Устройство тракторных погрузчиков – Устройство и технико-эксплуатационная характеристика тракторных, электро- и дизельных погрузчиков

Содержание

Тракторный погрузчик

 

Класс 63с, 4о № 111077 сссР

ОПИСАНИЕ ИЗО

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О. А. Стефанов

ТРАКТОРНЫЙ ПОГРУЗЧИК

Заявлено 15 июня 1957 г за Ме 579287 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Тракторные погрузчики с гидравлическим приводом качающейся рамы, со сменным рабочим оборудованием (челюстной или вильчатый захват и т. п.) известны. Основным недостатком таких погрузчиков является необходимость разворота его ходовой части при складировании перегружаемого материала, что не всегда возможно при неудобной площади, а там, где зто возможно, связано с затратой времени для такого маневрирования.

Тракторный погрузчик, согласно изобретению, относящийся к погрузчикам известного типа, «вободен от присущих им недостатков.

Сущность изобретения заключается в том, что качающаяся рама с рабочим оборудованием установлена на поворотном вокруг вертикальной оси мосту, монтированном на верхней части рамной конструкции, жестко связанной с трактором. Поворот качающейся рамы осуществляется с помощью двух гидравлических цилиндров, симметрично расположенных на поворотном мосту. Ось последнего несет ротор гидравлического лопаточного двигателя, статор которого размещен на рамной конструкции. Для управления замыкающей челюстью захвата для бревен и т. п. круглых материалов предназначен гидравлический цилиндр, установленный на качающейся раме. Шток этого цилиндра посредством гибкой или жесткой тяги связан с замыкающей челюстью захвата.

На фиг. 1 изображен боковой вид погрузчика; на фиг. 2 — механизм управления челюстями захвата при помощи жесткой тяги.

На остове рамы 1 трактора жестко крепится рамная конструкция 2, на верхней площадке 8 которой установлена колонна для поворотного моста 4. Последний несет на себе качающуюся вокруг горизонтальной оси раму 5 со сменным рабочим оборудованием, например, челюстным захватом для бревен. Поворотный мост выполняется сварной конструкции, снабженной двумя хвостовыми загнутыми вниз ответвлениями б, в которых установлена ось поворота качающейся рамы 5. Последняя представляет собой две продольные балки, охватывающие с двух сторон остов № 111077 трактора. Верхним концом рама шарнирно крепится к хвостовым ответвлениям 6 поворотного моста, и на нижнем конце рамы шарнирно крепится захват для бревен или другие сменные рабочие орудия.

Для поворота качающейся рамы 5 предназначены два симметрично расположенные относительно продольной оси моста 4 гидравлических цилиндра 7. Штоки 8 этих цилиндров на выступающих из цилиндров концах несут ролики 9, охватываемые тросами 10, одними концами закрепленными на мосту, а другими — присоединенными к качающейся раме 5.

Захват для бревен (хлыстов) состоит из двух элементов: нижней приемочной вилообразнои челюсти 11 и верхней замыкающей челюсти

12. 1 инематическая связь двух элементов и их управление выполнены в двух вариантах.

По первому варианту на качающейся раме 5 монтирован гидравлический цилиндр 18, шток 14 которого на выступающем из цилиндра конце несет ролик 15, огибаемый гибкой тягой lб, одним концом жестко закрепленной на раме. Второй конец гибкой тяги закреплен в шарнирном сочленении 17 челюстей захвата. Замыкающая челюсть 12 захвата шар- нирно соединена с качающейся рамой 5 жестким стержнем И.

По второму варианту шток 14 установленного на качающейся раме цилиндра 18 шарнирно соединен с одним плечом двуплечего рычага 19, поворотно монтированного на качающейся раме 5. Второе плечо рычага шарнирно соединено тягой 20 с нижней приемочной челюстью 11 захвата. Управление замыкающей челюстью 12 захвата осуществляется гидравлической поворотной муфтой 21, смонтированной в шарнирном сочленении 17 челюстей захвата.

Первая схема обладает большей простотой конструкции, вторая схема более гибкая в осуществлении рабочего процесса при захвате груза.

Для поворота моста его ось несет ротер гидравлического лопаточного двигателя 22, а статор последнего монтирован на рамной конструкции, несущей мост 4.

На тракторе устанавливается насос и масляный бак для гидравлической системы управления механизмами погрузки.

Рабочий процесс погрузки осуществляется следующим образом.

Прием груза может производиться с двух положений: когда захват находится впереди трактора или когда он находится сзади. Прием груза на нижний элемент захвата осуществляется движением (наездом) погрузчика вперед или назад в зависимости от того, где расположен захват. После этого груз захватывается включением в работу гидравлического цилиндра механизма захвата.

После захвата груз поднимают с помощью свободного конца качающейся рамы 5 тросами 10, выбираемыми гидравлическими цилиндрами 7, установленными на поворотном мосту 4. За подъемом след ет движение, трактора вперед или назад, а затем разворот груза при помощи поворотного моста 4 погрузчика или штабелевка за счет поворота трактора, Наличие поворотного моста 4 обеспечивает плавный поворот груза, в особенности пачки хлыстов, при отсутствии специальных погрузочных площадок, в отличие от гусеничного трактора, который разворачиваясь, разрывает землю в месте разворота на погрузочной площадке.

Помимо этого, наличие поворотного моста дает возможность использовать погрузчик, при установке вместо ру

r зового захвата соответствующего рабочего ооорудования, на экс р кскавато ных работах или по перегрузке различных сыпучих грузов (балласта, земли, песка и т. и.). № 111077

Предмет изобретения

1. Тракторный погрузчик с гидравлическим приводом качающейся рамы, со сменным рабочим оборудованием (челюстной или вильчатый захват, ковш и т. п.), отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности погрузчика, качающаяся рама с рабочим оборудованием установлена на поворотном вокруг вертикальной оси мосту, монтированном на верхней части жестко связанной с трактором рамной конструкции.

2 Применение в погрузчиKc Ilo и. 1 для поворота качающейся рамы трособлочной системы, тросы которой закреплены на мосту и раме и огибают ролики, установленные на концах штоков двух гидравлических цилиндров, симметрично расположенных на поворотном мосту.

3. Форма выполнения погрузчика по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью поворота моста, ось его несет ротор гидравлического лспаточного двигателя, статор которого монтирован на рамной конструкции.

4. Форма ьыполнения погрузчика по пп. 1 3. о т л I«I а ю щ а я с я тем, что, с целью управления челюстями захвата для бревен и т. п. круглых материалов, качающаяся рама несет гидравлический цилиндр, шток

КоТороТ посредством Tибкой H.|IH 2l(ccTKoÉ TBI II cl383H с IE,1locTII XIII.

Фиг. 1

4 7 8 0 9 № 111077

Фиг. 2

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор И. В. Макаров

Информационно-издательский отдел. Подп. к печ. 29/IX-58 г.

Объем 0,34 п. л. Зак. 3594 Тираж 850 Цена 50 коп.

Типография Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

    

www.findpatent.ru

Тракторный погрузчик — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Тракторный погрузчик

Cтраница 1

Тракторные погрузчики ( табл. IX.8) наиболее эффективно использовать на лесоскладах с низкой степенью подготовки основания проезжей части.
 [1]

Тракторные погрузчики применяются на лесоскладах с низкой степенью подготовки основания проезжей части.
 [2]

Управление тракторными погрузчиками и разгрузчиками, ваговопогрузчиками, вагоноразгруэчикамн и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов под руководством водителя более высокой квалификации.
 [3]

Автопогрузчики, тракторные погрузчики, электропогрузчики, экскаваторы и другие аналогичные машины, которые не регистрируются согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в органах технадзора, должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.
 [4]

Например, тракторные погрузчики Т-157, ковшовые погрузчики Д-451 или Д-452, управляемые с помощью систем телемеханики, в одинаковой степени можно применять для переработки гравия, песка, щебня, каменного угля, торфа и других сыпучих грузов.
 [5]

Заполнение ковша тракторного погрузчика может быть выполнено двумя способами — ступенчатым и экскавационным.
 [6]

Удобрения грузят тракторными погрузчиками ( табл. 180), которые можно классифицировать на следующие типы: фронтальные, грейферные с поворотной стрелой ( те и другие периодического действия), непрерывного действия с ротационными заборными рабочими органами.
 [7]

Должен знать: устройство тракторного погрузчика; способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах транспорта; правила подъема, перемещения и укладки грузов; правила уличного движения, движения по территории предприятия, пристанционным путям и установленную сигнализацию; применяемые сорта горючих и смазочных материалов.
 [8]

На Кумертауском з-де Искра выпускаются мини-хлебозаводы, тракторные погрузчики, оборудование для переработки фруктов и семян подсолнеч-пика. Уфимское агрегатное производствен-нов объединение освоило произ-во молоч-ных насосов НЦУ-1, измельчителей зерна и корморезок. ГКО Башагропроммеханизация произво-дятся погрузчики сыпучих материалов для осн.
 [9]

На рис. 25 показан график рабочего цикла ковшового тракторного погрузчика. Используя этот график, можно последовательно, по операциям, при помощи операторных схем описать работу устройства автоматического управления.
 [11]

Штабелирование груза, а также его погрузка в автомобили-самосвалы осуществляется тракторным погрузчиком. Штабеля располагаются по обеим сторонам разгрузочной эстакады на расстоянии 16 м от отвала.
 [12]

На отдельных предприятиях для этих целей используют скребки, закрепленные на стрелах тракторных погрузчиков или бульдозеров.
 [14]

Для увеличения производительности тукодробилок до 6 — 8 т в час требуется 4 — 5 рабочих или применение тракторного погрузчика.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4




www.ngpedia.ru

Одноковшовые тракторные погрузчики с задней разгрузкой ковша (тракторные лопаты)

Строительные машины и оборудование, справочник

Одноковшовые тракторные погрузчики с задней разгрузкой ковша (тракторные лопаты)


Категория:

   Погрузчики



Одноковшовые тракторные погрузчики с задней разгрузкой ковша (тракторные лопаты)

Большое распространение получили у нас одноковшовые тракторные погрузчики с задней разгрузкой ковша. Принцип действия и конструкция этих машин весьма просты.

Все операции с ковшом: его подъем из штабеля при зачерпывании, установка в транспортное положение и разгрузка осуществляются лишь одним поворотным движением в вертикальной плоскости рукояти с жестко укрепленным на ней ковшом. Рукоять приводится в движение двухбарабанной лебедкой, работающей от заднего вала отбора мощности типового гусеничного трактора.

Внедрение ковша в штабель для зачерпывания, последующая транспортировка груза и установка ковша над местом его разгрузки осуществляются обычно в результате простейших прямого и возвратного перемещений трактора.

Использование для внедрения ковша в штабель мощного напорного движения гусеничного хода допускает установку ковша большой емкости.

Простота конструкции и эксплуатации, относительно небольшой собственный вес и большая производительность обеспечивают высокую технико-экономическую эффективность при использовании этих машин на погрузочных работах и штабелировании самых разнообразных сыпучих и кусковых грузов.
Подобно автопогрузчикам, тракторный погрузчик при установке соответствующего сменного рабочего оборудования (отвал бульдозерного типа, захват для бревен и др.) может использоваться и на других работах, например, на выгрузке сыпучих грузов с железнодорожных платформ, на планировке площадки, на погрузке и штабелировании бревен и т. д.

Недостатки тракторных погрузчиков с задней разгрузкой:
а) машинист из кабины при опущенном ковше не видит места зачерпывания, совершенно закрытого от него громоздким ковшом, а также плохо видит место, где происходит опорожнение ковша, так как сидит спиной к месту разгрузки;
б) так как ковш не поворачивается относительно рукояти, значительная часть сыпучего груза, захваченного из штабеля в период зачерпывания, высыпается из ковша;
в) вследствие высокого расположения центра тяжести, особенно при верхнем положении загруженного ковша, машина мало устойчива в поперечном направлении.

Тракторный погрузчик ТЛ-2-ЦИНС

Одной из удачных отечественных машин этого типа является тракторный погрузчик, спроектированный Киевским филиалом Центрального научно-исследовательского института сахарной промышленности (конструкторы — кандидаты техн. наук В. В. Новиков и Н. М. Кичигин). Машина в основном предназначена для погрузки в железнодорожные вагоны сахарной свеклы, но выпускалась также со специальным ковшом для работы с углем, песком и другими сыпучими грузами (рис. 32). В последнее время машины ЦИНСа изготовлялись на базе типового гусеничного дизельного трактора ДТ-54.

Рис. 32. Тракторный одноковшовый погрузчик TJI-2-ЦИНС с бункером

При значительных расстояниях от места зачерпывания до места опорожнения ковша для уменьшения числа пробегов погрузчика на машине устанавливается бункер емкостью на один ковш.

Затвором бункера управляет водитель из кабины. В закрытом и открытом состоянии затвор удерживается специальной верхней защелкой, управляемой вручную при помощи шарнирно-рычажного механизма с тягой, стальным тросиком и ручкой.

При подъеме защелки затвор под действием собственного веса и давления груза открывается, вращаясь относительно нижнего шарнира. В открытом состоянии затвор служит как бы направляющим лотком бункера и удерживается в этом положении той же защелкой, действующей на боковые стенки и срабатывающей при крайнем нижнем его положении. Для закрывания затвора, которое возможно лишь при полном опорожнении бункера, необходимо вновь поднять удерживающую защелку, после чего под действием пружины и рычажного механизма затвор захлопнется.

Рис. 33. Тракторный одноковшовый погрузчик ТЛ-2-ЦИНС без бункера

На вынесенной вперед раме погрузчика свободно посажен барабанный опорный каток, который служит для создания достаточной устойчивости погрузчика и уменьшения нагрузки на переднюю часть гусеничного хода в период отрыва заполненного грузом ковша от штабеля.

На рис. 33 изображен тот же погрузчик без бункера. Кинематическая схема привода подъема ковша представлена на рис. 34. Валик отбора мощности трактора соединен с валом зубчатого редуктора при помощи ленточной фрикционной муфты. Ведомая часть муфты является также шайбой ленточного тормоза. Редуктор состоит из конической и цилиндрической зубчатых передач с общим передаточным числом 1 : 12,4. Последнее зубчатое колесо редуктора жестко посажено на одном валу с двумя барабанами, имеющими ручьи для подъемных канатов.

При включении ленточной муфты рукоять с ковшом поднимается и удерживается в этом состоянии ленточным тормозом.

Опускается рукоять под действием силы тяжести. Плавность опускания достигается в результате притормаживания лебедки ленточным тормозом.

Рис. 34. Кинематическая схема привода подъема ковша машины ТЛ-2-ЦИНС:
1 — вал отбора мощности трактора; 2— муфта; 3 — редуктор; 4 — барабаны

Управление фрикционной муфтой и ленточным тормозом в погрузчиках последнего выпуска осуществляется от одной ножной педали. Для подъема груза водитель нажимает нотой на педаль управления от себя, отключая таким образом тормоз и включая муфту. Для полного затормаживания водитель совершенно отпускает педаль, которая под действием пружин возвращается в исходное положение. Для опускания рукояти водитель лишь частично выжимает педаль и таким образом воздействует только на тормоз.

При подъеме рукояти до верхнего предельного положения расположенный на ней упор нажимает на специальный ролик, от которого педаль и весь механизм управления через систему тяг и рычагов принудительно устанавливаются в положение полного торможения. Таким образом, если водитель не выключит своевременно лебедку, она остановится в результате действия конечного выключателя.

На рис. 35 показана конструкция барабанов подъемной лебедки. Оба барабана имеют цилиндрическую и коническую части с ручьями для навивки канатов.

В начальный период подъема ковша, т. е. в период зачерпывания, когда нагрузка на канаты имеет наибольшее значение, канаты навиваются на цилиндрическую часть барабана малого радиуса, что обеспечивает небольшую скорость подъема и спокойный режим зачерпывания без перегрузки двигателя по мощности.

При дальнейшем подъеме ковша момент сопротивления на рукояти уменьшается, а скорость, вследствие увеличения ведущего радиуса барабанов, возрастает. В результате этого достигается более полная и равномерная загрузка двигателя.

Повышение скорости уменьшает длительность рабочего цикла машины и предотвращает чрезмерное высыпание груза из ковша при выходе последнего из штабеля.

Рукоять с ковшом поднимается при помощи двух совершенно одинаковых параллельно работающих канатных полиспастов. Каждый из них имеет две ветви каната с одним подвижным блоком, шарнирно укрепленным на рукояти. На верхней части каркаса расположены направляющие башмаки, блоки и нажимной ролик, которые удерживают канаты в определенном положении и направляют их к барабанам лебедки. Один конец каждого подъемного каната шарнирно закреплен на каркасе, а другой — на барабане лебедки. Независимость работы каждого полиспаста требует тщательной регулировки натяжения канатов для распределения между ними поровну общего подъемного усилия.

В настоящее время ЦИНСом разработана новая тракторная лопата типа ТЛ-4-ЦИНС с шарнирно-рычажным устройством и гидравлическим приводом для подъема рукояти с ковшом. Эта машина примерно на одну тонну легче машины типа ТЛ-2-ЦИНС, имеет меньшее число подверженных износу деталей и отличается большей устойчивостью.

Тракторный погрузчик Т-107

Тракторный погрузчик Т-107, изготовляемый Свердловским механическим заводом «Главэкскаватор» (рис. 36), построен на базе гусеничного дизельного трактора С-80.

По сравнению с машиной ЦИНСа этот погрузчик обладает большой мощностью и предназначен для более тяжелых условий работы. Наряду с погрузкой сыпучих грузов из штабелей он в отдельных случаях используется и для земляных работ.

Рис. 36. Одноковшовый тракторный погрузчик Т-107

Подъем и опускание ковша производятся при помощи двух- барабанной лебедки, работающей от заднего вала отбора мощности трактора. В отличие от машины ЦИНСа, при опускании ковша лебедка не отключается от двигателя, а барабаны ее меняют направление вращения; таким образом, опускание происходит на режиме двигателя.

Рис. 37. Кинематическая схема привода подъема ковша тракторного погрузчика Т-107

На рис. 37 представлена кинематическая схема привода. Вращение от вала отбора мощности при помощи кулачковой муфты передается валу с шестерней, которая всегда находится в зацеплении с шестерней. Для подъема ковша канатами необходимо включить многодисковую фрикционную муфту 6 и соединить таким образом с валом свободно сидящую на нем шестерню. От этой шестерни вращение передается шестерне и валу, на котором заклинена звездочка.

От звездочки цепной передачей вращение передается звездочке, сидящей на червячном валу, и далее червячному колесу. На концах вала этого колеса жестко закреплены цилиндро-конические барабаны лебедки.

Для опускания ковша необходимо включить многодисковую муфту и при помощи зубчатых колес передать вращение (уже в другом направлении) валу с ведущей звездочкой.

Фрикционные муфты так сблокированы между собой, что при включении одной из них другая выключается.

Рис. 38. Разрез по оси барабанов и червячному редуктору погрузчика Т-107

На одном валу с шестерней расположен тормоз, сблокированный с фрикционными муфтами. Когда одна из муфт работает, т. е. происходит подъем или опускание ковша, тормоз выключен. При выключении обеих фрикционных муфт тормоз автоматически включается и происходит затормаживание ковша в любом его положении.

Лебедкой управляют из кабины водителя при помощи одной рукояти и связанной с рукоятью системой тяг и рычагов. При нейтральном положении рукояти обе фрикционные муфты выключены, а тормоз включен, т. е. лебедка заторможена и ковш неподвижен.

При повороте рукояти управления из нейтрального положения «от себя» тормоз отключается, а фрикционная муфта опускания включается и ковш опускается.

При повороте рукояти управления из нейтрального положения «к себе» включается фрикционная муфта подъема.

Шарнирно-рычажная система управления муфтами и тормозом связана системой рычагов и тяг с конечным выключателем. Конечный выключатель срабатывает при предельном верхнем положении ковша.

На рис. 38 представлен разрез по оси барабанов и червячному редуктору лебедки.

Канатно-блочная система и запасовка подъемных канатов (рис. 39) выполнены примерно так же, как и на погрузчике ТЛ-2-ЦИНС. Блочная система состоит из двух отдельных полиспастов. Один конец каната полиспаста зажат в специальном отверстии барабана, откуда направляется в ручей на цилиндрическом участке барабана с малым радиусом. Обогнув несколько раз барабан, канат далее огибает направляющие блоки, неподвижно установленные на каркасе, и подвижной блок, укрепленный на подъемной рукоятке. С блока канат направляется вверх и, обогнув неподвижный опорный башмак, направляется к канатодержателю. Здесь канат изгибается в горизонтальной плоскости и закрепляется планкой на закрепителе.

Для удержания каната в ручье направляющего блока служит верхний нажимной блок, расположенный на качающемся кронштейне. Этот кронштейн связан тросиком с пружиной, вмонтированной в стакан.

Тракторный погрузчик Т-157

Свердловским механическим заводом на базе трактора С-80 построен опытный образец одноковшового тракторного погрузчика с гидравлическим приводом (рис. 40 и 41).

Подъем и опускание рукояти с ковшом производятся при помощи двух параллельно работающих гидроцилиндров и шарнирно-рычажной системы, состоящей из двух пар фигурных рычагов и тяг. Рычажная система допускает возможность регулирования высоты разгрузки и угла наклона к горизонту спинки ковша в верхнем его положении. При углах наклона ковша 47, 40 и 30° высота разгрузки соответственно равна 2,3; 3 и 3,3 м.

Машина не имеет опорного катка. Это обстоятельство, а также особая форма ковша с сильно отклоненной вперед задней стенкой дали возможность приблизить переднюю часть ковша к трактору и получить сравнительно небольшую для машин этого типа общую длину рукояти с ковшом.

При подъеме рукояти ковш совершает два движения: а) вместе с рукоятью и б) вращательное, относительно рукояти в ту же сторону. В результате второго, вращательного движения ковш в верхнем положении получает дополнительный наклон в сторону разгрузки, что существенно важно для нормального его опорожнения в связи с малым значением тупого угла между днищем и спинкой ковша.

Угол наклона ковша к горизонту при разгрузке, а следовательно, и высота разгрузки регулируются положением тяги, соединяющей ковш с промежуточным угловым рычагом подъемной шарнирно-рычажной системы. Для установки этой соединительной тяти в одно из трех возможных положений на ведущем плече углового рычага предусмотрено три отверстия для шарнирного соединения.

Насос гидросистемы расположен в передней части трактора. Отбор мощности производится от коленчатого вала двигателя.

Машина Т-157, по сравнению с машиной Т-107, имеет ряд преимуществ: она легче по весу и меньше ее габаритный размер в длину; отсутствует сложная лебедка с двумя фрикционными муфтами, тормозом, зубчатыми и червячной передачами и другими подверженными сильному износу деталями; отсутствует громоздкая верхняя надстройка с канатно-блочной системой и буферами; отсутствуют быстро изнашивающиеся подъемные канаты; машина имеет меньшее число деталей и проще в управлении.

Рис. 40. Одноковшовый тракторный погрузчик Т-157

Рис. 41. Одноковшовый тракторный погрузчик Т-157

Основными недостатками машины Т-157, по сравнению с другими машинами этого типа, являются: малая продольная устойчивость; малая скорость подъема ковша; неблагоприятная для зачерпывания форма ковша с малоразвитой передней частью днища и приподнятой задней стенкой; чрезмерная перегрузка передней части гусеничного хода при зачерпывании вследствие отсутствия опорного катка.

Ковши и другие захватные органы тракторных погрузчиков с задней разгрузкой ковша

Конструкции и геометрические формы ковшей различных тракторных погрузчиков с задней разгрузкой не имеют существенных различий.

Ширина ковша незначительно превышает ширину гусеничного хода, благодаря чему при движении погрузчика вперед с опущенным ковшом последний очищает от груза путь перед гусеницами.

Передняя заборная часть ковша усилена накладкой с заостренным ножом, что обеспечивает повышение износоустойчивости, прочности и лучшее врезание в штабель. Для разрыхления зачерпываемого груза на горизонтальном ноже укреплены зубья, изготовленные из марганцовистой стали, облегчающие захват груза ковшом при работе на смерзшихся материалах и экскавации.

Ниже доказывается, что при работе на сыпучих грузах зубья ухудшают процесс зачерпывания и заполнения ковша. В последнее время ковши тракторных погрузчиков ЦИНСа, а также автопогрузчиков стали изготовляться без зубьев.

Глубина заборной горизонтальной части днища ковша тракторных погрузчиков составляет около одного метра. Напорное усилие гусеничного хода этих машин обычно допускает более глубокое внедрение ковша в штабель; при этом, вследствие пассивного отпора штабеля на задней стенке ковша, нагрузка на машину резко возрастает.

Удлинение горизонтальной части днища в глубину ковша дает возможность значительно уменьшить нагрузки, действующие на машину в период внедрения, и увеличить заполнение ковша.

Отрицательным последствием удлинения днища являются: увеличение момента сил сопротивления подъему ковша и опрокидывающего момента. Первое не может иметь решающего значения, поскольку даже при большом удлинении днища относительное увеличение момента сопротивления повороту рукояти незначительно. Так, например, при увеличении длины горизон тального участка днища ковша машины ТЛ-2-ЦИНС на 50% плечо силы тяжести груза относительно центра поворота при зачерпывании возрастает лишь на 6%.

Опрокидывающий момент вследствие удлинения днища возрастает в большей мере, однако этот рост также относительно невелик и для машин, имеющих передний каток, во многих случаях вполне допустим. Мало того, в целях увеличения высоты разгрузки длина рукояти погрузчиков TJl-2-ЦИНС и Т-107 часто специально увеличивается при помощи телескопического устройства.

Опыт показывает, что при внедрении ковша в штабель трактор часто работает почти на пределе—как по мощности двигателя, так и по сцеплению в главной фрикционной муфте и на гусеницах. Поэтому целесообразно использовать .все возможные пути снижения общего сопротивления внедрению.

Тупой угол между заборной частью днища ковша и его задней стенкой определяется необходимым наклоном стенки при разгрузке и углом предельного поворота рукояти. При увеличении угла между днищем и задней стенкой уменьшается сопротивление отпору в период внедрения и незначительно увеличивается емкость ковша, но при этом соответственно возрастает вылет рукояти, а следовательно, опрокидывающий момент и момент сопротивления повороту рукояти.

Отрицательное влияние последнего фактора сказывается здесь в большей мере, чем в рассмотренном выше случае удлинения заборной части ковша.

Длина задней стенки ковша определяется необходимым положением ее разгрузочной кромки при верхнем положении ковша и, таким образом, зависит от способа разгрузки ковша. На рис. 32 сплошной линией показана форма ковша при разгрузке над бункером погрузчика, пунктирной — при работе без бункера.

Кроме ковша, тракторные погрузчики могут работать и с другими видами сменных рабочих органов.

На погрузчиках ЦИНСа предусмотрено укрепление на рукояти вместо ковша специального отвала бульдозерного типа (рис. 42). С этим рабочим органом машина может использоваться на выравнивании площадей открытых складов и строительных площадок, на планировке шлаковых отвалов, на засыпке ям и других подобных работах.

На рис. 43 изображена машина ЦИНСа с другим рабочим органом — разгрузителем, который также укрепляется на рукояти вместо ковша. При помощи этого устройства производится выгрузка сыпучих грузов методом сталкивания с автомобилей и железнодорожных платформ при открытых бортах.
На рис. 44 изображен погрузчик Т-107 с укрепленным на рукояти вилочным подхватом для погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования бревен, труб и других длинномерных грузов. Машина часто используется также на погрузке леса из штабелей в железнодорожные вагоны; при этом сменная производительность ее составляет в среднем 120 м3.

Рис. 42. Машина ЦИНС с бульдозерным отвалом

Рис. 43. Машина ЦИНС со сталкивателем

Реклама:

Читать далее: Одноковшовые тракторные погрузчики с передней разгрузкой ковша

Категория: —
Погрузчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Трансмиссия погрузчиков: назначение и устройство

Для людей, далеких от техники, необходимо уточнить, что любой погрузчик приходит в движение за счет того, что функционирует двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Разнообразные маневры и движения техники специального назначения полностью зависят от исправного состояния трансмиссии. С конструкционной точки зрения, это один большой тандем, который состоит из нескольких механизмов, ответственных за выполнение строго установленных действий.

Трансмиссия погрузчика предназначена для передачи крутящего момента (от двигателя внутреннего сгорания к ведущим колесам спецтехники. Она также позволяет всячески варьировать данный момент, опираясь на конкретные условия эксплуатации. Помимо этого, трансмиссия погрузчика является ключевым моментом в периоды работы техники, когда необходимо отсоединить ДВС от ведущих колес. При этом, карданная и гидромеханическая передача (вместе с ведущим передним мостом) — это главное трио, от которого зависит исправная работа трансмиссии погрузчика.

Углубимся в устройство

В блоке двигателя внутреннего сгорания, механики устанавливают передачу гидромеханического типа. Она выполняет следующий ряд функциональных задач: изменяет тяговое усилие, отсоединяет двигатель внутреннего сгорания от трансмиссии в рабочем состоянии погрузчика, а также, существенно упрощает процедуру управления спецтехникой.

Помимо этого, представленное устройство позволяет аккуратно и максимально плавно подъезжать к транспортируемому грузу. Данная возможность стала доступной благодаря наличию бесступенчатого регулирования скорости езды машины.

Вторая составляющая трансмиссии погрузчика — это ведущий мост. Он состоит из картера, полуоси и главной передачи. Она является тандемом пары шестеренок спирального типа, поэтому является двойной.

Финальный элемент общего механизма трансмиссии представлен в виде карданной передачи. Его простая конструкция состоит из карданного вала, который соединяется с вилкой и крестовиной. В том случае, когда возникают существенные торцевые (и радиальные) зазоры в крестовинах, необходимо проводить тщательную диагностику, предварительно разобрав карданный шарнир. Чаще всего, такая процедура заканчивается полной заменой подшипников и самой крестовины устройства.

Трансмиссия погрузчика — это крайне сложный и самый важный механизм, который отвечает за нормальную работу техники специального назначения. Именно ее исправное состояние обеспечивает оператору простое взаимодействие с машиной, позволяя ему с легкостью подъезжать к объекту, аккуратно грузить его и в конечном итоге разгружать.

За ней нужно тщательно следить, поэтому регулярный осмотр в данном случае является обязательным требованием, которое обеспечит нормальную работу техники на многие годы корректной эксплуатации.

www.mixtcar.ru

Инструкция по охране труда для машиниста тракторного погрузчика

Инструкция по охране труда для машиниста тракторного погрузчика

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению тракторным погрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют удостоверение на право управления погрузчиком, признаны пригодными для этой работы медицинской комиссией.

2. Машинист тракторного погрузчика, принимаемый на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правилами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист тракторного погрузчика должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

3. Машинист тракторного погрузчика (тракторист) после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного машиниста тракторного погрузчика, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работ и охраны труда машинист тракторного погрузчика должен проходить:

периодически, не реже одного раза в квартал;

при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;

в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

5. На выполнение работ тракторным погрузчиком необходимо выдавать “наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности”. Наряд-допуск выдается на все время проведения работ.

6. Работа и передвижение тракторного погрузчика возле линии электропередачи под напряжением должны проводиться под непосредственным руководством инженерно-технического работника.

7. Работа тракторного погрузчика возле линий электропередачи допускается только при условии, что расстояние в воздухе между крайней точкой и ближайшим проводом линии электропередачи будет не меньше значений, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

 

При невозможности соблюдения вышеупомянутых условий с линий электропередачи должно быть снято напряжение, как на время работы тракторного погрузчика, так и на время его перемещения.

8. Машинист тракторного погрузчика должен работать в спецодежде и обуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами:

комбинезоне хлопчатобумажном, рукавицах комбинированных двупалых;

на внешних роботах зимой – в куртке и брюках хлопчатобумажных на утепленной прокладке и валенках.

Спецодежда, спецобувь должны быть исправные и соответствовать росту и размеру. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.

9. Машинист тракторного погрузчика должен работать на исправной машине в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации тракторного погрузчика.

Тракторный погрузчик должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, укомплектован аптечкой первой медицинской помощи, порошковым или углекислотным огнетушителем, а также блокировочным устройством, исключающем запуск двигателя при включенной передаче скоростей или включенном вале отбора мощности.

10. Кабина водителя, органы управления и приборы должны быть чистые, сухие и свободные от посторонних предметов.

11. На погрузчике не разрешается хранить промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы, а также бензин, керосин и прочие легковоспламеняющиеся вещества.

Во избежание возможного загорания разлитое топливо, смазочное масло и использованный обтирочный материал необходимо немедленно прибирать.

12. Тракторный погрузчик заправляют топливом с помощью заправочных устройств на горизонтальной площадке. Заправка погрузчика в темное время суток допускается только при искусственном освещении. Запрещается пользоваться источниками открытого огня.

13. Заправка топливного бака пускового двигателя этиловым бензином разрешается только механизированным способом. Запрещается заправлять бак этиловым бензином непосредственно из ведра и других емкостей.

14. При транспортировании на трейлере или железнодорожной платформе ковш тракторного погрузчика опускают и надежно закрепляют, а саму машину закрепляют упорами (башмаками) и растяжками из провода.

Запрещается при перевозке тракторного погрузчика находиться людям на трейлере или в кабине погрузчика.

15. Транспортные перемещения тракторного погрузчика могут осуществляться на всех передачах трактора с уклоном и креном не больше 8°, при этом балки – рукоятки ковша должны быть наклонены под углом 45° к горизонту.

16. Переезжать через железнодорожные пути разрешается только по сплошному настилу и в местах, специально предназначенных для переезда, строго руководствуясь при этом предупредительными знаками.

17. Перед въездом на мост надо сначала проверить грузоподъемность моста (по дорожным знакам) и убедиться, что его состояние гарантирует безопасный проезд.

18. При перегонах погрузчика в населенных пунктах и по автомобильным дорогам необходимо строго придерживаться требований “Правил дорожного движения Украины”.

19. При необходимости остановки тракторного погрузчика на проезжей части дороги днем его следует оградить знаком аварийной остановки, а в темное время суток или при плохой видимости – красным мигающим фонарем, установленным на расстоянии не меньше 20 м в населенных пунктах и 40 м – за пределами населенного пункта.

 

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

20. Прежде, чем приступать к работе, надо надеть спецодежду, проверить техническое состояние машины, исправность систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность необходимых инструментов. На тракторных погрузчиках с канатно-блочным управлением следует проверять состояние канатов и безотказность автоматического действия тормоза, безреверсивного привода, а на погрузчиках с гидравлическим управлением проверяют состояние гидросистемы, надежность соединения трубопроводов и крепления цилиндров. В случае выявления неисправностей работа на машине не допускается.

21. Перед пуском двигателя следует проверить уровень смазочного масла в картерах основного и пускового двигателей, заправку топливом и водой. Тракторный погрузчик должен быть приостановлен, рычаг муфты сцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральном положении.

22. Для облегчения запуска двигателя в зимний период в системе охлаждения следует использовать жидкости с низкой температурой замерзания (антифриз).

23. Заправку системы охлаждения двигателя тракторного погрузчика следует проводить только с помощью специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки). Заправочная посуда должна быть очищена от твердых осадков, налета и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. Заправочная посуда должна иметь надпись: “Только для антифриза”.

При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), поскольку они во время работы двигателя приводят к вспениванию антифриза.

24. Заливать антифриз в систему охлаждения без расширяющего бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% меньше объема системы охлаждения, так как во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его истечению.

Переливание антифриза с помощью шланга путем засасывания его ртом запрещается.

После работы с антифризом следует старательно вымыть руки водой с мылом.

25. Чтобы не допустить ожогов паром или горячей водой (антифризом), которые выбрасывается из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать в рукавицах, стоя с наветренной стороны.

26. Запрещается пользоваться открытым огнем для облегчения пуска двигателя в холодное время года. В радиатор следует заливать горячую воду, а в картер – подогретое масло.

27. Запрещается работать на тракторном погрузчике, в котором есть устройство ручного запуска двигателя с помощью пускового шнура. Это относится к старым моделям тракторных погрузчиков, которые должны быть оборудованы электростартерным запуском двигателя.

28. При пуске двигателя пусковой рукояткой ее необходимо брать правой рукой так, чтобы пальцы руки были по одну сторону ручки. Вращать рукоятку по кругу запрещается.

29. Площадка, на которой работает тракторный погрузчик, должна быть ограждена и оборудована знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76. При выполнении работ на дорогах с открытым движением место проведения работ должно быть ограждено и установлены соответствующие дорожные знаки (ДСТУ 2586-94).

30. Машинист должен ознакомиться с фронтом работ и технологией рабочего процесса, проверить исправность ограждений и наличие предупредительных знаков, а также ознакомиться с рельефом и особенностями площадки для грузовых работ, которая должна быть спланирована без ям, горбов и иметь склон не больше 8о.

31. Рабочая площадка и место работы тракторной лопаты в ночное время должны быть достаточно освещены (кроме света фар). Запрещается работа на тракторной лопате без передних и задних фар.

32. Запрещается работа с неисправным или плохо слышным звуковым сигналом, эксплуатация механизма в ночное время с неисправной световой сигнализацией.

33. При выходе машиниста тракторного погрузчика из кабины для осмотра, смазывания, очистки, регулирования узлов и механизмов, двигателя, лебедки и гидроцилиндров ковш обязательно должен быть опущен на землю, а приводной вал – выключен.

Категорически запрещается машинисту тракторного погрузчика входить в кабину, а также выходить из нее при поднятом ковше.

34. Для обеспечения видимости в зимнее время оконные стекла кабин следует протирать смесью соли с глицерина.

35. На машине должны быть такие надписи:

на направляющих брусьях: “Не стой под ковшом”;

на стенках кабины, внутри: “Во время работы открывать двери и выглядывать запрещается”, “Перед выходом из кабины опусти ковш на землю и выключи приводной вал”.

 

Глава 3. Требования по охране труда во время выполнения работы

36. Во время работы машинист тракторного погрузчика должен быть в кабине и внимательно следить за рабочими органами и рабочей площадкой. При движении ковш не должен ограничивать обзор площадки. Не допускается пребывание в кабине постороннего лица.

37. При эксплуатации тракторного погрузчика запрещается:

работать на тракторном погрузчике с открытой или снятой дверью кабины;

выезжать к месту работы на неисправном тракторе или с неисправным погрузочным оборудованием;

оставлять без надзора машину с работающим двигателем;

поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике погрузчика;

наполнять ковш с разгона.

38. Машинист погрузчика должен внимательно следить за движением ковша, а также за показаниями контрольно-измерительных приборов, нормальным режимом работы двигателя и исправной работой механизмов управления, рабочим оборудованием.

39. Запрещается с грузом в ковше разворачиваться или переезжать через любые препятствия, так как может перекинуться машина. Высота поднятия ковша с грузом при передвижении по площадке должна обеспечивать стойкое положение машины.

40. Если необходимо осмотреть ковш тракторного погрузчика снизу, его следует сначала опустить на специальные подставки. Запрещается находиться под поднятым рабочим органом погрузчика, который держит канат или гидравлический механизм.

41. При погрузке надо следить за тем, чтобы не захватить ковшом большие, негабаритные камни или мерзлые комья материала, которые, выпадая из ковша в кузов автомобиля, могут повредить его и усложнить условия разгрузки самосвала. Если такой груз оказался в ковше, его следует выгрузить в стороне для дальнейшей переработки.

42. При канатно-блочном управлении необходимо не реже одного раза в пять дней осматривать тросы. Если на длине одного шага в витке будет выявлено 10% обрывов проволок от общего их числа, то трос бракуется. Работать с тросом надо в рукавицах.

43. Не допускается перегревание барабана лебедки, лент тормоза и фрикционов, а также работа лебедки без защитного кожуха.

44. Запрещается распасовывать трос, который заклинило между блоками при поднятом ковше.

45. При необходимости выполнить натягивание тросов и направить их по канавкам барабана лебедки тракторного погрузчика работу следует выполнять при опущенном ковше, выключенном вале отбора мощности путем проворачивания вала редуктора лебедки вручную заводной рукояткой трактора.

При проворачивании барабанов лебедки вручную необходимо надежно держать рукоятку, не выпуская ее из рук. Эту работу следует выполнять машинисту тракторного погрузчика и его помощнику. Один из них должен быть в кабине, а второй – возле рукоятки. Запрещается привлекать к этой работе посторонних лиц.

46. На машинах с гидроуправлением:

предупредительный клапан гидросистемы должен быть опломбирован механиком после его проверки манометром на максимально допустимое давление;

необходимо следить за исправностью шлангов и их соединений, а также за давлением и температурой масла в гидросистеме. Запрещается работать на погрузчике, если температура масла или его давление превышают предельно допустимое значение для данной машины.

47. Не допускается регулировать предупредительные клапаны гидросистемы, а также другие опломбированные клапаны, приборы и узлы до окончания их гарантийного срока.

48. При испытании гидросистемы запрещается находиться возле шлангов высокого давления.

49. Все операции по техническому обслуживанию, ремонту, устранению неисправностей, очистке двигателя и ковша тракторного погрузчика от грязи, а также по подготовке его к работе следует выполнять только при заглушенном двигателе, опущенном на подкладки ковше, застопоренных подвижных и ходовых частях.

50. Техническое обслуживание и ремонт тракторного погрузчика следует выполнять на ровных, очищенных от посторонних предметов площадках, где обеспечиваются стойкость погрузчика, достаточное освещение всех узлов и деталей машины.

51. Работы, связанные с искрообразованием и высокой температурой (сварочные, паяльные и т.п.), следует проводить, как правило, не на погрузчике, кроме случаев, если невозможно снять деталь, требующую ремонта. Сварочные и паяльные работы необходимо выполнять на расстоянии не менее чем 10 м от машины.

52. При проведении электросварочных работ на тракторном погрузчике машинист должен принять меры, которые исключат возникновение пожара (слить из баков горючее).

53. При пользовании переносными электролампами необходимо убедиться в исправности шнура и изоляционной резиновой трубки, а также в наличии предупредительной сетки. Напряжение в переносных лампах должно быть не более 36 В.

54. При эксплуатации машин в зимнее время года, кроме выполнения инструкций по эксплуатации, необходимо:

перед запуском машины очистить гусеницы ото льда, чтобы не допустить обрыва колец звеньев гусениц или поломки бортовых передач;

при продолжительной стоянке машины без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты;

убедиться (осторожно испытав) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (в особенности фрикционных и тормозных лент). Обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть;

проверить по показаниям приборов давление и температуру смазочного масла, топлива и воды;

не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу, чтобы не допустить остановки машины и пробуксовывания гусениц;

при передвижении по глубокому снегу поворачивать машину плавно и с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц: при поворотах необходимо выключать бортовой фрикцион и немного притормозить гусеницу.

 

Глава 4. Требования по охране труда после окончания работы

55. Закончив работу, следует поставить тракторный погрузчик в специально отведенное место, затормозить машину, спустить рабочий орган на грунт или специальные подставки, отключить вал отбора мощности, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива и принять меры, исключающие возможность пуска двигателя тракторной лопаты посторонними лицами.

Запрещается оставлять тракторный погрузчик с работающим двигателем.

56. Тракторный погрузчик необходимо очистить от грязи и осмотреть, устранив при этом мелкие дефекты, в холодное время года слить воду из радиатора тракторного погрузчика и дать двигателю поработать без воды 2-3 мин.

57. Механизмы тракторного погрузчика надо смазать в соответствии с Инструкцией, заправить горюче-смазочными материалами. После этого смазочные материалы следует убрать на склад, а инструменты и обтирочный материал – в специальные ящики.

58. По окончании работы машинист тракторного погрузчика должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и отнести в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

59. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе тракторного погрузчика, машинист должен сообщить механику или сменщику.

 

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

60. Машинист тракторного погрузчика должен немедленно прекратить работу при появлении шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в двигателе, гидросистеме, канатно-блочном управлении или ходовой части и принять меры к устранению неисправности.

61. Если во время выполнения работы ковш тракторного погрузчика по какой-то причине заклинит в поднятом положении, следует подать звуковой сигнал, вызвать техническую помощь и проследить, чтобы посторонние лица не подходили к тракторному погрузчику.

62. При выявлении течи в баках, топливо- и маслопроводах ее немедленно следует устранить. Подтеки вытереть насухо.

63. Отдельные части тракторного погрузчика и электрооборудования могут перегреться свыше нормы. Обнаружив запах гари или дыма, необходимо прекратить работу.

64. При разрыве троса барабан лебедки надо немедленно выключить, при разрыве шланга – немедленно выключить насос и остановить двигатель.

65. Передавая погрузчик сменщику или механику, необходимо предупредить его обо всех подмеченных неисправностях.

66. При возникновении пожара на тракторном погрузчике или возле него машинист должен перекрыть краники топливопровода. Гасить пламя следует углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, землей или накрыть его брезентом, войлоком с целью прекращения доступа воздуха к источнику пожара.

67. Если погасить пожар своими силами невозможно, необходимо вызвать ближайшую пожарную команду по телефону, радио или любым другим средствам связи.

68. При возникновении опасности переворачивания погрузчика во время работы его подъемного механизма необходимо немедленно прекратить поднятие груза. При движении погрузчика с грузом или без него по наклонной плоскости и возникновении опасности переворачивания следует принять меры к остановке погрузчика без резких поворотов в сторону подъема.

69. При несчастных случаях машинист тракторного погрузчика должен уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

 

Глава 6. Дополнительные требования

70. Скорость движения тракторного погрузчика, км/ч:

а) рабочая – 2,36-4,5;

б) транспортная – 5,15-10,85 в зависимости от технической характеристики погрузчика.

 

 

 

Поделиться «Инструкция по охране труда для машиниста тракторного погрузчика»

oxpana-tryda.ru

Назначение и устройство одноковшовых фронтальных погрузчиков — МегаЛекции


Введение

Одноковшовый фронтальный погрузчик предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ с сыпучими и мелкокусковыми материалами, для землеройно-транспортных работ, а также строительно-дорожных, монтажных и такелажных работ с помощью сменных рабочих органов.

Погрузчик может использоваться в промышленности, гражданском и дорожном строительстве, а также в сельском хозяйстве.

Погрузчик может эксплуатироваться в районах умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 20 до плюс 40 градусов по Цельсию.

Область применения погрузчика расширяется при комплектовании его сменными рабочими органами на фронтальное навесное оборудование.

 

 

Назначение и устройство одноковшовых фронтальных погрузчиков

Одноковшовые погрузчики применяют в основном для погрузки-разгрузки, перемещения и складирования насыпных, мелкокусковых материалов и штучных грузов, а также для экскавации и погрузки в автосамосвалы (или отсыпки в отвал) неслежавшихся грунтов I и II категории и естественного грунта III категории. Основным рабочим органом таких погрузчиков является ковш. Одноковшовые погрузчики классифицируют:

по типу ходового устройства — гусеничные (на базе тракторов), пневмоколесные (на базе специальных шасси и тягачей) и полугусеничные;

по расположению рабочего органа относительно двигателя — с передним (наиболее распространены) и задним расположением;

по способу разгрузки рабочего органа — с полуповоротным, комбинированным, перекидным и фронтальным погрузочным оборудованием.

В городском строительстве наиболее распространены фронтальные универсальные погрузчики на пневмоходу.

Фронтальные погрузчики базируются на гусеничных, колесных шасси и тракторах и обеспечивают разгрузку ковша вперед (со стороны разработки материала) на любой отметке в пределах заданной высоты. Ходовое оборудование колесных погрузчиков имеют обычно все (четыре) ведущие колеса, а их опорная рама может быть жесткой и шарнирно сочлененной.


 
 

 

Погрузчики с шарнирно сочлененной рамой обладают высокими мобильностью, маневренностью и наиболее эффективно используются в стесненных условиях.

Погрузчик (рис. 2.16) базируется на самоходном пневмоколесном двухосном шасси с шарнирно сочлененной рамой 5, состоящей из двух полурам, угол поворота в плане которых может составлять ±40°. На передней полураме смонтировано погрузочное оборудование и жестко закрепленный передний мост. На задней полураме установлены: силовая установка 2, гидромеханическая трансмиссия, задний мост на балансирной раме и кабина оператора 1. Задний мост может качаться относительно продольной оси погрузчика, что обеспечивает высокие тягово-сцепные качества машины. Рабочее оборудование погрузчика включает: ковш 8, рычажную систему, состоящую из стрелы 7, коромысла 9 и тяг 11, и гидросистему привода. Основной ковш вместимостью 1,0 м3 имеет прямую режущую кромку со съемными зубьями. Поверхности режущих кромок и зубьев покрыты износостойким сплавом. Вместо основного ковша может быть установлен любой из семи видов сменных рабочих органов: ковши уменьшенной и увеличенной вместимости, двухчелюстной ковш, грузовые вилы, челюстной захват, крановая безблочная стрела.

Гидромеханическая трансмиссия базового шасси погрузчика включает: гидротрансформатор, гидромеханическую коробку передач, редуктор отбора мощности 3, карданные валы, передний и задний унифицированные ведущие мосты 4. Редуктор отбора мощности обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач и независимый привод гидронасосов рабочего погрузочного оборудования и гидравлического рулевого управления. Рулевое управление погрузчика со следящей гидравлической обратной связью включает гидравлический руль и два вспомогательных гидроцилиндра, с помощью которых происходит поворот полурам относительно друг друга. Гидросистема погрузочного оборудования обеспечивает управление стрелой и ковшом при выполнении рабочих операций и включает в себя: два шестеренных насоса, распределитель, гидроцилиндр 10 поворота ковша, два гидроцилиндра 6 подъема и опускания стрелы. Управление погрузчиком ведется из кабины машиниста, в которой сосредоточены пульт управления с приборами контроля, рулевая колонка и педали.

Все современные погрузчики оборудуются аварийно-предупредительной световой и звуковой сигнализацией с электронными устройствами отображения информации (УСИ) о предельном состоянии контролируемых параметров двигателя, трансмиссии, электрической, гидравлической, тормозной и других систем.

Сменные рабочие органы и навесное оборудование одноковшовых строительных пневмоколесных погрузчиков показаны на рис. 2.17.

 
 

Рис. 2.17. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков:

1 — ковш для скальных пород с зубьями; 2 — ковш без зубьев с прямолинейной режущей кромкой; 3 — то же, с V-образной режущей кромкой; 4 — скелетный ковш; 5 — грузовые вилы; 6 бульдозерный отвал; 7 — плужный снегоочиститель; 8 — захват для столбов и свай; 9 — ковш с принудительной разгрузкой; 10 — двухчелюстной ковш; 11 — захват для длиномеров; 12 — ковш для распределения бетона; 13 — захват для пакетов; 14 — кран; 15 — экскаватор; 16 — рыхлитель; 17 — роторный снегоочиститель; 18 — кусторез; 19 — корчеватель-собиратель; 20 — асфальтовзламыватель

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Инструкция по охране труда для машиниста тракторного погрузчика

ИНСТРУКЦИЯ

ПО  ОХРАНЕ  ТРУДА   № __________

1. Общие положения

1.1. К управлению тракторным погрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют удостоверение на право управления погрузчиком, признаны пригодными для этой работы медицинской комиссией.

1.2. Машинист тракторного погрузчика, принимаемый на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правилами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист тракторного погрузчика должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.3. Машинист тракторного погрузчика (тракторист) после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного машиниста тракторного погрузчика, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работ и охраны труда машинист тракторного погрузчика должен проходить:

– периодически, не реже одного раза в квартал;

– при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;

– в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.5. На выполнение работ тракторным погрузчиком необходимо выдавать “наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности”. Наряд-допуск выдается на все время проведения работ.

1.6. Работа и передвижение тракторного погрузчика возле линии электропередачи под напряжением должны проводиться под непосредственным руководством инженерно-технического работника.

1.7. Работа тракторного погрузчика возле линий электропередачи допускается только при условии, что расстояние в воздухе между крайней точкой и ближайшим проводом линии электропередачи будет не меньше:

Таблица



Напряжение линии

электропередачи, кВ

До 1

1–20

35–110

150– 220

До 330

330–800

Расстояние, м

1,5

2

4

5

6

9

При невозможности соблюдения вышеупомянутых условий с линий электропередачи должно быть снято напряжение, как на время работы тракторного погрузчика, так и на время его перемещения.

1.8. Машинист тракторного погрузчика должен работать в спецодежде и обуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами:

– комбинезоне хлопчатобумажном, рукавицах комбинированных двупалых;

– на внешних роботах зимой – в куртке и брюках хлопчатобумажных на утепленной прокладке и валенках.

Спецодежда, спецобувь должны быть исправные и соответствовать росту и размеру. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.

1.9. Машинист тракторного погрузчика должен работать на исправной машине в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации тракторного погрузчика.

Тракторный погрузчик должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, укомплектован аптечкой первой медицинской помощи, порошковым или углекислотным огнетушителем, а также блокировочным устройством, исключающем запуск двигателя при включенной передаче скоростей или включенном вале отбора мощности.

1.10. Кабина водителя, органы управления и приборы должны быть чистые, сухие и свободные от посторонних предметов.

1.11. На погрузчике не разрешается хранить промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы, а также бензин, керосин и прочие легковоспламеняющиеся вещества.

Во избежание возможного загорания разлитое топливо, смазочное масло и использованный обтирочный материал необходимо немедленно прибирать.

1.12. Тракторный погрузчик заправляют топливом с помощью заправочных устройств на горизонтальной площадке. Заправка погрузчика в темное время суток допускается только при искусственном освещении. Запрещается пользоваться источниками открытого огня.

1.13. Заправка топливного бака пускового двигателя этиловым бензином разрешается только механизированным способом. Запрещается заправлять бак этиловым бензином непосредственно из ведра и других емкостей.

1.14. При транспортировании на трейлере или железнодорожной платформе ковш тракторного погрузчика опускают и надежно закрепляют, а саму машину закрепляют упорами (башмаками) и растяжками из провода.

Запрещается при перевозке тракторного погрузчика находиться людям на трейлере или в кабине погрузчика.

1.15. Транспортные перемещения тракторного погрузчика могут осуществляться на всех передачах трактора с уклоном и креном не больше 8°, при этом балки – рукоятки ковша должны быть наклонены под углом 45° к горизонту.

1.16. Переезжать через железнодорожные пути разрешается только по сплошному настилу и в местах, специально предназначенных для переезда, строго руководствуясь при этом предупредительными знаками.

1.17. Перед въездом на мост надо сначала проверить грузоподъемность моста (по дорожным знакам) и убедиться, что его состояние гарантирует безопасный проезд.

1.18. При перегонах погрузчика в населенных пунктах и по автомобильным дорогам необходимо строго придерживаться требований “Правил дорожного движения Украины”.

1.19. При необходимости остановки тракторного погрузчика на проезжей части дороги днем его следует оградить знаком аварийной остановки, а в темное время суток или при плохой видимости – красным мигающим фонарем, установленным на расстоянии не меньше 20 м в населенных пунктах и 40 м – за пределами населенного пункта.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Прежде, чем приступать к работе, надо надеть спецодежду, проверить техническое состояние машины, исправность систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность необходимых инструментов. На тракторных погрузчиках с канатно-блочным управлением следует проверять состояние канатов и безотказность автоматического действия тормоза, безреверсивного привода, а на погрузчиках с гидравлическим управлением проверяют состояние гидросистемы, надежность соединения трубопроводов и крепления цилиндров. В случае выявления неисправностей работа на машине не допускается.

2.2. Перед пуском двигателя следует проверить уровень смазочного масла в картерах основного и пускового двигателей, заправку топливом и водой. Тракторный погрузчик должен быть приостановлен, рычаг муфты сцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральном положении.

2.3. Для облегчения запуска двигателя в зимний период в системе охлаждения следует использовать жидкости с низкой температурой замерзания (антифриз).

2.4. Заправку системы охлаждения двигателя тракторного погрузчика следует проводить только с помощью специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки). Заправочная посуда должна быть очищена от твердых осадков, налета и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. Заправочная посуда должна иметь надпись: “Только для антифриза”.

При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), поскольку они во время работы двигателя приводят к вспениванию антифриза.

2.5. Заливать антифриз в систему охлаждения без расширяющего бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% меньше объема системы охлаждения, так как во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его истечению.

Переливание антифриза с помощью шланга путем засасывания его ртом запрещается.

После работы с антифризом следует старательно вымыть руки водой с мылом.

2.6. Чтобы не допустить ожогов паром или горячей водой (антифризом), которые выбрасывается из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать в рукавицах, стоя с наветренной стороны.

2.7. Запрещается пользоваться открытым огнем для облегчения пуска двигателя в холодное время года. В радиатор следует заливать горячую воду, а в картер – подогретое масло.

2.8. Запрещается работать на тракторном погрузчике, в котором есть устройство ручного запуска двигателя с помощью пускового шнура. Это относится к старым моделям тракторных погрузчиков, которые должны быть оборудованы электростартерным запуском двигателя.

2.9. При пуске двигателя пусковой рукояткой ее необходимо брать правой рукой так, чтобы пальцы руки были по одну сторону ручки. Вращать рукоятку по кругу запрещается.

2.10. Площадка, на которой работает тракторный погрузчик, должна быть ограждена и оборудована знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76. При выполнении работ на дорогах с открытым движением место проведения работ должно быть ограждено и установлены соответствующие дорожные знаки (ДСТУ 2586–94).

2.11. Машинист должен ознакомиться с фронтом работ и технологией рабочего процесса, проверить исправность ограждений и наличие предупредительных знаков, а также ознакомиться с рельефом и особенностями площадки для грузовых работ, которая должна быть спланирована без ям, горбов и иметь склон не больше 8о.

2.12. Рабочая площадка и место работы тракторной лопаты в ночное время должны быть достаточно освещены (кроме света фар). Запрещается работа на тракторной лопате без передних и задних фар.

2.13. Запрещается работа с неисправным или плохо слышным звуковым сигналом, эксплуатация механизма в ночное время с неисправной световой сигнализацией.

2.14. При выходе машиниста тракторного погрузчика из кабины для осмотра, смазывания, очистки, регулирования узлов и механизмов, двигателя, лебедки и гидроцилиндров ковш обязательно должен быть опущен на землю, а приводной вал – выключен.

Категорически запрещается машинисту тракторного погрузчика входить в кабину, а также выходить из нее при поднятом ковше.

2.15. Для обеспечения видимости в зимнее время оконные стекла кабин следует протирать смесью соли с глицерина.

2.16. На машине должны быть такие надписи:

– на направляющих брусьях: “Не стой под ковшом”;

– на стенках кабины, внутри: “Во время работы открывать двери и выглядывать запрещается”, “Перед выходом из кабины опусти ковш на землю и выключи приводной вал”.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Во время работы машинист тракторного погрузчика должен быть в кабине и внимательно следить за рабочими органами и рабочей площадкой. При движении ковш не должен ограничивать обзор площадки. Не допускается пребывание в кабине постороннего лица.

3.2. При эксплуатации тракторного погрузчика запрещается:

– работать на тракторном погрузчике с открытой или снятой дверью кабины;

– выезжать к месту работы на неисправном тракторе или с неисправным погрузочным оборудованием;

– оставлять без надзора машину с работающим двигателем;

– поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике погрузчика;

– наполнять ковш с разгона.

3.3. Машинист погрузчика должен внимательно следить за движением ковша, а также за показаниями контрольно-измерительных приборов, нормальным режимом работы двигателя и исправной работой механизмов управления, рабочим оборудованием.

3.4. Запрещается с грузом в ковше разворачиваться или переезжать через любые препятствия, так как может перекинуться машина. Высота поднятия ковша с грузом при передвижении по площадке должна обеспечивать стойкое положение машины.

3.5. Если необходимо осмотреть ковш тракторного погрузчика снизу, его следует сначала опустить на специальные подставки. Запрещается находиться под поднятым рабочим органом погрузчика, который держит канат или гидравлический механизм.

3.6. При погрузке надо следить за тем, чтобы не захватить ковшом большие, негабаритные камни или мерзлые комья материала, которые, выпадая из ковша в кузов автомобиля, могут повредить его и усложнить условия разгрузки самосвала. Если такой груз оказался в ковше, его следует выгрузить в стороне для дальнейшей переработки.

3.7. При канатно-блочном управлении необходимо не реже одного раза в пять дней осматривать тросы. Если на длине одного шага в витке будет выявлено 10% обрывов проволок от общего их числа, то трос бракуется. Работать с тросом надо в рукавицах.

3.8. Не допускается перегревание барабана лебедки, лент тормоза и фрикционов, а также работа лебедки без защитного кожуха.

3.9. Запрещается распасовывать трос, который заклинило между блоками при поднятом ковше.

3.10. При необходимости выполнить натягивание тросов и направить их по канавкам барабана лебедки тракторного погрузчика работу следует выполнять при опущенном ковше, выключенном вале отбора мощности путем проворачивания вала редуктора лебедки вручную заводной рукояткой трактора.

При проворачивании барабанов лебедки вручную необходимо надежно держать рукоятку, не выпуская ее из рук. Эту работу следует выполнять машинисту тракторного погрузчика и его помощнику. Один из них должен быть в кабине, а второй – возле рукоятки. Запрещается привлекать к этой работе посторонних лиц.

3.11. На машинах с гидроуправлением:

– предупредительный клапан гидросистемы должен быть опломбирован механиком после его проверки манометром на максимально допустимое давление;

– необходимо следить за исправностью шлангов и их соединений, а также за давлением и температурой масла в гидросистеме. Запрещается работать на погрузчике, если температура масла или его давление превышают предельно допустимое значение для данной машины.

3.12. Не допускается регулировать предупредительные клапаны гидросистемы, а также другие опломбированные клапаны, приборы и узлы до окончания их гарантийного срока.

3.13. При испытании гидросистемы запрещается находиться возле шлангов высокого давления.

3.14. Все операции по техническому обслуживанию, ремонту, устранению неисправностей, очистке двигателя и ковша тракторного погрузчика от грязи, а также по подготовке его к работе следует выполнять только при заглушенном двигателе, опущенном на подкладки ковше, застопоренных подвижных и ходовых частях.

3.15. Техническое обслуживание и ремонт тракторного погрузчика следует выполнять на ровных, очищенных от посторонних предметов площадках, где обеспечиваются стойкость погрузчика, достаточное освещение всех узлов и деталей машины.

3.16. Работы, связанные с искрообразованием и высокой температурой (сварочные, паяльные и т.п.), следует проводить, как правило, не на погрузчике, кроме случаев, если невозможно снять деталь, требующую ремонта. Сварочные и паяльные работы необходимо выполнять на расстоянии не менее чем 10 м от машины.

3.17. При проведении электросварочных работ на тракторном погрузчике машинист должен принять меры, которые исключат возникновение пожара (слить из баков горючее).

3.18. При пользовании переносными электролампами необходимо убедиться в исправности шнура и изоляционной резиновой трубки, а также в наличии предупредительной сетки. Напряжение в переносных лампах должно быть не более 36 В.

3.19. При эксплуатации машин в зимнее время года, кроме выполнения инструкций по эксплуатации, необходимо:

– перед запуском машины очистить гусеницы ото льда, чтобы не допустить обрыва колец звеньев гусениц или поломки бортовых передач;

– при продолжительной стоянке машины без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты;

– убедиться (осторожно испытав) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (в особенности фрикционных и тормозных лент). Обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть;

– проверить по показаниям приборов давление и температуру смазочного масла, топлива и воды;

– не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу, чтобы не допустить остановки машины и пробуксовывания гусениц;

– при передвижении по глубокому снегу поворачивать машину плавно и с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц: при поворотах необходимо выключать бортовой фрикцион и немного притормозить гусеницу.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Закончив работу, следует поставить тракторный погрузчик в специально отведенное место, затормозить машину, спустить рабочий орган на грунт или специальные подставки, отключить вал отбора мощности, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива и принять меры, исключающие возможность пуска двигателя тракторной лопаты посторонними лицами.

Запрещается оставлять тракторный погрузчик с работающим двигателем.

4.2. Тракторный погрузчик необходимо очистить от грязи и осмотреть, устранив при этом мелкие дефекты, в холодное время года слить воду из радиатора тракторного погрузчика и дать двигателю поработать без воды 2-3 мин.

4.3. Механизмы тракторного погрузчика надо смазать в соответствии с Инструкцией, заправить горюче-смазочными материалами. После этого смазочные материалы следует убрать на склад, а инструменты и обтирочный материал – в специальные ящики.

4.4. По окончании работы машинист тракторного погрузчика должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и отнести в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

4.5. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе тракторного погрузчика, машинист должен сообщить механику или сменщику.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Машинист тракторного погрузчика должен немедленно прекратить работу при появлении шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в двигателе, гидросистеме, канатно-блочном управлении или ходовой части и принять меры к устранению неисправности.

5.2. Если во время выполнения работы ковш тракторного погрузчика по какой-то причине заклинит в поднятом положении, следует подать звуковой сигнал, вызвать техническую помощь и проследить, чтобы посторонние лица не подходили к тракторному погрузчику.

5.3. При выявлении течи в баках, топливо- и маслопроводах ее немедленно следует устранить. Подтеки вытереть насухо.

5.4. Отдельные части тракторного погрузчика и электрооборудования могут перегреться свыше нормы. Обнаружив запах гари или дыма, необходимо прекратить работу.

5.5. При разрыве троса барабан лебедки надо немедленно выключить, при разрыве шланга – немедленно выключить насос и остановить двигатель.

5.6. Передавая погрузчик сменщику или механику, необходимо предупредить его обо всех подмеченных неисправностях.

5.7. При возникновении пожара на тракторном погрузчике или возле него машинист должен перекрыть краники топливопровода. Гасить пламя следует углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, землей или накрыть его брезентом, войлоком с целью прекращения доступа воздуха к источнику пожара.

5.8. Если погасить пожар своими силами невозможно, необходимо вызвать ближайшую пожарную команду по телефону, радио или любым другим средствам связи.

5.9. При возникновении опасности переворачивания погрузчика во время работы его подъемного механизма необходимо немедленно прекратить поднятие груза. При движении погрузчика с грузом или без него по наклонной плоскости и возникновении опасности переворачивания следует принять меры к остановке погрузчика без резких поворотов в сторону подъема.

5.10. При несчастных случаях машинист тракторного погрузчика должен уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

6. Дополнительные требования

6.1. Скорость движения тракторного погрузчика, км/ч:

а) рабочая          – 2,36-4,5

б) транспортная – 5,15-10,85,

в зависимости от технической характеристики погрузчика.

________________________  ________________  _________________

(должность руководителя         (личная подпись)  (фамилия, инициалы)

подразделения

/организации/ — разработчика

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия                ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт                      ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Главный технолог                  ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

trudova-ohrana.ru

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о