«Урал-375». О машине – из первых уст
В феврале 2019 года бывшему начальнику СКБ и главному конструктору Уральского автозавода, ведущему разработчику «Урал-375» Анатолию Ивановичу Титкову исполнилось 95 лет. Наш журнал попросил его поделиться своими воспоминаниями о создании и последующем развитии конструкции самого знаменитого отечественного грузовика-внедорожника, а также прояснить несколько вопросов, связанных с историей разработки и производства этого автомобиля, поиск ответов на которые до сих пор вызывает полемику.
– Нередко приходится слышать, что «Урал-375» разработан в НАМИ и лишь передан в Миасс для организации серийного производства.
– Скажем так: в НАМИ под руководством талантливейшего конструктора Николая Ивановича Коротоношко разработали концепцию будущего «Урал-375», на десятилетия ставшую эталонной для грузовых внедорожников такого класса во всем мире, а также построили и испытали первые его прототипы НАМИ-020 и НАМИ-021.
Но после того, как военные значительно переработали тактико-технические характеристики перспективного автомобиля, после того, как были получены результаты испытаний его опытных образцов в НАМИ, стало понятно, что конструкцию будущего «Урал-375» требуется существенно пересмотреть. Когда правительство приняло решение о развертывании выпуска автомобиля в Миассе, на «Уральский автозавод» сроком на три месяца были делегированы 19 специалистов НАМИ и передана вся конструкторская документация. Так вот, основная часть изменений в нее была внесена нашими специалистами.
Так, вместо переднего моста с главной передачей от ГАЗ-63 завод разработал новый передний мост, унифицированный по применяемым редукторам с задними мостами, что позволило повысить допустимую нагрузку на него и разместить все три картера главной передачи на одной оси, снизив тем самым сопротивление движению по грязи и снегу. По требованию военных мы полностью переработали кабину и снабдили «Урал-375» системой фильтров для эксплуатации в условиях высокой запыленности, установили тросоукладчик лебедки, экранировали электрооборудование и разработали систему герметизации всех узлов, включая двигатель, что гарантировало преодоление 1,8-метрового брода. Кроме того, конструкторы УралАЗа самостоятельно создали и внедрили на «Урал-375» систему регулирования давления в шинах во время движения с внутренним подводом воздуха, значительно повысившую проходимость автомобиля. Что, кстати, оказалось непросто сделать, поскольку балка переднего моста была не штампованной, а представляла собой цельную трубу, в которой долго не получалось просверлить отверстие для подачи воздуха к шине. Выход нашли такой: чулок полуоси стали отрезать и делать в нем отверстие длиной 80 мм, после чего приваривать обратно методом трения.
Кроме того, если Вы сравните опытные образцы, сделанные в НАМИ, и серийный «Урал-375»: их кабины, капоты, передние крылья, платформы, – нетрудно увидеть, что машины сильно отличаются своим обликом, как отличаются габаритами и размерами колесной базы.
– Раз уж заговорили о внешности: каким образом «Урал-375» получил свой неповторимый облик? И как пришли к прямым крыльям – у опытных образцов НАМИ они были самыми обычными, полукруглыми?
– Работу над внешним обликом я бы назвал результатом коллективного творчества – многие из заводских специалистов вносили дельные предложения. Но наиболее весомый вклад в создание всем нам знакомой внешности «Урал-375» сделал начальник отдела кабин и надстроек Борис Васильевич Рычков.
Что касается предложения делать верхнюю часть передних крыльев прямой, то у этой идеи есть конкретный автор: главный металлург Уральского автозавода Соломон Иосифович Берштейн. Помню, выдвигая свое предложение, он пошутил: «Водитель хоть полежать на таком крыле сможет». Хотя, конечно же, действовал он исходя прежде всего из соображений технологичности производства крыльев на имевшемся в тот момент у завода оборудовании. Кроме того, подобная форма крыла существенно облегчила регулировку зазоров привода клапанов двигателя – позволила сделать упрощающую доступ к ним съемную боковину капота.
– В разных публикациях встречаются разные сроки запуска «Урал-375» в серию. Верно ли, что с выпуском автомобиля серьезно затянули и он мог стать серийным на несколько лет раньше?
– История получилась такая. Когда вышло постановление об освоении заводом начиная с 1961 года серийного производства будущего «Урал-375», с конвейера сходил «Урал-355М». Этот грузовик отличался одновременно простой, выносливой, надежной и ремонтопригодной конструкцией, поэтому его широко поставляли в районы освоения целинных земель. А за всем, что касалось целины, руководивший в ту пору страной Никита Сергеевич Хрущев следил лично. Он знал и ценил «Урал-355М», и, пока оставался у власти, никто не отваживался прекратить выпуск этого автомобиля.
Два первых образца «Урал-375» завод изготовил к 1 мая 1958 года, а его производство сначала организовали в экспериментальном цехе, а затем перенесли в цех, где до этого изготавливали кузова ПАРМ, – там, на построенном временном конвейере, «Урал-375» начали делать в 1961 году.
Естественно, временное производство не позволяло изготавливать «Урал-375» в количестве, запланированном в Министерстве, – его мощность не превышала 3000 машин в год. Как результат – за невыполнение плана руководство завода постоянно подвергалось критике, а коллектив в течение нескольких лет не премировался.
Когда Хрущева отправили в отставку, министерство очень быстро приняло решение о необходимости переноса производства «Урал-375» на главный конвейер уже в 1964 году. Но потребители продолжали заказывать «Урал-355М», поэтому министерство никак не могло отважиться издать приказ о прекращении его серийного выпуска. В результате директор Уральского автозавода Виктор Алексеевич Гирушин под давлением большого плана на 1966 год по выпуску «Урал-375Д» самостоятельно распорядился снять с конвейера «Урал-355М» – последний грузовик этой модели завод изготовил 16 октября 1965 года.
– Верно ли, что будущий «Урал-375» был передан на Уральский автозавод по воле случая: первоначально его предполагалось отдать ЗИЛу, а тот, в свою очередь, должен был передать для производства в Миасс одну из собственных полноприводных моделей?
– То, что НАМИ-020 первоначально предполагалось освоить на мощностях ЗИЛа, верно. Руководство Завода имени Лихачева упирало на то, что в Миассе нет ни квалифицированных кадров, ни опыта освоения в серии сложной автомобильной техники. Но говорить, что будущий «Урал-375» оказался на конвейере Уральского автозавода в результате некой случайности, совершенно неправильно. Потому что его передачу в Миасс, когда этот вопрос в 1956 году обсуждался в министерстве, решительно отстояли наш директор Александр Константинович Рухадзе и главный конструктор Святослав Анатольевич Куров. Ну и я внес в это свой определенный вклад. Конечно, ничего бы не получилось, не окажись на нашей стороне…
Продолжение интервью с Анатолием Ивановичем Титковым – в электронной версии журнала «Спецтехника и коммерческий транспорт» №4, 2019
Анатолий Титковармейский грузовиквоенный автомобиль. армейский автомобильвоенный грузовикзнаменитый автомобильИсторияистория автомобилейистория автомобилей УралСТ-КТУрал-375Уральский автозавод
Интересное от редакции:
УралЗИС-355М. Джентльмен удачи
22.02.2018 в 05:30
Начало истории, у которой нет конца
10.08.2017 в 08:00
Читайте также:
«Торнадо-У». Новый военный «Урал»
04.04.2016 в 07:55
Иорданцев поддержали грузовиками Mercedes-Benz
23.01.2018 в 05:30
КАМАЗы для вьетнамских военных
22. 08.2016 в 06:00
УралЗИС-355М. Джентльмен удачи
22.02.2018 в 05:30
«АРМИЯ-2016». Автоновобранцы
09.09.2016 в 08:00
«АРМИЯ-2018». Автомобили надевают доспехи
06.09.2018 в 08:54
Рождение КАМАЗа. Малоизвестные штрихи
24.02.2020 в 05:45
TATRA для чешской армии на 1,5 млрд долларов
10.09.2019 в 05:00
DAF CF призван в бельгийскую армию
03.03.2021 в 05:30
Начало истории, у которой нет конца
10.08.2017 в 08:00
Автомобиль Урал-375 | Движение24
Вторая мировая война со всей наглядностью показала необходимость массового производства грузовиков повышенной проходимости. Нехватка машин, способных удовлетворить нужды армии и народного хозяйства, остро ощущавшаяся в период 1951 – 1945 годов, была очевидной. Чтобы подобная ситуация не повторилась в дальнейшем, руководство СССР внесло серьёзные коррективы в планы развития промышленности страны.
Несмотря на то, что многие автозаводы приходилось восстанавливать, поднимая из руин, а то и вовсе отстраивать с нуля, работы шли высокими темпами. Ощутимых результатов удалось добиться уже к середине пятидесятых годов. Именно в этот период и был рождён Урал-375 – грузовой автомобиль, различные модификации которого и сегодня остаются в производстве и эксплуатации.
От опытных образцов до серийного производства
Основой для серийной модели стал проект НАМИ-020, разработанный в Научно-исследовательском Автомобильном и Автомоторном Институте по заказу ГАБТ (Главного автобронетанкового управления) Министерства Обороны СССР. Опытные образцы техники, созданной коллективом специалистов под руководством ведущего конструктора Николая Ивановича Коротоношко, в 1956 году успешно прошли испытания и оценивались как весьма перспективные.
Наладить выпуск машин, адаптировав НАМИ-020 к нуждам серийного производства, было решено на Уральском Автомобильном заводе в городе Миассе. До этого момента предприятие изготавливало грузовики Урал-ЗИС и, по сути, являлось филиалом ЗИС. Последнее обстоятельство сочли немаловажным, поскольку в конструкции будущего Урал-375 предполагалось использовать значительный процент деталей и агрегатов, выпускавшихся на Заводе имени Сталина.
Надежды на быстрое решение проблем, связанных с запуском машины в серию, не сбылись. Виной тому были:
- Экономические трудности, становившиеся причиной нехватки необходимых материалов и оборудования.
- Сложности чисто технического характера. Позаимствованные у нескольких моделей серийных автомобилей комплектующие оказались не так надёжны и совершенны, как узлы, изготовленные на опытном производстве НИИ для НАМИ-020. Выявленные недостатки пришлось в спешном порядке устранять.
- Изменения требований, предъявляемых заказчиком проекта – ГАБТ. Корректировки в ТЗ (техническое задание) вносились несколько раз по различным, чаще всего – объективным причинам.
Для преодоления этих трудностей потребовалось, ни много ни мало, целых шесть лет. Изменения, целью которых являлось повышение технических и эксплуатационных характеристик, вносились и в дальнейшем, на этапах серийного производства.
Особенности конструкции
Что же представляли собой грузовики Урал-375, сходящие с конвейера предприятия в 1961 году? Безусловно, сильное влияние на конструкцию и внешний вид грузовика оказали автомобили из США, полученные СССР в ходе войны по программе ленд-лиза. Но не следует полагать, что советские инженеры занимались слепым копированием деталей и узлов, созданных заокеанскими специалистами. Именно оригинальные, разработанные в СССР, технические решения, сформировали облик неординарной машины, к характерным особенностям которой следует отнести:
- Оригинальную трансмиссию с системой полного привода. На модификациях, выпускавшихся до 1965 года, устанавливалась работающая в паре с пятиступенчатой КПП раздаточная коробка, конструкцией которой предусматривалась возможность принудительного включения и отключения переднего моста. Позже на Урал-375 стали устанавливать раздатку упрощённого типа, сделав систему полного привода постоянной.
- Неразрезные мосты, крепящиеся к раме через многолистовые полуэллиптические рессоры и систему продольных и поперечных тяг. Задняя подвеска, воспринимающая нагрузки сразу с двух мостов – балансирного типа. Амортизаторы – телескопические, двухстороннего действия.
- Гидравлический усилитель механизма рулевого привода, существенно упрощавший процесс управления тяжёлым транспортным средством.
- Барабанная пневмогидравлическая тормозная система. За время производства в её конструкцию был внесён ряд изменений, целью которых было устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков.
- Кабина, отличающаяся предельной простотой. На Урал-375 ранних годов выпуска она имела складной матерчатый верх, впоследствии уступивший место металлической крыше.
Самым слабым местом машины долгое время оставался двигатель. Позаимствованный у модели ЗИЛ-130 силовой агрегат был надёжен, но для тяжёлого полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 4500 кг его мощности явно не хватало. Не помогла даже форсировка со 150 до 180 л. с. с переходом на бензин марки А-92. Мотор, работающий в неблагоприятных режимах, расходовал большое – до 80 литров на 100 км – количество топлива, за что популярный грузовик получил прозвище «Обжора». Проблема была решена лишь с появлением следующих машин семейства, оснащавшихся дизельными двигателями.
Заключение
Несмотря на ряд имеющихся недостатков, Урал-375 являлся выдающимся, для своего времени, автомобилем. Он выпускался во множестве модификаций. На его шасси создавались боевые и вахтовые машины, лесовозы и седельные тягачи. Удачная конструкция позволила, после внесения некоторых изменений, создать на базе разработанного шестьдесят лет назад проекта новые модели техники, соответствующие современным требованиям, предъявляемым к грузовикам повышенной проходимости.
Объекты иррационального желания: Урал 375 6×6
Weird
Бывшая военная рабочая лошадка, которая должна стать вашим следующим автофургоном. Вот почему
Том Форд
Опубликовано:
21 января 2016 г.
Пропустить 2 фотографии в карусели изображений и продолжить чтение
Включите Javascript, чтобы увидеть все доступные картинки.
Да, наверное, это перебор для кемпера. Но вы могли бы выжить, как Беар Гриллс, если бы правильно подготовились.
Этот Урал 375 6×6 выставлен на продажу на известном аукционе с крошечными 5198 км на часах или 3330 милями по-английски. Несмотря на то, что это бывший военный автомобиль, эти мили, возможно, были довольно неприятными с точки зрения механики… и пятиступенчатая плюс двухступенчатая коробка передач. Он толкает сплошные оси с листовыми рессорами, и все это останавливается с помощью барабанных тормозов.
Да, это барабанные тормоза. Имейте в виду, что тормоза не обязательно должны быть дорогими углеродно-керамическими, потому что с механическим сопротивлением системы 6×6 и максимальной скоростью всего 47 миль в час ему, вероятно, не нужно много дополнительных остановок. Мы полагаем, что аэродинамика тоже вносит свою лепту.
Вам может понравиться
Какой ЭМ лучше всего подходит для выполнения деликатных медицинских процедур?
Обзор BMW iX1: прототип электромобиля, испытанный в Великобритании
Обзор BMW M2 Mixed Reality: лучшая гоночная игра из когда-либо созданных
Этот стол Ferrari V12 может стоить столько же, сколько новый Civic Type R
Он весит 8400 кг и расходует около 5 миль на галлон при приличном пробеге, поэтому вам может понадобиться приличный топливный бак или топливный счет грузовика. Мы упоминали, что это тоже был бензин?
На данный момент в кабине всего три места, но если у вас будет немного времени и воображения, вы можете превратить его в адский приключенческий автомобиль для дикой природы. Возможно, интерьер Airstream с армейским экстерьером?
Реклама — Страница продолжается ниже
Механически простой, прочный, как старые сапоги, и достаточно места, чтобы сделать роскошный и практичный маленький кемпер Apocalypse: что может пойти не так? Помимо необходимости припарковать его, конечно, или транспортировать из Польши, где он в настоящее время находится…
Получайте все последние новости, обзоры и эксклюзивы прямо на свой почтовый ящик.
Your Email*
Country*
Please select your countryUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCaribbean NetherlandsCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo (Brazzaville)Congo (Kinshasa)Cook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГуатем alaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHondurasHong Kong S. A.R., ChinaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyIvory CoastJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao S.A.R., ChinaMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorth KoreaNorwayOmanPakistanPalauPalestinian TerritoryPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome и PrincipeSaudi Ar abiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint MaartenSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluU. S. Виргинские островаУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыСоединенные ШтатыОтдаленные малые острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь получать по электронной почте новости, рекламные акции и предложения от Top Gear и BBC Studios. Ваша информация будет использоваться в соответствии с нашей политикой конфиденциальности.
Weird
Electric
ICM 1/72 Урал-375D Пластиковый комплект моделей 72711
В настоящей политике конфиденциальности указано, как мы используем и защищаем любую информацию, которую вы предоставляете нам при использовании этого веб-сайта.
Мы стремимся обеспечить защиту вашей конфиденциальности. Если мы попросим вас предоставить определенную информацию, по которой вас можно идентифицировать при использовании этого веб-сайта, вы можете быть уверены, что она будет использоваться только в соответствии с настоящим заявлением о конфиденциальности.
Время от времени мы можем изменять эту политику, обновляя эту страницу. Вам следует время от времени проверять эту страницу, чтобы убедиться, что вы довольны любыми изменениями.
Что мы собираем
Мы можем собирать следующую информацию:
- имя и должность
- контактная информация, включая адрес электронной почты
- демографическая информация, такая как почтовый индекс, предпочтения и интересы
- прочая информация, относящаяся к опросам клиентов и/или предложениям
Что мы делаем с собранной информацией
Нам нужна эта информация, чтобы понять ваши потребности и предоставить вам более качественные услуги, в частности, по следующим причинам:
- Ведение внутренней документации.
- Мы можем использовать эту информацию для улучшения наших продуктов и услуг.
- Мы можем периодически отправлять рекламные электронные письма о новых продуктах, специальных предложениях или другой информации, которая, по нашему мнению, может показаться вам интересной, используя предоставленный вами адрес электронной почты.
- Время от времени мы также можем использовать вашу информацию, чтобы связаться с вами в целях исследования рынка. Мы можем связаться с вами по электронной почте, телефону, факсу или почте. Мы можем использовать эту информацию для настройки веб-сайта в соответствии с вашими интересами.
Безопасность
Мы стремимся обеспечить безопасность вашей информации. Чтобы предотвратить несанкционированный доступ или раскрытие информации, мы внедрили подходящие физические, электронные и управленческие процедуры для защиты и защиты информации, которую мы собираем в Интернете.
Как мы используем файлы cookie
Файл cookie — это небольшой файл, который запрашивает разрешение на размещение на жестком диске вашего компьютера. Как только вы соглашаетесь, файл добавляется, и файл cookie помогает анализировать веб-трафик или сообщает вам, когда вы посещаете определенный сайт. Файлы cookie позволяют веб-приложениям реагировать на вас как на личность. Веб-приложение может адаптировать свои операции к вашим потребностям, симпатиям и антипатиям, собирая и запоминая информацию о ваших предпочтениях.
Мы используем файлы cookie журнала трафика, чтобы определить, какие страницы используются. Это помогает нам анализировать данные о трафике веб-страницы и улучшать наш веб-сайт, чтобы адаптировать его к потребностям клиентов. Мы используем эту информацию только для целей статистического анализа, после чего данные удаляются из системы.
В целом файлы cookie помогают нам сделать веб-сайт лучше, позволяя нам отслеживать, какие страницы вы считаете полезными, а какие нет. Файл cookie никоим образом не дает нам доступа к вашему компьютеру или какой-либо информации о вас, кроме данных, которыми вы решили поделиться с нами.
Вы можете принять или отклонить файлы cookie. Большинство веб-браузеров автоматически принимают файлы cookie, но обычно вы можете изменить настройки своего браузера, чтобы отказаться от файлов cookie, если хотите.
Ссылки на другие сайты
Наш сайт может содержать ссылки на другие интересующие вас сайты. Однако, как только вы использовали эти ссылки, чтобы покинуть наш сайт, вы должны помнить, что мы не имеем никакого контроля над этим другим сайтом. Поэтому мы не можем нести ответственность за защиту и конфиденциальность любой информации, которую вы предоставляете во время посещения таких сайтов, и такие сайты не регулируются настоящим заявлением о конфиденциальности. Вам следует проявлять осторожность и ознакомиться с заявлением о конфиденциальности, применимым к рассматриваемому веб-сайту.
Управление вашей личной информацией
Вы можете ограничить сбор или использование вашей личной информации следующими способами: можете щелкнуть, чтобы указать, что вы не хотите, чтобы информация использовалась кем-либо в целях прямого маркетинга