Машинокомплект мтлб: Неизвестные подробности из истории «известного» МТ-ЛБ и неродившегося «Планера»

Содержание

Неизвестные подробности из истории «известного» МТ-ЛБ и неродившегося «Планера»

Несмотря на огромное число выпущенных машин и широкое распространение, история многоцелевого тягача легкобронированного (МТ-ЛБ) до сих пор остается довольно малозученной, с многочисленными «белыми пятнами». Нашему блогу удалось пообщаться с ветераном Советских и Российских вооруженных сил полковником N, который любезно согласился рассказать об истории этой легендарной машины.

МТ-ЛБ принят на вооружение в 1964 году. И изначально это машина планировалась как дешевый тягач, с использованием автотракторных комплектующих, в этом ее уникальность?

Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.

Ремонт бронированных тягачей МТ-ЛБ в цехе АО «Ремдизель». Набережные Челны, июль 2016 года (с) bmpd

После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.

МТ-ЛБ, прибывший на ремонт на АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd

Кстати, в ходе создания нового артиллерийского тягача работа велась по двум машинам-бронированной и небронированной. И в итоге военные выбирали из двух машин. Первая – это МТ-ЛБ, а вторая МТ-Л. Эти машины имели очень высокую унификацию, т.е. уже тогда в определенной мере предлагался вариант создания не одной машины, а, как это стало позднее называться, семейства машин. В итоге военные остановились на бронированном варианте, а МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. Интересно, что некоторые МТ-Л сохранились до настоящего времени, и владельцы их берегут. МТ-Л попали и в Вооруженные силы, но как вспомогательное средство.

Элементы ходовой части МТ-ЛБ (с) АО «Ремдизель»

Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства – 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ – это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире.

Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 «Метеорит» на шасси МТ-ЛБ, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd

Владимирский тракторный завод (ВТЗ) во второй половине 1980-х гг. начал осваивать производство МТ-ЛБ и его шестикатковых модификаций. В итоге на ВТЗ было сделано небольшое количество машин, причем первоначально это была отверточная сборка машинокомплектов из Харькова. На заводе был создан небольшой конструкторский коллектив, который приступил к выполнению ОКР по созданию машины технической помощи в тесном сотрудничестве с ХТЗ. На ВТЗ разработали и изготовили опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ. Это не ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). МТП должна была обеспечивать обслуживание машин в труднодоступных местах, с проходимостью МТ-ЛБ и возможностью плавать. На ней установлена стрела, лебедка, размещен инструмент и ряд других элементов. Образцы МТП даже прошли предварительные испытания, но наступило время горбачевской демократии и гласности, которые усугубили разногласия руководства завода с тогда еще Главным автомобильным управлением (ГЛАВТУ) Министерства обороны СССР. В итоге завод не только не приступил к выпуску новых машин, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ).


Почему было передано производство в Польшу и Болгарию?

Производство стали передавать в первой половине 1970-х гг., когда ХТЗ не мог обеспечить возросший объем заказов. Болгария и Польша входили в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор и сами были одними из крупных потребителей этой техники. При этом большое количество их машин поставлялось и в СССР. Польша специализировалась на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, так как ХТЗ эту машину не выпускал. Болгары же делали почти всю номенклатуру, кроме некоторых шасси.

Тягачи МТ-ЛБ в цеху АО «Ремдизель» после проведения капитального ремонта (с) АО «Ремдизель»


Кто был лучше по качеству из трех заводов?


На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все они делались по одной документации и в единой системе качестве и военной приемки, и в серийно выпускаемые изделия на зарубежных заводах самостоятельно изменений не вносилось без согласования с головным разработчиком. Они вносили изменения в технологию производства, что было связано с применением того или иного оборудования. Везде были наши военпреды. Безусловно, при освоении качество всегда ниже, нежели когда все отработано и проверено. И там были проблемы, но их устраняли. В итоге машины между собой отличить почти невозможно.


А были у них амбиции сделать что-то свое на базе МТ-ЛБ?


Были, и они делали. У болгар широко известны машины БМП-23 и БМП-30 на базе семикаткового шасси 2С1. Поляки на базе шестикатковой машины делали санитарную и семикатковую инженерную машины, но делали их только для собственных нужд.


Имелись ли в СССР планы сделать на базе МТ-ЛБ настоящую боевую машину?

Как мне известно, этот вопрос всерьез не рассматривался. Ведь в те времена выпускалось большое количество БМП-1 и БМП-2. А машины семейства МТ-ЛБ предназначались для выполнения вспомогательных задач, то есть они оставались машинами не переднего края. К слову, снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ, такие как МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, использовались на Дальнем Востоке и Крайнем Севере фактически как БМП, имея вооружение в виде башенных установок с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Машина с крупнокалиберным пулеметом была создана в конце 1970-х гг., и с началом войны в Афганистане оказалась очень востребованной.

Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 «Метеорит» на шасси МТ-ЛБ, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd

После развала СССР, как на ХТЗ, так и на «Муромтепловозе», продолжили работы по модернизации машин семейства, но при этом боевых машин никто не разрабатывал. Многие путают с БМП машины, которые делали в рамках модернизации МТ-ЛБ с установкой более мощного вооружения. Но это не БМП. Просто внешне немного на нее похожи. Например, установка боевого модуля предприятия «Муромтепловоз» на шасси МТ-ЛБ значительно повысила огневую мощь, но при этом защита практически осталась на том же уровне. Если поднимать уровень защиты до уровня БМП, то машина просто потеряет свои лучшие качества: проходимость, подвижность, плавучесть. А самое главное, зачем? Каждый занимает свою нишу. К тому же ХТЗ, рекламируя свою машину МТ-ЛБР6 «Мангуст-2» на международных военных выставках в конце 1990-х гг., в том числе «IDEX», представлял ее только как машину сил быстрого реагирования. И никак не БМП, несмотря на наличие боевого модуля «Шквал» с 30-мм пушкой и спаренным пулеметом, с возможностью установки дополнительной защиты. Более простая версия этой машины под названием МТ-ЛБМШ, по некоторым сведениям, была изготовлена для вооруженных сил Мьянмы и поставлена в начале 2000-х годов.

Модернизированные бронированные тягачи МТ-ЛБМШ армии Мьянмы (с) www.demowaiyan.co.cc


А что можно рассказать об ОКР «Планер», насколько сильно новая машина отличалась от МТ-ЛБ?

Отличалась она примерно «Жигули»- «классика» от «Жигули» — «восьмерки», если не больше. Техническое задание на новую машину было выдано примерно в 1985-1986 гг. Рассматривались разные варианты его комплектации. Техническое задание выдавало ГЛАВТУ МО СССР на основе понимания и осмысления военными опыта эксплуатации МТ-ЛБ. Предполагалось повысить защитные возможности, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 тонн) и ряд других улучшений. Но, к сожалению, эта работа не закончилась положительным результатом.

Многоцелевое гусеничное шасси 2Ф79 «Планер-1» (с) otvaga2004.mybb.ru


Из-за событий 1991 года?

Нет. Крест на «Планере» был поставлен еще до распада СССР. По моему субъективному мнению, когда Министерство обороны СССР в лице ГЛАВТУ спустя 30 лет после начала производства МТ-ЛБ не изменило своих взглядов и пошло по пути воспроизводства идеи транспортера-тягача. Транспортер-тягач, как таковой, уже был не нужен в существующем виде. Это были пережитки прошлого. Все армии шагнули вперед в части обеспечения себя самоходными артиллерийскими комплексами. А транспортировать грузы – с этим бы справился и МТ-ЛБ, причем он делает это до сих пор, спустя 30 лет после того, как «похоронили» «Планер», и продолжает доказывать, что его возможности не были исчерпаны и в 1990 году.

Макетный образец шасси под самоходные артиллерийские установки «Пат» и «Спрут», отправленный в Подольск для проведения опытных работ (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru


В итоге идея создания «такой же машины, только новее», которой руководствовался заказчик, показала, что создать достойную замену МТ-ЛБ по всем параметрам (в первую очередь, ее небольшие размеры и компактность, уникальная проходимость, небольшой вес и т.д.). А когда создавался «Планер», то в ТТЗ были прописаны высокие современные требования, особенно по обитаемости и эргономике (чтобы экипаж и расчет могли бы находиться в нем до 24 часов без выхода, комфортные условия для работы и размещения людей, у водителя была предусмотрена «поза отдыха»), наличие гидрообъемной передачи и т.д. А требования, основанные на новых стандартах, в результате превратили машину в монстра, который при остальных показателях, схожих с МТ-ЛБ, значительно «переплюнул» его по весу, сложности, проблемам эксплуатации и цене. Машина в итоге получилась массой 14-15 тонн, при этом все остальное было на уровне МТ-ЛБ. И когда все увидели «товарища Планера», то сказали: «что-то не то». И слава Богу, что не дошло дело до изготовления его в металле. Были выполнены работы на этапе технического проекта, и после его защиты было принято решение дальше работы не проводить и не изготавливать опытный образец.

При этом «Планер» был не единственной новой машиной в тот момент. Учитывая положительный опыт производства и эксплуатации семейства машин на базе МТ-ЛБ, планировалось создание нового семейства машин. Кроме «Планера», были «Планер-1», «Пат» и «Спрут». «Планер-1» -это новое шасси взамен МТ-ЛБу, а «Пат» и «Спрут» -это самоходные артиллерийские установки. Полная масса этих машин приблизилась к 20 тоннам.

Возможно изображение макетного образца (прототип) САУ «Пат» на том же шасси (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru


То есть, после неудачи с «Планером» Министерство обороны решило провести большую модернизацию МТ-ЛБ?

Это сильно сказано. Тогда ГЛАВТУ МО СССР, которое во главу всего ставило транспортер-тягач, предложило провести его модернизацию. Но слово «модернизация» не звучало, а было «совершенствование». Предлагалось сделать хоть что-то. Например, управление, которое вызывало нарекания. Были проведены работы по уходу от управления рычагами к удобному штурвальному управлению, были внесены изменения в подвеску, были работы и по корпусу, и по силовой установке (новый 300-сильный дизель Ярославского завода) и др.

Отремонтированные тягачи МТ-ЛБ готовы к передаче заказчику (с) АО «Ремдизель»


А во времена СССР МТ-ЛБ поставлялись гражданским заказчикам?

Они не могли поставляться гражданским потребителям, так как у этой машины бронированный корпус. Но на закате СССР, в 1989-1990 гг. ХТЗ начал работать с народным хозяйством, в первую очередь, с геологами и геофизиками (Министерство геологии СССР), для того, чтобы создать для них наиболее подходящую машину, в первую очередь, по проходимости. Им была нужна замена тягачу АТ-Л и снегоболотоходу ГТ-Т. В Мингеологии появились энтузиасты этого направления, и даже нашлись заказчики в Красноярском крае. Были сделаны два вида машин: на базе МТ-ЛБ вариант с максимальной унификацией и минимальными изменениями от серийной машины- снегоболотоход ХТЗ-3Н (с использованием элементов бронированного корпуса) и на базе семикаткового МТ-ЛБу машина ХТЗ-10Н. Обе машины прошли эксплуатационные испытания, понравились потенциальным заказчикам. Затем была создана специальная машина – ХТЗ-10НК. Она была шестикатковая, но с довольно объемным корпусом, нечто среднее между МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Пошла она в производство после 1991 г. И таких машин было выпущено достаточно много, в основном для Сибири. Только вместо геологов эти машины стали покупать нефтяники, газовщики и энергетики. А потом пошел процесс демилитаризации, когда на рынке появилось много машин, выведенных из состава Вооруженных Сил. По имеющимся сведениям, были проработки по установке различных двигателей, в том числе и КАМАЗа. Но учитывая пожелания потребителей, его ставить не стали.

Снегоболотоход ХТЗ-10НК (с) astcomtrans.ru


А почему китайцы не скопировали МТ-ЛБ?


Трудно сказать. Хотя интерес к нему был, но почему они не стали их делать, можно спросить только у них.


То есть, МТ-ЛБ это по-своему уникальная машина в мире?


Да. Несмотря на то, что эта машина начиналась как легкий артиллерийский тягач, но как часто бывает у нас, проблемы и ограничения служат причиной создания многофункционального изделия. Как узкоспециализированная машина, МТ-ЛБ не использовался, при этом не является идеальным, но по совокупности показателей ему нет равных. У американцев был создан БТР М113, и по числу выпущенных машин их было больше, чем машин семейства МТ-ЛБ. Но М113 более специализированная, не тяговая машина. Машин семейства МТ-ЛБ на трех заводах было выпущено порядка 55000 единиц, а М113 – около 70000.


Получается, что МТ-ЛБ продолжал выпускаться и после 1991 года?

Конечно. Например, Российская армия получала машины даже в 1992 году, но и после этого срока продолжался выпуск гражданских машин. И даже можно допустить, что в свете последних событий на ХТЗ могли реанимировать это производство.

МТ-ЛБ готовится к испытаниям в бассейне на водонепроницаемость, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd


Можно ли говорить о том, что замены для МТ-ЛБ в ближайшие годы не будет? Ведь все попытки сделать улучшенный МТ-ЛБ приводили к тому, что получалось то же самое.


Получалось хуже. Дважды в одну и ту же реку не войдешь. Хотя желание сделать лучше всегда было, но результата не было. А в 1964 году никто не задумывался, каков будет жизненный цикл этой машины. И никто не мог предположить, что она более 50 лет будет стоять на вооружении. МТ-ЛБ еще может послужить. Ведь большую роль играет то, что это машина не переднего края. И лет 10 она еще достойно будет удовлетворять потребности армии. А в народном хозяйстве все будет определяться физическим износом и возможностью восстановления.

Tags: МТ-ЛБ, Россия, СССР, Украина, бронетанковая техника, история, наземная техника

Запчасти к технике Т-35.

01К. 1101-89-2МК Машинокомплект деталей и сборочных единиц нтерьера кабины zoom-inzoom-outenlargeshrinkcircle-rightcircle-leftfile-text2infocart

1101-89-2МК

1101-89-3МК

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17

18

19

20

21

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Позиция на иллюстрации Заводской номер детали Название детали Цена
1101-89-2МК 1101-89-2МК Машинокомплект интерьера кабины 1101-89-2МК уточнить наличие
1101-89-3МК 1101-89-3МК Машинокомплект интерьера кабины 1101-89-3МК уточнить наличие
1 1101-89-2МК-10а Накладка панели приборов левая передняя уточнить наличие
2
1101-89-2МК-21
Фиксатор замка уточнить наличие
3 1101-89-2МК-11 Накладка панели приборов левая нижняя уточнить наличие
4 1101-89-2МК-12 Облицовка панели приборов левая нижняя уточнить наличие
5 1101-89-2МК-15 Облицовка двери уточнить наличие
6 1101-89-2МК-19 Накладка пола уточнить наличие
7 1101-89-2МК-16 Облицовка ящика нижняя уточнить наличие
8 1101-89-2МК-16а Облицовка ящика верхняя уточнить наличие
9 1101-89-2МК-2 Накладка панели приборов правая нижняя уточнить наличие
10 1101-89-2МК-3 Облицовка панели приборов правая нижняя уточнить наличие
11 1101-89-2МК-20 Облицовка комбинации приборов уточнить наличие
12 1101-89-2МК-1 Накладка панели приборов правая передняя уточнить наличие
13 1101-89-2МК-1а Накладка панели приборов правая задняя уточнить наличие
14 1101-89-2МК-29 Кожух вентиляционного блока уточнить наличие
15 1101-89-2МК-22 Пластина чехла КПП уточнить наличие
16 1101-89-2МК-9 Облицовка стойки правая уточнить наличие
17 1101-89-2МК-17 Панель крыши передняя уточнить наличие
17 1101-89-3МК-17 Панель крыши передняя уточнить наличие
18 1101-89-2МК-7 Антресоль правая уточнить наличие
19 1101-89-2МК-8 Дверка антресоли правая
уточнить наличие
20 1101-89-2МК-21а Фиксатор замка антресоли уточнить наличие
21 1101-89-2МК-25 Крючок вещевого ящика уточнить наличие
22 1101-89-2МК-18 Панель крыши задняя уточнить наличие
23 1101-89-2МК-9а Облицовка стойки левая уточнить наличие
24 1101-89-2МК-8а Дверка антресоли левая уточнить наличие
25 1101-89-2МК-28 Накладка радиатора №2 уточнить наличие
26 1101-89-2МК-26 Термоэлектрическая сборка уточнить наличие
27 1101-89-2МК-27 Накладка радиатора №1 уточнить наличие
28 1101-89-2МК-7а Антресоль левая уточнить наличие
29 1101-89-2МК-6 Облицовка задней стенки уточнить наличие
30 1101-89-2МК-24 Пружина уточнить наличие
31 1101-89-2МК-4 Крышка холодильника уточнить наличие
32 1101-89-2МК-5 Карман холодильника уточнить наличие
33 1101-89-2МК-23 Фиксатор замка холодильника уточнить наличие
34 1101-89-2МК-5а Карман холодильника уточнить наличие
35 1101-89-2МК-14 Подлокотник уточнить наличие
36 1101-89-2МК-14а Каркас подлокотников уточнить наличие
37 1101-89-2МК-13 Дверка блоков предохранителей уточнить наличие
38 1101-89-2МК-10 Накладка панели приборов левая задняя уточнить наличие

Vehicle Network Toolbox — MATLAB

 

Связь с автомобильными сетями с использованием протоколов CAN, J1939 и XCP

Получить бесплатную пробную версию

Посмотреть цены

Vehicle Network Toolbox™ предоставляет функции MATLAB ® и блоки Simulink ® для отправки, получения, кодирования и декодирования сообщений CAN, CAN FD, J1939 и XCP. Набор инструментов позволяет идентифицировать и анализировать определенные сигналы с использованием стандартных файлов базы данных CAN, а затем визуализировать декодированные сигналы с помощью приложений CAN Explorer и CAN FD Explorer. Используя файлы описания A2L, вы можете подключиться к ECU через XCP по CAN или Ethernet. Вы можете получить доступ к сообщениям и данным измерений, хранящимся в файлах MDF.

Набор инструментов упрощает связь с автомобильными сетями и позволяет отслеживать, фильтровать и анализировать данные шины CAN в режиме реального времени, а также регистрировать и записывать сообщения для последующего анализа и воспроизведения. Вы можете смоделировать трафик сообщений на виртуальной шине CAN или подключиться к действующей сети или ECU. Vehicle Network Toolbox поддерживает устройства интерфейса CAN от Vector, Kvaser, PEAK-System и NI ® .

Начало работы:

  • Отправка и получение сообщений CAN и CAN FD от MATLAB и Simulink
  • Общайтесь по протоколу XCP
  • Общайтесь по протоколу J1939
  • Визуализируйте трафик CAN и CAN FD
  • Используйте файлы базы данных Vector CAN
  • Используйте файлы описания A2L
  • Работа с файлами MDF
  • Используйте виртуальные каналы
  • Работа с файлами CDFX
Что такое Vehicle Network Toolbox?

2:06 Продолжительность видео 2:06.

Что такое Vehicle Network Toolbox?

Отправка и получение сообщений CAN и CAN FD из MATLAB и Simulink

Настройка каналов CAN и CAN FD

Функции канала CAN в блоках конфигурации MATLAB и CAN в Simulink позволяют определить соединение с оборудованием интерфейса Vector CAN, которое устанавливает физическое соединение с шиной CAN с использованием стандарта CAN или CAN FD. Vehicle Network Toolbox предоставляет функции канала CAN для запроса и настройки параметров оборудования интерфейса CAN, таких как скорость шины и настройки приемопередатчика. Вы также можете проверить другие свойства канала CAN, такие как количество доступных сообщений и количество сообщений, полученных или переданных по каналу. При присоединении файлов базы данных Vector CAN к каналам CAN входящие сообщения автоматически представляются с использованием информации, хранящейся в базе данных. После определения канала CAN вы можете отправлять и получать сообщения CAN по этому каналу.

Подключите MATLAB к сети вашего автомобиля, используя протоколы CAN и CAN FD.

Отправка и получение сообщений CAN

Стандартные сообщения CAN содержат свойства для хранения идентификатора сообщения CAN (стандартный 11-битный или расширенный 29-битный), отметку времени и до 8 байтов данных CAN. Канал, сконфигурированный для передачи CAN FD, может содержать сообщения, содержащие до 64 байтов данных.

Функции и блоки передачи и приема в наборе инструментов позволяют отправлять и получать сообщения CAN по каналам CAN. Для больших наборов данных вы можете регистрировать сообщения CAN для автономного анализа.

Передача и получение сообщений CAN

Базовая связь CAN FD с Simulink

Код MATLAB для получения сообщений CAN и их сигналов в формате расписания.

Создание и извлечение сигналов из сообщений CAN

Vehicle Network Toolbox предоставляет функции и блоки для кодирования и декодирования сообщений CAN. Данные сообщения CAN могут содержать данные, представляющие несколько сигналов. Функции и блоки распаковки позволяют указать начальный бит, длину сигнала, тип данных и порядок байтов. Пакетные функции и блоки предоставляют те же возможности для сборки данных для передачи сообщений CAN.

Создание и обработка сообщений с использованием определений базы данных

Модель Simulink, которая использует блок CAN Unpack для декодирования сообщений CAN.

Регистрация и воспроизведение сообщений CAN

Используя блок журнала CAN в наборе инструментов, вы можете сохранить сообщения CAN, полученные вашей моделью, в MAT-файл. Затем можно использовать блок CAN Replay, чтобы воспроизвести сообщения в другой модели Simulink. Блок CAN Replay сохраняет временные метки записанных данных, поэтому воспроизводимые данные будут иметь те же временные характеристики, что и записанные данные.

Регистрация и воспроизведение сообщений CAN FD

График данных скорости вращения колеса, воспроизведенный из записанного тестового пробега автомобиля.

Связь по протоколу XCP

Vehicle Network Toolbox предоставляет функции и блоки для связи с ЭБУ через XCP — протокол автомобильной калибровки — по шине CAN, CAN FD или Ethernet. При обмене данными с ECU через XCP MATLAB или Simulink являются ведущими, а ECU — ведомыми устройствами. Вы можете обмениваться данными с несколькими ЭБУ, открыв несколько каналов XCP. Для каждого ECU вы можете считывать и записывать данные в определенные ячейки памяти внутри ECU. При наличии защищенного доступа к ЭБУ вы можете использовать начальное число и ключ безопасности, чтобы открыть доступ к ЭБУ. Набор инструментов также предоставляет функции и блоки для связывания файлов базы данных A2L, а также для создания и просмотра динамических списков измерений DAQ и STIM для канала XCP. Эти списки создаются на основе информации об измерениях и событиях из связанного файла A2L.

Связь XCP в Simulink

Модель для получения измерений от ведомого устройства ECU. Модель использует блоки XCP Configuration и XCP Transport Layer (вверху), а также блоки сбора данных XCP (внизу слева) для настройки сбора сигнала PWM (внизу справа).

Обмен данными по протоколу J1939

Vehicle Network Toolbox предоставляет функции и блоки для обмена данными через J1939 — высокоуровневый протокол на основе CAN, обычно используемый в индустрии большегрузных автомобилей. При общении через J1939, вы используете функции MATLAB или блоки Simulink для настройки связи. В частности, предусмотрены функции и блоки для связывания файла базы данных (.dbc) с коммуникацией J1939, для указания аппаратного обеспечения интерфейса CAN, а также для передачи и приема групп параметров J1939. Вы кодируете и декодируете данные сигнала в сети, используя группы параметров, определенные в файле базы данных, связанном с соединением. Кроме того, вы можете настроить Simulink для работы в качестве сетевых узлов с запросом адреса.

Базовая связь J1939 по CAN с Simulink

Модель

для отправки и получения данных J1939 с использованием блоков J1939 Transmit и J1939 Receive. Модель также использует Конфигурацию сети J1939, Конфигурацию транспортного уровня J1939 CAN и Конфигурацию узла J1939 для настройки связи.

Визуализация трафика CAN и CAN FD

Набор инструментов включает приложения CAN Explorer и CAN FD Explorer для визуализации активного трафика на определенном канале CAN. Вы можете использовать приложения при выполнении других задач в MATLAB или Simulink. Для файлов базы данных CAN, связанных с вашим каналом CAN, приложения декодируют сообщения и отображают их в правильных технических единицах.

Когда трафик в сети содержит больше информации, чем необходимо для вашего приложения, вы можете ограничить количество сообщений CAN, получаемых каналом CAN, до определенного диапазона идентификаторов сообщений CAN. Используя функции фильтрации и настройки маски в панели инструментов, вы получаете только те сообщения, которые необходимы для вашего приложения.

Использование CAN FD Explorer для приема и визуализации данных

Использование CAN Explorer для приема и визуализации данных

Текущий трафик шины CAN FD в сети отображается с помощью приложения CAN FD Explorer. На дисплее отображаются необработанные данные, декодированные сигналы и графики сигналов.

Использование файлов базы данных Vector CAN

Vehicle Network Toolbox позволяет связать файл базы данных Vector CAN с каналом CAN или сообщением из MATLAB или Simulink, что позволяет кодировать и декодировать сообщения CAN с использованием имен сообщений и сигналов для конкретных приложений, таких как как EngineMsg и EngineRPM, а также масштабируемые инженерные единицы. Возможность работы с файлами базы данных отраслевого стандарта упрощает взаимодействие с шиной CAN, поскольку база данных не только определяет список сообщений и составные сигналы, но и предоставляет правила упаковки и распаковки битов для связанных сигналов. Тип данных сигнала, начальный бит, длина и порядок байтов предварительно определены для сообщений в базе данных, что упрощает анализ сигналов.

Создание и обработка сообщений с использованием определений базы данных

Пример кода, показывающий, как просматривать сообщения с использованием информации, хранящейся в файлах базы данных CAN.

Использование файлов описания A2L

Vehicle Network Toolbox позволяет использовать стандартные файлы описания A2L (также известные как ASAP2) для связи с блоками управления по протоколу XCP из MATLAB или Simulink. Использование файлов описания A2L позволяет вам получить доступ к внутренним параметрам ECU из программы MATLAB или модели Simulink. Файлы описания A2L содержат информацию о соответствующем адресе памяти для определенного параметра, структуре хранения и типе данных. Файлы также содержат правила для преобразования сохраненных значений, таких как системные параметры, характеристики датчиков и поправочные коэффициенты, в физические единицы, такие как обороты в минуту и ​​градусы Цельсия. Наличие этих данных позволяет выполнять задачи калибровки и измерения без необходимости анализа данных и декодирования адресов памяти.

Управление файлами A2L

Аппаратное соединение XCP

Пример кода, показывающий, как получить доступ к информации, хранящейся в файлах A2L, для использования с соединениями XCP. Он использует бесплатно доступный симулятор ведомого устройства XCP из каналов Vector и Vector Virtual CAN.

Работа с файлами MDF

С помощью Vehicle Network Toolbox вы можете легко импортировать и экспортировать файлы формата данных измерений (MDF). Набор инструментов поддерживает версию 3.0 и выше стандарта MDF. Когда вы работаете с файлами MDF в MATLAB, вы можете просмотреть основные свойства файла, включая начальную отметку времени, размер данных, группу каналов и информацию об имени канала. Вы также можете создавать файлы MDF из MATLAB и записывать данные расписания в существующие файлы MDF.

Чтобы прочитать подмножество файла MDF, вы указываете имена каналов или время начала и окончания. По умолчанию выходной формат вашего результата будет возвращен в виде расписания, чтобы вы могли легко работать с данными с отметкой времени.

Для больших файлов MDF, которые не помещаются в памяти, можно создать хранилище данных MDF и просматривать данные пакетами на основе заданных вами параметров. Вы также можете создать хранилище данных, чтобы легко работать с коллекцией похожих файлов MDF.

Чтение данных из файлов MDF

Запись данных группы каналов из существующего MDF-файла в новый MDF-файл

Декодирование данных CAN и запись результатов в MDF-файлы

Пример кода для предварительного просмотра файла MDF через интерфейс командной строки и последующей проверки данных в редакторе переменных.

Использовать виртуальные каналы

Вы можете использовать виртуальные каналы CAN и CAN FD для тестирования и моделирования сетевых коммуникаций. С помощью виртуального канала вы можете тестировать модели в конфигурации обратной связи без использования физического оборудования. Vehicle Network Toolbox поддерживает два типа виртуальных каналов: виртуальные каналы MathWorks и каналы от сторонних поставщиков аппаратного обеспечения интерфейса CAN. Виртуальные каналы от сторонних поставщиков, таких как Vector и Kvaser, требуют установки соответствующего драйвера поставщика или пакета поддержки оборудования. Виртуальные каналы MathWorks поставляются с набором инструментов и не требуют дополнительных драйверов или пакетов поддержки.

Передача сообщения CAN по событию

Подключение CAN в автомобильном приложении

Модель Simulink, показывающая использование виртуальных каналов MathWorks для отправки и получения данных CAN без какого-либо оборудования.

Работа с файлами CDFX

Доступ к данным в формате данных калибровки ASAM (CDFX) с помощью функции cdfx , предоставляемой Vehicle Network Toolbox. Используйте данные калибровки из файла CDF в качестве входных данных для модели Simulink.

Использование данных ASAM CDFX с Simulink

Использование данных ASAM CDFX со словарем данных Simulink

Использование данных калибровки из файла CDFX в качестве входных данных для модели Simulink и построение графика выходных данных моделирования для параметра ASAM.C.MAP.

Ресурсы продукта:

Документация Функции Блоки Технические статьи Истории пользователей Требования к продукту Аппаратная поддержка

Что дальше?

Поддержка оборудования

Подключение Vehicle Network Toolbox к оборудованию

Особенности выпуска

Что нового в последней версии MATLAB и Simulink

Выберите веб-сайт

Выберите веб-сайт, чтобы получить переведенный контент, где он доступен, и увидеть местные события и предложения. В зависимости от вашего местоположения мы рекомендуем вам выбрать: .

Вы также можете выбрать веб-сайт из следующего списка

Европа

Свяжитесь с местным офисом

Automotive — Решения для MATLAB и Simulink

Перейти к содержимому

MATLAB ® и Simulink ® позволяют автомобильным инженерным организациям ускорить процессы разработки автомобилей и поставлять автомобили, отвечающие требованиям рынка в отношении безопасности, комфорта, экономии топлива и производительности.

Автомобильные инженеры используют MATLAB и Simulink для:

  • Запускают моделирование для оценки компромиссов и оптимизации конструкции
  • Разработка и тестирование алгоритмов восприятия, планирования и управления
  • Ранняя проверка требований посредством быстрого прототипирования
  • Создание кода для прототипирования или производства с плавающей или фиксированной точкой для микроконтроллеров, графических процессоров, однокристальных систем и устройств FPGA
  • Анализ данных тестового парка и серийных автомобилей
  • Соответствует стандартам AUTOSAR и ISO 26262

 

«Simulink особенно полезен на двух этапах нашего процесса разработки. На раннем этапе это помогает нам пробовать новые идеи и визуализировать, как они будут работать. После генерации кода и проведения испытаний в автомобиле мы можем запускать несколько симуляций, улучшать дизайн и регенерировать код для следующей итерации».

Джонни Андерссон, Scania

Бесплатная белая бумага

11 лучших практик для разработки приложений ISO 26262 с помощью Simulink

Читать информационный документ

Использование MATLAB для автомобильной промышленности

LG Chem разрабатывает программное обеспечение

для системы управления батареями, совместимое с AUTOSAR и ISO 26262

Разработка передовых систем экстренного торможения в Scania

Обнаружение избыточной поворачиваемости в автомобилях BMW с помощью машинного обучения

Автоматизированное вождение и усовершенствованные системы помощи при вождении (ADAS)

Используйте MATLAB и Simulink для ускорения разработки функций автоматизированного вождения, включая функции восприятия, планирования и управления. Запускайте симуляции в Simulink, чтобы тестировать, интегрировать и настраивать эти функции с помощью программно сгенерированных сцен и максимизировать тестовый охват в различных дорожных, транспортных и экологических условиях без дорогостоящих прототипов транспортных средств.

Истории клиентов

  • Автоматизированная аннотация облака точек LiDAR для проверки датчиков (14:05)
  • Разработка продольных элементов управления для беспилотного такси в Voyage Auto

Изучить продукты

  • Набор инструментов для автоматизированного вождения
  • Набор инструментов для слияния и отслеживания датчиков

ИИ в автомобилестроении

Используйте MATLAB для доступа и предварительной обработки данных о парке и транспортных средствах, создания моделей машинного обучения и прогнозирования, а также развертывания моделей в корпоративных ИТ-системах. С MATLAB вы можете получить доступ к данным, хранящимся в файлах, базах данных и облаке. Это помогает в изучении подходов к моделированию с использованием приложений для машинного и глубокого обучения, а также для ускорения алгоритмов с параллельной обработкой на ЦП, NVIDIA ® графических процессоров, облако и ресурсы центра обработки данных. Автоматическое преобразование моделей машинного обучения в код C/C++ и моделей глубокого обучения в код CUDA ® помогает развертывать обученные модели или сети в производственных ИТ-системах без перекодирования на другой язык.

Истории клиентов

  • Обнаружение избыточной поворачиваемости в автомобилях BMW с помощью машинного обучения
  • MATLAB для анализа данных (3:55)
  • Прогностическое обслуживание в Daimler с помощью MATLAB: сопоставление шаблонов для данных временных рядов
  • Предиктивная аналитика с MATLAB
  • Mahindra оценивает дорожные условия с помощью машинного обучения с помощью Simulink

AUTOSAR

MathWorks является членом AUTOSAR Premium и активно участвует в разработке стандарта, уделяя особое внимание полному применению модельно-ориентированного проектирования в процессе разработки AUTOSAR. Используйте Simulink и AUTOSAR Blockset™ для проектирования и моделирования классических и адаптивных систем AUTOSAR. Затем используйте Embedded Coder ® для создания кода AUTOSAR на C для Classic или C++ для Adaptive. Поддерживается создание композиций с помощью System Composer, а также двусторонняя интеграция на основе ARXML.

Истории клиентов

  • Разработка вертикальной системы AUTOSAR в John Deere (18:34) (PDF)
  • Fiat Chrysler Automobile использует проектирование на основе моделей, автоматическую генерацию кода и AUTOSAR для разработки и реализации приложения управления двигателем для серийного производства
  • Разработка программного обеспечения на основе моделей: взгляд OEM-производителя (24:55) (PDF)

Изучить продукты

  • Набор блоков AUTOSAR

ISO 26262

Используйте MATLAB и Simulink с эталонным рабочим процессом модельно-ориентированного проектирования, чтобы добиться строгости процесса, установленной ISO 26262, стандартом функциональной безопасности. Embedded Coder, средства проверки моделей Simulink и средства проверки кода Polyspace ® прошли предварительную квалификацию TÜV SÜD в соответствии со стандартом ISO 26262 для ASIL A-D. Квалификации основаны на автоматизированном рабочем процессе проверки для конкретного приложения. Он поддерживает параллельную модель и тестирование кода. В дополнение к генерации кода C варианты использования квалификационного инструмента Embedded Coder ISO 26262 включают возможности генерации кода AUTOSAR и C++.

Истории клиентов

  • KOSTAL получает сертификат ISO 26262 ASIL D на модельно-ориентированное проектирование
  • LG Chem разрабатывает программное обеспечение для системы управления батареями, совместимое с AUTOSAR и ISO 26262

Узнать больше

  • Как использовать Simulink для проектов ISO 26262

Обзор продуктов

  • Встроенный кодировщик
  • Комплект для сертификации IEC

Электромобили

Модельно-ориентированное проектирование позволяет использовать симуляции для изучения компромиссов в архитектуре электрической трансмиссии и определения размеров ключевых компонентов, таких как аккумуляторная батарея и тяговый двигатель, перед созданием прототипов транспортных средств. Используйте быстрое прототипирование управления, проверку модели и генерацию производственного кода для быстрого перехода от концепции к прототипу и производству основных контроллеров для электрифицированных транспортных средств, включая блок управления транспортным средством (VCU), электрификацию и систему управления батареями (BMS).

Истории клиентов

  • Разработка многодоменного программного обеспечения на основе моделей в Volvo Car Group (20:23)
  • Вождение одной педалью: быстрая разработка функций с помощью Simulink (20:30) (General Motors)
  • Использование модельно-ориентированного проектирования для создания родстера Tesla

Изучить продукты

  • Блоки силового агрегата
  • Simscape Electric

Связанные приложения и темы 

Встроенные системы

Системы управления

Верификация, аттестация и тестирование

Аналитика инженерных данных

Связаться с отделом продаж

Начать

MathWorks Consulting for Automotive

Получите максимум от MATLAB, Simulink и других продуктов MathWorks.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *