Дорожные строительные машины – Строительно-дорожные машины — Википедия

Содержание

Дорожно-строительные машины, описание и характеристики

Строительная техника состоит из ДВС, трансмиссии, ходовой части или ходовой системы, рабочего оборудования. Она оборудована одним или несколькими рабочими органами (рабочим оборудованием) и системой управления для выполнения технологических операций при строительстве, а также при дорожном строительстве в соответствии с назначением и областью применения машины. На строительную технику также может устанавливаться сменное рабочее оборудование для расширения области применения спецтехники.

К параметрам строительных машин относятся: масса; габариты; рабочие и транспортные скорости; технические характеристики рабочих органов. Дорожно-строительные машины по характеру работы подразделяются на машины «непрерывного» и «цикличного» действия. Машины «непрерывного» действия, например, катки, совершают рабочий процесс непрерывно, а у машин «цикличного» действия, например, экскаваторов, рабочий процесс состоит из повторяющихся циклов, которые включают в себя несколько различных операций. При выполнении рабочего процесса дорожно-строительными машинами существуют два режима рабочий и транспортный. Рабочий режим характеризуется более высокими суммарными сопротивлениями, малыми скоростями и при нем наиболее полно используются тяговые качества дорожно-строительной машины. Дорожно-строительные машины обычно классифицируются по технологическому принципу (по назначению выполняемых функций) на группы.

Например, на подготовительные машины (для подготовительных дорожно-строительных работ – корчеватели, рыхлители и др.), земляные машины для возведения земляного полотна (бульдозеры, автогрейдеры и др.), машины для строительства искусственных сооружений (молоты, копры и др.), машины для уплотнения грунтов дорожных оснований и покрытий, а также по назначению выполняемых функций и на другие группы дорожно-строительных машин. Следует отметить, что существуют три вида производительности дорожно-строительных машин.

Во-первых, это конструктивная производительность, которая характеризуется конструктивными параметрами и свойствами среды.

Во-вторых, это техническая производительность, которая определяется умножением конструктивной производительности на ряд коэффициентов, учитывающих соответствующие потери (мощности, скорости и др.), степень использования рабочего оборудования (перекрытие проходов машины, коэффициенты наполнения ковша и др.).

В-третьих, это эксплуатационная производительность, которая определяется умножением технической производительности на коэффициент использования машины во времени и на коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста.

В соответствии с производственными требованиями перед выполнением работ по строительству или дорожному строительству сначала предварительно выбирается, какая дорожно-строительная машина должна применяться с учетом назначения машины. Выбираются наиболее рациональные режимы работы ДСМ. При этом учитываются категории грунтов в месте производства работ.

Назначение и конструктивные особенности строительной техники:

Экскаватор на гусеничном ходу

Автогрейдер

Бульдозер

Гидравлический полноповоротный экскаватор на колесном ходу

Грузоподъемные машины

Колесный трактор с экскаваторным и бульдозерным или погрузочным оборудованием

Особенности мини-погрузчиков на колесном ходу

Погрузчик на колесном ходу

Ресайклер

Рабочее оборудование ресайклера

Сменное рабочее оборудование

Экскаватор с гидромолотом

Телескопический погрузчик

Вилочный погрузчик

Аренда строительной техники от собственника

www.s5000.ru

Виды дорожно-строительных машин на базе МТЗ и их характеристики

Строительно-дорожная техника (СДТ или ДСТ) – группа машин и механизмов, используемых при строительстве дорог, а также их ремонте и эксплуатации.

В зависимости от направления применения ДСТ разделяется на следующие основные виды.

Агрегаты, используемые при ведении подготовительных дорожных работ:

  • расчищающие место для прокладки дорожного полотна от мелкого леса и кустарника кусторезы;
  • механизированные комплексы для корчевки пней и удаления больших камней;
  • механизмы для рыхления плотного или промерзшего грунта.

Машины для перемещения грунта:

  • Бульдозеры – перемещающие грунт механизмы, используемые для планирования поверхности и переноса земли;
  • Экскаваторы – предназначенные для выемки и перемещения грунта механизированные комплексы;
  • Грейдеры – агрегаты для возведения и планирования дорожного полотна;
  • Послойно срезающие поверхность почвы скреперы, способные перемещать грунт на расстояние до 5 км.

Укладчики дорожной поверхности:

  • Удаляющие верхний слой дорожного полотна фрезы;
  • Укладчики асфальта и катки для уплотнения поверхности дорожного полотна и укладываемого на него асфальта.

К ДСТ также относятся: использующие различные принципы работы молоты и вибраторы. Применяемые при установке в грунт свай и бетонных конструкций; машины для приготовления и транспортировки бетонных смесей, снегоуборочные комплексы и очистители улиц, погрузчики и подъемные краны, а также предназначенные для непрерывной транспортировки материалов конвейеры.

Дорожно-строительные комплексы на базе машин, производства МТЗ-Холдинг

Благодаря своим высоким технико-эксплуатационным характеристикам, неприхотливости к топливу, простоте эксплуатации и возможности агрегирования с большим числом механизмов и устройств, тракторы производства МТЗ нашли широкое использование в дорожно-строительных комплексах с различным направлением использования.

Экскаваторно-погрузочная техника на базе тракторов торговой марки BELARUS

Основными тракторами минского производства, используемыми в качестве базовых агрегатов экскаваторно-погрузочных комплексов, являются модели МТЗ-82.1/82.П/92П/892/920/920.2.

Траншейно-погрузочный комплекс Беларус ЭП-Ф-Ц

Траншейный экскаватор МТЗ ЭП-Ф-Ц – оснащенный цепной системой выемки грунта и бульдозерным отвалом или погрузочным ковшом высокопроизводительный агрегат, использующий в качестве базового трактора Беларус 82.П.

Применяемая для прокладки водо- и газопроводов, канализационных сетей и коммуникаций связи машина, рассчитана на долговременную непрерывную работу в различных климатических условиях.

Приводимый в действие задним устройством отбора мощности быстросъемный универсальный режущий механизм, позволяет при необходимости менять экскаваторные цепи, регулируя ширину траншеи в диапазоне от 0,14 до 0,41 метра, выбирая рабочие инструменты, наилучшим образом подходящие для работы с определенным видом грунта – скребковые цепи для грунтов невысокой плотности и оснащенные твердосплавными резцами универсальные для высокоплотных массивов земли.

Эксплуатационно-технические характеристики Беларус ЭП-Ф-Ц
Эксплуатационный вес (тонн)5,470
Глубина выкапываемой траншеи (м)1,5
Виды цепей/ширина траншеи (м)скребковая/0,210;0,270;0,410; универсальная/0,21; твердосплавные резцы/0,14

Экскаваторно-погрузочный агрегат Беларус ЭП-Ф-Б

Беларус ЭП-Ф-Б – экскаваторно-погрузочная машина на базе 81 сильного трактора МТЗ-92П, предназначенная для прокладки коммуникаций различного назначения в грунтах разной плотности.

Приводимый в действие гидравлической системой трактора экскаваторный модуль агрегата с ковшом объемом 0,18 куб. метра позволяет производить выемку грунта с глубины до 4,3 метра в радиусе 5,2 метра.

Установленный в передней части агрегата гидравлический отвал при необходимости может заменяться другими устройствами и механизмами, среди которых:

  • Одна тонные грейферные вилы с высотой разгрузки до 2,6 метра;
  • Полукубовый грейферный ковш с номинальной грузоподъемностью 1 тонна;
  • Трехсот десяти килограммовый гидравлический молот с мощностью в диапазоне от 3,66 до 5,08 кВт, использующий в качестве рабочих органов пику, трамбующую плиту и клин;
  • Ковш с уменьшенной шириной емкостью 0,13 куб. метра.
Технико-эксплуатационные параметры МТЗ ЭП-Ф-Б
Серия двигателяД-243
Эксплуатационная масса (тонн)6,250
Тип экскаваторного устройстваобратная лопата
Угол поворота экскаваторной системы (градусы)170
Ширина ковша (м)0,58
Бульдозерный отвал (ШхВ в метрах)2,100х0,650
Глубина опускания отвала ниже уровня колес (м)0,200

Дорожно-фрезерные агрегаты на базе тракторов BELARUS

Дорожные фрезы – один из видов навесного оборудования, основным направлением применения которого является фрезерование асфальтных и бетонных поверхностей различного назначения при их ремонте, а также уничтожение оставшихся после вырубки деревьев пней.

Дорожные фрезы используются при ведении следующих видов ремонта дорожного полотна:

  • Устранение колейных углублений;
  • Снятие асфальта или бетона при восстановлении дорожного покрытия;
  • Выборочное фрезерование поверхности дорог при их локальном ремонте.

Навесное дорожное фрезерное оборудование устанавливается на трактора тягового класса 1,4, в частности, на машины производства минского предприятия МТЗ-Холдинг.

Дорожный фрезерный комплекс ФД 567

Установленные на тракторы МТЗ-80, 82, 800 и 900 дорожные фрезерные устройств ФД 567 за один проход снимают асфальтобетонное дорожное покрытие шириной 0,4 метра и глубиной до 0,065 метра.

Смонтированная в центре кормовой части трактора барабанная фреза вращается задним валом отбора мощности базового агрегата и перемещается вертикально соединенным с гидросистемой трактора гидравлическим приводом.

Технические характеристики фрезерного механизма ФД 567
Эксплуатационная масса (тонн)1,160
Диапазон рабочей скорости (км в час)0-0,5
Скорость вращения вала отбора мощности базовой машины (об в минуту)540
Использование уменьшителя ходаиспользуется гидравлический замедлитель хода

Дорожно-фрезерная машина БЛ 400

Агрегируемое с тракторами МТЗ-800 и 900 дорожно-фрезерное устройство БЛ 400 предназначено для использования при ведении ремонта дорожного, тротуарного и аэродромного покрытий различной сложности и объема.

Эксплуатируемая при температуре не ниже 5 градусов фреза позволяет за один проход снимать покрытие глубиной 0,065 метра с участка шириной 0,400 метра.

Расположенный перпендикулярно оси базового агрегата рабочий орган фрезерного механизма приводится в действие задним устройством отбора мощности базовой машины и перемещается вертикально гидроприводом, работающим от гидросистемы трактора.

Подъемная техника на базе машин торгового бренда BELARUS

Многофункциональные мобильные подъемные комплексы используются при прокладке различных коммуникаций, их обслуживании и ремонте, а также в аграрном производстве и при ведении спасательных работ.

Подъемный комплекс БЛ-09

Созданная на базе МТЗ-82П универсальная машина БЛ-09 наряду с подъемными операциями может выполнять планирование и перемещение грунта.

Обладающий высокой проходимостью, приспособленный к климату стран постсоветского пространства комплекс оснащен высокоуровневой системой безопасности, в состав которой входят:

  • Системы контроля ориентации люльки в вертикальном положении и ее аварийного опускания;
  • Устройства ограничения максимального груза и области обслуживания;
  • Системы блокировки подъема и поворота стрелы;
  • Гидравлические замки цилиндров гидросистемы, удерживающие цилиндры в исходном положении при нарушении подачи носителя;
  • Фиксатор стрелы.
Технико-эксплуатационные характеристики подъемного комплекса БЛ-09
Транспортные размеры (ДхШхВ в мм)5300х2400х3700
Высота подъема люльки (м)9
Радиус зоны обслуживания (м)7
Предельный вес поднимаемого груза (тонн)0,25
Вес навесного оборудования (тонн)1,5
Горизонтальный угол поворота стрелы (градусы)220

Бурильные комплексы, использующие в качестве базового агрегата трактора МТЗ

На базе тракторов производства МТЗ-Холдинг выпускается ряд высокопроизводительных бурильных комплексов, предназначенных для подготовки мест установки опор линий электропередач и свайных конструкций.

Среди машин минского производства наибольшее применение в качестве базового агрегата различных бурильных установок получила модель МТЗ-80 и 82.

Бурильный комплекс БМ-205Д

Агрегат БМ-205Д наиболее распространенный бурильный комплекс, выпускаемый на базе тракторов МТЗ-80 и 82.

Комплекс производится в различных модификациях, укомплектованных приспособленным для работы с грунтом загрузочным устройством, а также снежными и земляными отвалами.

Кроме этого, в состав различных модификаций комплекса входят предназначенные для уборки отработанного грунта и перемещения опор щеточные механизмы и лебедки.

Сочетание универсального бурильного механизма с подъемным устройством позволяет агрегату выполнять как подготовку скважин глубиной до трех метров, так и установку в них опор и свай семиметровой длины.

Приводимая в движение задним устройством отбора мощности трактора бурильная установка с крутящим моментом 4900 Нхм может проделывать в грунте скважины диаметром 36, 50, 63 и 80 миллиметров.

Технико-эксплуатационные характеристики БМ-205Д
Эксплуатационный вес (тонн)6,450
Транспортные размеры (ДхШхВ в метрах)6,950х2,500х7,600
Предельная высота подъема груза (м)7
Предельный вес поднимаемого груза (тонн)1,5
Диапазон углов бурения (градусы)60-105

Ямобур Э-01-060

Предназначенный для бурения скважин глубиной до 2,5 метра механизированный бурильный комплекс Э-01-060 производится в базовой и четырех отличающихся друг от друга диаметром бура модификациях.

Небольшой вес бурильного оборудования и быстросъемный механизм крепления позволяют проводить быструю замену бура на другие инструменты, в частности, на высокопрочные шнеки, предназначенные для бурения грунтов высокой плотности.

Технико-эксплуатационные характеристики Э-01-060
Эксплуатационный вес бурильного оборудования (тонн)0,235
Предельная скорость вращения бура (оборотов в минуту)80
Мощность бура (кВт)25
Предельная глубина бурения без удлинителя (м)1,5

Раскрепляющие устройства на базе тракторов МТЗ

Раскрепляющие механизмы ДРУ-01 и ДПО-01 используются для извлечения из грунта старых деревянных опор линий электропередач и строительных свай.

Благодаря возможности фиксации опоры или сваи в скважине, оборудование ДРУ-01 значительно упрощает как извлечение старых конструкций из земли, так и монтаж новых.

Выполненное в виде гидравлического цилиндра устройство ДПО-01 предназначено для извлечения из грунта опорных конструкций различного вида.

Способное создавать усилие 8 000 кгхс оборудование легко устанавливается на ямобур и значительно экономит время при демонтаже пришедших в негодность опор и свай.

Гидравлические молоты на базе техники производства МТЗ

Гидравлические молоты – разновидность навесного оборудования, используемого для разрушения асфальтных и бетонных покрытий различной твердости.

Благодаря универсальности гидравлической системы, трактора торговой марки BELARUS могут быть агрегированы с гидравлическими молотами отечественного и зарубежного производства.

Широкое применение при ведении дорожных ремонтов получили молотобойные комплексы, в состав которых входят различные тракторы МТЗ, оснащенные легкими гидромолотами h55, H55Ds, H63, H70, H90 и h200 и их модификациями.

Технико-эксплуатационные характеристики молотов модельного ряда Н
Диапазон эксплуатационного веса (тонн)от 0,130 до 0,830
Диапазон ритма нанесения ударов ( удары в минуту)от 830 до 1450
Рабочее давление (бар)135-170
Диаметр инструмента (мм)от 45 до 95

traktoramtz.com

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 289

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. А. Зорин

ДОРО́ЖНО-СТРОИ́ТЕЛЬНЫЕ МАШИ́НЫ (ДСМ), сред­ст­ва ме­ха­ни­за­ции, пред­на­зна­чен­ные для строи­тель­ст­ва, ре­кон­ст­рук­ции и со­дер­жа­ния до­рог и при­до­рож­ных со­ору­же­ний. Ка­ж­дая ма­ши­на со­сто­ит из ра­бо­че­го и си­ло­во­го обо­ру­до­ва­ния, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций (ос­нов­ной ра­мы, ра­бо­че­го обо­ру­до­ва­ния, кор­пу­са) и сис­те­мы уп­рав­ле­ния. Кро­ме то­го, боль­шин­ст­во ма­шин име­ют хо­до­вое обо­ру­до­ва­ние и пе­ре­да­точ­ные уст­рой­ст­ва (транс­мис­сии) для пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии си­ло­во­го обо­ру­до­ва­ния в по­лез­ную ра­бо­ту ра­бо­че­го ор­га­на.

По на­зна­че­нию ДСМ под­раз­де­ля­ют на ма­ши­ны для под­го­тов­ки тер­ри­то­рии (кор­че­ва­те­ли, кус­то­ре­зы, рых­ли­те­ли и др.), зем­ля­ных ра­бот (буль­до­зе­ры, скре­пе­ры, ав­то­грей­де­ры, экс­ка­ва­то­ры и др.), для уп­лот­не­ния грун­тов и до­рож­ных по­кры­тий (кат­ки до­рож­ные, трам­бо­воч­ные ма­ши­ны), строи­тель­ст­ва и ре­кон­ст­рук­ции ас­фаль­то­бе­тон­ных и це­мен­то­бе­тон­ных по­кры­тий ав­то­мо­биль­ных до­рог (ас­фаль­то­ук­лад­чи­ки, бе­то­но­ук­лад­чи­ки, ав­то­гуд­ро­на­то­ры и др.), окон­ча­тель­ной от­дел­ки по­верх­но­сти до­рож­ных по­кры­тий (труб­ча­тые фи­ни­шё­ры, на­рез­чи­ки швов, рас­пре­де­ли­те­ли плён­ко­об­ра­зую­щих ма­те­риа­лов и т. п.).

Эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния ДСМ оп­ре­де­ля­ет­ся не толь­ко зна­че­ния­ми их осн. па­ра­мет­ров – мощ­но­сти и про­из­во­ди­тель­но­сти, но так­же со­от­но­ше­ни­ем па­ра­мет­ров ма­шин, вхо­дя­щих в со­став ме­ха­ни­зир. до­рож­но-строит. от­ря­да.

Од­ним из осн. на­прав­ле­ний развития ДСМ яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние ком­плек­сов с ав­то­ма­ти­зир. сис­те­мой управ­ле­ния для ско­ро­ст­но­го (за один про­ход) вы­пол­не­ния всех тех­но­ло­гич. опе­ра­ций по уст­рой­ст­ву до­рож­ной оде­ж­ды. Клас­си­фи­ка­цию и осн. на­прав­ле­ния в об­ла­сти кон­струи­ро­ва­ния ДСМ см. в ст. Строи­тель­ные ма­ши­ны.

См. так­же До­рож­но-ре­монт­ные ма­ши­ны, Ком­му­наль­ные ма­ши­ны.

bigenc.ru

Типаж дорожно-строительных машин

Категория:

   Механизация дорожных работ

Публикация:

   Типаж дорожно-строительных машин

Читать далее:



Типаж дорожно-строительных машин

Типаж представляет собой систему типоразмерных рядов машин, необходимых для комплексной механизации определенного вида работ. Основа типажа — экономически оправданный и максимально сжатый типоразмерный ряд машин, подобранный по наиболее характерным (одному или двум) главным параметрам, принятым на основе предпочтительных чисел Например, типоразмерный ряд одноковшовых погрузчиков и скреперов составлен по емкости ковша и грузоподъемности, автогрейдеров — по мощности и сцепному весу, дорожных катков статического действия — по массе и давлению, тягачей — по тяговому усилию и т. д. Помимо главного параметра типаж включает некоторые основные параметры, характеризующие эксплуатационные качества машины: производительность, универсальность (наличие сменного рабочего оборудования) и др., а также показатели, определяющие унификацию машин между собой в одном ряду (внутритиповую) и по рядам смежных типов машин (межтиповую): мощность двигателя, вид ходовой части, тип привода, способ управления и др.

Необходимость разработки типажа вызвана тем, что некоторые модели дорожно-строительных машин имели очень близкие параметры, другие же машины, необходимые для строительства, не выпускались совсем или выпускались одного типоразмера и не всегда оказывались наиболее экономичными. Узлы и детали машин отличались своей конструктивной компоновкой, что усложняло организацию их массового производства, обслуживание и ремонт машин.

Внедрение типажа создает благоприятные условия для унификации машин, широкого использования нормализованных узлов, что является основой метода агрегатной сборки машин, осуществления кооперации в машиностроении и углубления специализации предприятий. Благодаря унификации создаются условия для расширения серийности, сокращаются издержки подготовки и оснащения производства, повышается качество машин и снижается их себестоимость. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость узлов и деталей, что облегчает техническое обслуживание и ремонт машин.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Типаж служит основой для создания базовых моделей, являющихся исходными для создания размерного ряда данного типа или различных исполнений — модификаций. Наличие базовых моделей с широкой унификацией и применением нормализованных узлов и деталей значительно сокращает сроки проектирования и промышленного освоения машин. Типаж дорожно-строительных машин увязан с типажами машин смежных отраслей машиностроения: машин для земляных работ (рыхлителей, бульдозеров, скреперов) — с типажом тракторов; колесных машин (автогрейдеров, погрузчиков) — с типажом двигателей; автомобильных кранов, роторных снегоочистителей, битумовозов, цементовозов и др. — с типажами грузовых автомобилей и т. п.

Ma основе типажа дорожно-строительных машин создаются государственные стандарты на их типоразмер-. ные ряды. Для отдельных дорожно-строительных машин такие ряды приведены во II части книги, здесь рассмотрим типаж базовых тяговых средств.

В качестве тяговых средств для дорожно-строительных машин широко используются гусеничные и колесные тракторы, колесные тягачи (двухосные и одноосные) и шасси грузовых автомобилей.

Тракторы применяют как общего назначения, так и промышленные. Первые рассчитываются главным образом на крюковую тягу из условий работы на повышенных скоростях движения (12 км/ч), вследствие чего они не могут обеспечивать длительную работу в режиме малых скоростей, необходимых для земляных работ (доЗ км/ч) с максимальным тяговым усилием по сцепному весу. Они не рассчитаны также на тяжелое навесное оборудование и не обладают необходимой проходимостью. Созданные модификации промышленных (колесных и гусеничных) тракторов могут работать с навесным оборудованием (бульдозеры, погрузчики, рыхлители, корчеватели) в тяжелых условиях земляных работ.

Главный параметр трактора — номинальное тяговое усилие (класс). К тяжелым серийным гусеничным тракторам классов 10, 15 и 25 тс относятся тракторы Т-100МЗ и Т-130, Т-180 и ДЭТ-250. Осваиваются унифицированные гусеничные промышленные тракторы Т-220, Т-330 и Т-500 классов 15, 25 и 35 тс.

Промышленные тракторы: – рассчитаиы на дополнительную нагрузку от навесного оборудования и реализуют тягу по сцепному весу; – имеют специальные места для навески оборудования и необходимые зазоры между гусеницами и рамой для расположения толкающих брусьев бульдозеров и стрел погрузчиков; – оборудованы гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей уменьшение числа переключений, передач; – повышение тяговых качеств и снижение возможностей поломок при резких перегрузках; – снабжены быстродействующим реверсивным механизмом для лучшего маневрирования при челночном способе работы; – колесные тракторы, помимо указанного, обычно имеют все ведущие колеса одного размера, что обеспечивает лучшую тягу, устойчивость и проходимость.

При увеличении мощности двигателей создается возможность реализации максимальной тяги по сцепному весу, что желательно также для быстрого преодоления пиковых нагрузок.

Колесные тягачи и специальные унифицированные шасси дорожно-строительных машин — сравнительно новые объекты машиностроения.

Производительность скреперов, погрузчиков, бульдозеров, грейдер-элеваторов и других самоходных колесных машин выше, чем прицепных и навесных машин к гусеничным тракторам, в 1,5—2 раза при одних и тех же рабочих параметрах за счет мобильности и маневренности колесного хода. Высокие транспортные скорости колесных машин позволяют использовать их на объекте более полно в течение смены и года. Материалоемкость колесных самоходных машин в 1,2— 1,3 раза ниже, чем прицепных и навесных машин с гусеничными тракторами. Себестоимость производства работ у колесных скреперов в 1,5—1,8 раза, а у бульдозеров — в 1,2—1,5 раза ниже, чем у гусеничных машин. Приведенные данные в значительной степени зависят от условий эксплуатации.

Колесные тягачи разделяются на двухосные, одноосные и специальные. Двухосные тягачи предназначены для бульдозеров, строительных погрузчиков, снегоочистителей и другого навесного оборудования. Одноосные тягачи используются для скреперов, стругов, землевозов, грейдер-элеваторов, катков и других полуприцепных землеройно-транспорт-ных машин. Специальные тягачи или агрегатные двух- и трехосные шасси собираются из узлов, унифицированных с одноосными и двухосными тягачами, для компоновки различных самоходных колесных строительных и дорожных машин, если для них не могут быть использованы двухосные тягачи. К таким машинам относятся автогрейдеры, грунтосмесители, трамбовочные машины.

Двухосные тягачи, а также некоторые трехосные специальные шасси для автогрейдеров имеют все ведущие колеса с шинами низкого или регулируемого давления, что обеспечивает им высокую проходимость и мобильность.

Двухосные тягачи с основным видом оборудования работают обычно челночным способом: при рабочем ходе вперед осуществляется черпание материала (погрузчиком) или резание и перемещение грунта (бульдозером), при обратном ходе производится транспортирование (погрузчиком) или откатка в исходное положение (бульдозером). Поэтому двухосные тягачи оснащаются быстродействующим реверсивным устройством.

Основные виды рабочего оборудования размещаются на тягачах фронтально, т. е. спереди, что определяет их компоновку. Двигатель, расположенный сзади, служит контргрузом. Кабина размещается в базе машины, что обеспечивает хороший обзор спереди и сзади.

В зависимости от способа по» ворота различают тягачи о бортовым поворотом, с поворотом передними или задними управляемыми колесами и с поворотом шарнирно-сочлененных по-лурам.

Машины с бортовым поворотом осуществляют его так же, как гусеничные тракторы,— торможением колес одной стороны борта или противоположным движением колес разных бортов. Такие тягачи имеют короткую базу, равную или меньшую колеи машины, они весьма компактны и маневренны (разворачиваются на месте). Однако у этих машин повышен износ шин в результате юза колес при повороте, а короткая база ограничивает транспортную скорость машины до 20 км/ч; кроме того, поворот машины в колее весьма затруднителен. Поэтому бортовой поворот применяется только на тягачах малой мощности.

Тягачи с управляемыми колесами распространены более широко. Поворот посредством передних колес обеспечивает маневрирование, присущее автомобилю, однако при фронтальной навеске оборудования он обусловливает значительное расширение колеи, так как между повернутыми колесами и рамой машины должен быть необходимый зазор. Кроме того, при черпании ковшом погрузчика или заглублении отвала бульдозера передние колеса несколько перегружаются и управляемость машины нарушается. Поэтому чаще всего поворот осуществляется посредством задних колес (погрузчик Д-561Б). При этом передний мост с неуправляемыми колесами жестко крепится к раме, а мост с управляемыми колесами подвешивается сзади к раме, под двигателем, на жестком поперечном балансире. Рулевое управление задних колес выполняют с гидроусилителем.

При задних поворотных колесах ухудшается управляемость при их вывешивании, а также снижается устойчивость движения на высоких скоростях. Для избежания этого в некоторых случаях устанавливают поворотные на 180° сиденье водителя и рулевое колесо, а также вводят дублированные рычаги и педали управления, и задний мост при транспортном режиме становится передним (тягач МоАЗ-542).

В последние годы получили распространение двухосные тягачи, у которых поворот выполняется с использованием шарнирно-сочлененных полу-рам. У таких тягачей нет поворотных колес, обе полурамы, к которым подвешены мосты, соединяются шарниром, имеющим две степени свободы; в горизонтальной плоскости — для поворота машины и в .вертикальной — для обеспечения взаимного перекоса мостов при движении машины по неровной поверхности (тракторы Т-150К и К-700 и двухосные тягачи на их базе Т-158. Т-156 и К-702).

Одноосные тягачи с основным видом оборудования — скрепером затрачивают до 70% рабочего времени и более на транспортные операции — движение с грузом и холостые пробеги. При работе с другими видами полуприцепных машин тягач выполняет в основном функции транспортной машины. Поэтому одноосный тягач не рассчитывается на загрузку ковша грунтом собственным тяговым усилием, а работает, как правило, с толкачом.

У одноосных тягачей для управления полуприцепной машиной используют канатные, гидравлические или электроканатные системы. К лебедкам, гидронасосам или электрогенераторам, питающим током электродвигатели лебедок, мощность передается от двигателя тягача или от коробки передач.

Седельно-сцепное устройство имеет две степени свободы — в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ось вертикального шкворня его несколько смещена назад относительно оси ходовых колес.

Поворот тягача относительно полуприцепа осуществляется под действием рулевых гидроцилиндров на 90° в каждую сторону, что обеспечивает минимальный радиус поворота, почти равный базе машины.

Транспортные скорости одноосных тягачей достигают 60 км/ч. Для обеспечения высоких транспортных скоростей и предотвращения «галопирования» кабина тягача крепится к мосту на спиральных рессорах с гидроамортизаторами автомобильного типа.

Специальные унифицированные шасси служат несущей ходовой базой, обеспечивающей установку, работу и транспортирование различных дорожно-строительных машин, для которых не могут быть использованы двухосные и одноосные тягачи. Компоновка таких шасси зависит от технологического назначения и конструкции рабочего оборудования.

Шасси собирают из узлов, аналогичных узлам двухосных и одноосных тягачей, и при необходимости оборудуют быстродействующими реверсивными устройствами. Для экскаваторов и кранов верхняя рабочая часть с поворотным устройством чаще всего бывает унифицированной и устанавливается на гусеничный ход или агрегатное шасси (пневмоколесный ход). Последнее может выполняться в двух

модификациях: с отдельными двигателями для ходового устройства и для привода рабочих органов, расположенных на поворотной раме, и с одним двигателем, обслуживающим ходовую часть и рабочие органы, располагаемые на поворотной платформе. При одном двигателе привод на ход осуществляется (для механического варианта) через шарнирно-поворотное устройство, что несколько усложняет кинематику машины, или с помощью многомоторного привода.

Кабины агрегатных шасси размещают так, чтобы обеспечить обзор фронта работ и обзор пути в транспортном положении. При наличии отдельного двигателя для привода хода устанавливают две кабины: одну (спереди) для транспортного хода, другую (на поворотной платформе) для управления рабочим оборудованием.

В зависимости от общей массы машины и надлежащей проходимости агрегатные шасси оборудуются двумя, тремя мостами и более. Поворотные колеса в целях повышения сцепного веса выполняют ведущими.

Автомобильные шасси широко применяют для монтажа на них различного дорожно-строительного и вспомогательного оборудования: – кранов, – экскаваторов, – бетономешалок, – автогудронаторов, – цементовозов, – бензовозов, – поливочно-моечных и подметально-уборочных машин, – ремонтеров, – походных мастерских, – компрессоров, – электростанций, – трейлеров и др.

Шасси должны иметь ходоуменьшители для выполнения определенных технологических операций: распределения битума и цемента, поливки и мойки покрытий и др. При наличии тяжелого кранового и экскаваторного оборудования рама и ходовая часть шасси должны быть усилены. Шасси автомобильных тягачей для улучшения маневренности должно иметь укороченную базу и седельное устройство для работы с полуприцепами, цистернами, трейлерами.

Рекламные предложения:


Читать далее: Оценка уровня качества дорожно-строительных машин

Категория: — Механизация дорожных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Машины для дорожного строительства

Строительные машины и оборудование, справочник


Наш поиск

Машины для дорожного строительства



Машины для строительства дорожных покрытий

Cмесительные машины

Асфальтобетонные базы и заводы

Асфальтобетонные машины

Бетонные базы и заводы

Битумные котлы

Бурильные молотки (перфораторы)

Буровой снаряд

Гудронаторы

Дорожные автомобили

Камнедробильно-сортировочные установки и заводы

Компрессоры

Машины для валки крупного леса

Машины для зимнего содержания автомобильных дорог

Машины для корчевки пней

Машины для переработки каменных материалов

Машины для постройки покрытий по методу смешения на дороге

Машины для приготовления дорожных эмульсий

Машины для приготовления и укладки асфальтобетонных смесей

Машины для приготовления и укладки цементного бетона и отделки цементобетонной плиты

Машины для распределения дорожно-строительных материалов

Машины для ремонта и летнего содержания автомобильных дорог

Машины для розлива битумных материалов

Машины для рыхления грунтов и удаления из них корней и крупных камней

Машины для укладки асфальтобетонной смеси на дороге

Машины для укладки бетонных дорог и отделки бетонных плит

Машины и оборудование для гидравлического способа производства земляных работ

Машины и оборудование для хранения, приготовления и распределения органических вяжущих материалов и их смешения

Машины, оборудование и инструменты для добычи и переработки каменных материалов

Оборудование для хранения и подогрева вяжущих материалов

Основные правила техники безопасности при работе на дорожностроительных машинах

Силовое оборудование, приводы и управление дорожными машинами

Станки глубокого бурения

Фрезы, грунтосмесители и дорожные комбайны

Экскаваторы для дорожных работ

Экскаваторы для землеройных работ

Выбор мощности двигателя и определение производительности одноковшовых экскаваторов

Конструктивные схемы и процессы работы одноковшовых экскаваторов

Назначение и классификация экскаваторов

Общий расчет многоковшовых экскаваторов

Одноковшовые экскаваторы

Привод и механизмы

Расчет рабочего оборудования и основных узлов экскаваторов

Статический расчет одноковшовых экскаваторов

Экскаваторы непрерывного действия

Машины для строительства асфальтобетонных покрытий

Вибрационные машины для уплотнения дорожных покрытий

Конструктивные схемы асфальтобетонных смесителей

Основы расчетов машин и оборудования для постройки дорог

Самоходные катки для уплотнения дорожных оснований и покрытий

Самоходные катки для уплотнения дорожных оснований и покрытий

Теория асфальтобетонных смесителей и их расчет на прочность

Укладчики асфальтобетонной смеси

Машины для строительства цементнобетонных покрытий

Бетоносмесители в дорожном строительстве

Заводы для приготовления бетонных смесей

Заводы и полигоны для изготовления бетонных конструкций

Машины для уплотнения грунтов

Вибротрамбующие машины

Прицепные катки

Трамбующие машины в дорожном строительстве

Физические основы процесса уплотнения грунтов машинами

Машины для добычи и переработки камня

Грохоты и гравиемойки

Дробилки

Дробильно-сортировочные установки и заводы

Машины добычи и переработки каменных материалов

Машины и оборудование для буро-взрывных работ в карьерах

Мельницы

Физико-механические свойства каменных материалов

Рабочие органы и ходовое оборудование

Рабочие органы землеройно-транспортных машин и их взаимодействие с грунтом

Рабочие органы и ходовое оборудование машин для земельных работ

Системы управления машин

Физико-механические свойства грунтов

Ходовое оборудование и общие положения тягового расчета

Землеройные машины для подготовительных работ

Автогрейдеры в землеройных работах

Автоматизация рабочих процессов землеройных машин

Базовые тягачи

Бульдозеры в землеройных работах

Грейдер-элеваторы и землеройно-фреэерные машины

Машины для гидравлической разработки грунта

Назначение и классификация землеройно-транспортных машин

Подготовительные машины для землеройных работ

Разработка мерзлых грунтов землеройными машинами

Скреперы в землеройных работах

Путевые и дорожные машины

Вибраторы

Вспомогательное оборудование транспортирующих машин

Детали путевых машин — понятия и определения

Домкраты, лебедки, тали и тельферы

Заклепочные и сварные соединения деталей путевых машин

Камеры пропаривания

Классификация путевых, дорожных и строительных машин

Материалы деталей путевых машин

Машины для бестраншейной проходки грунта

Машины для буровых работ

Машины для зимнего содержания городских и внутризаводских дорог

Машины для летнего содержания городских и внутризаводских дорог

Машины для постройки оснований и покрытий методом смешения на дороге

Машины для постройки трамвайных путей

Машины для распределения и уплотнения цементобетона и отделки его поверхности

Машины для распределения каменных материалов

Машины для ремонта городских и внутризаводских дорог

Машины для содержания и ремонта верхнего строения трамвайных путей

Машины для сортирования и мойки материалов

Машины для уплотнения грунта, дорожных оснований и покрытий

Машины и оборудование для приготовления и транспортирования цементобетона

Муфты путевых машин

Оборудование для гидромеханизации земляных работ

Оборудование для заготовки арматуры

Оборудование для изготовления бетонной тротуарной плитки и бортового камня

Оборудование для погружения свай

Оборудование для хранения, транспортирования и разогрева органических вяжущих материалов

Определение и классификация грузоподъемных машин

Оси и валы путевых машин

Основные сведения по эксплуатации машин

Основы теории взаимодействия рабочего органа землеройной машины с грунтом

Передачи путевых машин

Передвижные дробильно-сортировочные установки и заводы

Подшипники качения путевых машин

Подшипники скольжения путевых машин

Путевые краны

Путевые машина определения и понятия

Путевые машины для подготовительных работ

Распределители органических вяжущих материалов

Редукторы путевых машин

Резьбовые соединения деталей путевых машин

Силовое оборудование путевых, дорожных и строительных машин

Системы управления и трансмиссии

Такелажное оборудование и специальные детали грузоподъемных машин

Техническое обслуживание и ремонт машин

Транспортирующие путевые машины

Транспортные путевые машины

Ходовое оборудование путевых машин

stroy-technics.ru

Строительные машины

А.В. СИДОРЕНКО, А.А. МАВРОДИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Мариуполь 2009

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра Подъемно-транспортных машин и деталей машин

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

КУРС ЛЕКЦИЙ

для студентов очной и заочной форм обучения

ТОМ I

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

Составили ____________ А.В Сидоренко

____________ А.А. Мавроди

Мариуполь 2009

УДК 621. 76 (077)

Строительные машины: Курс лекций: Том I: Дорожные машины /А.В. Сидоренко, А.А. Мавроди; — Мариуполь, 2009. – 56 с.: 25 илл, 2 табл.

В учебном пособии изложены основные разделы программы дисциплины «Дорожные машины». Даны краткие сведения о назначении машин, их конструкции, принципе работы, расчете производительности, необходимые справочные данные.

Составили ____________ А.В Сидоренко

____________ А.А. Мавроди

Отв. за выпуск ____________ В.В. Суглобов, д-р техн.

наук, проф.

Содержание Лекция 1. Вводная

– Общие сведения о трех взаимосвязанных дисциплинах: «Дорожные машины», «Машины для земляных работ», «Машины для производства строительных материалов». Эти сведения и далее по тексту изложены в документах: робоча навчальна программа з дисциплiн «Дорожнi машини», «Машини для земляних робiт», «Машини для виробництва будiвельних матерiалiв»

– Объём лекционных и лабораторно-практических занятий

– Сведения о курсовой работе

– Общие требования к усвоению дисциплины

– Режим экзаменов и аттестационных требований

– Литературные источники

– Перечень вопросов к экзаменационным билетам

– Вступление к курсу:

Подъем капитального строительства на качественно новый уровень возможен за счет последовательного проведения курса на дальнейшую его индустриализацию, существенного сокращения ручного труда, совершенствования структуры и организации строительного производства.

Одним из ведущих факторов в решении задач сокращения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования,

У нас в стране постоянно повышается технический уровень и качество машин и оборудования, меняется структура их выпуска за счет создания и освоения производства новых прогрессивных видов техники. В настоящее время отрасль строительного, дорожного и коммунального машиностроения выпускает около 2000 наименований различных по назначению машин и оборудования.

studfiles.net

Силовое оборудование путевых, дорожных и строительных машин

Категория:

   Путевые и дорожные машины

Публикация:

   Силовое оборудование путевых, дорожных и строительных машин

Читать далее:



Силовое оборудование путевых, дорожных и строительных машин

В качестве силового оборудования (источников энергии) путевых, дорожных и строительных машин используют электрический привод и привод от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторные, дизельные).

Электрический привод применяют в местах, имеющих подводку электроэнергии. Электроэнергия подается по проводам или кабелю от местных или передвижных электростанций и электропоездов, а иногда вырабатывается на самой машине генератором, приводимым во вращение двигателем внутреннего сгорания (дизель-электрический привод). Для большинства строительных машин применяют асинхронные электродвигатели трехфазного тока напряжением 220/380 В. Установочная мощность их достигает 250—300 кВт. На машинах более мощных, работающих со значительными перегрузками, устанавливают электродвигатели постоянного тока мощностыо 800—1000 кВт. Напряжение питающей сети достигает 6000—10 000 В.

Для ручных машин с электроприводом обычно применяют электродвигатели напряжением не более 220 В, а при работе в сырых местах — 36 В.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При многодвигательном приводе каждый двигатель приводит в движение один механизм, т. е. имеем индивидуальный привод каждого механизма. Недостатками электропривода являются невозможность регулирования скорости при увеличении момента, большая удельная масса на 1 кВт мощности (до 40 кг). Для^питания электроэнергией силовых и осветительных линий на местах производства работ, где отсутствует централизованное снабжение электроэнергией, применяются передвижные электростанции, монтируемые на прицепах автомобилей (до 100 кВт) или в специальных железнодорожных вагонах и энергопоездах (мощностью 1000—4000 кВт).

Передвижная электростанция представляет собой агрегат, состоящий из силовой установки (двигателя внутреннего сгорания), генератора переменного тока, возбудителя, контрольно-измерительных и пусковых приборов.

Привод от двигателя внутреннего сгорания является автономным, т. е. не зависит от внешнего источника энергии. Примёняется в основном в передвижных путевых и дорожных машинах. Характеризуется малой удельной массой на единицу мощности (4—8 кг/кВт), постоянной готовностью к работе, надежностью и простотой в эксплуатации, небольшим расходом горючего. Недостатки этих двигателей: невозможность непосредственного реверсирования — не допускают перегрузки, трудность пуска в холодное время, высокая стоимость эксплуатации, малый моторесурс (3000—4000 ч вместо 5000 ч по сравнению с электродвигателями) .

Рис. 37. Схемы работы четырехтактного карбюраторного двигателя
а — впуск горючей смеси; б — сжатие рабочей смеси; в — рабочий ход; г-выпуск отработавших газов

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (рис. 37) заключается в следующем. При сгорании топлива (см. рис. 37, е) в цилиндре резко повышается температура и давление газов, которые давят на поршень и через шатун на коленчатый вал. Крутящий момент коленчатого вала посредством трансмиссии передается исполнительному органу и используется на преодоление полезных сопротивлений.

В состав двигателя внутреннего сгорания входят следующие механизмы и системы: – кривошипно-шатунный механизм, который предназначен для передачи усилий и преобразования возвратно-поступательного движения поршня 6 во вращательное движение коленчатого вала; – механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндр свежей горючей смеси (в дизелях воздуха) и выпуска из цилиндра отработавших газов посредством открывания впускного и выпускного клапанов, которые через толкатели опираются на кулачки распределительного вала. Каждый клапан снабжен пружиной, прижимающей его к клапанному седлу; – механизм регулирования (акселератор) обеспечивает регулирование частоты вращения коленчатого вала в зависимсти от нагрузки двигателя; – система питания в карбюраторном двигателе служит для приготовления горючей смеси необходимого состава вне цилиндра. В карбюраторе горючее перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь, которая через впускной трубопровод и впускной клапан поступает в цилиндр. В системе питания дизельного двигателя мелкораспыленное топливо под давлением, создаваемым насосом, форсункой непосредственно впрыскивается в камеру сгорания; – система зажигания имеется только в карбюраторных двигателях. Она предназначена для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В систему зажигания входят свечи 2, между электродами которых в определенные моменты появляются электрические разряды в виде искр, генератор высокого напряжения (до 20000 В) — магнето или индукционная катушка, прерыватель-распределитель, аккумулятор и генератор. Дизели не имеют системы зажигания, так как топливо в цилиндрах дизеля самовоспламеняется под действием высокой тем-тературы воздуха в конце такта сжатия; – система смазки обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей деталей. Смазка герметизирует посадку поршня в цилиндре, отводит продукты износа и тепло, предохраняет от коррозии; – система охлаждения предназначена для охлаждения нагревающихся деталей двигателя. В качестве охлаждающей жидкости летом применяют воду, а зимой — жидкость (антифриз), замерзающую при низких температурах (от—40 до —45 °С). Современные двигатели внутреннего сгорания работают по четырхтактному и двухтактному циклам.

Тактом называется часть рабочего цикла, протекающего в цилиндре двигателя при движении поршня от одного крайнего положения до другого. Крайние положения поршня, в которых он меняет направление движения на обратное, называются мертвыми точками.

Ходом поршня называется расстояние между положениями поршня в верхней мертвой точке (ВМТ) и в нижней мертвой точке (НМТ). Ход поршня равняется двум радиусам кривошипа (S — 2r). Пространство, освобождаемое поршнем, при перемещении от ВМТ до НМТ, называется рабочим объемом цилиндра, который в сумме с объемом камеры сжатия образует полный объем цилиндра. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия (сгорания) называется степенью сжатия. Величина степени сжатия двигателей изменяется в следующих пределах: бензиновые карбюраторные 5,5—7,5; дизели 15 — 20.

В четырехтактном двигателе рабочий процесс в одном цилиндре повторяется через каждые четыре хода поршня, т. е. совершается за два оборота коленчатого вала, а в двухтактном — в течение двух ходов поршня, т. е. за один оборот коленчатого вала. Рабочий процесс четырехтактного карбюраторного двигателя включает следующие такты.

Первый такт — впуск горючей смеси происходит при движении поршня от ВМТ к НМТ (см. рис. 37, а). Впускной клапан открыт, а выпускной — закрыт. При движении поршня в цилиндре создается разрежение 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2), под действием которого горючая смесь поступает из карбюратора в цилиндр двигателя со скоростью 50—80 м/с. При соприкосновении с нагретыми стенками двигателя смесь нагревается до 80—130 °С.

Второй такт — сжатие происходит при движении поршня от НМТ к ВМТ (см. рис. 37,6). Впускной и выпускной клапаны закрыты. Во время сжатия объем газа в цилиндре уменьшается, а давление и температура газа увеличиваются. Давление газа в конце сжатия достигает 0,6—1,2 МПа (6—12 кгс/см2), а температура 300° С.

Третий такт — рабочий ход (см. рис. 37, в). В конце сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической искры и быстро сгорает. Температура горения газов достигает 2000—2400° С. Так как клапаны закрыты, давление в цилиндре резко повышается до 2,5—4 МПа (25—40 кгс/см2). Под действием силы, развиваемой давлением газов, поршень движется от ВМТ к НМТ и через шатун вращает коленчатый вал, совершая рабочий ход. По мере движения поршня к НМТ объем газов увеличивается, а давление их уменьшается до 0,3— 0,4 МПа (3—4 кгс/см2), причем температура отработавших газов снижается до 1500—1800° С. Нормальная скорость горения топлива равна 20—50 м/с, а при детонации (горение со взрывом) — 2000—3000 м/с. Детонация вредно сказывается на работе двигателя и может вызвать поломку его деталей.

Четвертый такт — выпуск отработавших газов происходит при движении поршня от НМТ к ВМТ (см. рис. 37, г). При этом выпускной клапан открыт, а впускной закрыт. Давление газов в цилиндре составляет 0,105— 0,11 МПа (1,05—1,1 кгс/см2), а температура 700—800° С. При дальнейшем вращении коленчатого вала указанные такты цикла повторяются в той же последовательности.

В четырехтактном двигателе впуск, сжатие и выпуск являются вспомогательными тактами, а такт, при котором механическая энергия передается поршнем коленчатому валу, называется рабочим ходом. Для обеспечения равномерного вращения коленчатого вала число цилиндров двигателя доводят до 4—6 и устанавливают массивный маховик.

Для своевременного открывания и закрывания впускного и выпускного клапанов служит распределительный вал, при вращении которого кулачки приподнимают толкатели вместе с клапанами. Для прижатия клапанов к седлам служат пружины.

Процесс работы четырехтактного дизеля отличается от процесса работы карбюраторного двигателя методом образования и воспламенения горючей смеси. В первом такте в цилиндре двигателя засасывается воздух, во втором он сжимается до давления 3—4 МПа (30— 40 кгс/см2). Температура воздуха при этом повышается до 550—650 °С, что выше температуры самовоспламенения топлива, впрыскиваемого насосом через форсунку. Давление впрыска обычно составляет 12,5—20 МПа — для насосов низкого давления и 160 МПа — для насосов высокого давления. Третий такт — расширение характеризуется быстрым сгоранием топлива и повышением давления до 6—10 МПа (60—100 кгс/см2) и температуры до 1900—2000 °С. В четвертом такте происходит выпуск отработавших газов. Давление газов над поршнем в конце выпуска несколько выше атмосферного 0,11—0,125 МПа (1,1—1,25 кгс/см2).

Рабочий процесс двухтактного карбюраторного двигателя, схема которого показана на рис. 38, происходит на два такта или один оборот коленчатого вала. Основными особенностями конструкции двухтактного двигателя являются отсутствие механизма газораспределения, наличие в нижней части цилиндра трех окон, в определенные моменты перекрываемых поршнем. Впускное окно соединяется с карбюратором, а выпускное с выхлопной трубой. Окно является продувочным и служит для подачи свежей горючей смеси из картера в цилиндр.

Первый такт — поршень движется от НМТ к ВМТ. В начале этого такта впускное окно закрыто поршнем, а продувочное и выпускное открыты. Отработавшие газы через окно уходят в атмосферу, а через окно горючая смесь из картера поступает в цилиндр. Этот процесс называется продувкой. При движении вверх поршень закрывает окна, в цилиндре происходит сжатие рабочей смеси, а в картере — разрежение. При открывании поршнем окна начинается впуск горючей смеси из карбюратора в картер. Впуск продолжается до тех пор, пока поршень во время движения вниз не закроет нижней кромкой впускное окно. В конце сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической искры свечи.

Второй такт — поршень под действием расширяющихся газов движется от ВМТ к НМТ. По мере движения поршня вниз он закрывает впускное окно. В картере происходит сжатие свежей горючей смеси. Как только верхняя кромка поршня откроет окно, начинается выпуск отработавших газов. Давление в цилиндре в конце выпуска станет меньше, чем давление горючей смеси в картере. При открывании продувочного окна горючая смесь, имея избыточное давление, будет – поступать из картера в цилиндр, вытесняя отработавшие газы и заполняя цилиндр. Во время продувки некоторая часть рабочей смеси уходит с отработавшими газами, что снижает экономичность двигателя.

Рис. 38. Схема работы двухтактного карбюраторного двигателя с кривошипно-камерной продувкой
а — конец сжатия рабочей смеси в цилиндре и впуск горючей смеси; б — выпуск и продувка цилиндра

Для улучшения очистки цилиндра от отработавших газов днище поршня имеет специальный отражатель. Таким образом, рабочий цикл в двухтактном двигателе совершается за два такта, которым соответствует один оборот коленчатого вала. Основным процессом в первом также является сжатие, а во втором — рабочий ход. В конце второго и начале первого тактов происходит выпуск и продувка цилиндра.

Рис. 39. Схемы гидравлических насосов
а — шестеренного; б — пластинчатого; в — роторного (аксиально-поршневого)

Гидравлический привод широко применяют в путевых, дорожно-строительных, грузоподъемных и транспортных машинах. По принципу действия гидропривод делится на две группы: гидростатического действия (объемный гидропривод) и гидродинамического действия (гидромуфты и гидротрансформаторы).

Гидравлический привод состоит из насоса, системы распределения, рабочих цилиндров и трубопроводов. Гидравлические насосы (рис. 39) бывают: шестеренными, пластинчатыми и роторными (аксиально-поршневыми). Насосы приводятся в действие обычно от электродвигателя или от двигателя внутреннего сгорания. Пластинчатые и аксиально-поршневые насосы могут быть использованы как гидромоторы.

Шестеренный насос (см. рис. 39, а) состоит из корпуса и двух шестерен, ширина и диаметр которых одинаковы. Одна из шестерен (приводная) получает вращение от коробки Отбора мощности. При вращении шестерен жидкость, расположенная между зубьями, переносится вдоль стенок корпуса из полости всасывания А в напорную полость Б. В напорной полости жидкость из впадин вытесняется зубьями смежной шестерни и порциями поступает в напорную линию. Для уменьшения потерь головки зубьев шестерен притираются к цилиндрической расточке корпуса с минимальным зазором. Давление, развиваемое насосом, равно 14—15 МПа (140—150 кгс/см2), а мощность — до 50 кВт.

Пластинчатый насос (см. рис. 39, б) состоит из ротора, в радиальные пазы которого установлены пластины. Ось вращения ротора располагается с эксцентриситетом е относительно цилиндрической расточки корпуса. При вращении ротора пластины под действием центробежной силы выходят из пазов и прижимаются к внутренней поверхности корпуса. Усилие прижатия можно увеличить путем установки под нее пружины или подачи давления в полость В. В зоне всасывания объем между пластинами заполняется жидкостью, которая поступает под действием атмосферного давления из бака через окно А, расположенное в боковой стенке насоса. При уменьшении объема между пластинами жидкость из него выталкивается в напорную линию через окно Б.

Перемычку между всасывающим и нагнетающим окнами делают несколько большей расстояния между пластинами для устранения утечек жидкости из полости нагнетания в полость всасывания. Пластинчатые насосы однократного действия развивают давление до 8 МПа (80 кгс/см2), а двойного действия — 17,5—25 МПа (175—250 кгс/см2).

Роторный аксиально-поршневой насос (рис. 39, в) вследствие осевого расположения поршней имеет меньшие габариты и массу. Вал вращается в подшипниках, закрепленных в корпусе насоса (на рис. 39, в корпус насоса не показан). Во фланце вала крепятся шаровые головки шатунов. Другие концы шатунов, также имеющие шаровые головки, крепятся в поршнях. Поршни движутся в цилиндрах блока. Ось поршневого блока наклонена к оси вала насоса под углом 20° и центрируется подшипником. Вал насоса соединяется с валом поршневого блока универсальным шарниром. При повороте блока на 180° поршень в цилиндре переместится из одного крайнего положения в другое на расстояние, равное ходу поршня, выталкивая жидкость из цилиндра. Шлифованная торцевая поверхность блока плотно прилегает к поверхности распределителя, в котором имеются разгрузочная канавка Б и два 0-образных отверстия В. Одно из этих отверстий соединено с всасывающим трубопроводом, а другое — с напорным. В поршневом блоке также имеются отверстия, соединяющие каждый из семи цилиндров с распределителем. Насосы такого типа развивают давление до 35 МПа (350 кгс/см2). У роторных (аксиально-поршне-вых) гидромоторов ось поршневого блока наклонена к оси вала под углом 30°.

Преимущества гидравлического привода: большая надежность в работе, возможность работы при больших усилиях, возможность изменения скоростей без применения передач, широкий диапазон регулирования. К недостаткам гидропривода относятся: высокая стоимость изготовления цилиндров и насосов, требующих высокой точности обработки, необходимость применения специальных жидкостей, особенно при работе зимой, снижение КПД в связи с потерями в длинных трубопроводах.

Пневматический привод в основном применяется в системах управления и тормозах. Этот привод как и гидравлический состоит из рабочих цилиндров с поршнями, системы воздухораспределения и трубопроводов, но вместо жиДкости, нагнетаемой насосом, используется энергия сжатого воздуха, вырабатываемого компрессором.

Компрессоры могут быть одно- и двухступенчатыми. Монтируют их на раме прицепа или автомобиля. Вал компрессора получает вращение от двигателя через карданные валы и коробку отбора мощности. Передвижные компрессорные установки (рис. 40) состоят из двигателя внутреннего сгорания, приводящего в движение коленчатый вал компрессора, цилиндра низкого давления и высокого давления, поршней.

Воздух из атмосферы через фильтр засасывается в цилиндр первой ступени компрессора и сжимается до 0,22 МПа (2,2 кгс/см2). Из цилиндра низкого давления воздух по трубопроводу проходит в холодильник, откуда по трубопроводу поступает в цилиндр высокого давления и сжимается до давления 0,4—0,8 МПа (4—8 кгс/см2). Затем по трубопроводу сжатый воздух поступает в воздухосборник (ресивер) и через раздаточные краны и шланги подводится к потребителям.

Рис. 40. Схема работы двухступенчатого поршневого компрессора

Воздухосборник предназначен для создания запаса сжатого воздуха с целью равномерной подачи его потребителю без пульсаций, вызываемых работой компрессора. Одновременно в воздухосборнике происходит охлаждение и очистка воздуха. На воздухосборнике установлены предохранительный клапан, срабатывающий при повышении давления выше нормального, кран для спуска конденсатов (воды и масла) и воздухоразбор-ная труба с вентилями.

В каждом цилиндре компрессора установлены по одному всасывающему и нагнетательному клапану. В современных компрессорах применяют самодействующие пластинчатые клапаны, работающие за счет разности давлений между рабочей полостью цилиндра и атмосферой. Цилиндры компрессора могут быть одинарного и двойного действия. В последних обе стороны поршня рабочие, так как при каждом ходе поршня с одной стороны его воздух засасывается, а с другой — сжимается.

Передвижные компрессорные установки имеют производительность от 3 до 10 м3/мин. Кроме поршневых применяют и ротационные компрессоры, принцип работы которых аналогичен работе лопастных гидронасосов.

Рекламные предложения:


Читать далее: Системы управления и трансмиссии

Категория: — Путевые и дорожные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *