1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов «Сталинец-60» (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор «Катерпиллар-60» одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.
А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65.
«1. Двигатель и трактор в целом работоспособны и надежны в длительной эксплуатации.
2. По своей экономичности дизель М-17 не уступает лучшим заграничным образцам.
3. При испытании не обнаружено таких дефектов, которые могли бы служить основанием для задержки ведущейся подготовки массового производства представленных на испытание моделей».
Общий вид трактора С-65
Эти строки из акта испытаний трех экспериментальных советских тракторов «Сталинец»-65 с дизелем М-17, подписанного представителями НАТИ, Наркомзема и Челябинского тракторного завода, означали, что громадная работа, проделанная конструкторами, технологами, исследователями, завершилась успешно. Благоприятный исход испытаний, проводившихся с 1 августа по 23 ноября 1936 года в Жердевской МТС Воронежской области, позволил Советскому Союзу первому в мире приступить к массовому производству дизельных тракторов.
Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других достоинств. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить эти выгоды, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которая должна изготовляться поистине с ювелирной точностью. Ведь каждый цикл за 0,002-0,005 с под давлением около 100 атм в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 г топлива. Чтобы сделать это, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен быть от 60 до 90 мк, а точность ее изготовления составить доли микрона.
Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами «Даймлер-Бенц» и «МАН» в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе.
По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс — испытание дизелей.
Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.
Трактор С-65 буксирует повреждённый танк Т-34-85. Осень 1944 г.
В конце января 1935 года, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, Г. Орджоникидзе говорил о необходимости в кратчайший срок перевести тракторы ЧТЗ на дизели. В начале апреля на ЧТЗ состоялось техническое совещание, образовавшее дизельную комиссию. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ — А. Лебедев.
Группа работников ЧТЗ — Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой «Катерпиллер» о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск «Катерпиллеров», и это, конечно, очень беспокоило Хайкока. Он считал, что советские специалисты в конце концов и сами наладят выпуск дизелей, но затратят несравненно больше средств и времени, чем при техническом содействии «Катерпиллера». А это очены важно для фирмы, поставляющей большую часть своей продукции за рубеж и опасающейся конкуренции.
В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи.
Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся «потомком» моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода.
Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч.
Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы больших переделок трактора. Конструкторы дизеля успешно справились с этой задачей. Непосредственно в трактор они внесли минимальные изменения.
Тактико-технические характеристики
Модель
С-60
С-65
Год выпуска
1933
1937
Число мест в кабине
2
2
Масса, т
9520
11200
Масса прицепа, т
~ до 10
~ до 10
Габариты, м длина ширина высота высота с тентом клиренс
4,09 2,395 2,77 0,405
4,086 2,416 2,803 0,405
Ширина трака, мм
500
Двигатель
карбюраторный, 60 л. с. (44,2 кВт)
дизельный, 65 л.с.(47,8 кВт)
Коробка передач
3 вперёд и 1 назад
Мин/Макс. скорость, км/ч
3,0…5,9
вперёд — 3,6…6,97 назад — 2,5
Запас топлива, л лигроин/диз.топ. петрол (для старта двигателя)
309 16
300 7,5
Выпущено, шт
69100
37626
Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость движения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки.
Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля — коксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня в 3 ч 15 мин ожил вновь — с него сошел первый дизельный трактор С-65. То, чего так боялся мистер Хайкок, произошло в феврале 1938 года — первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя 20 лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.
Также отметим ещё одну версию «Сталинцев» — газогенераторную. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым — сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65.
После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.
Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из с/х. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях очень часто можно встретить «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые использовали их для бускировки орудий средних и крупных калибров.
Фотографии трактора С-60
Фотографии трактора С-65
Источники: Л. Евсеев «Первый дизельный». (Техника-молодёжи №4, 1975 г.) Л.Евсеев «Советский газогенераторный». (Техника-молодёжи №10, 1975 г.) Е.Прочко «Артиллерийские тягачи Красной Армии» («Бронеколлекция» №3, 2002 г.) Галерея автомотостарины
Cattleman TSS 5065E (65 л.с.*) Тракторный пакет Special
Трактор + Погрузчик + Трехзубый захват для тюков + Паллетные вилы + Гарантия
Пакеты для тракторов
ЗАПРОС ЦИТАТЫ
MY22 Распродажа со скидками!
Начиная с: 499 долларов США в месяц
0% годовых на 84 месяца
ЗАПРОСИТЬ ЦЕНУ
Подать заявку на финансирование
Цены без сюрпризов.
С United — цена, которую вы видите Цена, которую вы платите. Без сюрпризов!
В этот комплект входят:
John Deere 5065E — 65 л.с.†, полноприводный трактор
Трансмиссия SyncShuttle 9F/3R
Несамовыравнивающийся погрузчик John Deere 520M
Пограничное копье из тюков
Вилы для поддонов Frontier
Расчет платежа предполагает первоначальный взнос в размере 10% и включает все сборы и страховку на срок
Бесплатно, 5-летняя гарантия на силовую установку**
*Фото только для иллюстрации, реальное оборудование может отличаться.
Не совсем тот пакет, который вам нужен? Используйте кнопку «Запросить цену» выше.
Нужна дисковая борона, культиватор, копатель ямы для столбов, разбрасыватель навоза, задний отвал, сельскохозяйственный погрузчик, копье для сена, вилы для поддонов и т. д.? Просто спросите, мы можем сделать это!
Посмотреть другие пакеты для тракторов
Подробнее
Связанное видео John Deere
youtube.com/embed/VkydXS5L02k?rel=0″> 3-цилиндровый трактор John Deere 5E №1
Мощь и легендарные характеристики и производительность John Deere, необходимые вам для выполнения вашего списка дел.
John Deere 5E 3-цилиндровый универсальный трактор #2
Модельный ряд 3-цилиндровых тракторов John Deere 5E — это настоящие тракторы общего назначения, созданные с заботой о вас. Невероятно просты в использовании и владении, что делает их идеальными для любой собственности или операции.
*Предложение заканчивается 31.07.23. При условии утверждения кредита в рассрочку в John Deere Financial. Пакетная оплата на основе 10% первоначального взноса и 0% годовых в течение 84 месяцев. Налоги могут увеличить ежемесячный платеж. Фото только для иллюстрации, реальное оборудование может отличаться. Цена и доступность модели зависит от дилера. Применяются некоторые ограничения. Подробности у дилера. † Оценка мощности производителя (ISO) на 97/68/ЕС. **Все тракторы общего назначения серии 5E, приобретенные новыми у авторизованного дилера John Deere, в стандартной комплектации поставляются с гарантией на трансмиссию сроком на 5 лет/2000 часов (в зависимости от того, что наступит раньше). Подробности см. в Ограниченной гарантии на новое оборудование John Deere Turf & Utility Equipment у дилера.
* Первоначальный взнос в размере 0 долларов США доступен при утвержденном кредите John Deere Financial. $0 вниз увеличит ежемесячный платеж.
Cattleman 2WD 5065E 65+ л.с.* Тракторный пакет Special
Трактор + Погрузчик + Трехзубый захват для тюков + Паллетные вилы + Гарантия
Пакеты для тракторов
ЗАПРОС ЦИТАТЫ
MY22 Распродажа со скидками!
Начиная с: 409 долларов США в месяц
0% годовых на 84 месяца
ЗАПРОСИТЬ ЦЕНУ
Подать заявку на финансирование
Цены без сюрпризов.
С United — цена, которую вы видите Цена, которую вы платите. Без сюрпризов!
В этот комплект входят:
John Deere 5065E — 65 л.с.†, трактор 2WD
Трансмиссия SyncShuttle 9F/3R
John Deere 512 Несамовыравнивающийся погрузчик
Пограничное копье из тюков
Вилка для поддонов Frontier
Расчет платежа предполагает первоначальный взнос в размере 10% и включает все сборы и страховку на срок
Бесплатно, 5 лет гарантии на трансмиссию
*Фото только для иллюстрации, реальное оборудование может отличаться.
Не совсем тот пакет, который вам нужен? Используйте кнопку «Запросить цену» выше.
Нужна дисковая борона, культиватор, копатель ямы для столбов, разбрасыватель навоза, задний отвал, сельскохозяйственный погрузчик, копье для сена, вилы для поддонов и т. д.? Просто спросите, мы можем сделать это!
Посмотреть другие комплекты для тракторов
Подробнее
Похожие видео John Deere
youtube.com/embed/VkydXS5L02k?rel=0″> 3-цилиндровый трактор John Deere 5E №1
Мощь и легендарные характеристики и производительность John Deere, необходимые вам для выполнения вашего списка дел.
John Deere 5E 3-цилиндровый универсальный трактор #2
Модельный ряд 3-цилиндровых тракторов John Deere 5E — это настоящие тракторы общего назначения, созданные с заботой о вас. Невероятно просты в использовании и владении, что делает их идеальными для любой собственности или операции.
*Предложение заканчивается 31.07.23. При условии утверждения кредита в рассрочку в John Deere Financial. Пакетная оплата на основе 10% первоначального взноса и 0% годовых в течение 84 месяцев. Налоги могут увеличить ежемесячный платеж.