Фото газель валдай: Первое фото салона грузовика ГАЗ Валдай Next — журнал За рулем

Обзор авто GAZ Валдай Next

Современный городской грузовик

О модели

  • Грузовик, 2 двери, 5 мест
  • 2020 – н.в., I поколение
  • Бензиновый 2.8 л, 133 л.с.
    Дизельный 2.8 л, 133 л.с.
  • Средний расход 0 л / 0 л / 0 л (смешанный, город, трасса)
  • Механика (6 ступеней)
  • Задний привод
Все характеристики

Рейтинг и отзывы GAZ Валдай Next

2020-н. в • I
2.8 MT • GAZ Валдай Next

Выдали на работе новый Валдай год назад. Сейчас пробег 40 тысяч. Все ТО за год делали по регламенту, поломок никаких не было, меняли только масла да фильтра. Что по трассе, что по городу, работать комфортно. Под…

2020-н.в • I
GAZ Валдай Next

Работаю водителем при крупном магазине, недавно получил в пользование новый рабочий агрегат – ГАЗ Валдай NEXT. Водительская кабина очень ничего, комфортные кресла, все достаточно скромно, но эргономично, есть но…

2020-н.в • I
GAZ Валдай Next

Всё чаще в последнее время в бизнесе наметилась тенденция, когда люди пересаживаются с транзитов и спринтеров на Газель Некст. И неудивительно, ведь данная марка авто вполне зарекомендовала себя со всех сторон п…

2020-н.в • I
GAZ Валдай Next

Мне нужен был надежный развозный автомобиль для города. Выбирал долго. Были важны отличная маневренность и грузоподъемность. Когда услышал о Валдае Некст, прочитал отзывы, посмотрел обзоры и взял даже без тест-д…

2020-н.в • I
GAZ Валдай Next

В прошлом году купил Газ Валдай Некст. Эксплуатирую менее 6 месяцев. Да, срок небольшой, но за это время грузовик уже показал, на что способен. Отмечу, что машину я покупал исключительно для работы. Мне было важ…

Читать все отзывы о GAZ Валдай Next

Обзоры модели

Обзор GAZ Валдай Next

С этой моделью смотрели

Скидки до 346 000 Р.

Информация о модели GAZ Валдай Next 2020 – н.в., I: технические характеристики, отзывы и фотографии авто. 6 и более обзоров на автомобиль ГАЗ в кузове грузовик. Смотрите видео и фото, а также читайте отзывы о машине. Купить авто с пробегом в Москве на Autospot.ru!

Наши клиенты ищут

Дилеры Все дилеры GAZ Валдай Next

«Валдай» – грузовик с городской пропиской

В. Максимов, фото автора, Г. Пискарёва и Н. Ушаковой

Уже с начала 2005 г. в транспортные потоки начинают вливаться новые городские среднетоннажные грузовики Горьковского автозавода – ГАЗ-3310 «Валдай». Основной областью их применения станут городские перевозки. В связи с выросшими грузопотоками и структурными изменениями в экономике страны такой автомобиль стал чрезвычайно востребован как в мелком, так и среднем бизнесе.

Когда с конвейера ГАЗа (в 1994 г.

) начал сходить ГАЗ-3302 «Газель», стало ясно, что удачно найденный вариант городского грузовичка не будет ограничен грузоподъёмностью 1,5 т. На фоне резкого снижения производства среднетоннажников – с 217,2 тыс. в 1993 г. до 9,3 тыс. в 1996 г., наблюдался повышенный спрос на «Газели», выпуск которых в 1996 г. составил более 75 тыс., что помогло ГАЗу выдержать трудные годы перестроечного периода.

Такой перекос производства грузовых автомобилей на ГАЗе в пользу машин малой грузоподъёмности создал в последние годы определённую напряжённость в городских перевозках и, как следствие, предпосылки для пересмотра политики предприятия по выпуску грузовых автомобилей. Идея создания более мощного и грузоподъёмного городского грузовика вызрела. А пока исследования маркетологов обсуждались, анализировались и согласовывались в высоких кабинетах, конструкторы ОАО «ГАЗ» вели разработку нового автомобиля.

Попытки создания такой машины предпринимались и раньше. Так, в 1998 г. на базе ГАЗ-3309 был создан городской ГАЗ-330903. Он имел уменьшенную высоту платформы за счет применения 17,5-дюймовых колёс. Однако капотная компоновка, кабина от ГАЗ-3307, трансмиссия и шасси от среднего грузовика не позволяли создать конкурентоспособный маневренный развозной автомобиль в рамках концепции городского среднетоннажника. С другой стороны, компоновка и конструкция ГАЗ-3302 оказались настолько удачными, что не воспользоваться успехом «Газели» для разработки городской машины большей грузоподъёмности было просто невозможно. Взяв за базу компоновку «Газели», конструкторы создали такой автомобиль, получивший название «Валдай». Он положил начало новому направлению в типаже среднетоннажных грузовиков ОАО «ГАЗ».

Конструкторские разработки, подкреплённые опытом создания и производства как «Газели», так и грузовиков средней грузоподъёмности, позволили нижегородскому предприятию в довольно короткий срок реализовать замыслы. Более того, они воскресили надежду на возвращение в традиционно газовскую нишу российского рынка грузовиков, в которой сегодня доминирует 3-тонный зиловский «Бычок».

Опыт его коммерческой эксплуатации и подтвердил правильность выбранного ГАЗом направления.

Традиционными принципами проектирования новых автомобилей, заложенными на ГАЗе ещё в 30-е годы прошлого столетия, является модельная преемственность и унификация с выпускаемой продукцией. При создании «Валдая» заводчане не отступили от этих принципов, используя проверенные и отлаженные в действующем производстве узлы и агрегаты, что сократило сроки проектирования.

Такой эволюционный принцип не исключает, а скорее предполагает наличие новых решений. Городская специализация ГАЗ-3310 «Валдай», требующая хорошей маневренности и обзорности, минимальных габаритов, малой погрузочной высоты, высокого комфорта кабины и безопасности в городском транспортном потоке, предопределила его компоновочные и конструктивные особенности.

В первую очередь это трёхместная полукапотная кабина от «Газели», но с модернизированными оперением и подвеской, регулируемым сиденьем водителя и ремнями безопасности. Кабина «Валдая» дополнилась боковыми повторителями на арках передних колес и верхними габаритными фонарями. Модернизированная панель приборов от «Газели» стала более информативной благодаря установке двух электрических манометров для каждого контура тормозной системы и комбинации приборов от ГАЗ-3110. Её сочетание с небольшим рулевым колесом от «Соболя» и эффективной отопительно-вентиляционной системой придало кабине «Валдая» комфорт салона легкового автомобиля.

По бокам и сзади под грузовой платформой машины установлены противоподкатные металлические брусья. Запасное колесо размещено под рамой за задним мостом, а для облегчения его монтажа имеется тросовый подъёмник, расположенный на правом лонжероне рамы. Мощный бампер, состоящий из средней энергопоглощающей части и боковых легкозаменяемых элементов из пластмассы, крупноячеистая радиаторная решетка и оригинальная головная светотехника придают автомобилю внушительный и агрессивный, но очень знакомый облик, больше напоминающий экстерьер «дальнобойного» тягача, а не городского среднетоннажника.

Следуя принципам преемственности и унификации, рама в несколько укороченном виде, а также грузовая платформа были использованы от ГАЗ-3307. При этом у платформы ГАЗ-3310 была уменьшена высота продольных брусьев, что в сочетании с уменьшением диаметра колес с 20 дюймов до 17,5 позволило снизить погрузочную высоту автомобиля в груженом состоянии до 985 мм. Для сохранения тягово-динамических показателей было изменено передаточное отношение главной передачи и соответственно скорректирована шестерня спидометра. Пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами кроме 1-й передачи была взята от ГАЗ-3309.

Однако вместе с проверенными решениями в ГАЗ-3310 были внесены и новшества, выгодно отличающие «Валдай» от предшественников и конкурентов.

Меньшие по размерности колёса позволили не только снизить погрузочную высоту, но и установить новые поворотные кулаки с увеличенным до 43о углом поворота передних колёс, что обеспечило автомобилю лучшую маневренность. Так, минимальный радиус поворота базовой машины стал 6,4 м, а длиннобазной версии – 7,7 м.

Как передняя, так и задняя подвески имеют малолистовые рессоры, крепящиеся к раме через сайлент-блоки. При этом на «Валдае» стала обязательной установка спереди и сзади не только телескопических амортизаторов от ГАЗ-4301, но и стабилизаторов поперечной устойчивости. Это улучшило и комфорт, и устойчивость, и управляемость автомобиля. Но самые революционные изменения были внесены с тормозную систему. На ГАЗ-3310 она стала двухконтурной пневматической, снабженной трёхканальной АБС в стандартной комплектации. При этом передние и задние колёса получили вентилируемые дисковые тормозные механизмы, что также повысило безопасность автомобиля с полной массой около 7,5 т. На «Валдае» установлен рулевой механизм Борисовского завода (БЗАГУ) со встроенным гидроусилителем, что в сочетании с регулируемой рулевой колонкой позволяет водителю уверенно и комфортно управлять автомобилем в сложных условиях города.

В настоящее время, ввиду отсутствия отечественного дизеля необходимой мощности, на ГАЗ-3310 возможна установка широкой гаммы 4- и 6-цилиндровых дизелей жидкостного охлаждения зарубежного производства следующих моделей: ММЗ Д-245.7, IVECO – FIAT – 8040.45, IVECO – SOFIM – 8140.43, ГАЗ-562 (STEYR), IVECO – TECTOR (TCA), а также Cummins B 3,9 140 CIV. Такой набор позволяет удовлетворить запросы не только отечественных, но и потребителей из дальнего зарубежья.

Характерной особенностью двигателей для «Валдая», является то, что все они – турбонаддувные дизели с охлаждением наддувочного воздуха, отвечающие нормам Euro-2. И это понятно. При городской эксплуатации, на которую ГАЗ-3310 и рассчитан, экономичность транспортного средства, его рентабельность, а также экологические параметры являются теми определяющими факторами, которыми будут руководствоваться покупатели.

Наиболее перспективным в качестве базового двигателя предполагается дизель ММЗ Д-245. 7. Минский моторный завод адаптировал их для автомобилей ОАО «ГАЗ». Хотя этот двигатель и не отличается выдающимися техническими показателями и конструктивными изысками, зато имеет приемлемую цену и хорошо известен отечественным транспортникам. Сервисная и ремонтная инфраструктура, созданная в России для этих двигателей, позволяют надеяться на его беспроблемную эксплуатацию и на «Валдае». При этом не исключена возможность установки на ГАЗ-3310 дизелей Cummins и IVECO, хотя шансы первого из-за большей мощности предпочтительнее. Однако какой из предлагаемых дизелей в большей степени будет отвечать запросам покупателей «Валдая» покажет рынок.

Помимо базовой бортовой модели предусмотрены и другие модификации, существенно расширяющие его функциональные и потребительские возможности, а также круг его потенциальных покупателей. В первую очередь, это модификация с удлиненной до 4 000 мм базой, которая будет выпускаться как в бортовом исполнении, так и в виде шасси под установку фургонов или другого оборудования. Длиннобазный «Валдай» в бортовом варианте может иметь двойную 6-местную кабину со стандартной платформой от базовой модели. Горьковский завод всегда отличался широким спектром модификаций своих автомобилей. ГАЗ-3310 «Валдай» не будет исключением из этого правила и сможет удовлетворить запросы самых взыскательных потребителей.

Другим направлением использования шасси «Валдая» может стать создание комфортабельных городских автобусов вместимостью до 36 человек. Шасси, рассчитанное на эксплуатацию в городских условиях и с учетом норм безопасности, позволяет это сделать. Так, на узлах и агрегатах «Валдая» на ОАО «ГАЗ» разработан автобус ГАЗ-3291 с кузовом вагонного типа. Свое дизайнерское и компоновочное решение городского автобуса на базе ГАЗ-3310 демонстрировали такие известные и давние партнёры ОАО «ГАЗ», как ООО «Самотлор», фирма «ИРИТО» и ОАО «СЕМАР». Опытные образцы этих автобусов неоднократно демонстрировались на автомобильных выставках и салонах. Принимая во внимание напряженность с пассажирскими перевозками в наших городах, пополнение автобусного парка таким подвижным составом позволит хотя бы отчасти снять остроту проблемы.

Начало серийного выпуска ГАЗ-3310 – знаменательное событие не только для ОАО «ГАЗ», для которого это начало производства нового поколения среднетоннажников, но и для всего российского авторынка. Кроме «Валдая» в этой нише рынка уже присутствуют три участника: ЗИЛ-5301АО, КамАЗ-4307 и МАЗ-4370.

О серьёзных намерениях других претендентов на часть этой ниши говорят факты. В прошлом году на Международной демонстрационной выставке «Коммерческий автотранспорт» МАЗ-4370 завоевал звание «Лучший коммерческий автомобиль 2003 года в России». На этот же приз, без сомнения, претендует и КАМАЗ, привлекая потребителей широкой гаммой коммерческих машин. Производственный и коммерческий опыт, накопленный ЗИЛом за 10-летний период пребывания «Бычка» на российском авторынке в режиме наибольшего благоприятствования, создают серьёзную мотивацию для удержания лидирующих позиций этим автомобилем и в будущем. Каждый из претендентов на доминирующую позицию в нише городских среднетоннажников имеет свои сильные стороны.

При этом надо отметить, что при отработке конструкции своих городских грузовиков средней грузоподъёмности как МАЗу, так и ЗИЛу пришлось воспользоваться зарубежными прототипами. В этом качестве МАЗу послужил MAN L 2000, а «Бычку» – фургон Mercedes 709D. Это сократило сроки оптимизации конструкции и её доводки.

ОАО «ГАЗ» делает ставку на свои собственные силы – интеллектуальный потенциал, опыт, производственные и технологические возможности. И в качестве прототипов избрал свои же автомобили: «Газель» и средние грузовики. Этим завод еще раз подтвердил жизнеспособность и стабильно высокие позиции своей конструкторской школы, основанной В. Ципулиным и А. Липгартом в далёкие 30-е годы прошлого столетия. Эта школа базируется на высоком интеллектуальном потенциале конструкторов, модельной преемственности и унификации с автомобилями действующего производства. Она позволяет создавать высокотехнологичные, экономичные и технически насыщенные автомобили, на которых можно строить будущее завода.

Принимая во внимание конструктивные особенности ГАЗ-3310, широкую гамму модификаций, унификацию с узлами и агрегатами автомобилей ОАО «ГАЗ», инфраструктуру обслуживания и ремонта автомобилей ГАЗ, можно надеяться на достаточно оптимистичную рыночную перспективу автомобиля «Валдай», который без сомнения займёт достойное место в транспортном потоке на городских улицах, возможно, не только российских городов.

 

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Новинки ГАЗ на COMTRANS 2021

7 сент. 2021 г.

Москва, 7 сентября 2021 г., — «Группа ГАЗ» представила на выставке COMTRANS 2021 International Commercial Transport Expo свои новинки: 15 автомобилей и автобусов нового поколения и более 100 новых технологических решений, в том числе электромобили и автобусы h3, транспортные средства с интеллектуальными цифровыми сервисами , автобусы с повышенным комфортом для пассажиров с ограниченной подвижностью, системы дезинфекции транспорта для дополнительной безопасности пассажиров во время пандемии, грузовики с автоматической коробкой передач и ADAS. Все они экспонируются в «Крокус Экспо» в Москве с 7 по 11 сентября.

«Группа ГАЗ» представляет свои новинки в сегментах коммерческих и легковых автомобилей на выставке COMTRANS 2021. В продуктовый портфель нового поколения входят автобусы вместимостью от 22 до 85 пассажиров и коммерческие автомобили грузоподъемностью от 2,5 до 10 тонн, работающие на различных видах топлива, в т.ч. природный газ, дизельное топливо, электричество и водород.

«Группа ГАЗ» может предложить комплексные решения в сфере грузовых и пассажирских перевозок, для малого и среднего бизнеса, ЖКХ и дорожных служб, здравоохранения и социальных объектов.

Ключевые новинки «Группы ГАЗ» на COMTRANS 2021:

— два автобуса h3: большой автобус CITYMAX Hydrogen и малый автобус «ГАЗель Сити»;
— два электромобиля: большой автобус E-CITYMAX 12 и легкий коммерческий автомобиль «ГАЗель e-NN»;
— городские автобусы CITYMAX нового поколения: дизельные CITYMAX 9 Евро-6 и электрические средние автобусы E-CITYMAX 12. На новой модульной платформе будет построен весь спектр пассажирских перевозок от 70 до 200 пассажиров;
— Низкопольный автобус «Валдай-Сити» на 32 пассажира;
— малогабаритный грузовой автомобиль «Соболь НН»;
— новые модификации ГАЗели НН, в том числе санитарные автомобили с пневматической подвеской и односкатными задними колесами, ГАЗель Е-НН с электроприводом и микроавтобусы с дизельным двигателем VW;
— грузовые автомобили средней грузоподъемности, в том числе 10-тонный ГАЗон NEXT с 6-ступенчатой ​​коробкой передач и АДАС, в том числе его газовая модификация, автомобиль повышенной проходимости «Садко NEXT» с автоматической трансмиссией, 7,5-тонный «Валдай NEXT» повышенной грузоподъемности и различная спецтехника. .

Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:
— Мы представили наши новые продукты, чтобы продемонстрировать решения для пассажирских и коммерческих перевозок завтрашнего дня. Они предлагают максимальный комфорт для пассажиров с ограниченной подвижностью. Это автомобили с нулевым уровнем выбросов, а значит, они улучшают экологическую ситуацию в городах. Они поставляются с цифровыми помощниками водителя, что означает, что они делают поездки более безопасными. Они оснащены электронными сервисами, которые помогают владельцам автопарков повысить эффективность своих бизнес-операций. Они прекрасны тем, что соответствуют меняющемуся образу современных городов. Наши инженеры объединили мировые автомобильные тренды с фирменными преимуществами компании, благодаря которым ГАЗ остается самым популярным брендом на рынке коммерческих автомобилей в России, а его продукция экспортируется во многие страны мира: низкая стоимость владения, отличная функциональность и надежность в эксплуатации. .

К списку новостей

Хотите быть с нами в курсе?
Подпишитесь на нашу рассылку!

Ваш адрес электронной почты

Никто никуда не бежит — Клуб «Валдай»

Что определяло российскую политику с самого начала?

В девяностых и на рубеже тысячелетий на первый план вышли вопросы безопасности. С одной стороны, говорилось, что страны Центральной Азии нам не чужие, и поэтому мы не можем их покинуть. С другой стороны, существовало беспокойство, что Центральная Азия является осью нестабильности. В 2002 году на фоне этих дебатов было объявлено о создании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Конечно, Россия не могла бросить своих соседей, но и сделать что-то большее для региона в то время она тоже была не в состоянии. Несколько лет назад она наконец осознала, что способна на большее, но оказалось, что страны Центральной Азии к этому уже не готовы.

Россия с ревностью наблюдала за действиями иностранцев, затрагивающих вопросы безопасности — не только американцев, но и Индии и Китая. Логика была такая: пусть никто сюда не вмешивается, мы все сделаем сами. Теперь американцы уходят из Афганистана, и западная угроза исчезает. Никакого дискомфорта в этом отношении Россия больше не испытывает.

Таким образом, со временем оба эти фактора сошли на нет, они не определяют текущую политику России в регионе. Россия признала, что там есть агентство, но не региональное, а только местное. Поэтому теперь тревоги по поводу дисбаланса улеглись — делаем, что можем, не стремимся прыгнуть выше головы. То же и с ЕАЭС: углублять интеграцию невозможно, да и не нужно — это значит, что ЕАЭС идет по другому пути эволюции. Россия смирилась с тем, что ЕАЭС застопорился в промежуточном состоянии, и, скорее всего, Узбекистан как наблюдатель прекратит его расширение.

Что сейчас определяет российскую политику?

За последние 150–170 лет в российской стратегической культуре сложились две установки:

Первый (который уже был виден в 19 -м век) — это инстинкт идти на юг. Цели и мотивы время от времени менялись: Индия, Британия, американцы, теплые моря.

Второй — наследие Советского Союза: ограждение ментального поля — культурного, исторического, идеологического и геополитического. Некоторые регионы использовались как плацдарм для продвижения или как цивилизационная граница для защиты своих.

Теперь, когда американцы уходят из Афганистана, Россия может свободно идти на юг. Однако нет уверенности, что это произойдет. Идея переезда на юг была вызвана вариацией идеи Петра Великого об окне в Европу. Теперь, когда Россия серьезно инвестирует в Северный морской путь, встал вопрос, выживет ли эта «южная» хитрость. Желание идти на юг уже не столь рационально, так как окно на север будет огромным.

Где будет граница в Евразии? Кто будет буфером?

В ближайшие пять-семь лет Россия не сможет сделать выбор между двумя стратагемами — двигаться на Юг или на Север, очерчивая это пространство (речь идет не о политических границах, а о цивилизационных и экономических, и последние крайне важны), где мы можем поддерживать стабильность и определять правила игры, в первую очередь экономические. Россия будет постепенно поворачивать то к одному, то к другому, а после того, как выбор будет сделан, будет определять свою политику сразу на несколько десятков лет.

Что среднеазиатским друзьям России делать с таким соседом?

Для исторических друзей России в регионе появилось окно возможностей. У них есть шанс продемонстрировать свою независимость, не играя в геополитические игры 2000-х. В то время многие соседи России пытались использовать страну, играя на ее отношениях с США и Западом в целом. Те, кто это сделал, плохо кончили, так как играть с американцами можно только по их правилам: сначала они тебя покупают, а потом добиваются смены режима.

Россия сделала свой выбор и Запад в целом уходит из региона, Китая в регионе больше (впрочем, Средняя Азия не цель для захвата, а лишь транзитная площадка, через которую он хочет пройти), поэтому страны региона имеют больше свободы. Таким образом, через пять-семь лет мы сможем понять, на что страны региона способны сами. Это установит объективные пределы их политического, экономического и социокультурного суверенитета. Тогда будет проще принимать решения о региональном сотрудничестве, отдельных политиках и интеграционных объединениях.

Наивные дети степей

Этот гипотетический сценарий развития России и региона обеспокоил экспертов из Центральной Азии. Они пояснили, что с их стороны ситуация выглядит совершенно иначе. Когда создавался ЕАЭС, они, «наивные дети степей», думали, что придут в Россию и им сразу откроются рынки Сибири. На деле произошло то, что таможенные посты убрали, а вместо них установили санитарные. Понятно, что Россия великая держава, и ее действия всегда можно объяснить. Но правила игры изменились очень быстро.

В российском кино («Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Соловей-разбойник») мотив один: хитрые азиаты улыбаются и держат за спиной кинжал. Но на самом деле азиаты очень наивны и просто ждут от России быстрых, ощутимых выгод. Например, российские товары есть во всех магазинах Казахстана, а казахстанские товары в России можно купить только по предварительному заказу.

В рамках ЕАЭС Россия часто не выполняет заключенные ею соглашения. Получается, что стратегии есть, а конкретных дел нет. В добрососедском сотрудничестве между Россией и странами Центральной Азии отсутствует искренность. ЕАЭС мог бы быть намного привлекательнее.

Однако прозвучала и другая, более оптимистичная точка зрения — что совсем недавно в регионе сформировалась новая атмосфера доверия, ставшая неотъемлемой частью мировых процессов. Отношения между Россией и Центральной Азией определяются не только экономическим взаимодействием, но и тесными культурно-гуманитарными связями, а также взаимным притяжением. Государства Центральной Азии традиционно считают Россию своим самым стабильным союзником и партнером. Это, в первую очередь, касается безопасности, торговли и образования.

Глобальная трансформация в стиле Китая

Если Россия и страны Центральной Азии скорее ориентированы на себя, то Китай больше думает о внешних вызовах, которые могут повлиять на развитие региона и трехсторонних отношений. С китайской точки зрения, глобальная трансформация не должна разделять мир на две части: демократическую и недемократическую. Величайшим достижением после окончания холодной войны стало то, что мы должны полагаться не только на рынки, верховенство права и демократические ценности, но прежде всего на суверенитет и уважение к странам, которые хотят идти своим собственным путем развития. Это самая важная норма в международных отношениях, возникшая со времен Вестфальской системы.

Несмотря на глобальные изменения последних лет, Китай, Россия и Центральная Азия продемонстрировали высокую степень сотрудничества и сохранения стабильности в регионе, что стало возможным только в результате совместных усилий всех сторон. Хотя, конечно, Россия играет ключевую роль в Центральной Азии.

Для обеспечения стабильного будущего необходимо укреплять политическую безопасность за счет предотвращения «цветных революций», борьбы с западными санкциями и укрепления производственных связей между Китаем, Россией и Центральной Азией за счет создания прямых устойчивых производственных цепочек.

Ближневосточная мечта о сильной России

У Ближнего Востока свое видение развития Центральной Азии и присутствия там России. Например, Иран и Центральную Азию связывают не только проекты, но и общее культурно-историческое наследие.

Подход Ирана к Центральной Азии изменился. Сначала, особенно ближе к концу советского правления, многие ожидали, что Центральная Азия вернется в объятия исламского мира. Затем идеологическая составляющая отошла на второй план, и преобладали экономические связи. Символом начала такого сотрудничества стал визит президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани в Среднюю Азию в начале девяностых годов. Сейчас в отношениях преобладает экономический прагматизм. Естественно, Иран, практически неспособный к сотрудничеству с Западом, больше внимания уделяет Востоку. Иран находится в контакте с ЕАЭС, ШОС и другими организациями, сотрудничает со странами региона на двусторонней основе.

Отношения Ирана с Центральной Азией не мешают сотрудничеству с Россией, хотя есть политический и стратегический барьер — санкции. Иран учитывает интересы России в Центральной Азии и наоборот. Точки зрения России и Ирана относительно противодействия гегемонии Запада и безопасности в Центральной Азии очень схожи, у них нет разногласий. Однако сильная Россия была бы очень полезна как для региона, так и для самой России.

Солнце взошло, но бежать не надо

Вдохновленные притчей о газели и льве, российские эксперты в свою очередь отметили, что метафора уместна, если учитывает местные особенности. Есть знакомый образ: Россия — медведь. Когда восходит солнце, он никуда не бежит. Он спокойно сидит и внимательно оглядывается. А когда ему что-то кажется важным, он спокойно подходит и съедает это. Он уверен в своих силах и не тратит время на беготню, как газель или лев.

Будущее «особых» отношений между Россией и странами Центральной Азии

Финальная открытая дискуссия под руководством Александра Рара , директора по исследованиям Германо-Российского форума, прошла в интересном формате. Ведущий «Старого Света» задавал зрителям провокационные вопросы. Они, в основном родом с Востока, почти не находили слов; когда же они отвечали, то очень эмоционально и по делу.

Открывая дискуссию, Александр Рар рассказал о том, почему политика Европы в Центральной Азии, по сути, провалилась. Когда распался Советский Союз, Европа рассматривала Среднюю Азию как элемент стабильности. Она пыталась наладить взаимодействие, проложив собственный «Шелковый путь» через страны Центральной Азии в Китай. Однако — и это была их главная ошибка — вместо сотрудничества с регионом европейцы позиционировали свой «Шелковый путь» как способ передачи западных либеральных ценностей. Вот почему Европа не смогла стратегически укорениться в Центральной Азии. По сей день она стоит на своем и сотрудничает только со странами, исповедующими западные ценности.

По значениям

Вообще вопрос о ценностях, необходимых, но часто используемых Западом в спекулятивных целях, не раз поднимался в ходе Центральноазиатской конференции клуба «Валдай». Накануне у экспертов из Центральной Азии спросили, может ли Центральная Азия выработать собственные ценности, подобные западным, которые объединят Евразию. Восточные эксперты ответили, что в этом плане регион не отстает от Запада — он также привержен ценностям ООН и соблюдает принципы, прописанные в декларации организации.

В ходе открытой дискуссии вопрос о ценностях вернулся к представителю Запада. Тимофей Бордачев, программный директор Дискуссионного клуба «Валдай», напомнил г-ну Рару, что Запад и Восток имеют определенные общие ценности, но на самом деле они должны поддерживаться общими экономическими и политическими интересами. Способна ли современная Европа говорить на языке интересов, не загромождая диалог псевдоценностными темами и демагогией?

Александр Рар сказал, что лично считает, что нужно говорить на языке интересов. Но Россия и Центральная Азия должны взаимодействовать с Европейским союзом. ЕС не имеет собственной армии, военной или геополитической стратегии, но в то же время хочет быть мировым лидером. И поэтому использует либеральные ценности как оружие, пытаясь распространить их по всему миру. В ближайшее время, по крайней мере, при нынешних правящих элитах, Европа не откажется от этой политики.

«Чистый» и «Грязный»

Еще один вопрос, который волновал центральноазиатских экспертов, касался «зеленой трансформации». Александр Рар напомнил, что Германия активно перестраивает свою экономику в соответствии с экоповесткой. Центральная Азия с ее богатыми водными и нефтяными ресурсами может сыграть здесь важную роль. Как регион относится к Зеленому соглашению ЕС? Что произойдет, если цена на воду вдруг превысит цену на нефть?

Марат Шибутов, Член Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан максимально четко ответил: в Центральной Азии европейская зеленая повестка рассматривается как неоколониальный инструмент для использования против бедных стран. Богатая Германия может позволить себе неэффективную энергию, которая себя не окупает, а Центральная Азия не может. Лицемерие ЕС заключается в том, что он развивается в этом направлении во многом за счет других: Европа очистилась, потому что перенесла все грязное производство в Китай, который от этого страдает. Почему страны Центральной Азии должны покупать ветряные турбины в Германии, а не производить собственную энергию?

Эксперт из Узбекистана, Баходур Эшонов , сказал, что на данный момент страны Центральной Азии могут «пошутить» на эту тему, но пока не готовы к серьезному диалогу по переходу на зеленые технологии. «Для нас это неприятности, которые ограничивают наши возможности», — подчеркнул он.

Шибутова горячо поддержала Анастасия Лихачева , директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. Она сказала, что для стран Центральной Азии проблема сохранения природы стоит очень остро, но она принципиально отличается от европейской. Для региона это не забота о перспективах будущих поколений, а забота о выживании нынешних поколений, их развитии, полноценном питании и воздухе, которым дышат люди. Она добавила, что если ЕС заинтересован в том, чтобы тема охраны природы не рассматривалась в России и Центральной Азии как лицемерное навязывание дорогостоящей техники, стоит запустить сине-зеленое финансирование для стран Центральной Азии. Не для того, чтобы сократить выбросы, а для того, чтобы получить свободный доступ к водосберегающим технологиям и менее загрязненной почве. Если европейская защита окружающей среды создаст реальные проблемы для финансирования инфраструктурных проектов в Центральной Азии, обвиняемых в недостаточной экологичности, то страны ЕС столкнутся с большими проблемами в сотрудничестве.

Акрамжон Нематов, Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, более оптимистично подошел к зеленой проблеме. Он в целом согласился с предыдущими ораторами, но отметил, что диалог с ЕС на эту тему еще продолжается. Он сказал, что для начала сами страны региона должны определить, чего они хотят, чтобы донести свою позицию до народов ЕС.

Виталий Наумкин, действительный член РАН, подошел к вопросу более глобально и выразил обеспокоенность тем, что зеленая повестка может служить лишь новой разделительной линией в мире, и высказал мнение, что их уже достаточно. Большинство штатов думают о том, как выжить прямо сейчас, а не о том, что будет через сто лет. Конечно, прогресс не остановить, но и зеленую тему нельзя сразу навязать как ценность. Приведет ли разделение мира на «чистых» и «грязных» к настоящей войне?

Снова Афганистан

Открытая дискуссия была бы неполной без вопроса о судьбе Афганистана. Участники второй сессии Центрально-Азиатской конференции подробно говорили о вызовах, исходящих от нации, но было ощущение, что что-то не решается должным образом. Поэтому Александр Рар обратился к Виталию Наумкину за дополнительными разъяснениями.

Рар представил три сценария того, что может произойти с регионом после ухода США из Афганистана. Первое: Центральная Азия попытается как-то интегрировать Афганистан в ОДКБ и в свой экономический регион. Второе: Афганистан станет частью Большого Востока, который непременно сформируется после восстановления Сирии и Ливии. В этом случае либо она будет мыслиться как отдельная от Центральной Азии, либо Центральная Азия тоже войдет в состав «Большого Востока». Третье: весь регион будет под Китаем.

На это Наумкин заметил, что г-н Рар перечислил все возможные сценарии развития событий, не затронув главного вопроса — что будет внутри самого Афганистана после ухода США и их союзников. Если афганцы договорятся между собой, страна станет стабильным государством, и вопрос будет только в выборе одного из указанных путей развития. Однако если внутренние распри продолжатся или к власти придут талибы (запрещены в РФ), то мы увидим большой откат по всем направлениям. Единственный очевидный вывод заключается в том, что и России, и Центральной Азии предстоит многое сделать, чтобы начать попытки умиротворения Афганистана, в том числе экономическими мерами.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *