Белаз люблин: Как Lublin был БелАЗом — Авторевю

История Lublin-БелАЗ

БелАЗ выпускал продукцию, конкурирующую с российской «ГАЗелью»? Представьте себе, да. Причем в течение пяти лет — с 1994 по 1998 год. И речь не о единичных образцах, а о вполне серийном производстве. Сегодня даже на заводе в Жодино эту историю помнят лишь старожилы. Мы решили сдуть пыль с архивных материалов и восстановить ее хронологию.

История эта началась почти тридцать лет назад. В 1993 году состоялись первые контакты между Белорусским автомобильным заводом и польским предприятием Fabryka Samochodów w Lublinie, до 1991 года называвшимся Fabryka Samochodów Ciężarowych (FSC). Люблинское предприятие тогда как раз начало перевод производства со старого, хорошо известного в СССР фургончика Żuk A-06 на новый модельный ряд семейства FS Lublin 33, более известного как Lublin I. Новая модель, что логично, во всем превосходила предшественника, в том числе и в размерах.

Разрабатывать Lublin I начали еще в первой половине 1980-х при участии СССР, но в силу в том числе политических процессов до ума машину поляки доводили самостоятельно, а до конвейера она добралась только в 1993 году. Так что на момент переговоров с БелАЗом это была новинка рынка.

В итоге была достигнута договоренность о сборке Lublin I в Жодино с высокой степенью локализации. Для польского производителя это было расширение рынков сбыта, а БелАЗу-то зачем это было нужно?

Выжить любой ценой

БелАЗ тогда находился в кризисе. Шок от развала СССР еще не прошел, и хозяйственные связи еще не были восстановлены в полной мере. Спрос на карьерные самосвалы сильно упал. Царил бартер, живых денег и оборотного капитала катастрофически не хватало. Считалось обычным делом, когда БелАЗ поставлял в карьер самосвалы, карьер поставлял металлургическому предприятию уголь, а металлурги отгружали автозаводу стальной прокат.

Получить «оборотку» старались любыми способами. Освоили выпуск дорожных полуприцепов, прорабатывали вопрос сборки на БелАЗе сельскохозяйственных мини-тракторов и даже пробовали собирать тульскую мототехнику со своими доработками.

Тракторы не пошли, мотоциклы тоже, а вот малотоннажные грузовые автомобили должны были хорошо продаваться за живые деньги.

Серийные Lublin-БелАЗ

От планов до реализации прошло совсем немного времени. Старт производству польских малотоннажников в Жодино был дан 22 марта 1994 года. Для этого в цехе товаров народного потребления выделили специальный участок. До конца 1994 года планировали собрать 50 машин. И почти дотянули до этой цифры — сделали 45 штук.

Польская сторона поставляла в Беларусь только отдельные детали — кабину, элементы ее интерьера, двигатель. Раму делал сам БелАЗ от начала и до конца. Белорусскими сразу были рессоры, амортизаторы, система выпуска, топливный бак, рулевое управление в сборе, карданный вал, элементы светотехники и бортовая платформа. Вначале не было белорусских шин нужной размерности, но потом появились и они.

На БелАЗе еще на старте проекта была создана отдельная конструкторская группа, которая занималась максимальной локализацией. Белорусского в машине было немало, так что появление боковой эмблемы BELAZ вполне правомерно.

Зеркала использовали от МАЗов, а рулевое колесо — от тракторов МТЗ. В целом интерьер был незамысловатым, но по меркам тех лет вполне пристойным и функциональным. В таком виде грузовички просуществовали до 1997 года.

К тому моменту польское предприятие уже два года как сменило владельца и теперь называлось Daewoo Motor Polska. Под крылом Daewoo грузовичок Lublin был основательно модернизирован. Внешне это отразилось на редизайне решетки радиатора и смене эмблемы со значка FSC Lublin на логотип Daewoo. Появился и другой бампер.

В Польше производство Lublin II стартовало весной 1997-го, а летом того же года новые комплекты уже начали поставлять в Беларусь. Эмблему Daewoo на самом деле оставляли, а такой вариант, как на фото ниже, — это «народное творчество», никогда не имевшее официального статуса.

Внутри модернизированный Lublin-Daewoo II изменился заметнее, чем снаружи. Интерьер переработали настолько существенно, что и в 2000-х он был вполне пристойным. В белорусских версиях, правда, оставался все тот же руль от тракторов МТЗ, но кабина получила улучшенную шумоизоляцию.

Серийно БелАЗ изготавливал бортовые грузовички и фургоны с изотермическими кузовами «МАЗ-Купава». В 1994 году собрали 45 штук, в 1995-м — 97. Пик производства пришелся на 1996 год, когда в Жодино изготовили 142 экземпляра. Потом выпуск стал падать: 1997-й — 108 штук, 1998-й — 94. Итого серийно собрали 486 грузовичков. Не так уж и много для массовой коммерческой машины, но точно не мало по меркам непрофильного сборочного производства. Основным рынком сбыта была Беларусь, но имели место и продажи в Россию.

«Убийцей» всего проекта стал дефолт 1998 года. «Люблины» стали слишком дорогими для белорусского и российского покупателя. В 1999 году на БелАЗе был подписан приказ о прекращении сборки малотоннажников.

Мелкосерийные и опытные варианты

Для полноты картины необходимо также вспомнить не ставшие серийными «Люблин-БелАЗы», которые не известны широкой публике. Но эти машины отчетливо иллюстрируют тот факт, что отдельная конструкторская группа БелАЗа не сидела сложа руки и постоянно предлагала новые варианты и модели.

В частности, для собственных внутризаводских нужд был разработан специальный транспортер для перевозки «маленьких деталей» весом эдак в пару тонн от больших карьерных самосвалов. Вместо стандартных шин использовали цельнолитые колеса от шлаковозов и скраповозов БелАЗ. Эту версию вполне можно считать серийной — существовало около десятка таких машин, правда территорию завода они никогда не покидали.

А вот длиннобазных грузовиков грузоподъемностью в две тонны построили несколько штук, и как минимум один из них работал в Минске. Этот кадр сделан в одном из дворов по улице Якубовского.

В 1998 году, еще до дефолта, разработали и собственную версию малогабаритного самосвала с двускатной задней ошиновкой. Автомобиль остался опытным.

Совместно с предприятием «МАЗ-Купава» была разработана карета скорой помощи. Построенный экземпляр остался единственным и после демонтажа медицинского оборудования еще долго работал «внутризаводской маршруткой».

Совместно с конструкторами автобусного производства Минского автозавода был спроектирован микроавтобус. Их построили несколько вариантов, незначительно отличающихся друг от друга. Все микроавтобусы остались работать при самом БелАЗе.

Совместно с АМАЗом был создан и грузопассажирский фургон. Опытный образец собирали в Минске. Фотография сделана именно на МАЗе, в автобусном цехе. Машине также не суждено было стать серийной: единственный построенный экземпляр тоже работал в технологическом автопарке БелАЗа.


Любопытно, что с закрытием проекта Lublin-БелАЗ история фургончиков Lublin в Беларуси не закончилась. Через несколько лет уже с новым партнером, которым стало СП ЗАО «Юнисон», польский производитель вернулся в нашу страну. В Обчаке было развернуто новое сборочное производство, где также в приличных количествах выпускали в течение нескольких лет цельнометаллические фургоны, «грузопассы» и микроавтобусы Lublin. Но это уже другая история.

Читайте также:

  • Существовали БелАЗы для общих дорог. Вспоминаем уникальное явление из прошлого
  • Металлургические гиганты. Так создавали самые необычные БелАЗы

Кошелек БЕЛАЗ КБ1

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 102×90 мм

Купить

Кошелек БЕЛАЗ К1

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 115×90 мм

Кошелек БЕЛАЗ 1КД

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 152×101 мм

Купить

Сравнить эти товары →

Брендированные кошельки БелАЗ в Каталоге

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

История Lublin-БелАЗ: рассказываем, как в 1990-х в Беларуси сделали конкурента «ГАЗели» | Newgrodno.by

БелАЗ выпускал продукцию, конкурирующую с российской «ГАЗелью»? Представьте себе, да. Причем в течение пяти лет — с 1994 по 1998 год. И речь не о единичных образцах, а о вполне серийном производстве. Сегодня даже на заводе в Жодино эту историю помнят лишь старожилы. Onliner решил сдуть пыль с архивных материалов и восстановить ее хронологию.

История эта началась почти тридцать лет назад. В 1993 году состоялись первые контакты между Белорусским автомобильным заводом и польским предприятием Fabryka Samochodów w Lublinie, до 1991 года называвшимся Fabryka Samochodów Ciężarowych (FSC). Люблинское предприятие тогда как раз начало перевод производства со старого, хорошо известного в СССР фургончика Żuk A-06 на новый модельный ряд семейства FS Lublin 33, более известного как Lublin I. Новая модель, что логично, во всем превосходила предшественника, в том числе и в размерах.

Разрабатывать Lublin I начали еще в первой половине 1980-х при участии СССР, но в силу в том числе политических процессов до ума машину поляки доводили самостоятельно, а до конвейера она добралась только в 1993 году. Так что на момент переговоров с БелАЗом это была новинка рынка.

В итоге была достигнута договоренность о сборке Lublin I в Жодино с высокой степенью локализации. Для польского производителя это было расширение рынков сбыта, а БелАЗу-то зачем это было нужно?

Выжить любой ценой

БелАЗ тогда находился в кризисе. Шок от развала СССР еще не прошел, и хозяйственные связи еще не были восстановлены в полной мере. Спрос на карьерные самосвалы сильно упал. Царил бартер, живых денег и оборотного капитала катастрофически не хватало. Считалось обычным делом, когда БелАЗ поставлял в карьер самосвалы, карьер поставлял металлургическому предприятию уголь, а металлурги отгружали автозаводу стальной прокат.

Получить «оборотку» старались любыми способами. Освоили выпуск дорожных полуприцепов, прорабатывали вопрос сборки на БелАЗе сельскохозяйственных мини-тракторов и даже пробовали собирать тульскую мототехнику со своими доработками.

Тракторы не пошли, мотоциклы тоже, а вот малотоннажные грузовые автомобили должны были хорошо продаваться за живые деньги.

Серийные Lublin-БелАЗ

От планов до реализации прошло совсем немного времени. Старт производству польских малотоннажников в Жодино был дан 22 марта 1994 года. Для этого в цехе товаров народного потребления выделили специальный участок. До конца 1994 года планировали собрать 50 машин. И почти дотянули до этой цифры — сделали 45 штук.

Польская сторона поставляла в Беларусь только отдельные детали — кабину, элементы ее интерьера, двигатель. Раму делал сам БелАЗ от начала и до конца. Белорусскими сразу были рессоры, амортизаторы, система выпуска, топливный бак, рулевое управление в сборе, карданный вал, элементы светотехники и бортовая платформа. Вначале не было белорусских шин нужной размерности, но потом появились и они.

На БелАЗе еще на старте проекта была создана отдельная конструкторская группа, которая занималась максимальной локализацией. Белорусского в машине было немало, так что появление боковой эмблемы BELAZ вполне правомерно.

Зеркала использовали от МАЗов, а рулевое колесо — от тракторов МТЗ. В целом интерьер был незамысловатым, но по меркам тех лет вполне пристойным и функциональным. В таком виде грузовички просуществовали до 1997 года.

К тому моменту польское предприятие уже два года как сменило владельца и теперь называлось Daewoo Motor Polska. Под крылом Daewoo грузовичок Lublin был основательно модернизирован. Внешне это отразилось на редизайне решетки радиатора и смене эмблемы со значка FSC Lublin на логотип Daewoo. Появился и другой бампер.

В Польше производство Lublin II стартовало весной 1997-го, а летом того же года новые комплекты уже начали поставлять в Беларусь. Эмблему Daewoo на самом деле оставляли, а такой вариант, как на фото ниже, — это «народное творчество», никогда не имевшее официального статуса.

Внутри модернизированный Lublin-Daewoo II изменился заметнее, чем снаружи. Интерьер переработали настолько существенно, что и в 2000-х он был вполне пристойным. В белорусских версиях, правда, оставался все тот же руль от тракторов МТЗ, но кабина получила улучшенную шумоизоляцию.

Серийно БелАЗ изготавливал бортовые грузовички и фургоны с изотермическими кузовами «МАЗ-Купава». В 1994 году собрали 45 штук, в 1995-м — 97. Пик производства пришелся на 1996 год, когда в Жодино изготовили 142 экземпляра. Потом выпуск стал падать: 1997-й — 108 штук, 1998-й — 94. Итого серийно собрали 486 грузовичков. Не так уж и много для массовой коммерческой машины, но точно не мало по меркам непрофильного сборочного производства. Основным рынком сбыта была Беларусь, но имели место и продажи в Россию.

«Убийцей» всего проекта стал дефолт 1998 года. «Люблины» стали слишком дорогими для белорусского и российского покупателя. В 1999 году на БелАЗе был подписан приказ о прекращении сборки малотоннажников.

Мелкосерийные и опытные варианты

Для полноты картины необходимо также вспомнить не ставшие серийными «Люблин-БелАЗы», которые не известны широкой публике. Но эти машины отчетливо иллюстрируют тот факт, что отдельная конструкторская группа БелАЗа не сидела сложа руки и постоянно предлагала новые варианты и модели.

В частности, для собственных внутризаводских нужд был разработан специальный транспортер для перевозки «маленьких деталей» весом эдак в пару тонн от больших карьерных самосвалов. Вместо стандартных шин использовали цельнолитые колеса от шлаковозов и скраповозов БелАЗ. Эту версию вполне можно считать серийной — существовало около десятка таких машин, правда территорию завода они никогда не покидали.

А вот длиннобазных грузовиков грузоподъемностью в две тонны построили несколько штук, и как минимум один из них работал в Минске. Этот кадр сделан в одном из дворов по улице Якубовского.

В 1998 году, еще до дефолта, разработали и собственную версию малогабаритного самосвала с двускатной задней ошиновкой. Автомобиль остался опытным.

Совместно с предприятием «МАЗ-Купава» была разработана карета скорой помощи. Построенный экземпляр остался единственным и после демонтажа медицинского оборудования еще долго работал «внутризаводской маршруткой».

Совместно с конструкторами автобусного производства Минского автозавода был спроектирован микроавтобус. Их построили несколько вариантов, незначительно отличающихся друг от друга. Все микроавтобусы остались работать при самом БелАЗе.

Совместно с АМАЗом был создан и грузопассажирский фургон. Опытный образец собирали в Минске. Фотография сделана именно на МАЗе, в автобусном цехе. Машине также не суждено было стать серийной: единственный построенный экземпляр тоже работал в технологическом автопарке БелАЗа.

Любопытно, что с закрытием проекта Lublin-БелАЗ история фургончиков Lublin в Беларуси не закончилась. Через несколько лет уже с новым партнером, которым стало СП ЗАО «Юнисон», польский производитель вернулся в нашу страну. В Обчаке было развернуто новое сборочное производство, где также в приличных количествах выпускали в течение нескольких лет цельнометаллические фургоны, «грузопассы» и микроавтобусы Lublin. Но это уже другая история.

Купить самосвал

Haul, карьерный самосвал б/у, карьерный самосвал

Результаты поиска: 261 объявление

Показать

Получить новые результаты поиска:

Подписаться

Размещено на Размещены на Наименее дорогой сверху Самый дорогой сверху Год выпуска — новые сверху Год выпуска — старый сверху

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2008 г.

Пробег Сила

Чехия

Связаться с продавцом

цена по запросу

Объем 847,6 фут³

Год 01.01.2000 Пробег 17337 м/ч Мощность

Германия, Гроссенаспе

Подпишитесь на получение новых объявлений из раздела

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2009 г.Пробег Мощность

Чехия

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 01/2004 Пробег 16650 м/ч Мощность

Греция, Афины/Ламия

Связаться с продавцом

48 990 $ евро €46 000

Год 2000 г. Пробег 36940 миль Мощность

Италия, Кунео

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2014 Пробег Мощность

Китай, Хэфэй

Связаться с продавцом

7 987 долларов евро €7 500

Крышка загрузки. 83780 фунтов

Год Пробег Сила

Голландия, Венло

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 01/2005 Пробег 15435 м/ч Мощность

Греция, Афины/Ламия

Связаться с продавцом

28 330 $ шведских крон 289 000 шведских крон

Год 2001 г. Пробег Сила

Швеция, Блекинге

Связаться с продавцом

$572 900 евро €538 000

Год 01/2009 Пробег 17900 м/ч Power

Греция, Афины/Ламия

Связаться с продавцом

Связаться с продавцом

ГУСЕНИЦА 775Е

111 800 долларов США евро €105 000

Год 2005 г. Пробег 20000 м/ч Мощность

Люксембург, RUMELANGE

Связаться с продавцом

TEREX TA9 (472)

15 710 долл.

США евро €14 750

Крышка загрузки. 19840 фунтов

Год 2014 Пробег 2308 м/ч Мощность

Бельгия, Бален

Связаться с продавцом

AUSA D150RMA

6 336 долларов США евро €5 950

Год 2009 г. Пробег 1200 м/ч Power

Испания, Алькала-де-Гвадаира

1

Связаться с продавцом

KOMATSU HD605-7

цена по запросу

Год 2007 г. Пробег Мощность

Германия, Меттен

1

Связаться с продавцом

1

Связаться с продавцом

Связаться с продавцом

KOMATSU HD605-8EO

цена по запросу

Крышка загрузки. 138900 фунтов Объем 1413 футов³

Год 2019 Пробег 2734 мили Мощность

Германия, Бад-Мюндер

Связаться с продавцом

ЕВКЛИД R 60

21,19 $0 евро €19 900

Год 1999 г. Пробег 30000 м/ч Мощность

Германия, Саарлуи

Связаться с продавцом

БЕЛАЗ 7255

$15 970 евро €15 000

Крышка загрузки. 66140 фунтов

Год 1992 г. Пробег 8210 м/ч Мощность

Польша, Шевце

1

Связаться с продавцом

VOLVO A35E

82 810 долларов США злотый 364 000 злотых

Год 2010 Пробег Мощность

Польша, Бжеско

Связаться с продавцом

ASTRA BM 35

цена по запросу

Год 1986 г. Пробег Мощность

Италия, Тортоли

Связаться с продавцом

PERLINI 336

цена по запросу

Год Пробег Power

Италия, Тортоли

1

Связаться с продавцом

Связаться с продавцом

ТЕРЭКС ТР 70

505 800 долларов США евро 475 000 евро

Год 01/2018 Пробег 4090 м/ч Power

Чехия, Праховице

Партнерская программа Machineryline

Станьте нашим партнером и получайте вознаграждение за каждого привлеченного клиента

Избранное : 0 Сравнение: 0

Следующий

1 23 … 18Следующий

Результаты поиска: 261 объявление

Показать

Получить новые результаты поиска:

Подписаться

Damper sa krutom šasijom, prodaja polovan Damper sa krutom šasijom, kruti Damper

Пронадено: 249 oglasa

Prikaži

Dobijte nove rezultate pretrage:

Potpišite se

Datum objavljivanja Datum objavljivanja Прво джефтине Прво скупе Година производне — прво нови Година производство — первая старая

Контактная продажа

cijena na upit

Година 2008 г. Километража Снага

Češka

Kontaktirajte prodavca

cijena na upit

Zapremina 24 м³

Година 01.01.2000 Километража 17337 м/ч Snaga

Njemačka, Grossenaspe

Pretplatite se na primanje novih oglasa iz ove kategorije

Kontaktirajte prodavca

cijena na upit

Година 2009 г. Километража Snaga

Češka

Kontaktirajte prodavca

cijena na upit

Godina 01/2004 Километража 16650 м/ч Snaga

Grčka, Athens/Lamia

Kontaktirajte prodavca

46. 000 € Без ПДВ-а

Година 2000 г. Километража 59454 км Snaga

Italija, Cuneo

Kontaktirajte prodavca

cijena na upit

Godina 2014 Километража Снага

Китай, Хэфэй

Контактная продажа

7.500 €

Носивость 38000 кг

Година Километража Снага

Низоземска, Венло

Kontaktirajte prodavca

cijena na upit

Година 01/2005 Километража 15435 м/ч Snaga

Грчка, Афины/Ламия

Kontaktirajte prodavca

26. 600 € шведских крон 289 000 шведских крон

Година 2001 г. Километража Снага

Шведска, Блекинге

Контактная продажа

538.000 €

Година 01/2009 Километража 17900 м/ч Снага

Грчка, Афины/Ламия

Контактная продажа

Контактная продажа

CATERPILLAR 775E

105.000 € Без ПДВ-а

Година 2005 г. Километража 20000 м/ч Снага

Люксембург, RUMELANGE

Контактная информация

TEREX TA9 (472)

14 750 € Без ПДВ-а

Носивость 9000 кг

Година 2014 Километража 2308 м/ч Снага

Бельгия, Бален

Kontaktirajte prodavca

AUSA D150RMA

5. 950 € Без ПДВ-а

Година 2009 г. Километража 1200 м/ч Snaga

Испания, Алькала-де-Гвадаира

1

Контактная продажа

КОМАТСУ HD605-7

cijena na upit

Година 2007 г. Километража Снага

Немачка, Меттен

1

Контактная продажа

1

Контактная продажа

Контактная продажа

КОМАТСУ HD605-8EO

cijena na upit

Носивость 63000 кг Запремина 40 м³

Година 2019 Километража 4400 км Снага

Немачка, Бад-Мюндер

Контактная продажа

ЕВКЛИД R 60

19 900 € Без ПДВ-а

Година 1999 г. Километража 30000 м/ч Snaga

Njemačka, Saarlouis

Kontaktirajte prodavca

БЕЛАЗ 7255

15.000 € Без ПДВ-а

Носивость 30000 кг

Година 1992 г. Километража 8210 м/ч Снага

Польска, Шевце

1

Контактная информация

VOLVO A35E

77 760 € злотый 364.000 PLN

Година 2010 Километража Snaga

Poljska, Brzesko

Kontaktirajte prodavca

АСТРА БМ 35

cijena na upit

Година 1986 г.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *