗ — один. Тракторы тянули семилемешные сцепки из двух плугов. По условиям конкурса, чтобы обеспечить стабильную глубину вспашки, следовало применить полужесткую подвеску, однако инженеры СТЗ, нарушив требования, использовали эластичную. В результате сталинградская модель показала более высокие технические качества, а харьковская проиграла, но перевести на производство нового отечественного гусеничного трактора решили и Сталинградский, и Харьковский тракторные заводы.

В том же году образцы новой модели испытывали в НАТИ, на сельскохозяйственных работах. Над устранением обнаруженных недостатков работали вместе конструкторы института и завода. К середине 1936 года на СТЗ изготовили 25 тракторов. Летом они прошли межведомственные полевые сельскохозяйственные испытания.

В сравнении с предшественником

В то время на обоих тракторных заводах, в Сталинграде и Харькове, выпускался серийно колесный трактор СТЗ-1 (или CT3-15/30). Естественно, что новую модель сравнивали с предыдущей.

Гусеничный трактор имел существенные преимущества. У него была полузакрытая кабина, эластичная подвеска на четырех балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами, зубчатая трехходовая коробка передач. Керосиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением развивал вдвое большую мощность (52 л. с.). При этом горючего для обработки одного гектара земли СХТЗ-НАТИ расходовал на 25% меньше. Трактор СТЗ-1 на мягкой пахоте обрабатывал 0,35-0,4 га в час, СХТЗ-НАТИ – 0,8-0,9.

К тому же гусеничный трактор можно было использовать в самых разнообразных условиях, в том числе в местах, где нужна была высокая проходимость. В то же время новый трактор требовал больше материалов и более сложной обработки. Так, при изготовлении СТЗ-1 механической обработке подлежало 340 деталей, а для СХТЗ-НАТИ – 720. В кузнечном цехе обрабатывали 104 и 220 деталей соответственно, в прессовом – 320 и 630.

Реконструкция производства

В 1936 году СТЗ не снижал выпуск колесной модели и одновременно проводил реконструкцию, которая требовалась для производства нового трактора. Прежде всего в эксплуатацию были введены новые цеха: модельный, прессовый, площадью в 20 тыс. кв. м, и сталелитейный, с 16 электропечами и 9 формовочными конвейерами, площадью 55 тыс. кв. м (один из самых крупных в СССР). В нем помещалось 2,5 км конвейеров и транспортеров.

Механосборочный и инструментальный цеха, а также ремонтную базу значительно расширили. Кроме того, создали моторно-тракторную лабораторию. Американское и немецкое оборудование, на котором выпускали колесную модель, пополнили станки советского производства. Станочное оборудование почти удвоилось. Соответственно, для изготовления многих узлов и деталей разработали новые технологии.

Для завершения реконструкции завод остановили всего на два месяца. Новый трактор сошел с большого конвейера в 22:25 11 июля 1937 года.

Как выполнить план?

Наладить ритмичный выпуск СХТЗ-НАТИ удалось не сразу. Первую неделю главный конвейер не действовал. План пришлось скорректировать. В третьем квартале завод выпустил 26 тракторов. К концу года – 1006, половину запланированного, в начале первого квартала 1938 года в день производили 20 тракторов вместо 50.

Конечно, этому были объективные причины. Во-первых, производство начали еще не завершив строительство и монтаж оборудования (а его поставки задерживались). Не были полностью готовы прессовый и чугунолитейный цеха, не отлажен технологический процесс в механических. Во-вторых, уже на полях в первых выпущенных тракторах СХТХ-НАТИ механизаторы обнаружили недостатки конструкции. Надо было на ходу дорабатывать конструкцию некоторых узлов и деталей.

Как это не раз бывало в советские времена, помогло социалистическое соревнование, то есть ситуацию вытянул энтузиазм рабочих. 31 декабря 1937 года слесари-мотористы тракторного цеха Матюшков, Власов, Крымский и другие рабочие бригады Карпова выполнили сменную норму на 946%. Бригада взяла обязательство добиться выполнения сменного задания на 1000 % и выполнила его. Мастер тяжелой кузницы Е. В. Семенов из бригады Н. Д. Стрункова усовершенствовал технологию штамповки бруса, благодаря чему вместо запланированных 90 брусьев за смену стали штамповать по 200.

В октябре 1938 года завод перевыполнил план: вместо 1445 тракторов изготовил 1457, вместо 1245 моторов — 1308, запасных частей также выпустили больше нормы. За 1938 год завод собрал 9307 сельскохозяйственных, 136 транспортных и 532 болотных машин и выпустил 38,8% запасных частей сверх плана. 21 ноября 1938 года с конвейера сошел 10-тысячный СХТЗ-НАТИ.

Транспортный вариант СТЗ-5

Параллельно с сельскохозяйственным вариантом, СХТЗ-НАТИ, конструкторы разрабатывали транспортный. Он получил обозначение СТЗ-НАТИ-2ТВ, но в дальнейшем был больше известен под именем СТЗ-5. Многое для его разработки сделали инженеры СТЗ И.И. Дронг и В.А. Каргополов и специалисты НАТИ А.В. Васильев и И.И.Трепененков. СТЗ-5 был предельно унифицирован с СХТЗ-НАТИ, и обе модели выпускали на одном конвейере.

Этот тягач имел традиционную для транспортных тракторов компоновку. Двухместная (для водителя и командира орудия) закрытая деревометаллическая кабина находилась впереди, над двигателем. За ней и топливными баками располагалась грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съемным брезентовым верхом. На платформе были четыре откидные полумягкие сиденья для орудийного расчета и место для боеприпасов и артиллерийского снаряжения.

Рама состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от магнето, быг фактически многотопливным – это было особенно важно для армейских тягачей. Заводился он на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 °С переводился на керосин или лигроин.

Для предупреждения детонации и повышения мощности, особенно при работе летом с повышенными нагрузками, на керосине, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, а с 1941-го ввели антидетонационную камеру сгорания.

В коробке передач были изменены передаточные числа для увеличения силового диапазона и скоростей движения, введена еще одна (понижающая) передача. При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кгс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.

Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: шаг гусеницы вдвое уменьшили, опорные и поддерживающие катки были обрезиненными. Для подтягивания прицепов, самовытаски-вания трактора и буксировки других машин на картере заднего моста под платформой был установлен вертикальный кабестан с тросом длиной 40 м. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней частях.

Работа с перегрузками

С 1938 года транспортные экземпляры стали направлять в артиллерийские части танковых и механизированных дивизий. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до 1 м и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. По грунтовым дорогам развивал скорость до 10 км/ч.

Максимальное тяговое усилие трактора, 4850 кгс, было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизий Красной армии в годы Второй мировой войны. Когда более мощных арттягачей не хватало, СТЗ-5 буксировали и более тяжелые, чем им полагалось, орудия и прицепы. Но даже работая с перегрузкой, тракторы обычно выдерживали.

СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в Красной армии. Его продолжали выпускать вплоть до августа 1942 года, когда на территорию Сталинградского тракторного завода прорвались немецкие войска. Всего было выпущено 9944 таких тракторов.

В1941 году на шасси СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13 — «Катюши», которые впервые применили в боях под Москвой. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, их использовали как шасси для самодельных танков НИ с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. В первые военные годы многие тягачи попали в плен и под названием Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r) воевали во вражеской армии.

Алтайский вариант

Харьковский тракторный завод перешел на производство нового трактора в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ эвакуировали в город Рубцовск Алтайского края. Здесь начали строить новый завод – Алтайский тракторный. В августе 1942 года из его цехов вышли первые тракторы СХТЗ-НАТИ. Их стали обозначать АТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ и выпускали здесь до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы в 1949 году перешли на производство трактора ДТ-54, который отличался дизельным двигателем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака.

Подпишись на наш Telegram-канал

Тест-драйв трактора Универсал-2 40-х годов

    org/BreadcrumbList»>
  • Главная
  • Тест-драйвы
  • Колесница коллективизации: тест-драйв трактора Универсал-2 40-х годов

Автор: Михаил Баландин

Даже небольшая поездка за рулём этого трактора произвела на меня неизгладимые впечатления. Во-первых, сначала надо «кривым стартером» запустить его мотор, во-вторых – не сломать позвоночник, в третьих – чем-то дышать, пока он «дышит» тебе прямо в лицо своим выхлопом. А как же на нём работали целый рабочий день? Да ещё и ночь прихватывали? Не знаю. Видимо, люди раньше действительно были сильнее и физически, и морально. А может, время такое было: лучше, чем лошадь, и ладно. Всё-таки в этом тракторе целых 22 «лошади».

 

Опять проклятые капиталисты

Мне уже становится немного стыдно, но рассказ об истории этого трактора опять начнётся с истории заимствования американских технологий. И даже не одного заимствования, а сразу многих.

Мы уже рассказывали о том, как в СССР появился первый трактор «Фордзон-Путиловец». С небольшой натяжкой это можно назвать вполне добровольным сотрудничеством специалистов Форда и нашего завода «Красный Путиловец». 

Трактор «Фордзон-Путиловец»

Да, трактор был крайне необходим. Хотя бы какой-то. Простой и дешёвый Фордзон очень хорошо подходил на роль первого советского трактора. Но со временем становилось понятно, что одним «Фордзоном-Путиловцем» не обойтись. Причина была не только в том, что «Путиловец» оказался слишком лёгким и маломощным, но и в назначении трактора: на полях нужен был пропашной трактор, то есть трактор, который используют для междурядной обработки пропашных сельскохозяйственных культур. Такой трактор должен был уметь ездить по засеянному полю, но не повреждать то, что на этом поле растёт. Ему нужны были узкие колёса, очень высокий клиренс и хорошая управляемость – нужно не только ездить точно вдоль рядов засеянных культур, но и разворачиваться «на пятачке», попадая при развороте точно на следующий ряд.

Ну и, как это принято в СССР, трактор должен был быть при этом и артиллерийским тягачом (хотя, конечно, для Универсала это совсем не главное), и работать в промышленности, и стоить копейки, и работать безотказно. И всё это надо было здесь и сейчас.

Как обычно в таких случаях, стали думать, чего бы закупить на Западе. Он хотя и хронически загнивал, но каким-то чудом там всегда была хорошая техника, в том числе – и сельскохозяйственная. Ищущие взоры упёрлись в трактор Farmall F-20 компании International Harvester. Он показался очень удачным образцом для копирования: вполне подходящие тяговые параметры, простота конструкции и эксплуатации очень понравилась советским специалистам. И что ещё немаловажно – трактор был вполне современным: International Harvester только что в 1932 году запустил его серийное производство. И уже в 1934 году появился советский Универсал.

Трактор «Универсал-2»

Сначала Универсалов было два. Наш Универсал-2 – это трактор с обычным расположением колёс, а вот у Универсала-1 впереди они стояли почти вплотную друг к другу, отчего трактор выглядел трёхколёсным. Такая модификация нужны была для обработки высокостебельных культур (вроде кукурузы или подсолнечника). Затем появились модели Универсал-3 и 4 для работы с хлопком. Ну а наш Универсал-2 был как раз самым универсальным, и его же использовали для обработки низкостебельных культур.

Надо заметить, что вопросами лицензирования советская сторона не озаботилась. Но International Harvester не стал топать ногами и устраивать пикеты на Красной площади. Они уже продали лицензию на другой трактор, и ругаться с СССР никому не хотелось. В итоге в СССР появился не только Универсал, но и ещё один «собственный» трактор СТЗ-15/30.

трактор СТЗ-1

Кроме того, американцы планировали подзаработать на строительстве заводов в СССР, что у них тоже отлично получилось с НАЗ (будущим ГАЗ), тракторными заводами в Сталинграде, Челябинске и Харькове и сотнями других предприятий по всему Советскому Союзу. Речь идёт об Альберте Кане и его компании «Альберт Кан Инкорпорейтед». При виде того, сколько можно было заработать в СССР, маленькую шалость с кражей какого-то трактора решили не заметить.

Правда, в этот раз не было стопроцентного копирования, как это происходило с Фордзоном. Всё-таки группа специалистов под руководством М. Ревякина очень тщательно изучала не только задачи, которые трактор должен был решить, но и возможности его производства на «Красном Путиловце». А на заводе было довольно напряжённо: недавно пройденная мучительная процедура «локализации» Фордзона давала понять, что за сложные проекты лучше не браться. Нужно было делать что-то максимально простое. И американский Farmall F-20 упрощали всеми силами. В итоге советский Универсал-2 отличался от Фармола настолько, что копией его назвать было уже сложно. Хотя различия были только в деталях, их количество в данном случае переросло в качество.

Серийное производство Универсалов началось в 1934 году. Тогда его выпускали исключительно на «Красном Путиловце». В 1940 году выпуск был приостановлен, а с 1944 года Универсал начали выпускать на Владимирском тракторном заводе. Кстати, этот трактор стал первой моделью, вставшей на конвейер этого завода. Первые полгода на ВТЗ использовали детали, изготовленные в Ленинграде, но довольно быстро перешли на полный цикл производства.

Владимирские Универсалы немного отличались от ленинградских. Появились надписи «ВТЗ», отличалась отливка вилки с рулевым механизмом, изменилась выпускная система. Кстати, изменилась не лучшим образом: у ленинградских Универсалов выпуск был направлен вбок, а во Владимире посчитали, что достаточно во выпускной коллектор воткнуть отрезок трубы. Конечно, стало проще и дешевле, но теперь весь выхлоп летел в лицо трактористу, а мотор без глушителя орал как недорезанный.

Выпуск Универсалов был завершён только в 1955 году (для сравнения: в Америке выпуск Фармолов прекратили ещё в 1939-м). Всего успели сделать чуть больше 200 тысяч Универсалов.

Наш трактор был выпущен во Владимире, о чём красноречиво говорят надписи «ВТЗ». Точный год выпуска установить невозможно, так что можно сказать только о приблизительном периоде с 1945 по 1955 год. Этому трактору повезло: он не работал в полях, а простоял много лет в организации, где его толком не эксплуатировали. Зато он успел сняться в фильме «Джек Восьмёркин – «американец”». Там он изображал Фордзон, который на Ленфильме, скорее всего, не нашли. Правда, Универсал не совсем соответствует эпохе (в фильме действие происходит в 1920-е, когда Универсалов ещё не было), но всем плевать. В общем, увидите это кино, знайте: именно на этом тракторе-актёре мы сегодня и будем кататься. Если, конечно, получится запустить мотор.

Кругом железо

Трудно в жизни увидеть что-то более железное, чем трактор первой половины ХХ века. И несмотря на небольшие размеры (чуть больше, чем Фордзон, но заметно меньше, чем СТЗ-15/30), весит Универсал прилично – 2 100 кг. А мотор-то скромный… Всего 22 л.с. Объём, правда, серьёзный – 3,6 л. Мотор карбюраторный, но не совсем бензиновый – заправлять трактор нужно лигроином. Хотя топливных бака у трактора два: маленький всё-таки для бензина, на нём проще запустить мотор. А вот большой как раз для лигроина. Впрочем, мы ездили на керосине. Этому трактору практически всё равно, что у него в баке. Горит, и ладно.

В системе смазки уже есть масляный насос, но и черпачки для смазки разбрызгиванием тоже сохранились. Вкладыши – баббитовые, и в блоке есть окошки, закрытые крышками. Через них можно контролировать состояние мотора и масла.

Электрическое оборудование тоже с сюрпризом. Аккумулятора нет, искра идёт от магнето. Но вместе с ним стоит и генератор. Он нужен исключительно для работы фар – работать нужно было и ночью. Больше ничего генератор не питает.

Система охлаждения водяная, термосифонного типа (то есть без водяного насоса). 

Трансмиссия интересна тем, что у трактора есть бортовые редукторы, причём левый – с тормозом. И этот тормоз на левом колесе – единственный тормозной механизм. Хотя я не думаю, что для остановки этого трактора нужно что-то серьёзнее, а как стояночный он работает вполне эффективно. Коробка передач – обычная механическая. Передних передач три, а схема переключения точно такая же, какой она была на всех американских машинах того времени и даже позже (например, как на Виллисе): первая – на себя и вниз, вторая – наверх, третья – вниз, задняя – на себя и наверх.

Рулевое управление – просто торжество примитивизма. От рулевого колеса прямо поверх капота идёт штанга, которая заканчивается шестернёй совершенно открытого рулевого редуктора. Эта шестерня передаёт вращение на сектор вертикального вала, который соединён с тягами. И всё. Никаких демпферов или других излишеств. У американского прототипа всё это хозяйство хотя бы было закрыто, но у нас решили конструкцию упростить до предела. Если бы сериалы на втором канале были механизмами, они были бы рулевым управлением Универсала.

Задний мост намертво прикручен к раме, а передний всё-таки способен поперечно качаться. Всё это хозяйство стоит на клёпанной раме, которая сзади соединена как раз с картером заднего моста. 

В общем-то, больше рассказать нечего. Всё очень просто, всё на виду. Пора бы уже и покататься.

От героев былых времён…

Сначала, конечно же, надо запустить мотор. Способ один – «кривой стартер», пусковая рукоятка. Перед пуском в маленький бак заливаем бензин. Теперь можно крутить ручку. Очень хорошо, что она стоит под углом – проще растопырить ноги и ухватить её двумя руками. А при вращении её надо ещё и толкать вперёд: она подпружинена, чтобы после пуска мотора не поломать ей руки. Правда, при вспышках в цилиндрах «кривой» всё равно дерётся, поэтому и руки надо беречь, и не лезть к нему лицом. 

Наверное, я бы смог запустить мотор только если бы рядом встал комиссар с наганом. Крутить эту ручку всё-таки сложно. И если сразу запустить мотор не удалось, приходится выкручивать свечи и прожигать их на горелке. Да и «продуть» цилиндры «кривым стартером» не получается – не та скорость. Поэтому методично прожигаем свечи, проверяем ещё раз питание и крутим ручку. И случается чудо.

Замечу, что на керосине трактор работать упорно не хотел, периодически глох, и нам приходилось запускать мотор заново. И каждый раз это становилось событием. Наверное, поэтому те, кто работал на этих тракторах, старались его лишний раз не глушить. Ну его к чёрту, каждый раз такая физкультура.

Так, теперь посмотрим, что тут с органами управления.

Здесь было видео, оно скоро появится!

Да, одной педали как-то маловато. Но попробуем.

Залезаем на задний мост и плюхаемся на сиденье. Ноги ставим на мост – больше некуда. Доступ к рычагу газа неудобный, но его и не надо часто трогать. Ну зачем это в поле? Выставил нужную скорость – и вперёд.

Педаль сцепления имеет очень большой ход, и мне с ростом 179 см пришлось даже немного ёрзать на сиденье, чтобы выжать сцепление полностью. Теперь включаем первую передачу, и – в путь. Вот только сцепление нужно отпускать осторожно: педали газа нет, а заглохнуть очень не хочется.

На ходу трактор дарит очень сильные впечатления. Из всей амортизации – только металлическая пластина типа рессорной, на которой стоит сиденье. Всё остальное трясётся и орёт безбожно. А ещё очень воняет выхлопом – выпуск-то в буквальном смысле слова почти перед носом. И всё-таки трактор поехал. Чихая и периодически постреливая в выпуск (видимо, угол опережения для бензина не самый подходящий), колесница коллективизации попёрла меня в светлое будущее. 

Разумеется, скорость – параметр второстепенный, но замечу, что на первой передаче она чуть ниже 4 км/ ч, а на третьей можно шпарить даже немного за 8 км/ ч. А вот что действительно важно, так это возможность ехать точно по намеченной траектории и легко разворачиваться на ограниченном пространстве (как я говорил выше, это нужно именно для пропашного трактора). И Универсал тут неожиданно хорош. Ну и на том покрытии, по которому мы ехали (очень старый угробленный асфальт с тонким слоем песка и земли) на руле нет практически никакого усилия. Будто едешь на машине с ЭУРом. Само собой, если передние колёса закопать в землю, ситуация изменится. Но мы в землю не закапывались, потому что довезти эти две тонны не очень надёжного железа в поле, не дать ему там заглохнуть, а потом вывезти обратно – это сложно.

Всё-таки старику лет 70, а может быть, и больше.

Переключиться на повышенную передачу еще сложнее. Мотор не оборотистый, педаль газа, напомним, отсутствует. Хоть как-то разогнать трактор, выжать сцепление и успеть перейти на следующую передачу то того, как он встанет, почти невозможно. В итоге на второй передаче каждый раз едешь опять с места. Страх заглохнуть и опять крутить «кривой стартер» заставляет осторожничать.

* * *

Даже очень короткая поездка и несколько попыток запустить мотор сильно выматывают. Как работать на нём несколько часов подряд – для меня это вообще загадка. А ведь работали не по восемь часов и даже не по девять. И во время войны работали на них женщины. Например, женская бригада Дарьи Гармаш (победители первого Всесоюзного социалистического соревнования тракторных бригад и трактористок) работала по 20 часов в сутки, оставляя на сон 2-3 часа. Если, конечно, не приврали корреспонденты.

Кто-то скажет: «Ну то – война!». Да, война. Но что-то мне подсказывает, что и в мирное время я с этого трактора через восемь часов свалился бы в состоянии дров. В общем, снимаю шляпу. Не перед трактором, а перед теми, кто на нём работал. 

история тест-драйв

 

Новые статьи

Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать Citroen C4 II Отношение к автомобилям французских марок в России всегда было неоднозначным. Элегантные, изящные, слишком претенциозные, капризные, ненадежные, дорогие в обслуживании – все это про них. Но… 878 1 1 02.10.2022

Статьи / Тесты Сделано в гараже: угадываем лучшие самодельные автомобили СССР Дефицит автомобилей в СССР в сочетании с высоким уровнем технического образования когда-то привели к возникновению такого уникального явления, как самодельные автомобили.

Действительно, если… 1236 0 2 01.10.2022

Статьи / Практика Майонез в расширительном бачке: так ли опасна эмульсия в системе охлаждения Нет, наверное, смысла говорить о том, сколько паники способна вызвать эмульсия, которую автовладелец может однажды обнаружить на крышке маслозаливной горловины, в расширительном бачке или пр… 572 1 2 30.09.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги.

Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 12029 7 121 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть… 10704 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з. .. 7621 25 30 10.08.2022

Трактористы… Профессия уходящая?

Трактористы появились у нас в конце 20-ых. Тогда их было мало. Техника использовалась заграничная, оставшаяся от старых хозяев. Но постепенно экономика страны перестраивалась на мирный лад. После коллективизации в колхозах стали появляться «Фордзоны-Путиловцы», «Универсалы», СТЗ-3 (НАТИки), которые проработали на селе вплоть до 60-ых годов.


Помнится, у Надейского тока в те времена стоял неисправный «Универсал», на нём, наверное, уже никто не работал, поэтому мы, мальчишки, сделали его своим местом для игрищ. Железные сиденье, руль, капот до блеска были отполированы нашими штанами. Многие из нас тогда хотели стать трактористами, ведь на селе эта профессия считалась самой почётной. Бывало, едет по селу новый трактор, а за ним ватага ребятни несётся: кричат, визжат от радости, и так до самой конторы, где нам разрешалось забраться в кабину, потрогать рычаги управления, вдоволь надышаться заводской краской.
И в послевоенной деревне престиж механизатора был высоким, бывшие фронтовики приобретали мирные профессии тракториста, шофёра, комбайнёра. Механизаторская работа, по сравнению с другими, хорошо оплачивалась, представителей этой специальности ставили в пример остальным.
Василий Александрович Горбачёв в Жеденовку вернулся в 1946 году. Будучи механиком-водителем бронетранспортера, прошагал дорогами войны пол-Европы, а потом добивал остатки Квантунской армии на Дальнем Востоке. Несколько раз был ранен, награждён самой почётной солдатской наградой — орденом Славы. Бывший механик-водитель в колхозе считался незаменимым, не было той техники, которую он не смог бы починить. Отлично работал на тракторе. Но больше всего ему пришлись по душе зерноуборочные комбайны. В итоге он стал одним из лучших комбайнёров в районе, получив за самоотверженный труд орден Ленина и орден Октябрьской революции.
О тех тяжёлых послевоенных годах мы недавно беседовали с бывшим калиновским механизатором Владимиром Ананьевичем Горловым, который не понаслышке знает о тяготах этой профессии. Свою трудовую деятельность он начал сразу после освобождения Калиновки от фашистов. Пахал, сеял, убирал. Несмотря на молодость, умело управлял конной жаткой. Хорошо помнит, когда сразу после войны, наверное, не без помощи Хрущёва, в Калиновку пригнали четыре тяжёлых трактора «Сталинец» вместе с трактористами — солдатами. Во время войны они буксировали артиллерийские установки, а теперь им доверили выращивать хлеб. Отбыв положенный срок, служивые разъехались по домам, а Виктор Ильич Чернов снова вернулся в Калиновку, трудился на прежнем месте, вскоре женился, стал бригадиром тракторной бригады.
В 50-ом в Жеденовке заработали курсы трактористов, туда набирали крепких, проверенных на колхозных полях парней. После учёбы Горлова сразу определи сменщиком на трактор Григория Михайловича Ермакова, участника ВОВ. Несмотря на последствия тяжелой контузии, ветеран наравне с другими выполнял сменные задания, всячески помогал молодым трактористам набираться опыта.
— Первый мой трактор — НАТИк, хорошая, безотказная по тем временам машина, — рассказывал Владимир Ананьевич. — Вот только в обслуживании капризен, через каждые 50 гектаров пашни надо делать ему перетяжку. С мотора снимался картер, менялось масло, ставились на вал новые прокладки. Но техника работала в две смены, простои считались чрезвычайным происшествием.
После службы в армии опять вернулся в Калиновку, получил новенький дизель ДТ-54 и вместе с Владимиром Ивановичем Ромашовым занимался привычным делом. Потом были разные тракторы, машины и так до самой пенсии. Большинства его товарищей уже давно нет в живых, тяжёлая работа тракториста отразилась на их здоровье, кто-то сумел доработать до пенсии, а кому-то повезло меньше.
Говоря о заслуженных трактористах района, нельзя не упомянуть бригадира Таборищенской тракторной бригады колхоза «Правда» В.П.Голубцова. Владимир Павлович родился в большой крестьянской семье, помимо него насчитывалось четверо братьев и две сестры. С малых лет знал, что такое крестьянский труд и как достаётся хлеб насущный. После окончания Крупецкого училища работал на всех марках тракторов, какие имелись на таборе. В колхозе являлся заводилой всех добрых начинаний, за что его уважали товарищи и руководство. Мария Григорьевна Артюхова, работавшая в те годы главным зоотехником колхоза, вспоминает о нем, как о неутомимом труженике. Тогда на фермах было много скота и на трактористах держалось все колхозное производство. Они сеяли, пахали, убирали, а когда у животноводов случался аврал, то помогали очищать стойла от навоза. Неспроста Владимир Павлович удостоен двух высоких правительственных наград — ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.
С расширением на селе сельскохозяйственных специальностей, требующих среднего и высшего образования, самая массовая профессия тракториста-машиниста утрачивала былую привлекательность. Кроме того, оплата механизаторов повышалась медленно, а работа оставалась такой же тяжёлой, как и в послевоенные годы. Например, в 1975-ом в районе насчитывалось 1300 механизаторов, из них 236 — моложе 30 лет, 113 человек окончили Крупецкое и Рыльское СПТУ и вернулись домой. И все же на время весенне-полевых работ в колхозах не хватало 95 механизаторов, которых приходилось привлекать из промышленных предприятий райцентра. А через 15 лет, в 1992 году, их количество сократилось в 2,5 раза, за многими из них закрепляли по нескольку единиц техники, которая иногда даже простаивала. Дальше обстановка становилась ещё хуже, общественные хозяйства обанкротились, техника износилась, самая когда-то передовая часть сельского населения осталась не у дел.
Сейчас профессия сельского механизатора вновь становится если не престижной, то востребованной для села. Недавно побывал на машинно-тракторном парке ООО «Сапфир-Агро». Естественно, сравнить увиденное не с чем. Разве что с выставкой современной техники. Немного обидно, что тракторы, комбайны, почвообрабатывающий инвентарь — не российского производства. Хотя главное для хозяйственника — рентабельность, выгода. На этом держится всё мировое хозяйство, и до политики тут нет никакого дела. Познакомился с потомственным механизатором А. С.Войтковым, его отец всю жизнь проработал трактористом в Жеденовке, всегда числился на хорошем счету, а теперь его дело продолжает сын, управляет трактором и зерноуборочным комбайном марки «Джон Дир».
— Техника прекрасная, — говорит Андрей Сергеевич, — мощная, легкая в управлении и большой комфортности.
В прошлом году А.С. Войтков на своём комбайне намолотил 37 тысяч центнеров зерна, показав лучший результат среди комбайнёров хозяйства. Его коллеги, 30 лет назад намолачивающие по 7-8 тысяч центнеров зерна, получали ордена и медали, наверное, пришло время награждать и нынешних механизаторов, они ни в чем не уступают отцам и дедам.
Василий ЗАЙЦЕВ,
наш корр.

Добавить комментарий

Зенков Геннадий Семёнович « Краеведение. Библиотечная система город Ирбит

Главная > Персоналии > Зенков Геннадий Семёнович

Детство Геннадия Семёновича Зенкова нельзя назвать очень счастливым. Его семья (отец, мать и семеро детей) жили в деревне Никитиной. У них был кирпичный дом. В то время в деревне это редкость. И естественно, их раскулачили, выселили из дома. Многодетную семью приютил друг отца. Но «пришла беда — открывай ворота». Через год умерла его мама Евгения Кирилловна. Геннадия отправили в детский дом в Алапаевский район. Отец, Семен Иванович уехал в Ирбит. Устроился на работу. На лошадке по узкоколейке возил муку от Зязинской мельницы на хлебозавод. Через некоторое время из деревни Новгородовой привез в город дом (2-этажный, на 4 семьи), поставил его на улице Советской. 32. Устроился сам, а рядом поселил своих сыновей.

Геннадий был отчаянным мальчишкой, никого и ничего не боялся, мог за себя постоять. Когда еще мама была жива, помогал ей по хозяйству, пас гусей, кормил поросят. Бывало забежит во двор четвероногий чужак, он его палкой-палкой… Хоть и меленький, но крепкий и сильный.

Из детского дома Геннадий сбежал, пешком пришел в Ирбит. Устроился на работу грузчиком на кирпичный завод, выучился на электрика. Познакомился с девушкой Настей, сначала провожал ее в д. Бузину, потом стали жить вместе, комнату в городе снимали. И только тогда, когда у них появились дети Юрий и Галина, отец разрешил переехать в их дом. Потом еще появился один сын — Владимир.

Перед войной в семье вроде все утряслось, дом был, работа была, семьи созданы. Но 41-й опять все переставил по-своему. Геннадий в декабре был уже призван в армию. Его зачислили в минометный полк начальником зарядно-аккумуляторной станции, после присяги присвоили звание — гвардии сержант.

Первые зарядно-аккумуляторные станции — «Натик» — это трактор, с установленными на нем швеллерами, по которым запускали 1300-миллимитровые снаряды (прообраз «Катюши»). Немцы засекли эти установки и разбомбили с самолетов. Пришлось отступать, чтобы не попасть в окружение. На новом месте свой аппарат устанавливали уже на автомобиль «ЗИС», его обслуживали четыре бойца и командир отделения. На железнодорожной станции Великие Луки скопилось тринадцать наших эшелонов, налетели самолеты с крестами и бомбили, заход за заходом. Геннадий побежал под мост и упал на лежащего там бойца. Самолеты улетели. Он поднялся, а боец, который лежал под ним, оказался убитым. Осколок пролетел около бедра Геннадия, пощадил его, а того мальчика — нет. Позднее стало известно, самолеты на эшелоны навел диспетчер — вражеский агент.

Ко времени боев на Курской дуге, военная техника заметно совершенствовалось. Командой Зенкова были получены американские студебекеры с хорошей проходимостью. После произведенного залпа снимались с местами когда прилетали немецкие бомбардировщики, установки находились уже в другом месте.

При наступлении Геннадий вместе со своими бойцами переправлялись через Керченский пролив на барже. Началась бомбежка. Бомба упала совсем рядом, установка ушла на дно. Сам Зенков оказался в воде, его, еле живого, спасатели зацепили багром и вытащили. В июне 44-го Геннадий Семенович был ранен осколком. Находился на лечении в ленинградском госпитале, ногу хотели отнять, он отказался. И через месяц снова в бой. Следуя из госпиталя в свой полк, зашел на рынок обменять мыло на хлеб (такое преступление!), но был задержан бдительным патрулем. Посадили в вагон к пяти таким же бедолагам. Объявили приговор: в штрафбат! Наш отчаянный земляк по дороге отобрал у сопровождающего сумку, документы раздал товарищам по несчастью. И они разбежались по своим воинским частям.

Конец войны гвардии сержант Геннадий Семенович Зенков встретил в Берлине. Победители ходили по немецкой столице, радовались жизни, а в душе все еще оставались мальчишками. Вдвоем с шофером наткнулись на брошенный гараж, а в нем — новенький «Мерседес». Завели и покатили по берлинским улицам. По … первый встречный офицер автомобиль у них конфисковал!

После приказа Г.К. Жукова о демобилизации сибиряков и уральцев нашему герою не раз пришлось столкнуться с происками врагов. В Польше местные жители усиленно угощали победителей спиртом, в результате с поезда сняли восемьдесят трупов. Жуков тогда приказал следовать до границы без остановок. Но и «дома» в России тоже было небезопасно. Когда подъезжали к Перми, на крутом повороте рядом с водоемом молодой машинист заметил, что железнодорожный путь разобран. Он успел остановить эшелон.

А на ирбитском вокзале «таксист» на лошадке усадил солдата в свою кошовку, доставил до дома, денег за проезд не взял.

В семейном архиве хранятся боевые награды гвардии сержанта Зенкова Геннадия Семеновича: девять благодарностей Главнокомандующего, две медали «За отвагу», медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», орден Отечественной войны первой степени (вручен в 1986 году в честь сорокалетия великой Победы). Фронтовая «география» гвардии сержанта — Южный, Закавказский фронты. Отдельная Приморская Армия, 4-й Украинский, 1-й Белорусский. Это о нем: «… пол Европы прошагали, пол земли…».

На гражданке Геннадий Семенович не изменил своей довоенной, да и военной тоже, специальности. Работал до выхода на заслуженный отдых электриком-аккумуляторщиком.

Список литературы:

Мосунова Г. А.  Им была нужна одна победа, одна на всех… // Ирбитская жизнь. – 2015. – 29 апр. – С. 4.

Чтобы долго жить — надо много робыть — Газета Горячий Ключ

В гостях у бабы Любы тепло и уютно. В печке потрескивают дрова, полы выстланы плетеными вручную ковриками, в «красном углу» — иконы и телевизор, а на подоконниках — горшки с рассадой. Ростки помидоров дружно тянутся к солнцу, расправляя листочки навстречу свету, льющемуся из старенького окошка.

Любовь Павловна Жилина, так зовут нашу хозяйку, гостям рада всегда, даже если это журналисты, нагрянувшие без приглашения. Тут же достается альбом со старыми фотографиями — настоящая и самая беспристрастная летопись станицы, запечатлевшая самые счастливые мгновения. За 90 лет жизни хозяйки в увесистом альбоме таких накопилось немало. А еще больше важных событий хранится в памяти бабы Любы.

— Я родилась 1 мая 30-го года на МТФ (так называлось одно из отделений станицы. Прим. ред.), как мама рассказывала, там не было Совета и записать новорожденную было некому, поэтому зарегистрировали меня только в июне, — рассказывает Любовь Павловна. — В семье было четверо детей, а после того, как ушли из станицы немцы, самый старший ребенок умер от голода. Остались в живых две мои сестры 1928 и 1935 годов рождения. И они уже давно умерли.

На секунду глаза бабы Любы наполняются слезами, к военной теме она еще вернется. Забыть то, что пришлось пережить во время оккупации, невозможно. И сегодня, спустя столько лет, память детально восстанавливает события.
В довоенное время, когда Кутаисская было огромной, дома стояли до самой плотины, все было застроено. Станица славилась своими качелями и грушей-дичкой, дававшей вкуснейшие маленькие плоды.

— Весело жили. Но когда началась война, и следа того детского беззаботного счастья не осталось. Станицу Кутаисскую немцы оккупировали во время жатвы. Колхозники убирали зерно с поля, бабы копошились в огородах. Гитлеровцы въезжали в станицу на мотоциклах, велосипедах, лошадях. Табун порядка 15 лошадей пригнали с собой. Сначала шли словаки, потом немцы. Они выгнали нас всех из дома. Мне ночевать приходилось в окопах. Вот смотри, что после немца осталось, — говорит баба Люба, показывая глубокий шрам на ноге. — Это он мне ружьем пробил в тот день, как зашел в станицу. Торопил так, чтобы я ему скорее дом наш открыла. А мне 11 всего. Мамы тогда не было дома, а когда она вернулась, фашисты уже пораскрывали весь дом, в полисаднике на наших цветах койки поставили, чтобы отдыхать на свежем воздухе. Ни коз, ни курей, ни свиней своих мы уже не нашли. Немцы забрали всю живность, которая была в хозяйстве, все запасы, приготовленные семьей на зиму. В один момент мы остались без всего. Недалеко от станицы мы с девчонками увидели огороженный проволокой участок поля, где всвалку лежали тела людей, наверное, их там расстреливали. До сих пор перед глазами эта картина встает. Полгода длилась оккупация. А потом в один момент также внезапно, как пришли, немцы исчезли. Нам они не оставили даже того, что не смогли забрать с собой — все спалили. Начался голод.

В 12 лет, не успев окончить и трех классов, маленькая Люба пошла работать дояркой. Надо было выживать. Трудилась честно, но как-то бригадир не засчитал ей баллон молока и вывернул все так, будто она его не додоила. Правоту свою девочка тогда доказать не смогла, что значит слово ребенка против обвинений взрослого человека? Пришлось со скандалом уйти с фермы. Поставили Любу работать прицепщиком. Целыми сутками она сидела на плуге, регулируя глубину его погружения в землю. Работа под открытым небом изматывала. Плуг, на котором сидел человек, был привязан к трактору простой веревкой.

— Сутки, а то и двое отработаю, а еще и дома огород копать нужно. Уставала страшно. Откуда только силы брались. А потом пересела на новый трактор «Натик» (СХТЗ-НАТИ — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторных заводах СССР. Прим редакции). Уговорила соседа дядю Мишу, который управлял трактором, дать попробовать. Так и сменила специальность.

Постепенно страна возрождалась, колхозы становились богаче. Вместо палочек, которые ставили за день работы, станичникам стали платить зарплату. Любовь Павловна детально помнит и этот день. Когда пришло радостное известие о начислении настоящих денег, она, совсем юная девчонка, не могла ни понять, ни поверить в такое счастье.
Повзрослев, Любовь стала писаной красавицей и первой на станице певуньей. Отличалась бойким характером, обостренным чувством справедливости и необыкновенным трудолюбием. Она и сегодня в свои 90 лет сама ведет хозяйство, да так, что можно многим молодым в пример ставить.

— Чтобы долго жить — надо много робыть (работать. Прим. ред), — тогда и сил, и энергии будет много, — рассуждает хозяйка.

В ее правоте нет сомнений. Огород бабы Любы в идеальном состоянии. В этом сезоне хозяйка планирует вновь засадить его овощами. А еще готовится она встретить самый важный праздник в своей жизни — 9 Мая. Вот в шифоньере дожидается своего часа нарядное платье, которое так идет Любови Павловне. Нежное, персиковое, как сама весна, оно украшено множеством медалей, среди которых есть награды за трудовые заслуги Любови Жилиной.

Эльмира Нетесова — Ее величество-Тайга. РЫСЬ КУЗЯ читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …96

Нетесова Эльмира

Ее величество-Тайга

Глава 1. БУДНИ В ПРАЗДНИК

— Вот так хрыч! — выдохнул Шамшала. Глаза его округлились, лицо посинело, руки суетливо включили скорость, и старый «натик» испуганной лошаденкой побежал подальше от беды, волоча за собою громоздкие сани с аммонитом[1]. Если бы не они, пузатые, куда как легче бежал бы трактор! Прыгал «натик» через кочки и коряги. Рычал железным горлом на всю тайгу. А Шамшала ошалело фрикционы дергал. Боялся оглянуться, — а вдруг…

Но медведь не погнался за трактором, поднявшим его своим ревом из берлоги среди зимы. Медведь увидел перед собою чудище, не похожее ни на одного путевого зверя, рыкнул и дал стрекача в чащобу. Стал шатуном. А тракторист гнал машину куда глаза глядят.

— Стой! Стой, холера! — услышал Шамшала крик.

Он оглянулся. Позади — сани. Сбоку баба орет. Пожилая повариха из отряда взрывников. Тракторист выключил скорость. Взмокший, выглянул из кабины, потом вылез из трактора.

Долго в этот вечер хохотали взрывники над Шамшалой. Говорили, что медведь тот не столько «натика», сколько самого тракториста испугался. Экий тощий! И как таких тайга терпит! Медведь его за волка, верно, принял. Ручного.

— Говорят, что тот единственный волк, что на Сахалин попал, вовсе не волком был. А человеком. Заросшим, как Шамшала. Ну, а в тайге с медведем встретился. Тот и отделал его, чтоб к роду звериному не примазывался. Нашли того «волка» и в музей отправили. С тех нор нет желающих волком в нашей тайге объявиться, — смеялись парни.

— Во-во! Вторым музейным экспонатом медведь Шамшалу сделать хотел. Если бы не трактор…

— Ну, Шамшала, несдобровать тебе, коль с этим медведем еще раз встретишься. Он тебе если не волчью, то козью морду обязательно сотворит.

Но тракториста уже не было в будке. Он исчез. И взрывники, хохоча на всю тайгу, высмеивали внезапную напасть — медвежью болезнь у тракториста.

Всерьез же никто из них не поверил в услышанное. Решили, что померещилось мужику. Принял какое-нибудь бревно или корягу за медведя. Вот и плетет всякие небылицы. Героем хочет выставиться. Дескать, с мишкой чуть ли не чай пил. Но куда уж ему: своей жены Шамшала боялся больше аммонита. Вот и захотелось хоть немного в мужиках побыть, похвастать. Такое, что греха таить, водилось за Шамшалой.

Начальник отряда взрывников — грузная, молчаливая баба, никогда никого не высмеивала. И сейчас обдумывала: прав ли Шамшала? В том месте, где, по его словам, он встретился с медведем, не раз прошли люди. Геологи. Гравиометристы, потом топографы, теперь они, взрывники. Конечно, гравики были здесь летом. Шуму они не делают. Собрали образцы — и ушли. Но вот топографы профиль прокладывали! В сентябре. Лес валили. Медведь в это время уже берлогу готовит. И, конечно, не вблизи от жилья человеческого. Медведь даже запаха людского не переносит. А люди всюду свои следы оставляют. И пахнут они долго. Здесь же, по рассказам Шамшалы, берлога эта прямо на профиле сделана. Среди дороги. Нет, такого не может быть. Никак. Ведь даже срубленное человеком дерево любой зверь из осторожности целый месяц обходит. Там же — профиль. Не только деревья, всякий куст руками человеческими пропах. «Конечно, сочинил», — качала головой Нина.

А к ночи все забыли о медведе, о Шамшале, о забавной истории. И, подсев поближе к печке, о своем заговорили. Сегодня был трудный день. Все устали, может, потому говорили вполголоса…

В маленькое оконце будки смотрела ночь. Небо — в звездах. Словно решило подразнить людей нарядным халатом. А на самый живот вместо броши луну пристегнуло. Та любопытно на будку смотрела. Но людям не до нее. Уснули взрывники. Завтра последний рабочий день. А вечером отряд уедет на базу. Новый год встречать. Этот праздник среди геологов особым уважением пользуется.

Вздыхала во сне Нина: по дочке соскучилась. Та с мужем на базе живет. Пятый год ей пошел. Аленка, лопотунья и забавница, обняла мать. Шею

ручонками обвила. Но это сон, завтра он станет явью.

Похрапывали во сне мужчины. Один улыбается. Верно, виделась ему банька. С паром и веником. Потерпи. Сон сбудется.

А этот… губами чмокает. До магазина семь часов езды. Три месяца терпел. Капли в рот не брал. Зато уж завтра отведет душу.

Рядом, в другой будке спала повариха. Сберкнижки во сне видит. Все три. Каждому внучонку завтра вклад пополнит. И на душе потеплеет. Они учиться будут. В городе.

На откидной лавке Шамшала вздрагивал. Стонал. Кто привиделся? Медведь? Или жена? Его не радовал предстоящий день.

А все — мордатая луна. Это она, заглядывая в будки, дарила каждому свои сны. Забавные и страшные. Цветные и блеклые. Радовала слабого. Во сне из него, немощного, силача делала. А смельчака в пропасть швыряла. Чтоб каждый из них хоть во сне сутью поменялся.

Плыла в ночи над тайгою, над головами людей и деревьев. Каждому по сказке дарила. Как знать, может, завтра она станет судьбой. Жизнью.

Только медведю не спалось. Холодно. И, обхватив лапами корявый пень, смотрел зверь на луну с досадой. Ох и жирнющая она! Вот бы за бок ухватить. Вырвать кус побольше. Глядишь, в животе и потеплело бы. И мелькали в звериных глазах желтые огни. Луна в них раздвоилась. Но не достать ее мишке. Больно высоко она забралась. А уж как похожа на глаза того чудища, которое перло сегодня на берлогу. И кричало. Видно, не с добра. Знать, тоже брюхо пустое. Хоть и две луны в башке имеет. Знать,

и эта, что на небе, не друг медведю. И, рявкнув на луну, потрусил зверь через сугробы. Может, тьма что-нибудь подарит, подсунет какую засоню. Ведь теперь не заснуть. Вспугнутый медведь больше не ляжет в спячку. На горе всей тайге и себе самому.

Утром раньше всех проснулась повариха. К ручью пошла с ведрами не торопясь. В темноте боялась оступиться. Да вдруг в сугроб ухнула. И заорала так, что из будок заспанные головы высунулись:

— Что там? Чего кричишь?

— Вон бежит! — орала баба.

— Кто?

— Не знаю. Упала я, а он из-под меня!

— Разве из-под тебя кто живьем выскочит? — захохотал кто-то.

— Говорю, выскочил! — настаивала баба.

— То-то ж повезло тому — не знаем кому, — хохотали мужики, подходя к поварихе.

Заячий след, петляя меж деревьев, исчезал во тьме.

— Понятно, нора тут. То-то же лихой этот бродяга, что живьем от нашей поварихи сбежал! Прямо из рук.

— Не с рук. Я на него почти села. А он как сиганет, я и испугалась, — озиралась та.

— Тоже мне, коня нашла. Верно, заикой зверя оставила. Ишь, наездница! Он твой фаркоп до смертушки будет помнить! — мстил за вчерашнее Шамшала.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …96

Kubota Tractor Natick, MA — Часы работы и адрес магазина

Список тракторов Kubota

Трактор Kubota — Norfolk Power Equipment, Inc.

5 Кушинг Драйв, Рентам, Массачусетс 02093.

(508) 384-0011

1757,87 миль

Трактор Kubota — Toreku Tractor and Equipment, Inc.

4 Литтлтон-роуд, Айер, Массачусетс 01432.

(978) 772-6619

1741,66 мили

Трактор Kubota — Norfolk Power Equipment

846 Бронко шоссе, Берилвилль, Род-Айленд 02830.

(401) 710-9911

1743,1 мили

Трактор Kubota — Aearn Equipment Inc.

460 Мейн-стрит, Спенсер, Массачусетс 01562.

(508) 885-7085

1723,51 миль

Трактор Kubota — Norfolk Power Equipment, Inc

161 Южная Мейн-Стрит, Миддлборо, Массачусетс 02346.

(774) 213-9190

1782,38 мили

Трактор Kubota — Chappell Tractor Sales, Inc.

454 Маршрут 13 Юг, Милфорд, Северная Каролина 03055.

(603) 673-2640

1735,96 мили

Кубота Трактор — М.Б. Трактор и оборудование

194 Плейстоу Роуд, Плейстоу, Северная Каролина 03865.

(603) 382-5031

1764,83 мили

Трактор Kubota — газон и ферма Гольдштейна

287 Гиффорд-роуд, Вестпорт, Массачусетс 02790.

(508) 678-0381

1775,1 миль

Трактор Kubota — Kahn Tractor and Equipment, Inc.

Jct. РТС. 32 и 207, Северный Франклин, КТ 06254.

(860) 642-7596

1721,02 мили

Трактор Kubota — Заготовительная компания Род-Айленда

15 Расширение 184, Эшвей, Род-Айленд 02804.

(401) 377-2670

1741,32 мили

Трактор Kubota — Leahy Equipment, Inc.

938 Мейн-стрит, Холиок, Массачусетс 01040.

(413) 536-8901

1691,69 мили

Трактор Кубота — М.Б. Трактор и оборудование

658 Доу Хай., Элиот, МНЕ 03903.

(207) 439-1777

1778,11 миль

Трактор Kubota — Оборудование Бэкона

Гошен Роуд, 29, Вильямсбург, Массачусетс 01096.

(413) 268-3620

1682,16 миль

Трактор Kubota — Pinnacleview Equipment, Inc.

рт. 12, Уолпол, Северная Каролина 03608.

(603) 756-3379

1696,71 мили

Черная пятница 2021: торговый центр Natick Area, часы работы

Перейти к основному содержанию

  • Dover-Sherborn, MA
  • Wellesley, MA
  • Framingham, MA
  • Wayland, MA
  • Needham, MA
  • Weston, MA
  • Medfield, MA
  • Sudbury, MA
  • Newton, MA
  • Westwood, MA
  • Massachusetts
  • Top National News
  • См. Все сообщества
. снова открыть.

Нил Макнамара , Patch Staff

Торговый центр Natick откроется в 9:00 в честь Черной пятницы 2021 года. , Массачусетс — В прошлом году пандемия коронавируса изменила Черную пятницу, какой ее знали американцы. Розничные продавцы в Натике и за его пределами сокращают часы работы. Некоторые перенесли продажи в онлайн, чтобы избежать большого скопления людей в магазинах.

Черная пятница в этом году приходится на 26 ноября. Миллионы американцев в настоящее время вакцинированы от коронавируса, а это означает, что многие несгибаемые покупатели планируют вернуться к нормальной жизни Черной пятницы.

Некоторые эксперты говорят, что не так быстро.

Заинтересованы в местной недвижимости? Подпишитесь на новый информационный бюллетень Patch, чтобы первыми узнавать о днях открытых дверей, новых объявлениях и многом другом.

Хотя коронавирус, возможно, не стоит на первом месте, поскольку американцы выстраиваются в очереди за пределами своих любимых розничных магазинов, текущие проблемы с глобальной цепочкой поставок могут сильно испортить их веселье в Черную пятницу.

Из-за проблем с цепочкой поставок многие популярные праздничные подарки будут в дефиците или будут дороже, чем обычно. Хотя распродажи могут начаться раньше в этом году, покупатели могут не увидеть крутых скидок, к которым они привыкли в Черную пятницу, сообщает CBS News со ссылкой на Consumer Reports. Проблема может быть хуже для новых или пользующихся спросом товаров, таких как высокотехнологичные игрушки.

Заинтересованы в местной недвижимости? Подпишитесь на новый информационный бюллетень Patch, чтобы первыми узнавать о днях открытых дверей, новых объявлениях и многом другом.

Тем не менее, некоторые покупатели вряд ли пропустят любимую праздничную традицию.

При планировании маршрута Черной пятницы в этом году вам необходимо знать, когда торговые центры открыты в этом районе:

  • Торговый центр Natick — с 9:00 до 21:00, закрыт весь День благодарения
  • Торговый центр Solomon Pond — с 6:00 до 21:00, закрыто весь День Благодарения
  • Торговый центр Chestnut Hill — с 9:00 до 21:00, закрыто весь День Благодарения
  • Торговый центр Auburn — с 6:00 до 21:00, закрыто весь День Благодарения
  • The Mall at Whitney Field , Леоминстер — с 6:00 до 22:00, закрыт весь День благодарения Гэллап обнаружил, что американцы планируют потратить в среднем 837 долларов на подарки в этом сезоне, что лишь немного больше, чем 805 долларов, которые, по их оценкам, они потратили в прошлом году.

    Обе оценки эпохи пандемии ниже, чем то, что было получено Гэллапом за предыдущие несколько лет, включая рекордно высокие 942 доллара, зафиксированные в 2019 году. записи. Организация прогнозирует, что праздничные продажи увеличатся на 8,5-10,5% по сравнению с 2020 годом, а это означает, что покупатели намерены потратить около 859 миллиардов долларов.

    Если вы планируете делать покупки лично, вот часы работы магазинов в Черную пятницу в этом году, согласно BlackFriday.com, TheBlackFriday.com и Good Housekeeping; однако Патч рекомендует звонить заранее, чтобы подтвердить точное время работы с вашим конкретным местоположением:

    • Оборудование Ace : Закрыто в День Благодарения; Часы Черной пятницы зависят от франшизы.
    • Apple : Закрыто в День Благодарения; часы работы в Черную пятницу.
    • Энн Тейлор : День благодарения закрыт; проверьте торговый центр на часы Черной пятницы.
    • Домашний магазин Эшли : Закрыто в День Благодарения; открыты с 7:00 до 22:00 Черная пятница.
    • Banana Republic : Закрыто в День Благодарения; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Barnes & Noble : Закрыто в День Благодарения; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Bass Pro Shops : Открыто в 9:00 в День Благодарения; открыто в 5 утра в Черную Пятницу.
    • Банные и кузовные работы : Закрыт в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Кровать для ванны и не только : Закрыто в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Белк : Закрыто в День Благодарения; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • Лучшая покупка : День благодарения закрыт; открыты с 5 утра до 10 вечера Черная пятница.
    • Крупные партии : с 7:00 до 21:00. День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Берлингтон : День благодарения закрыт; Время проведения Черной пятницы зависит от местоположения.
    • Cabela’s : Открыто в 8:00 в День Благодарения; открыто в 5 утра в Черную Пятницу.
    • Costco : День благодарения закрыт; открыт с 9 утра в Черную Пятницу.
    • CVS : Большинство заведений открываются в День Благодарения; открыты в обычные часы Черная пятница.
    • Спортивные товары Дика : День благодарения закрыт; открыто в 5 утра в Черную Пятницу.
    • Доллар Общий : с 7:00 до 22:00. День Благодарения; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • DSW : День благодарения закрыт; Время проведения Черной пятницы зависит от местоположения.
    • Семейный доллар : Открыто в 8:00 в День Благодарения; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Пять ниже : Закрыто в День Благодарения; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • GameStop : День благодарения закрыт; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • Gap : Закрыто в День Благодарения; некоторые магазины открываются в 7 утра в Черную пятницу. Звоните уточняйте часы.
    • Портовые грузовые инструменты : Закрыто в День Благодарения; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • Лобби для хобби : Закрыто в День Благодарения; открыты в обычные часы Черная пятница.
    • Home Depot : Закрыто в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Товары для дома : Закрыто на День Благодарения; открыты в обычные часы Черная пятница.
    • Икеа : День благодарения закрыт; открыты в обычные часы Черная пятница.
    • JCPenney : День благодарения закрыт; открыто в 5 утра в Черную Пятницу.
    • Joann Fabrics : День благодарения закрыт; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Kohl’s : Закрыто на День Благодарения; открыто в 5 утра в Черную Пятницу.
    • Lowe’s : Закрыто в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Macy’s : Закрыто в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Маршаллс : День благодарения закрыт; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Майклс : День благодарения закрыт; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • Nordstrom : День благодарения закрыт; открыт с 9 утра в Черную Пятницу.
    • Office Depot, OfficeMax : закрыто в День Благодарения; открыт с 9 утра в Черную Пятницу.
    • Old Navy : День благодарения закрыт; открыт с 12:00 Черная пятница.
    • Petco : Закрыто в День Благодарения; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • PetSmart : День благодарения закрыт; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Клуб Сэма : Закрыто в День Благодарения; открыты в обычные часы Черная пятница.
    • Sears : День благодарения закрыт; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Sephora : Закрыто на День Благодарения; проверьте часы работы торгового центра в Черную пятницу.
    • Скобы : Закрытый День Благодарения; открыт с 9 утра в Черную Пятницу.
    • Цель: закрытый День Благодарения; открыт с 7 утра в Черную Пятницу.
    • TJ Maxx : День благодарения закрыт; открыт с 8 утра в Черную Пятницу.
    • Tractor Supply Co. : Закрыто в День Благодарения; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Ulta : День благодарения закрыт; открыт в 6 утра в Черную Пятницу.
    • Victoria’s Secret : Закрыто на День Благодарения; проверьте часы работы торгового центра в Черную пятницу.
    • Walmart : День благодарения закрыт; открыто 5 утра, Черная пятница

    Чтобы не перерасходовать деньги на праздничные подарки, важно составить список, установить бюджет и придерживаться его. Кроме того, знайте свои триггеры покупок. Например, многие люди не могут устоять перед распродажей. Но не все сделки одинаковы, и покупателям следует опасаться сделок типа «покупай больше, экономь больше».

    «Вы думаете, что получаете лучшую ценность, когда видите 10 долларов от 50 долларов или 20 долларов от 50 долларов, но это та же процентная скидка, поэтому не позволяйте заявлению о скидке заставить вас тратить больше», — сказала эксперт по потребительским сбережениям Андреа Ворох. Си-Эн-Би-Си.


    Получайте больше местных новостей прямо на свой почтовый ящик. Подпишитесь на бесплатные информационные бюллетени и оповещения об исправлениях.

    Правила ответа:

    Сезон и праздники|

    Преступность и безопасность |

    Школы|

    Семья рада видеть, как я говорю на панджаби: Каран: The Tribune India

    Актер из Джаландхара играет роль Найтика в Yeh Rishta Kya Kehlata Hai

    Каран Мехра

    Неха Сайни
    Служба новостей Tribune
    Амритсар, 14 января

    Пенджабец по происхождению, актер Каран Мехра дебютирует в пенджаби в предстоящем шоу «Maavan thandiyan chaavan». Воодушевленный своим первым проектом на родном языке, Каран, который родился в Джаландхаре и имеет семью, поселившуюся в Амритсаре, сказал, что это возможность, которую нельзя упускать.

    «За последние четыре года я получил много предложений поработать в пенджабских фильмах, и мне попадались многочисленные проекты, но ничего не получалось. Около года назад Сахил Кохли пришел ко мне с рассказом о «Мааван Тандиян Чааван». Мне это понравилось, и это также дало мне возможность исследовать новую сторону себя на телевидении», — сказал Мехра. Хотя пенджабская культура и манеры не были для него незнакомой территорией, речь на пенджаби была. «Было непросто правильно подобрать диалект, но я люблю вызовы. Моя семья рада видеть меня на шоу, так как я впервые буду говорить на панджаби. Так что ожиданий много», — сказал он.

    Мехра, популярное лицо хинди-телевидения, играющее персонажа Найтика в одном из самых продолжительных шоу «Yeh Rishta Kya Kehlata Hai», хотел сделать что-то другое.

    «Это прекрасное эмоциональное путешествие отношений матери и ребенка, и в нем есть все необходимое для развлечения. Я играю полицейского, и это первый раз, когда я надеваю униформу на экране. Я с нетерпением жду отзывов зрителей», — сказал он.

    Актер должен был начать работу над сериалом намного раньше, но случилась пандемия. Мехра вспоминает время, проведенное во время изоляции, как стрессовое. «Мы начали съемки шоу в ноябре 2020 года, хотя должны были начать проект немного раньше. До этого вышла моя песня Bewafa, и она была хорошо принята. Во время пандемии у меня было много цифровых заданий, и моя семья занимала большую часть моего времени во время блокировки. Приятно снова работать, и дела идут довольно хорошо», — заявил Мехра.

    Его можно будет увидеть в веб-сериале и фильме.

    Шорты Tribune


    Самые читаемые

    1

    Пенджаб

    Гангстер Дипак Тину, причастный к убийству Сидху Мусевала, сбегает из-под стражи Мансы в ЦРУ; SSP сообщает, что зонд включен