Алтайский тракторный завод продукция – Алтайский тракторный завод — Википедия

АЛТТРАК — Производители техники (ALTTRACK — ALTTRAK — Алтайский трактор — Алтайский тракторный завод — Алтайское тракторостроительное объединение — АЛТТРАК

Алтайское тракторостроительное объединение (™: АЛТТРАК, Алтайский тракторный завод, Алтайский трактор) — российский производитель тракторов, лесозаготовительных и трелевочных машин, специализированной техники. Штаб-квартира находится в городе Рубцовск, Алтайский край, Россия.

Деятельность АЛТТРАК

Алтайское тракторостроительное объединение — полноправный правопреемник и наследник ОАО «Алттрак» (Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина) — завода с 65-летней историей.

Алтайское тракторостроительное объединение включает в себя шесть предприятий:

  • ООО «Алттрак» — производство сельскохозяйственных и лесопромышленных тракторов,
  • ООО «АТЗ-запчасть» — производство кузнечных заготовок и литья,
  • ООО «Рубцовский опытно-механический завод» — конструирование новой техники и специальных машин,
  • ЗАО «Алтайстройком» — производство железо-бетонных конструкций,
  • ООО «Рубцовская ТЭЦ» — обеспечение основного производства энергоносителями,
  • ЗАО «ЛОК Санаторий «Юбилейный» — обеспечение работников оздоровительными и лечебно-профилактическими услугами.
Производственный потенциал АТО позволяет обеспечить полный технологический цикл создания тракторов: от чертежа, изготовления опытного экземпляра и проведения испытаний до постановки на производства и выпуска серийной машины.

Потребителями продукции являются десятки предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья, различных отраслей деятельности: таких как сельское хозяйство, лесная промышленность, нефтегазовая отрасль, МЧС и другие государственные министерства и ведомства.

Спецтехника АЛТТРАК

  • Бульдозеры АЛТТРАК:
    АЛТТРАК Т-4-02
  • Бурилки АЛТТРАК:
  • Гусеничные краны АЛТТРАК:
  • Вилочные погрузчики АЛТТРАК:
  • Гусеничные погрузчики АЛТТРАК:
  • Спецтехника АЛТТРАК:
  • Гусеничные тракторы АЛТТРАК:
  • Мини-тракторы АЛТТРАК:
  • Трелёвочники АЛТТРАК:

История АЛТТРАК

18 ноября 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение об организации производства тракторов в Рубцовске. Первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ был выпущен в трудный для Родины час – 24 августа 1942 года, когда сталинградцы героически защищали первенец советского тракторостроения на Волге. АТЗ стал единственным в стране заводом, где производились трактора для нужд фронта и тыла.


Алттрак АСХТЗ-НАТИ В декабре 1944 года
здесь был изготовлен первый опытный образец гусеничного дизельного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии популярность у механизаторов нашей страны и за рубежом. В 1956 году принято решение об организации на АТЗ производства трелевочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 года без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись знакомые три буквы «АТЗ». На Международной выставке в Брюсселе трактор ТДТ-60 был удостоен премии Гран при. Это убедительно демонстрировало высокие достижения коллектива АТЗ.

С освоением производства трелевочных машин АТЗ превратился в одно из крупнейших предприятий на Востоке страны.

Конструкторы завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором. На базе серийного ТДТ-60 они создали трелевочный трактор ТДТ-75, а также транспортную машину ТСТ-80 для транспортировки грузов по бездорожью.


Алттрак КС-5671 26 мая 1960 года
в соответствии с техническим заданием, согласованным Министерством сельского хозяйства СССР, коллектив АТЗ направил конструкторско-экспериментальные работы на создание семейства гусеничных тракторов класса 4,0 тонны тяги. На заводе была разработана конструкция гусеничного трактора Т-4 общего назначения. Он предназначен для выполнения работы на повышенных скоростях наиболее энергоемких сельскохозяйственных работ в Сибири, Казахстане и Средней Азии.

Впоследствии на базе трактора Т-4 специалистами завода было создано несколько новых модификаций. Одна из них – трактор Т-4М. Его производительность на основных сельскохозяйственных работах оказалась в 1,7 раз выше по сравнению с трактором ДТ-75.

Для сельскохозяйственных работ на увлажненных почвах, по глубокому снегу и на заболоченных участках был создан специальный трактор ТБ-4.

Более десяти лет в лесопромышленных хозяйствах алтайские трелевочные трактора являлись основными, самыми мощными среди выпускавшихся в стране трелевочных машин. Однако конструкторы завода продолжали совершенствовать трактора.

Они создали в 1971 году новый лесной богатырь – трактор ТТ-4. Конструкция ТТ-4 разработана с учетом максимальной унификации сельскохозяйственного Т-4. Его производительность на 25% выше трактора ТДТ-75, а себестоимость одного кубического метра древесины снижена на 15%.

В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на АТЗ лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Выпуск нового трактора явился знаменательной вехой в жизни коллектива. Кроме мощного 130-сильного двигателя, трактор Т-4А отличался от своего предшественника более надежными узлами и лучшими удобствами для работы механизаторов. В 1972 году трактора Т-4А и ТТ-4 были представлены на Международной выставке в г. Познани (Польша).

В 1974 году предприятие было переименовано в производственное объединение «Алтайский тракторный завод».

В 1984 году не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения – Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.

С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор». Как и для многих предприятий в стране, для «Алтайского трактора» наступили непростые времена. Экономические реформы в стране лишили предприятие перспективы дальнейшего развития, и практически поставили производство «на колени».

Ситуация изменилась в 2004 году, когда основные активы предприятия выкупил крупнейший в России промышленный холдинг РАТМ. Подвергнув предприятие процедуре финансового оздоровления, новый собственник оптимизировал производственный процесс и возобновил процесс производства сельскохозяйственных и трелевочных тракторов. На базе тракторного завода было создано Алтайское тракторостроительное объединение.

18 августа 2008 года считается днем второго рождения завода.

Сейчас с конвейера сходят трелевочные тракторы ТТ-4М в различных модификациях и сельскохозяйственные тракторы Т-402.01. А в цехах Рубцовского опытно-механического завода (входящего в

Алтайское тракторостроительное объединение) конструкторы готовят к постановке на производство новые гусеничные тракторы четвертого, пятого и шестого тягового класса: Т-402, Т-5.01 и А-600.

Руководством РАТМ-Холдинга утвержден план финансирования модернизации завода и разработки новой техники – выделены средства на новые конструкторские разработки. Таким образом, ООО «Алтайский трактор», завод с 65-летней историей, начал писать свою новую летопись с чистого листа.

Ссылки:

www.stroyteh.ru

Алтайский трактор, ОАО Производственное объединение (Алтайский край) производитель сельхозтехники

С начала 2010 года производство остановлено.

В 2011 году завод прошел процедуру окончательного банкротства. Последнее имущество ликвидируемого в связи с банкротством предприятия, было распродано в ноябре 2011 года.

«Алтайское тракторостроительное объединение» (АТО) – промышленная компания по производству сельскохозяйственных и лесопромышленных тракторов, специальной техники на их базе, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции. «Алтайское тракторостроительное объединение» – полноправный правопреемник и наследник ОАО «Алттрак» (Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина).

История завода.

18 ноября 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение об организации производства тракторов в Рубцовске.

Первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ был выпущен в трудный для Родины час — 24 августа 1942 года, когда сталинградцы героически защищали первенец советского тракторостроения на Волге. АТЗ стал единственным в стране заводом, где производились трактора для нужд фронта и тыла.

В декабре 1944 года здесь был изготовлен первый опытный образец гусеничного дизельного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии популярность у механизаторов нашей страны и за рубежом.

В 1956 году принято решение об организации на АТЗ производства трелевочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 года без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись знакомые три буквы «АТЗ». На Международной выставке в Брюсселе трактор ТДТ-60 был удостоен премии Гран при. Это убедительно демонстрировало высокие достижения коллектива АТЗ. С освоением производства трелевочных машин АТЗ превратился в одно из крупнейших предприятий на Востоке страны.

Конструкторы завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором. На базе серийного ТДТ-60 они создали трелевочный трактор ТДТ-75, а также транспортную машину ТСТ-80 для транспортировки грузов по бездорожью.

26 мая 1960 года в соответствии с техническим заданием, согласованным Министерством сельского хозяйства СССР, коллектив АТЗ направил конструкторско-экспериментальные работы на создание семейства гусеничных тракторов класса 4,0 тонны тяги. На заводе была разработана конструкция гусеничного трактора Т-4 общего назначения. Он предназначен для выполнения работы на повышенных скоростях наиболее энергоемких сельскохозяйственных работ в Сибири, Казахстане и Средней Азии.

Впоследствии на базе трактора Т-4 специалистами завода было создано несколько новых модификаций. Одна из них – трактор Т-4М. Его производительность на основных сельскохозяйственных работах оказалась в 1,7 раз выше по сравнению с трактором ДТ-75.

Для сельскохозяйственных работ на увлажненных почвах, по глубокому снегу и на заболоченных участках был создан специальный трактор ТБ-4.

Более десяти лет в лесопромышленных хозяйствах алтайские трелевочные трактора являлись основными, самыми мощными среди выпускавшихся в стране трелевочных машин. Однако конструкторы завода продолжали совершенствовать трактора. Они создали в 1971 году новый лесной богатырь – трактор ТТ-4. Конструкция ТТ-4 разработана с учетом максимальной унификации сельскохозяйственного Т-4. Его производительность на 25% выше трактора ТДТ-75, а себестоимость одного кубического метра древесины снижена на 15%.

В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на АТЗ лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Выпуск нового трактора явился знаменательной вехой в жизни коллектива. Кроме мощного 130-сильного двигателя, трактор Т-4А отличался от своего предшественника более надежными узлами и лучшими удобствами для работы механизаторов. В 1972 году трактора Т-4А и ТТ-4 были представлены на Международной выставке в г. Познани (Польша).

В 1974 году предприятие было переименовано в производственное объединение «Алтайский тракторный завод».

В 1984 году не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения – Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.

С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор». Как и для многих предприятий в стране, для «Алтайского трактора» наступили непростые времена. Экономические реформы в стране лишили предприятие перспективы дальнейшего развития, и практически поставили производство «на колени».

Ситуация изменилась в 2004 году, когда основные активы предприятия выкупил крупнейший в России промышленный холдинг РАТМ. Подвергнув предприятие процедуре финансового оздоровления, новый собственник оптимизировал производственный процесс и возобновил процесс производства сельскохозяйственных и трелевочных тракторов. На базе тракторного завода было создано Алтайское тракторостроительное объединение. 18 августа 2008 года считается днем второго рождения завода.

В 2009 году с конвейера сходят трелевочные тракторы ТТ-4М в различных модификациях и сельскохозяйственные тракторы Т-402.01. А в цехах Рубцовского опытно-механического завода (входящего в Алтайское тракторостроительное объединение) конструкторы готовят к постановке на производство новые гусеничные тракторы четвертого, пятого и шестого тягового класса: Т-402, Т-5.01 и А-600.

www.agrobase.ru

На развалинах Алтайского тракторного…: lastochkanata

Поймала себя на том, что опять пишу на тему развалин. Но что поделаешь — такова жизнь. Или поздняя осень действует…

Хочу написать о грустной странице истории нашего города — об Алтайском тракторном заводе. В годы Великой отечественной войны он был эвакуирован в наш город из украинского Харькова (там это был Харьковский тракторный завод). 24 августа 1942 года на новом месте был собран первый керосиновый трактор АСХТЗ-НАТИ. Мощности АТЗ были таковы, что он обеспечивал тракторной техникой нужды сельского хозяйства Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Казахстана.
Чтобы получить представление об объемах производства этого гиганта, достаточно сказать, что на нем было занято около 25 тысяч человек — это где-то пятая часть всего населения города. Выпускал завод с конвейера до 140 тракторов за сутки!

До войны, кстати говоря, Рубцовск был провинциальным степным городком, привязанным к сельскому хозяйству. Но война внесла свои коррективы в его судьбу. Из западной части страны сюда были эвакуированы промышленные производства, которые сделали город крупным промышленным центром. Это были Харьковский тракторный завод, как я уже говорила, и Одесский завод сельхозмашин им. Октябрьской революции, на базе которого в Рубцовске был построен завод Алтайсельмаш.

Вернемся к тракторному. Строился он в очень тяжелых военных условиях. Под цеха первоначально использовались зерносклады, была подведена вода из Алея. Все транспортировки внутри обширной заводской территории производились на лошадях. Тракторы выпускались как для нужд фронта, так и для тыла. После войны объемы производства расширялись, завод рос. А вместе с ним рос и строился город. Были построены новые кварталы жилых домов, новые социальные объекты — поликлиники, дома культуры, места отдыха для детей, спортивные учреждения, профилактории, ТЭЦ и т.д. АТЗ считался градообразующим предприятием. Можно долго перечислять заслуги завода и его технические достижения за годы существования СССР. Наград у завода много, и все они сейчас представлены в городском краеведческом музее. Как и макеты моделей тракторов, которые выпускались в разное время. После распада союза завод, как и многие другие подобные предприятия, стал переживать тяжелые времена. Ему не удалось избежать стандартного набора девяностых — сокращения объемов производства, многомесячных задержек заработной платы, голодовок рабочих. Закончилось все официальной процедурой банкротства в 2011 году. В ноябре 2011 завод окончательно перестал существовать — было распродано последнее имущество, а архивы были переданы на хранение в городской музей.

Посмотрим.

Надпись: «Коллективу Алтайского тракторного завода им. Калинина от Харьковских тракторостроителей. Август 1981 г.» . Кстати, брат-близнец нашего завода — Харьковский тракторный — на плаву до сих пор.

Различные награды и сувениры.

Коллективу АТЗ от Кишиневских тракторостроителей. 1972 год.

Коллективу АТЗ от завода Алтайсельмаш, 1967 год.

Это уже какая-то более современная награда.

Макеты тракторов.

Фотографии и различные документы из архива завода.

Смотришь на эти старые фото, и не раз вздохнешь: «Да, были люди в наше время…».

Кроме тракторов, производили гусеничные тягачи, транспортеры и прочую технику.

А это стол и предметы из кабинета первого директора АТЗ, которые были привезены из Харькова вместе с эвакуированным оборудованием в 1942 году.

Стол такой основательный, старинный.

Картина над столом изображает выпуск первого трактора нашим заводом.

Не знаю, чей бюст. Может быть как раз первого директора завода.

Необычные резные украшения стола.

По музейному уголку Алттрака можно долго ходить и рассматривать — очень интересный и обширный материал представлен.

Ну а теперь — о самом грустном.

Следующие 5 фото взяты из интернета.

Административное здание завода. Так было.

И вот так — стало. Комментарии здесь излишни. Обратите внимание, что даже ёлочку слева от входа срубили мародёры.

Развалины Алттрака. Похоже на территорию, подвергшуюся бомбежке.

Реально жуткая картина. Сама бы я никогда не решилась идти на эту территорию отчуждения. Завод разрушен, сейчас там разбирают то, что осталось.

Представляю, как жаль людям, которые там работали…

А это уже снимала я сама. Алттрак занимает огромную территорию, здесь самый ее краешек, вид со стороны Рабочего тракта.
В одном из цехов бывшего завода сейчас размещается гипермаркет «Радуга».

Хорошо, что помещения хотя бы так получили вторую жизнь. Гораздо хуже было бы, если бы их просто разрушили.

Вид в сторону завода.

Остовы цехов.

Здесь еще что-то работает — кочегарка дымит.

Некоторые здания еще более-менее целые.

Територия завода расположена вдоль железнодорожной ветки Транссиба. Так было удобно производить тракторы и сразу их отправлять куда нужно.

Вообще, Википедия пишет, что у завода есть преемник. В 2013 году на базе бывшего производства создано ООО «Завод Алтай трактор».  Имеющиеся мощности позволяют ему выпускать до 500 тракторов в год. Конечно, объемы далеко не те, что у Алттрака. И сложно представить, что что-то еще посреди этих развалин осталось и может быть использовано.

lastochkanata.livejournal.com

Лекция 2 «Алтайский тракторный завод»


ОАО «Алтайский трактор»

(1942–2010)

Алтайский тракторный завод рождался в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Довоенный Рубцовск представлял собой небольшой степной городок. Война неожиданно внесла свои коррективы в жизнь районного центра Алтая. В феврале 1942 года эшелоны с оборудованием и эвакуированными работниками стали прибывать в Рубцовск. Ударными темпами были преобразованы зерносклады в цехи: ремонтно-механический, чугунолитейный, прессовый, моторный, механосборочный, инструментальный и другие. Одновременно строились сталелитейный и кузнечный цехи, теплоэлектроцентраль со сложной системой водозаборных сооружений на реке Алей. До пуска ТЭЦ снабжение цехов электроэнергией осуществлял энергопоезд. Внутризаводская транспортировка деталей осуществлялась на лошадях.


24 августа 1942 г. — дата рождения завода, когда был собран первый Алтайский керосиновый трактор марки АСХТЗ-НАТИ. Так в короткий срок в тяжелейших условиях военного времени был построен Алтайский тракторный завод. Он был единственным в стране заводом, выпускавшим тракторы для нужд фронта и тыла.

Родина высоко оценила ударный труд заводчан в годы войны. За успешное выполнение заданий правительства по строительству завода и организации производства тракторов коллективу АТЗ передано на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, группа работников награждена орденами и медалями. В канун 1945 года был собран первый образец трактора ДТ-54, за разработку которого группе конструкторов была присуждена Государственная премия.

Постановлением Совета Министров СССР 1 июля 1946 г. Алтайскому тракторному заводу присвоено имя М.И. Калинина.

Требования мирного времени с большой остротой выдвинули перед тракторостроителями вопросы дальнейшего совершенствования машин, повышения их надежности. В 1952 году без остановки производства завод перешел на выпуск тракторов ДТ-54. Именно в то время мощным потоком пошли с завода дизельные тракторы на поля, именно в то время начал складываться большой коллектив конструкторов. В годы освоения целинных и залежных земель заводчане изготовили и поставили труженикам Сибири и Казахстана 9630 тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной при поднятии целины. Наряду с сельскохозяйственными машинами завод выпускал болотоходный трактор ДТ-55.

В 1956 году принято решение об организации на Алтайском тракторном заводе производства трелевочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 г. собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ без остановки производства сельскохозяйственного трактора. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году машина удостоена высшей награды — диплома 1 степени и золотого приза Гран-при.


Специалисты завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором ТДТ-75. В мае 1962 года коллектив завода перешел на выпуск новой модификации трелевочного трактора — ТДТ-75. С основанием производства трелевочных машин Алтайский тракторный завод превратился в одно из крупнейших предприятий на востоке страны

С января 1965 года началось производство трактора Т-4 с двигателем мощностью 110 л. с. „Трактор Т-4 — детище АТЗ. Если СТЗ-НАТИ, ДТ-54, ТДТ-60 и ТДТ-75 мы осваивали с помощью других предприятий и научно-исследовательских учреждений, то трактор Т-4 полностью сконструирован и изготовлен на АТЗ.“ Одна из модификаций Т-4 — трактор Т-4М — на Международной выставке в Москве в 1966 году отмечена Золотой медалью.

25 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение задания 7-летнего плана, создания и освоения производства новых высокопроизводительных машин, завод награжден орденом Ленина. Более одиннадцати тысяч тракторостроителей награждены орденами и медалями, троим присвоено звание Герой Социалистического Труда.

В последующие годы коллектив завода постоянно совершенствует конструкции выпускаемых машин. С 1970 года тракторостроители перешли на выпуск более мощного сельскохозяйственного трактора Т-4А. На базе этого трактора разработана и выпускается промышленная модель Т-4АП2, предназначенная для строительных и дорожных работ.

Для лесной промышленности с ноября 1971 года завод выпускает трелевочный трактор ТТ-4. Широким внедрением на лесозаготовках новой технологии лесосечных работ, основанной на их полной механизации, обусловлена необходимость создания трелевочного трактора ТТ-4М с одноместной кабиной.

Специалисты АТЗ постоянно совершенствовали выпускаемую продукцию. В 1989 г. не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения — Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.

В начале 90-х годов в силу объективных экономических причин спрос на выпускаемую технику резко упал. В это время была проделана большая работа по расширению сферы применяемости тракторов, созданию мини-тракторов. Начато производство закупаемых ранее узлов и деталей на своих площадях.

Выполняется программа поэтапного перехода от трактора Т-4А к трактору Т-250. В 1997 г. поставлен на конвейер трактор Т-402. В 1999 г. началось производстве трактора Т-404 мелкими сериями. Трелевочный трактор является базовым для 12-ти модификаций лесозаготовительных машин, производимых на 8-ми заводах лесного машиностроения Сибири. В настоящее время ОАО «Алттрак» выпускает серийно Т-4А и Т-402. Мелкими партиями изготавливает тракторы Т-404, Т-250, мини-тракторы по заказу потребителя, а также трелевочные тракторы ТТ-4М.

Специалистами ОКБ постоянно ведется поиск технических решений по усовершенствованию выпускаемых тракторов и созданию новых моделей, проходят испытания семейство универсальных гусеничных тракторов. Изготовлены я испытываются первые образцы новой трелевочной машины МТ-5, а также на ее базе машины трелевочной с манипулятором МТМ, трелевочной бесчокерной машины ЛТ-187А, лесопогрузчика ЛТ-188А.

В 2006–2009 годах завод прошел процедуру банкротства. Собственник алтайского тракторного завода «Алттрак» – новосибирский «РАТМ-Холдинг» обязался полностью погасить задолженность по зарплате перед работниками предприятия.

С 2009 года по настоящее время производство тракторов на Алтайском заводе восстановлено не было.

«Алттрак» является градообразующим предприятием Рубцовска. На заводе до сих пор числятся несколько тысяч жителей города, бывшая ТЭЦ «Алттрака» обеспечивает теплом и горячей водой две трети горожан.

Есть информация о том, что собственник решил возобновить производство, перепрофилировав тракторный завод на выпуск сварочных машин и сельхозтехники новых моделей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-4А.01

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы Т-4А.01 общего назначения класса 4 предназначены для работы в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными сельскохозяйственными машинами и орудиями, соответствующими тяговому классу тракторов, а также с бульдозерным оборудованием типа ОБГН-4. Технические возможности этих машин, по сравнению с колесными тракторами, позволяют эффективно работать ранней весной на переувлажненных почвах, а зимой — на снегозадержании.

С целью улучшения условий труда оператора на тракторы установлена каркасная, термошумоизолированная кабина с центральным расположением поста управления, улучшенной обзорности с вентиляционной установкой повышенной производительности. Прямой электростартерный запуск двигателя с рабочего места оператора.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402.01

  Гусеничные сельскохозяйственные тракторы Т-402.01 общего назначения класса 4 предназначены для работы в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными сельскохозяйственными машинами и орудиями, соответствующими тяговому классу тракторов, а также с бульдозерным оборудованием типа ОБГН-4. Технические возможности этих машин, по сравнению с колесными тракторами, позволяют эффективно работать ранней весной на переувлажненных почвах, а зимой — на снегозадержании.

 С целью улучшения условий труда оператора на тракторы установлена каркасная, термошумоизолированная кабина с центральным расположением поста управления, улучшенной обзорности с вентиляционной установкой повышенной производительности. Прямой электростартерный запуск двигателя с рабочего места оператора.

 Модифицированная модель Т-402.01 оснащена более мощным двигателем типа Д-461 с турбонаддувом с повышенным коэффициентом запаса крутящего момента, усиленной трансмиссией повышенного ресурса с оптимальным скоростным рядом , что позволяет повысить производительность труда при выполнении основных энергоемких сельхозработ в среднем на 40% по сравнению с базовой моделью при меньшем (в среднем на 21%) погектарном расходе топлива. Предназначен для работы в сельском хозяйстве в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными орудиями. С помощью трактора можно вести глубокую пахоту под технические культуры, обрабатывать земли с высоким удельным сопротивлением.

 Сельскохозяйственный трактор Т-250

  Гусеничный энергонасыщенный сельскохозяйственный трактор тягового класса 5 предназначен для выполнения в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами следующих работ: пахоты средних и тяжелых почв, глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, чизелевания, предпосевной обработки, культивации, лущения стерни, дискования почвы и транспортных работ. Низкое удельное давление на почву (примерно в 2 раза ниже, чем у колесных равного тягового класса) исключает повышенное уплотнение почвы, уменьшает повреждаемость плодородного слоя, что способствует росту урожайности.

Высокие тягово-сцепные свойства, позволяющие работать на переувлажненных почвах, обеспечивают ранний выход на поля и выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки, что является залогом высокой урожайности.

 Повышенная производительность и малый расход топлива на единицу выполненной работы уменьшают затраты на производство сельскохозяйственной продукции и позволяют обходиться меньшим парком тракторов.

 Агрегатируется со шлейфом из 87 сельскохозяйственных машин (55 заимствованы от тракторов К-700, К-701М) Эксплуатируется круглый год в макроклиматических районах с умеренным климатом.

Особенности конструкции трактора Т-250

 Индивидуальная торсионная подвеска опорных катков ходовой системы и гусеница с резинометаллическим шарниром обеспечивают высокую плавность хода, проходимость, тяговый КПД и пониженный уровень шума. Ресурс гусеницы — 5000 моточасов, при этом в эксплуатации практически не требуется регулировать ее натяжение.

 Механическая, диапазонная коробка передач с переключением на ходу посредством гидроподжимных фрикционных муфт обеспечивает высокую производительность трактора, его топливную экономичность при минимальной утомляемости оператора. Для работы на технологических скоростях устанавливается гидрообъемный бесступенчатый ходоуменьшитель.

 Задний мост с дисковыми, работающими в масле муфтами поворота и тормозами с гидравлическим управлением способен отработать полный ресурс трактора без регулировки и замен.

 Одноместная, центрального расположения кабина с каркасом безопасности, термошумоизолирована, снабжена системой нормализации микроклимата (с фильтрацией, кондиционированием и подогревом в холодный период подаваемого в кабину воздуха), имеет открывающееся боковое окно, электроочистители переднего и заднего стекол, оригинальный щиток приборов, насыщенный регистрационно-информационными приборами, обеспечивает безопасные и комфортные условия труда.

 Дистанционное управление трактором тросами двустороннего действия с переналаживаемым реверсивным постом управления с расположением органов управления в пределах легкой досягаемости обеспечивает удобство управления и минимальные усилия. Пневматическая система обеспечивает работу тормозов прицепа, накачку шин сельхозмашин, техническое обслуживание узлов.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-404

  Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-404 общего назначения тягового класса 4-5, предназначен для работ в сельском хозяйстве в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами и орудиями. Способен выполнять весь комплекс энергоемких сельскохозяйственных работ, вести глубокую пахоту (до 40 см.) под технические культуры и обрабатывать земли с высоким удельным сопротивлением на полях любой площади.

 В качестве силового агрегата используется шестицилиндровый дизель, запуск которого осуществляется электростартером с рабочего места оператора. Ходовая система с индивидуальной торсионной подвеской опорных катков и гусеницей с резинометаллическим шарниром обеспечивает плавность хода трактора. Для выполнения основных работ на повышенных скоростях, при оптимальной загрузке двигателя, на трактор установлена трансмиссия с механической восьмискоростной коробкой передач.

 Кабина каркасная термошумоизолированая с вентиляционно-отопительной системой. Сиденье оператора подрессоренное с подлокотниками, регулируемое по росту и массе оператора, а так же углу наклона спинки. Трактор оборудован тягово-сцепным устройством, ВОМ, гидравлической системой и задним навесным устройством со сменными головками верхних и нижних тяг для агрегатирования с орудиями тягового класса 3-5. Повышение производительности труда на основных видах сельскохозяйственных работ составляет в среднем 40 % по сравнению с трактором Т-4А.

 Трактор Т-4А  с оборудованием бульдозерным ОБГН-4

Оборудование бульдозерное с неповоротным отвалом предназначено для выполнения землеройных и планировочных работ на грунтах 1 и 2 категорий в сельском хозяйстве и сельском строительстве.

 

 

 

 

Трактор Т-4АП2.01 с оборудованием бульдозерным ОБГН-4М

Гусеничный трактор Т-4АП2.01 тягового класса 4 является промышленной модификацией сельскохозяйственного трактора Т-4А.01. Он предназначен для работы в агрегате с дорожно-строительным оборудованием на грунтах 1-2 категорий, а также с прицепными сельскохозяйственными машинами из шлейфа трактора Т-4А.01, не требующими привода от вала отбора мощности. Выпускается в комплектации с бульдозерным оборудованием ОБГН-4М, рыхлителем РН-4, погрузчиком навесным ПН-4.

Оборудование бульдозерное с неповоротным отвалом предназначено для выполнения землеройных и планировочных работ на грунтах 1 и 2 категорий в сельском хозяйстве, а также для перемещения нерудных стройматериалов и расчистки дорог от снега.

Трактор Т-4А2П.01 с оборудованием бульдозерным и рыхлителем РН-4

Гусеничный трактор Т-4АП2.01 тягового класса 4 является промышленной модификацией сельскохозяйственного трактора Т-4А.01. Он предназначен для работы в агрегате с дорожно-строительным оборудованием на грунтах 1-2 категорий, а также с прицепными сельскохозяйственными машинами из шлейфа трактора Т-4А.01, не требующими привода от вала отбора мощности. Выпускается в комплектации с бульдозерным оборудованием ОБГН-4М, рыхлителем РН-4, погрузчиком навесным ПН-4.

 Рыхлитель предназначен для послойного рыхления грунтов 3-4 категорий при строительстве и ремонте дорог.

Трактор Т-4АП2.01 с погрузчиком навесным ПН-4

Гусеничный трактор Т-4АП2.01 тягового класса 4 является промышленной модификацией сельскохозяйственного трактора Т-4А.01. Он предназначен для работы в агрегате с дорожно-строительным оборудованием на грунтах 1-2 категорий, а также с прицепными сельскохозяйственными машинами из шлейфа трактора Т-4А.01, не требующими привода от вала отбора мощности. Выпускается в комплектации с бульдозерным оборудованием ОБГН-4М, рыхлителем РН-4, погрузчиком навесным ПН-4.

 Погрузчик навесной предназначен для погрузки грунта, песка и других сыпучих материалов на различные транспортные средства.

 

Трактор трелевочный ТТ-4М и ТТ-4М-01 (шасси)

Гусеничный трактор ТТ-4М с трелевочным оборудованием (реверсной лебедкой и гидрофицированным погрузочным щитом) предназначен для вывозки крупного и среднего леса в полупогруженном состоянии и укладывания его в штабеля.  Рассчитан для работы в районах с умеренным и тропическим климатом. Трактор выполнен с передним расположением кабины, обеспечивающим хороший обзор, и двигателя за которым располагается обширное пространство для монтажа различного технологического оборудования. Модульная кабина со встроенным каркасом безопасности герметизирована, термошумовиброизолирована, имеет высокопрочные стекла, оборудована поворотным сидением, дополнительным задним постом управления, эффективной системой обогрева и вентиляции.

Трактор в исполнении ТТ-4М-01 предназначен для использования в качестве тягово-транспортно-энергетического шасси машин разнообразного назначения: валочно-трелевочных, валочно-пакетирующих, трелевочных бесчокерных, сучкорезных, погрузочных, землеройных, геологоразведочных, дорожно-строительных, лесохозяйственных и других, эксплуатирующихся преимущественно в условиях бездорожья и пересеченной местности.

 Трактор может дополнительно оборудоваться большим гидробаком, задним валом отбора мощности. На тракторе обеспечена возможность независимого съема мощности с носка коленвала ( до 79,3 кВт ). Для повышения эффективности использования в конкретных условиях эксплуатации вместо штатной гусеницы шириной 550 мм может оснащаться гусеницами шириной 500 и 600 мм. Трактор может быть дополнительно оборудован толкателем и бульдозером, клином-корчевателем, корчевателем-собирателем, рыхлителем, задней навеской.

Машина трелевочная бесчокерная ЛП-18К

 ЛП-18К — машина трелевочная бесчокерная предназначена для сбора поваленных деревьев (хлыстов) и трелевки их на лесопогрузочный пункт, а также для выравнивания комлей хлыстов и уплотнения штабеля, выравнивания трелевочных волоков и погрузочных площадок.

Трактор трелевочный с клино-корчевательным оборудованием ТТ-4М-17

Трактор трелевочный с клино-корчевательным оборудованием ТТ-4М-17 предназначен для вывозки крупномерного и среднего леса в полупогруженном состоянии из лесосеки, укладывания его в штабеля, а также для расчистки от порубочных остатков, валежника, обломков ствольной древесины и пней (диаметром до 40 см) полос шириной 2,8 м под посадку лесных культур и создания противопожарных полос. Он может быть использован для расчистки дорог и других объектов от снега, мусора и т. д., прокладки зимних дорог по снежной целине.

Малогабаритный трактор МТ-16

Малогабаритный трактор МТ-16 предназначен для механизации трудоемких работ в личных и общественных хозяйствах, а также для перевозки грузов по дорогам общего назначения. Трактор может агрегатироваться с прицепными и навесными орудиями к тракторам тягового класса 0,2…0,4.

 Малогабаритный трактор МТ-10

Малогабаритный трактор МТ-10 предназначен для механизации трудоемких работ в личных и общественных хозяйствах, а также для перевозки грузов по дорогам общего назначения. Трактор может агрегатироваться с прицепными и навесными орудиями к тракторам тягового класса 0,2. Косилка универсальная устанавливается на трактор МТ-10 и предназначена для декоративной подрезки кустарников и сенокошения.

Самоходное мини-шасси СМШ-8 используется в качестве транспортно-энергетической базы машин и агрегатов предназначенных для механизации работ во всех сферах сельского хозяйства, промышленности, жилищного строительства и коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

На главную                                                                                                В начало              

 

Ссылка на видео: ДТ54

 

meh-sh.ru

Алтайский тракторный завод — это… Что такое Алтайский тракторный завод?

Трактор Т-4А — «визитная карточка» завода

Алтайский тракторный завод (АТЗ) — тракторостроительный завод в городе Рубцовск Алтайского края, обеспечивавший в советские годы производство тракторов для нужд сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Казахстана и Дальнего Востока.[1]

Строительство завода было начато в январе 1942 года на основе эвакуированного в ходе Великой Отечественной войны оборудования Харьковского тракторного завода (сама эвакуация была начата в октябре 1941 года, а первые цеха начали собирать уже в декабре).[2] В августе того же года был выпущен первый трактор АТЗ-НАТИ, а в декабре 1943 года завод выпустил первую тысячу тракторов.[2]

Производство на Алтайском тракторном заводе изначально организовывалось на основе поточной системы и конвейеров. К концу первой послевоенной пятилетки завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов ХТЗ.[1]

1 июля 1946 года заводу постановлением Совета Министров СССР было присвоено имя М. И. Калинина.[1][2]

С 1952 года по 1979 год завод выпускал трактор ДТ-54.[3]

В 1967 году завод был награждён орденом Ленина.[2]

В городе появился одноименный район АТЗ.

При заводе был открыт филиал Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

Завод был одним из крупнейших центров сельскохозяйственного машиностроения в Западной Сибири и довольно крупным в рамках всего Советского Союза в 70-е, 80-е годы.

После распада СССР завод начал сокращать производство, а в 2007 году фактически началось медленное обанкрочивание завода. В мае 2010 года в связи с простаиванием завода, низкой производительностью и сложной финансовой ситуацией на заводе начались сокращения рабочего штата и задержка зарплаты рабочим. Те начали месячную голодовку, получившую сочувствие среди многих других рабочих и жителей Алтайского края.

В 2011 году завод прошел процедуру окончательного банкротства. Последнее имущество ликвидируемого в связи с банкротством предприятия, было распродано в ноябре 2011 года, а заводские архивы отправились в Рубцовский краеведческий музей.

Примечания

  1. 1 2 3 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 2. Акты — Ариетта. 1950. 656 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  2. 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1. А — Ангоб. 1969. 608 стр., илл.; 47 л. илл. и карт, 1 отд. л. табл.
  3. Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А

Ссылки

dic.academic.ru

Алтайский тракторный завод — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Компании, основанные в 1941 году

Производственное объединение Алтайский тракторный завод (АТЗ) — тракторостроительное предприятие в городе Рубцовск Алтайского края, обеспечивавшее в советские годы производство тракторов для нужд сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Казахстана и Дальнего Востока.[1]

Строительство завода было начато в январе 1942 года на основе эвакуированного в ходе Великой Отечественной войны оборудования Харьковского тракторного завода (сама эвакуация была начата в октябре 1941 года, а первые цеха начали собирать уже в декабре).[2] В августе того же года был выпущен первый трактор АТЗ-НАТИ, а в декабре 1943 года завод выпустил первую тысячу тракторов.[2]

Производство на Алтайском тракторном заводе изначально организовывалось на основе поточной системы и конвейеров. К концу первой послевоенной пятилетки завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов ХТЗ.[1]

1 июля 1946 года заводу постановлением Совета Министров СССР было присвоено имя М. И. Калинина.[1][2]

С 1952 года по 1979 год завод выпускал трактор ДТ-54.[3]

В 1967 году завод был награждён орденом Ленина.[2]

В городе появился одноименный район АТЗ.

При заводе был открыт филиал Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

Завод был одним из крупнейших центров сельскохозяйственного машиностроения в Западной Сибири и довольно крупным в рамках всего Советского Союза в 70-е, 80-е годы.

После распада СССР завод начал сокращать производство, а в 2007 году фактически началось медленное обанкрочивание завода. В мае 2010 года в связи с простаиванием завода, низкой производительностью и сложной финансовой ситуацией на заводе начались сокращения рабочего штата и задержка зарплаты рабочим. Те начали месячную голодовку, получившую сочувствие среди многих других рабочих и жителей Алтайского края.

В 2011 году завод прошел процедуру окончательного банкротства. Последнее имущество ликвидируемого в связи с банкротством предприятия, было распродано в ноябре 2011 года, а заводские архивы отправились в Рубцовский краеведческий музей. В настоящее время разрушен.

Преемники

В 2013 году на базе опытного производства Алтайского тракторного завода создано ООО «Завод Алтай трактор»[4]. По утверждению собственников, имеющиеся у ООО производственные мощности позволяют выпускать ежегодно до 500 тракторов[5]. В июле 2015 года на выставке «Сибирский агропарк» предприятие представило универсальный гусеничный трактор «Алтай-130» 3 тягового класса с бульдозерной навеской [6].

Напишите отзыв о статье «Алтайский тракторный завод»

Примечания

  1. 1 2 3 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 2. Акты — Ариетта. 1950. 656 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  2. 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1. А — Ангоб. 1969. 608 стр., илл.; 47 л. илл. и карт, 1 отд. л. табл.
  3. [www.avtomash.ru/pred/muzei_t/dt54.htm Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А]
  4. [www.sibagropark.ru/catalog/91/2274/ Карточка ООО «Завод Алтай трактор» на сайте Сибирского агропарка]
  5. [altaitractor.ru/ ЗАВОД АЛТАЙ ТРАКТОР — Главная]
  6. [www.sibagropark.ru/catexp/2275/ ТРАКТОР АЛТАЙ-130]

Ссылки

Координаты: 51°32′40″ с. ш. 81°13′05″ в. д. / 51.544373° с. ш. 81.217933° в. д. / 51.544373; 81.217933 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=51.544373&mlon=81.217933&zoom=14 (O)] (Я)

Отрывок, характеризующий Алтайский тракторный завод

Более всего из рассказа Пьера поразило капитана то, что Пьер был очень богат, что он имел два дворца в Москве и что он бросил все и не уехал из Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание.
Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью. У ворот стояли Герасим, кухарка и два француза. Слышны были их смех и разговор на непонятном друг для друга языке. Они смотрели на зарево, видневшееся в городе.
Ничего страшного не было в небольшом отдаленном пожаре в огромном городе.
Глядя на высокое звездное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. «Ну, вот как хорошо. Ну, чего еще надо?!» – подумал он. И вдруг, когда он вспомнил свое намерение, голова его закружилась, с ним сделалось дурно, так что он прислонился к забору, чтобы не упасть.
Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)

wiki-org.ru

«АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОР» («Алттрак»)

«Алттрак», ОАО, предприятие по производству тракторов. Создан в 1942 г. как Алтайский тракторный завод (АТЗ), в 1992 г. преобразован в ОАО «Алттрак». Решение об организации производства тракторов в г. Рубцовске было принято ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР 18 ноября 1941 г.

Строительство АТЗ началось в 1942 г. на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. В феврале 1942 г. эшелоны с оборудованием и эвакуированными работниками стали прибывать в г. Рубцовск. Ударными темпами зерносклады были преобразованы в цехи. Одновременно строились ТЭЦ, сталелитейный и кузнечный цехи, жилые помещения. За короткий срок в тяжелейших условиях военного времени был построен АТЗ — единственный в стране, выпускавший тракторы для нужд фронта и тыла. Датой основания завода считается 24 августа 1942 г., когда был собран первый алтайский керосиновый трактор марки АСХТЗ-НАТИ. Почётное право вывести этот трактор на заводской двор было предоставлено Павлу Романовичу Киневичу. Исторический снимок первого трактора марки АТЗ хранится в заводском музее (см. Выставочный центр ОАО «Алттрак») как бесценная реликвия.

1 июля 1946 г. АТЗ присвоено имя М. И. Калинина, а за ударную работу в годы войны — передано на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. За доблестный труд в военное время правительственные награды получили свыше 5 тыс. работников АТЗ, среди них первый директор завода П. П. Парфенов – директор бывшего Харьковского тракторного завода, талантливый инженер, организатор производства, человек высокой культуры. За успешное выполнение заданий правительства по строительству завода и организации производства П. П. Парфёнов награждён орденом Ленина (1944 г.). В канун 1945 г. был собран первый образец трактора ДТ-54. За разработку конструкции и его промышленное освоение П. П. Парфёнову, гл. инженеру завода М. С. Сидельникову и группе конструкторов была присуждена Государственная премия.

С июня 1952 г. начато серийное производство трактора ДТ-54. В годы освоения целины заводчане изготовили 9630 дизельных тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной при поднятии целины. За успехи, достигнутые трудящимися Алтайского края в деле освоения целины, 1500 тракторостроителей были награждены медалью «За освоение целинных земель» (1956 г.).

В 1956 г. принято решение об организации на АТЗ производства трелёвочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 г. без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ. На всемирной выставке в Брюсселе эта машина удостоена высшей награды – диплома I степени и золотого приза Гран-при (1958 г.). В мае 1962 г. коллектив завода перешел на выпуск новой модификации трактора ТДТ-75. С начала производства трелевочных машин АТЗ стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий на востоке страны.

С января 1965 г. началось производство трактора Т-4 для среднеазиатских республик, выращивающих хлопок и рис. Трактор Т-4 «Алтай» с двигателем мощностью 110 л. с. полностью сконструирован и изготовлен на АТЗ. Одна из его модификаций – трактор Т-4М на Международной выставке в Москве отмечен золотой медалью (1966 г.).

В 1966 г. произошло знаменательное событие в жизни завода. За большой вклад в развитие отечественного тракторостроения АТЗ награжден орденом Ленина. Группа работников завода (180 чел.) получила высокие правительственные награды: орден Ленина – начальник центральной заводской лаборатории И. А. Багин, формовщица А. И. Зарва, ст. мастер И. Е. Лавриненко, шлифовщица Е. П. Лисицына, электросварщица Е. А. Полыгалова, наладчик М. Ф.Семенцов, прессовщица О. И. Соколова. Звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» удостоен наладчик кузнечного цеха С.В.Петров.

АТЗ внес большой вклад в развитие г. Рубцовска. Вместе с заводом строился и благоустраивался жилой посёлок в северной части города. При непосредственном участии тракторостроителей были построены больницы, детские сады и ясли, клубы и магазины, корпуса филиала Алтайского политехнического института. К 25-летию завода открылись заводской музей и спортивный комплекс (август 1967 г.). 25 ноября 1968 г. открыт Дворец культуры АТЗ (ныне Дворец культуры «Тракторостроитель»).

В 1970-е гг. совершенствуются конструкции выпускаемых машин. В тракторах для сельского и лесного хозяйства были воплощены творческая мысль конструкторов, инженерный опыт, умелые руки мастеров и рабочих, изобретателей. В 1967 г. под руководством инженера-новатора А. И.Шведунова на заводе был проведён большой научно-практический эксперимент. В производственных условиях удалось получить новую марку низколегированной стали 35ГТРЛ, которая нашла широкое применение в народном хозяйстве. Впоследствии не только АТЗ, но и другие заводы перешли на изготовление деталей ходовой части машин из новой стали.

В 1970 г. произведено техническое перевооружение завода. Осуществлен переход на выпуск более мощного сельскохозяйственного трактора Т-4А, 22 апреля 1970 г. выпущен первый трактор этой марки. На базе этой машины разработана и выпускается промышленная модификация Т-4АП2, предназначенная для строительных и дорожных работ. Выпуск нового трактора стал значительной вехой в жизни завода, отмеченной государственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 г. были награждены 250 заводчан, наладчику автоматного цеха Михаилу Фёдоровичу Семенцову присвоено звание Героя Социалистического Труда, вручены золотая медаль «Серп и Молот» и второй орден Ленина.

С ноября1971 г. завод выпускает трелевочный трактор ТТ-4 для лесной промышленности, которому в 1976 г. присвоен государственный Знак качества. Необходимость создания трелевочного трактора ТТ-4М с одноместной кабиной была вызвана широким внедрением новой механизированной технологии лесосечных работ на лесозаготовках (серийный выпуск начат в 1994 г.).

В 1974 г. предприятие было преобразовано в производственное объединение, в состав которого вошёл Тальменский завод тракторных агрегатов. В советский период ПО «АТЗ им. М. И. Калинина» было крупнейшим предприятием тракторостроения. В его структуру входили заготовительные, механообрабатывающие и сборочные цехи, завод по производству инструмента, технологической оснастки и нестандартного оборудования, сложный энергетический комплекс и др. вспомогательные службы. Объединение располагало конструкторской службой с опытным производством, рядом специальных лабораторий, вычислительным центром. На предприятиях работали высококвалифицированные специалисты. В разные годы здесь прошли школу хозяйственного и технического руководства В. С. Яковенко, М. И. Воронин, А. И. Дубовик, П. А. Гетман, А. А. Дерфлер и др. На предприятии трудились рабочие более 250 профессий, инженеры и техники многих специальностей. Были созданы условия для повышения культурно-технического уровня специалистов, мастерства и квалификации рабочих без отрыва от производства. Объединение располагало учебной базой: СПТУ-9 (см. училище профессиональное № 9), вечерне-сменное СПТУ-15, техникум машиностроительный, вечерний факультет Алтайского политехнического института им. И. И. Ползунова (см. Институт индустриальный Рубцовский).

В 1984 г. в результате творческого содружества конструкторов АТЗ и учёных отраслевого тракторного института (НАТИ) был создан трактор нового поколения Т-250. Он успешно прошел сравнительные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер», приёмочные государственные испытания и был рекомендован к серийному выпуску. В январе 1986 г. с конвейера завода сошёл миллионный трактор Т4А, которым управлял слесарь-сборщик В.А. Семенихин, заслуженный машиностроитель РСФСР. В 1986 г. за высокие производственные показатели звания Героя Социалистического Труда и второго ордена Ленина удостоен кузнец-штамповщик АТЗ Виктор Фёдорович Евдокимов. За всю историю завода труд сотен заводчан был отмечен государственными и правительственными наградами.

В августе 2002 г. открыт выставочный центр завода. С 2004 г. собственником завода является промышленно-коммерческая группа «РАТМ».

В настоящее время идут поиски новых партнёрских связей, внутреннего и внешнего рынка для реализации продукции. В условиях жёсткой конкуренции тракторостроителям удаётся не только совершенствовать уже выпускаемую продукцию, но и создавать принципиально новую, оставаясь ведущим производителем семейства энергонасыщенных гусеничных тракторов класса 4-5 для сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и строительно-дорожных предприятий. Базовым для завода является производство сельхозмашин, которые популярны не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. В настоящее время ОАО «Алттрак» выпускает серийно тракторы Т-4А.01, Т-402.01, Т-402.А, мелкими партиями — трактор Т-250, мини-тракторы по заказам потребителей, а также трелевочные машины ТТ-4М. Серийно выпускаемая трелевочная машина является базой для полутора десятков модификаций лесозаготовительных машин.

Специалистами ЗАО «Алттрак-научно-технический центр» ведется работа по совершенствованию выпускаемых тракторов и созданию новых моделей, проходят испытания семейства универсальных гусеничных тракторов. Разработана современная модель трактора пятого класса Т-501. Завод включен в систему Росагролизинга, что позволит существенно увеличить продажу тракторов на внутрироссийском рынке. Для проведения фирменного сервисного обслуживания на территории России и стран СНГ создана сеть технических центров ОАО «Алттрак».

Л. Н. Дуленко

Лит.: Ивич А. По заводам Алтая (Заметки о людях алтайской промышленности). Барнаул, 1954. С.67-101; Алтай в годы Великой Отечественной войны /под ред. Е. В. Заруцкой. Барнаул, 1960. С.114-116; Романюк А. П., Деветьяров Н. Зрелость. Барнаул, 1962; Гладких М. Этапы большого пути //КП. 1967. 21,24 янв.; Крепнуть алтайскому богатырю //КП. 1971.27 февр.; Майоров Ю. А. Повесть об Алтае. Барнаул, 1978. С.111-124; Пустынников И. А., Севастьянов К. Р. Ордена Ленина Алтайский тракторный. Барнаул, 1978; Деуленко И. Трактор и люди //КП. 1979. 30 июня; 3 июля; 4 июля; Черкашина Т. Они были первыми //КП. 1982. 9 сент.; Русанов Г. Трактор для страны //АП. 1999. 12 мая; Хананов А. Он передал эстафету ДТ-54 и сошел с постамента… //ВР. 2002. № 31; Румянцев В,. Мещерякова Н. Алтайские богатыри — на полях края //СК. 2004. № 16; Антонов С. Надежен, как российский танк //РГ. 2006. 7 дек.

                                                                            

120.biblrub.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *