Что значит Морозостойкость F 35?
Одним из важных показателей газобетона является морозостойкость. В климатических условиях нашей страны она косвенно определяет срок службы строительных конструкций.
Газобетон — современный и перспективный строительный материал, открывающий новую страницу в частном (индивидуальном) домостроении. Он обладает оптимальным набором качеств, обеспечивающих экономное, быстрое и качественное возведение жилого дома высотой до 3 этажей включительно. Популярность материала стремительно растет, причиной чего стали относительно низкие цены и наработка опыта строительства из газоблоков. Параметры и свойства газобетона значительно отличаются о показателей традиционных бетонов или штучных материалов. Одним из них, особенно заслуживающих внимания, является морозостойкость.
Несколько рекомендаций по выбору кирпича
- При выборе кирпичных изделий для строительства и облицовки необходимо учитывать, что насыщение влагой происходит как снаружи, так и изнутри помещений, причём её количество, иногда, весьма сильно различается для разных комнат.
- При среднегодовых колебаниях температуры в конкретных районах от -20 до +20 °C достаточно стройматериала с морозостойкостью до 35 единиц.
- Применять для наружных стен и конструкций пустотелый кирпич запрещено стандартами, поскольку проникшая в его структуру вода при некоторых условиях способна задерживаться в пустотах, а после замерзания просто разрывает материал.
Заблуждения о морозостойкости
Морозостойкость бетона не имеет никакого отношения к времени его застывания на морозе. Очень часто путают с противоморозными добавками, которые обеспечивают работу с бетоном при минусовой температуре воздуха. Чтобы смесь хорошо схватывалась, к ней примешивают разные добавки такие как ПМД (противоморозная добавка), которые позволяют воде в составе бетона какое-то время не замерзать при нулевой температуре. Наиболее распространенная противоморозная добавка «Цемактив-3», применяется при температуре до минус пятнадцати градусов, вводится в бетонную смесь для устойчивости к замерзанию до начала тепловых работ или, чтобы выдержать морозы на не отапливаемом объекте. Химические добавки этой серии широко применяются в бетонах В30 и В35 в строительстве, как жилищных комплексов, так и промышленных конструкций Санкт-Петербурга.
Обозначение морозостойкости
Величину морозостойкости для удобства обозначают английской буквой F, а рядом ставят цифру (F100, F200, F300 и пр.).
Данное значение показывает количество замораживания и оттаивания, которое выдержит образец бетона, не теряя своего качества, по сравнению с не подвергавшимся испытаниям образцом бетона той же марки.
Другими словами, это количество циклов перехода температуры от минус двадцати градусов (-20с) до плюс двадцати (+20с) и обратно. Важно понимать, что один цикл не равен одной зиме, поскольку за сезон в нашей полосе с нестабильным климатом может быть несколько скачков падения к минусовой температуре воздуха и роста к плюсовой.
F зависит от:
- Соотношения воды и цемента в составе смеси, поскольку объем воды меньше объема льда, и соответственно при замерзании бетона, объём его массы увеличивается, что приводит к разрушению конструкции. По этой логике не сложно догадаться, что чем больше в составе бетона цемента, тем выше его прочность и морозостойкость;
- качества самого цемента;
- качества укладки. Чем лучше структура бетона, тем меньше создается пор, а следовательно меньше мест для скопления воды.
Как правильно выбирать кирпичи для строительства
Кирпич представлен в широком ассортименте, а значит, прежде чем выбрать тот или иной его вид, вы должны четко понимать, для каких именно целей, вы желаете приобрести его.
Внимание: Выбирая кирпич для строительства дома, нужно обязательно изучить особенности климата страны, города, в котором вы проживаете. Также нужно учесть и устойчивость кирпича перед низкими температурами, ведь это наиболее важный момент.
- Если у вас нет опыта в сфере выбора и покупки кирпичей, тогда следует обратиться за помощью к специалистам, которые позволят вам выбрать именно те варианты строительного материала, которые отлично подойдут для строительства того или иного объекта.
- Например, приобретая строительный кирпич, нужно помнить о том, что рекомендуемый специалистами минимум должен составлять – F35 по госту, а что касается облицовочного кирпича, то – F50.
- Если это несущая стена, тогда не стоит делать ее с пустотелого материала. Лучше внутреннюю часть сделать из полнотелого и облицовку произвести пустотелым.
- Если это перегородка, тогда для отапливаемых помещений вполне подойдет пустотелый вариант. В этом случае поднимется и звукоизоляция. Если помещение не отапливаемое, тогда лучше применить полнотелый вариант.
Как повысить морозостойкость
Часто многие люди желают узнать, а чем же, повышается морозостойкость. Это особенно заботит тех, кто хочет наладить свое производство. На самом деле, это зависит от многих факторов, и вам необходимо ознакомиться с ними детально и подробно.
- Прежде всего, это касается самой технологии изготовления, в том случае, если у вас есть специальное оборудование, тогда следует специальные добавки, они в свою очередь, начинают снижать температуру кристаллизации жидкости.
Как наверняка вы сами поняли, таким образом, серьезно повышается морозоустойчивость продукции, поэтому учитывайте это обязательно.
- Также нельзя не учесть и то сырье, которое будет использоваться, например, чем будет больше процент кварца, тем естественно выше будет показатель «F».
- Если материал будет обладать огромным количеством силикатов кальция, тогда также увеличивается морозоустойчивость готового продукта.
Морозостойкость, что надо знать и учитывать
Одним из наиболее существенных параметров для нашей страны является морозостойкость. Климатические условия большинства регионов не позволяют пренебрегать этим показателем, хотя на практике на него редко обращают достаточно серьезное внимание. Причиной этого стало отсутствие достаточной информации о данном показателе, непонимание его специфики.
Морозостойкость газоблоков обозначается буквой F. цифры после нее определяют допустимое количество циклов заморозки и последующей разморозки, которые не влияют отрицательным образом на свойства материала. Морозостойкость материала, заявленная производителями, составляет 100 циклов (F100), что для многих означает 100 лет эксплуатации. Однако, газобетон может замерзнуть и оттаять в течение одних суток, если того потребуют внешние условия.
Именно здесь у пользователей возникает больше всего вопросов — в условиях нашей страны, где в зимнее время часто днем плюсовая температура, а ночью — ниже ноля, ресурс морозостойкости выработается за один сезон. Кроме этого, отсутствует информация о том, какова судьба дома из газобетона после выработки ресурса. Производители об этом либо вовсе не говорят, либо ограничиваются обтекаемыми, общими фразами.
Такой подход создает массу споров и разночтений и дает еще один аргумент противникам материала. Сегодня в стране эксплуатируется множество построек из газобетона, по состоянию которых можно судить о реальном состоянии материала после нескольких сезонов. Владельцы не замечают никаких серьезных изменений, хотя, не все знают, на что, собственно, следует обращать внимание. Стены целые, трещин нет, материал сухой — это вся информация, которую они могут дать. Поэтому, необходимо разобраться, как определяется морозостойкость материала, и насколько полученные данные корректны.
Как определяется морозостойкость
По утверждениям производителей, определение морозостойкости производится следующим образом:
- из цельного газоблока вырезают куб со стороной 150 мм;
- погружают его в емкость с водой на 48 часов. Температура воды должна быть от 20°;
- вынимают куб из воды и помещают его на 4 часа в морозильную камеру с режимом от -17° до -25°;
- вынимают образец из морозилки и оставляют оттаивать в комнате на 2 часа.
После этого цикл повторяют в той же последовательности столько раз, сколько потребуется для появления каких-либо последствий. При этом, после 15, 25, 50 и 100 циклов куб подвергают поверке на сжатие и определяют его состояние. Если газоблок разрушился после 50 циклов, морозостойкость определяют как F50, если после 25 — F25.
Примечательным фактом становится отличие способов проверки материалов. Например, для определения морозостойкости кирпича его пропитывают водой, добиваясь 100-процентного впитывания. При этом, кирпич испытывают целиком, а газобетон — частично (физические свойства куба значительным образом отличаются от возможностей блока).
Кроме этого, по нормам ГОСТ проверка материалов отличается и по температурному режиму, и по методике (например, разные нагрузки и режимы). Поэтому, показатели морозостойкости у кирпича и газобетона получены разными методами. Это выглядит несколько странно, если учесть, что оба материала используются для строительства несущих стен и должны проходить проверку в одинаковых условиях. Полученная морозостойкость газобетонных блоков некорректна, так как она получена в неестественных условиях — в процессе эксплуатации материал не впитывает столько воды (если эксплуатация ведется по правилам).
Кроме этого, вызывает массу вопросов большой разбег значений. Газобетон может иметь морозостойкость в диапазоне от F15 до F100. Производители объясняют такой разбег отличием марок материала — для блоков D200 количество полостей в массиве значительно больше, поэтому и показатели отличаются от блоков D500 или D600. При этом, если взять образец с максимальной морозостойкостью и выполнить проверку по методике, используемой для кирпича, результат окажется гораздо ниже — вместо заявленных F100 будет получено не выше F35. Поэтому, выбирая газобетонные или газосиликатные блоки, надо иметь в виду специфику определения морозостойкости и делать поправку на методические отличия.
Строительство из газоблоков в зимний период
Как правило, специалисты рекомендуют производить строительные работы в теплое время года. Однако, многие застройщики торопятся заселиться в новый дом и задаются вопросом — можно ли строить объекты из газобетона зимой, как это делается с кирпичом, шлакоблоками и другими материалами. Вопрос не праздный — возможность сэкономить не менее полугода сильно привлекает пользователей.
Однозначного ответа на него не существует. Большинство специалистов не рекомендует строить в зимнее время, поскольку газобетон зимой плохо контактирует с клеевыми составами. При этом, все зависит от конкретных климатических условий — есть регионы, где температуры редко понижаются даже до -5°, но, для большинства районов средняя зимняя температура составляет -10° или -15°. Вода из клеевых растворов проникает в материал и замерзает, образуя локальный участок с проблемным температурным режимом. При этом, застывает и клеевой состав, что делает проблематичным качественное сцепление с газоблоками.
Существуют специальные зимние составы, предназначенные для работ при температурах от -15°. Однако, практический опыт показывает нецелесообразность проведения работ уже при -10°. Кроме этого, придется прогревать газоблоки с помощью тепловых пушек, устранять наледь на поверхности кладочных рядов. Эти процедуры требуют времени и усилий, а также немалых расходов. Поэтому, специалисты рекомендуют не рисковать прочностью дома и строить в теплое время года.
Морозостойкость кирпича и плитки
Наверно все знают, что один кирпич более морозостоек, чем другой. Например, у клинкера морозостойкость выше, чем у эстонского кирпича, а плитка Stroeher куда более устойчива к морозам в сравнении с псевдоитальянскими брендами. Но вряд ли Вам рассказывали, что такое эта морозостойкость. А мы расскажем.
И если перед покупкой облицовочного кирпича и плитки (как плитки под кирпич, так и напольной и тротуарной плитки) Вы хотите узнать о них всё, наша статья для Вас. Мы не будем цитировать нормативные документы, а перескажем Вам их простыми словами, а ещё поделимся нашим богатым опытом. ГОСТ 530-2012 говорит нам, что по морозостойкости кирпич бывает F35, F50, F75, F100, F200, F300.
Цифры после буквы F это количество циклов, которые кирпич прошёл в ходе испытаний на морозостойкость и не получил никаких повреждений. Как выглядит один такой цикл, описано в ГОСТе 7025. Кирпич вымачивают в ёмкости с водой, после чего помещают в промышленную морозильную камеру минимум на 4 часа.
То есть, стандартная для российского лицевого кирпича морозостойкость F50 гарантирует Вам, что кирпич не пострадает от погодных условий в течение 50 лет. Но погода с каждым годом становится всё более непредсказуемой, и за один год кирпич может перенести более одного цикла. Это касается и плитки на Вашем крыльце, и брусчатки на дорожках в саду и парковке. Так какой же должна быть морозостойкость у кирпича и плитки? Ответ на этот вопрос не прост, но мы поможем Вам определиться с выбором. Итак, уже знакомый нам ГОСТ 530-2012 говорит, что морозостойкость клинкера должна быть не менее F75, морозостойкость лицевого кирпича F50, но допускает использование F35 по согласованию с заказчиком.
Морозостойкость лицевого кирпича.
От применения кирпича с морозостойкость F35 мы рекомендуем Вам отказаться сразу. Практика показывает, что он подходит только для регионов с мягким, сухим и тёплым климатом, которых в России совсем немного. Бывали прецеденты, когда даже кирпич с необходимым минимумом F50 давал трещины на шестом году эксплуатации. Это часто случается с кирпичом с большим количеством извести (подробнее об извести и составе глин Вы можете прочитать в других наших статьях). Очень хорошо показывает себя в реальных условиях кирпич F75. Его производят в России на заводах «BRAER», «ЛСР», «Голицынский кирпичный завод», у этих производителей достойное качество удачно сочетается с умеренной ценой. Совсем хорошо использовать кирпич F100 и выше. Это немецкий клинкерный кирпич.
На самом деле его морозостойкость ещё выше, но европейский «гост» предписывает проводить испытания лишь на 100 циклов. Клинкер будет радовать Вас не только высокой морозостокостью, но и непревзойдённой прочностью и низким водопоглощением, а главное — прекрасным внешним видом.
Морозостойкость строительного кирпича.
Действующим ГОСТом морозостойкость строительного кирпича и керамических блоков не регламентируется. С одной стороны, это понятно: при правильной конструкции несущая стена промерзать не будет. Однако, это вовсе не значит, что рачительный хозяин может игнорировать такой важный показатель. Покупайте блоки и строительный кирпич F35 или выше, таким образом, Вы и не переплатите, и подстрахуетесь. Обратите внимание на блоки Porotherm, BRAER, ЛСР. Они не подведут.
Морозостойкость плитки и брусчатки.
В этом разделе как о фасадной плитке под кирпич, так и о напольной и тротуарной плитке (брусчатке). ГОСТ не говорит нам об их морозостойкости ничего. Но наш богатый опыт говорит о многом. Тут есть простое правило: никакого бетона, цемента и пластика. Эти материалы живут в нашем климате в среднем два года, после чего начинаются сколы, трещины, поверхность изделий крошится. Выбирайте плитку из глины, то есть керамическую. Ещё недавно её производили только в Европе, Вы и сейчас можете купить у нас плитку и брусчатку Stroeher, Roeben, Gres de Aragon, ABC, Nelissen, Tiileri, Lode и других заводов. Недавно появилась и российская керамическая брусчатка, её производит завод «ЛСР», их продукцию отличает выгодная цена и достойное качество.
Возможно, у Вас остались вопросы. Или Вам нужна помощь в выборе. А может быть, Вы хотите посмотреть образцы плитки и кирпича? Увидеть, потрогать, выбрать и купить можно в нашем офисе и на сайте, адрес которого Вы найдёте внизу страницы. Также мы всегда рады Вашему звонку по номеру (812) 337-20-90
Также вы можете Заказать обратный звонок нашего специалиста
Предыдущая статья Следующая статья
Информационный бюллетень: F-35 Joint Strike Fighter: затраты и проблемы
Обновлено в июле 2021 г.
F-35, известный как Lightning II, является ударным истребителем Joint Strike Fighter (JSF, курсив добавлен), поскольку существуют контракты для ВВС, Корпуса морской пехоты и ВМС США, а также для восьми стран НАТО и пять партнеров, не входящих в НАТО. Истребитель имеет три варианта, один из которых (F-35A) будет иметь ядерное оружие. F-35 был разработан с использованием технологий малозаметности и системной интеграции, чтобы дать США преимущества на десятилетия вперед. Хотя самолет продемонстрировал множество возможностей, его эффективность была подорвана безудержными затратами и рядом серьезных проблем.
F-35 был разработан как мастер на все руки, созданный для выполнения множества миссий и замены нескольких специализированных самолетов. Тем не менее, он изо всех сил пытается выполнить свое обещание. Его многоцелевая конструкция, хотя и полезна для зарубежных продаж, означает, что он не выполняет какую-либо одну роль так же хорошо, как другие самолеты в арсенале США. Кроме того, проблемы с цепочкой поставок и другие факторы означают, что парк F-35 США не соответствует установленному Министерством обороны (DoD) показателю «готовности к выполнению задач» в 70% на 2020 год, а это означает, что почти треть парка была неспособна летать на любых видах самолетов. боевая задача. Показатели «полной готовности к выполнению миссии», то есть миссии против угроз, требующих использования всех возможностей самолета, еще больше отставали от целей Министерства обороны.
Компания Lockheed Martin уже поставила ВВС США 283 F-35, что делает парк F-35 вторым по величине в ВВС после F-16. По состоянию на июнь 2021 года в США и другим международным партнерам было поставлено в общей сложности 655 самолетов.
F-35 был разработан для замены самолетов A-10, F-16 и, /A-18, а также F/A-18 и AV-8 корпуса морской пехоты. Однако производственные задержки и недостатки, выявленные во время тестирования, вынудили все три службы закупить дополнительные устаревшие самолеты и отложить вывод из эксплуатации их нынешних устаревших парков, что увеличило общую стоимость программы.
ПроблемыНа сегодняшний день преимущества F-35 сдерживаются многочисленными недостатками.
Испытания на манекенах
Испытания, проведенные в июле и августе 2015 г., показали 23-процентную вероятность смерти и 100-процентную вероятность травмы шеи при катапультировании для пилотов весом от 136 до 165 фунтов и 98-процентную вероятность смерти для пилотов. менее 136 фунтов. Модификации конструкции катапультного кресла якобы снизили риск травм или смерти до того же уровня, что и катапультные кресла для других самолетов, но во внутреннем отчете ВВС за 2017 год говорится, что неустраненные недостатки катапультного кресла F-35 все еще могут привести к гибели до двух десятков пилотов. время жизни программы.
Проблемы со структурой и программным обеспечением
Несмотря на то, что самолеты находятся во вращении, F-35 страдает от проблем со структурой и программным обеспечением, которые ограничивают время полета самолета на максимальной скорости, маневренность при определенных углах атаки и возможности скрытности. Пулемет на варианте F-35A, используемом ВВС, не может даже стрелять прямо. Объединенный программный офис F-35 внедрил временные исправления для некоторых из этих проблем, в то же время незаметно изменив протоколы полета, чтобы обойти другие — например, сократить время, в течение которого пилотам разрешено использовать форсажную камеру. Самолеты также ломаются чаще, и их ремонт занимает больше времени, чем ожидалось, что не соответствует требованиям Министерства обороны США по надежности и ремонтопригодности.
ALIS
Автономная информационная система логистики (ALIS) представляет собой пакет программного обеспечения, взаимодействующий практически со всеми аспектами F-35. ALIS используется для планирования и подведения итогов миссий, планирования технического обслуживания, проведения ремонтных бригад и многого другого. Он также слишком велик, может отображать неточные данные и оказался настолько сложным для исправления, что Министерство обороны отказалось от него в 2020 году для новой облачной системы под названием Интегрированная сеть операционных данных (ODIN). Разработка ODIN столкнулась с аналогичными проблемами и с тех пор застопорилась после того, как ее финансирование было урезано в бюджете Министерства обороны США на 21 финансовый год.
ALIS также может иметь несколько неустраненных уязвимостей кибербезопасности, отчасти потому, что Lockheed Martin начала поставки F-35 до того, как ALIS была завершена, а отчасти потому, что компания отказалась от проведения испытаний в реальных условиях. Потенциальная уязвимость критически важных систем F-35 для кибератак, наряду с повторяющимися задержками в стабильности программного обеспечения между обновлениями, вызвали обеспокоенность по поводу системных недостатков в усовершенствованной сети F-35.
Шлем III поколения
Шлем Gen III сочетает в себе проекционный дисплей, встроенный в шлем дисплей и приборы ночного видения в одном устройстве, улучшая интеграцию между пилотом и самолетом. В предыдущих версиях шлема возникали информационные сбои во время учений и затемнение обзора пилотов во время ночных посадок. Хотя эти проблемы предположительно были решены, аналогичные проблемы с дисплеем шлема привели к аварии 2020 года на базе ВВС Эглин.
Сколько это стоит?Цена F-35 за единицу, включая дополнительные расходы, такие как техническое обслуживание склада, наземное вспомогательное оборудование и запасные части, составляет 110,3 млн долларов за F-35A, 135,8 млн долларов за F-35B и 117,3 млн долларов за F-35C. Эти суммы не включают почти 1,3 триллиона долларов затрат на эксплуатацию и обслуживание самолета в течение его 66-летнего жизненного цикла, что делает его самой дорогой системой вооружения в истории США.
В отчете Счетной палаты правительства за 2021 год говорится, что существует увеличивающийся разрыв между прогнозируемыми затратами на жизненный цикл F-35 и тем, что, по словам служб, они могут себе позволить. В 2018 году ВВС определили, что они могут тратить 4,1 миллиона долларов в год на F-35A, когда реальные эксплуатационные расходы приближаются к 7,1 миллиона долларов. Корпус морской пехоты и военно-морской флот также недооценили свои расходы, а это означает, что все три службы ежегодно сталкиваются с дефицитом бюджета в несколько миллионов долларов, который будет расти с каждым новым F-35, добавляемым в состав сил.
РекомендацииКонгресс должен сократить или приостановить планы закупок до тех пор, пока все основные проблемы с F-35, выявленные Министерством обороны, не будут решены, затраты на жизненный цикл должным образом заложены в бюджет, и самолет сможет выполнять задачи, для которых он предназначен. обозначен.
Пока Министерство обороны не решит текущие проблемы, оно не должно продвигать планы по созданию ядерного истребителя. Воздушная часть ядерной триады уже полностью функционирует, а новый стелс-бомбардировщик B-21 должен сойти с конвейера в начале 2022 года9.0006
Источники: Lockheed Martin, Счетная палата правительства, Управление директора по эксплуатационным испытаниям и оценке, Комитет Палаты представителей по вооруженным силам, Новости обороны, Проект по государственному надзору Подпишитесь на The Brief, наш ежедневный информационный бюллетень, который держит читателей в курсе самых важных новостей Техаса. ВАШИНГТОН — В легендарной истории завода, известного как Air Force Plant 4 на западной окраине Форт-Уэрта, никогда не было истребителя 9.0008 , чтобы сойти с конвейера совсем как F-35: это авиационное чудо, финансовая катастрофа и экономический стержень Северного Техаса. Ястребы военного бюджета называют его разработку «бесполезной тратой времени» и финансовой «дырой» и выдвинули идею свернуть ее. Законодатели Форт-Уэрта стойко защищали его, рекламируя его ценность как для вооруженных сил, так и для местной экономики. Но пока западные страны изо всех сил пытаются противостоять российской агрессии на Украине, гордость Форт-Уэрта — F-35 компании Lockheed Martin — сейчас в центре американской дипломатии и пользуется спросом по всей Европе. Для тех, кто боролся за программу, это подтверждение этой работы. «То, что происходит на заводе, имеет значение прямо сейчас», — сказал член палаты представителей от Демократической партии США Марк Визи, выросший под визгом самолетов Форт-Уэрта на закате холодной войны. «Похоже, что мы вернулись к тому же мышлению, к той же позе сейчас, потому что сейчас это так же серьезно, если не более серьезно, чем, честно говоря, тогда». Практически немыслим сценарий, при котором Соединенные Штаты предоставили бы украинским военным F-35, согласно интервью с несколькими политиками и обозревателями в сфере обороны. Это даже отдаленно не является предметом открытого обсуждения, потому что такая акция, скорее всего, приведет к эскалации украинского конфликта, и пилотов придется обучать на сложных самолетах. Несмотря на это, F-35 оказывает косвенное влияние на Европу, поскольку страны пересматривают свою оборонную готовность после российской агрессии. Начиная с этого года, западные официальные лица сообщали о развертывании F-35 в восточном направлении в Европе и вокруг нее, о чем было объявлено в твитах, пресс-релизах и подтвержденных сообщениях новостей. Скорее всего, деятельность F-35 засекречена, и авиационные эксперты регулярно отслеживают в Интернете другие случаи обнаружения F-35 в Восточной Европе. Из опубликованных новостей известно, что американские F-35 мигрировали в Европу. А страны Западной Европы размещают свои F-35 в странах-союзниках и в воздушном пространстве в непосредственной близости от России9.0008 в таких местах, как Болгария, Эстония, Литва и Румыния. Некоторые из них являются американскими военными самолетами, а другие принадлежат союзникам, например, Нидерландам. Аарон Стейн, директор по исследованиям в Исследовательском институте внешней политики, сказал The Texas Tribune, что европейское воздушное патрулирование американских F-35 дает «уверенность восточным [НАТО] членам, символ поддержки США альянса, а также как сигнал русским держаться подальше». Другие союзники покупают истребители по цене около 100 миллионов долларов. Незадолго до вторжения 4 февраля Финляндия официально оформила закупку 64 F-35, что стало крупнейшей военной закупкой этой страны за всю историю. Ранее в этом месяце американские военные чиновники приветствовали министра обороны Финляндии Антти Кайкконена для посещения тренировочной базы F-35 во Флориде. Финляндия не является членом НАТО. Наиболее драматично то, что через три недели после вторжения русских руководство Германии объявило о собственной закупке 35 самолетов F-35. У Германии было историческое нежелание участвовать в наращивании военной мощи после ужасов Второй мировой войны, и это заявление было частью серьезного сдвига в политике. А в понедельник правительство Канады объявило, что купит 88 истребителей, бюджет на покупку которых, как сообщается, составляет около 15 миллиардов долларов. Эти новые иностранные закупки помогут компенсировать недавние заявления американских военачальников о сокращении их собственных заказов на F-35. F-35 производится в нескольких местах, но 4-й завод ВВС находится в центре производства. Средняя часть самолета производится на заводе Northrop Grumman в Калифорнии, а хвостовая часть самолета производится в Великобритании, которая является ближайшим партнером Соединенных Штатов по F-35. Эти детали собираются для окончательной сборки в Форт-Уэрте, где изготавливается передняя часть. Есть также заводы по окончательной сборке F-35 в Италии и Японии. Многие люди в городе знают кого-то, кто работает над F-35 или, по крайней мере, на заводе. Местные гордятся самолетом так сильно, что он начинает конкурировать с рулем и нефтяной вышкой в качестве гражданского символа. Каждое рождество в городе проводится футбольная игра колледжей, спонсируемая Lockheed Martin. F-35 пролетают над стадионом Амона Дж. Картера в день игры. В преддверии игры в чашу 2016 года местные жители стояли в длинных очередях в центре Форт-Уэрта, чтобы получить шанс забраться в кабину модели F-35. Предприятие является третьим по величине работодателем в Форт-Уэрте, и, по данным Lockheed Martin, на нем прямо или косвенно работает около 55 500 техасцев. Самолет был предложен в 1990-х годах, после тяжелых времен для Форт-Уэрта. Местный конгрессмен Джим Райт недавно потерял власть в качестве спикера Палаты представителей США, что уменьшило политическое влияние региона. А затем последовало сокращение расходов на оборону времен холодной войны после распада Советского Союза. Форт-Уэрт с его авиабазой и местными оборонными подрядчиками пострадал особенно сильно. В 1991 г., затем в США. Министр обороны Дик Чейни рекомендовал закрыть базу ВВС Карсвелл, а несколько месяцев спустя отменил другой проект самолета в Форт-Уэрте, А-12, на соседнем заводе. Но несколько лет спустя базу перепрофилировали, и военные планировщики объявили о необходимости создания нового поколения истребителей. Американские лидеры решили заменить различные модели самолетов одним самолетом, который функционировал почти как швейцарский армейский нож. Результатом стал F-35, самолет, который может вести воздушный бой, сбрасывать бомбы, запускать ракеты, вести разведку, летать на сверхзвуковых скоростях и предлагает одному пилоту ситуационную осведомленность, которая была немыслима поколение назад. Существует три различных версии самолета, предназначенных для различных типов посадки и взлета: взлетно-посадочная полоса наземного базирования, авианосец и вертикальное зависание. Но множество противоречащих друг другу целей означало, что самолет был слишком тяжелым, превышал бюджет и опаздывал, вызывая гнев тех, кто беспокоился о военных расходах. Проведенный ранее в этом году Исследовательской службой Конгресса анализ самолета оценил, что производство и техническое обслуживание самолета в конечном итоге обойдутся в 1 триллион долларов. В 2016 году F-35 столкнулся с серьезными проблемами после победы президента Дональда Трампа на президентских выборах. В декабре того же года брифинг для избранного президента включал в себя диаграмму с указанием истории проблем, каталогизацией просроченных сроков, недостатков дизайна и формулировкой «Трудно преодолеть проблемное прошлое, но программа улучшается». «Программа и стоимость F-35 вышли из-под контроля», — написал Трамп в Твиттере в том же месяце. «Миллиарды долларов могут и будут сэкономлены на военных (и других) закупках после 20 января». Комментарии вызвали панику в Форт-Уэрте. Два техасских лидера, наиболее тесно связанных с F-35, были младшими членами, когда военные планировщики придумали самолет. По мере того, как с годами нарастала критика, представители США Мак Торнберри из Кларендона и Кей Грейнджер, бывший мэр Форт-Уэрта, повзрослели у власти и успешно выполняли задания Конгресса, которые позволяли им защищать самолет. С этих насестов Торнберри, ушедший на пенсию в прошлом году, и Грейнджер деликатно защищали F-35 на фоне злобы по поводу его расходов. Визи, конгрессмен из Форт-Уэрта, всю свою карьеру занимался разработкой самолета. В качестве сотрудника Конгресса в 1996 году он присутствовал на объявлении о том, что Lockheed Martin будет бороться за правительственный контракт. Сейчас он сам в Конгрессе, а также курирует F-35 в качестве члена комитета Палаты представителей по вооруженным силам. Другие должностные лица Техаса, такие как сенатор США Джон Корнин, продолжали поддерживать барабанный бой, сигнализируя о своей поддержке F-35, в том числе в письмах лидерам Конгресса. Не каждая страна может купить F-35 у Lockheed. Группа из восьми стран объединилась на раннем этапе, чтобы разделить расходы и принять участие в производстве самолета. С тех пор другие страны получили разрешение на покупку самолета в рамках государственной программы под названием «Военные продажи за рубежом». В международном сообществе существуют оборонные и экономические союзы, такие как НАТО и Европейский Союз. Но есть и что-то вроде клуба F-35, и американские официальные лица, поддерживающие разработку самолета, утверждают, что привлекательность членства является частью силы самолета. «Посмотрите на страны, которые хотят его купить, и эти страны хотят стать частью этого поколения самолетов», — сказал член палаты представителей США Август Пфлюгер из Сан-Анджело, отставной летчик-истребитель ВВС, сидящий на Комитет Палаты представителей по иностранным делам. Он добавил: «Это укрепляет наши связи с этими странами. Это укрепляет наши отношения, говоря: «Мы вам доверяем». Мы хотим иметь более тесные отношения с вами. Мы хотим сдерживать тех же врагов, которых хотите сдерживать вы». Это настолько продвинутый инструмент, что техническое обслуживание, особенно в сфере разработки программного обеспечения, скорее всего, удержит страны ближе к Lockheed и Соединенным Штатам. «На оперативном уровне это позволяет нашим пилотам, нашим военным планировщикам и нашим военным профессионалам иметь платформу и общий язык, общую систему вооружения для ведения боя», — сказал Пфлюгер. «Дипломатически это очень, очень важно», — добавил он. Майкл О’Хэнлон, старший научный сотрудник аналитического центра Brookings Institution, сказал, что эти союзы выходят за рамки НАТО, указывая на покупку Финляндии. F-35 «укрепляет наши [связи] с некоторыми странами, не входящими в НАТО (особенно с Финляндией), что может усложнить любые планы Путина по нападению, скажем, на скандинавские государства», — написал он в электронном письме Tribune. С этим мнением согласился Кайкконен в пресс-релизе ВВС США. Экономическое благо
Ощущение «снова 80-е»
«Основываясь на нашем большом сотрудничестве в области F-18 с 1990-х годов, программа F-35 станет прочной основой для оборонных отношений Финляндии и США в ближайшие десятилетия», — сказал он.
О’Хэнлон отметил другую дипломатическую игру F-35: сдерживание Путина.
Загрузка F-35 на западной стороне российской границы почти постоянно напоминает президенту России Владимиру Путину об американской военной мощи.
«Это помогает усилить сдерживание Путина, если он рассмотрит какие-либо действия против стран НАТО», — написал О’Хэнлон в Tribune. «География Европы с большим количеством аэродромов в пределах досягаемости России делает F-35 особенно актуальным для этого ТВД».
Председатель сенатского комитета по вооруженным силам Джек Рид из Род-Айленда на прошлой неделе заявил, что политики будут внимательно следить за поведением F-35 в Европе.
«После того, как мы дойдем до точки проверки и особенно понаблюдаем за тем, что они делают в Европе, мы сможем быть более уверенными в дальнейшем развитии системы», — сказал он, согласно журналу Air Force Magazine.
Визи, конгрессмен из Форт-Уэрта, вырос рядом с оборонным заводом Форт-Уэрта и Объединенной резервной базой военно-морской авиации, которая когда-то была базой ВВС Карсвелл. На протяжении всего его отрочества над головой ревели самолеты, принимая участие в испытательных полетах и учениях. Шум выше в просторечии известен как «звук свободы».
Учения продолжаются и по сей день, но интриги времен холодной войны и паранойя давно угасли в Каутауне. На прошлой неделе Визи сказал, что будущее вернулось в его родной город.
«Я видел взлеты и падения, и это действительно безумие из-за того, что сейчас происходит в Европе», — сказал он. «Это действительно похоже на 80-е снова и снова».
Раскрытие информации: Lockheed Martin оказывает финансовую поддержку The Texas Tribune, некоммерческой, беспристрастной новостной организации, которая частично финансируется за счет пожертвований членов, фондов и корпоративных спонсоров. Финансовые спонсоры не играют никакой роли в журналистике Tribune.