133 — характеристики, модификации, фото, видео, обзор
Интересная порода от ЗИЛ-130. Грузовик, седельный тягач, грузовик для сельско-городских нужд и многое другое – все это «ЗИЛ-133» и его модификации. Автомобиль, произведенный в Москве, даже был отмечен на Олимпийских играх в 80-х годах прошлого века. Любому автолюбителю будет интересно ознакомиться с историей и возможностями этого блюстителя порядка. Весь модельный ряд ЗИЛ.
Содержание: [Показать]
- История автомобиля
- Кабина и кузов
- Технические характеристики
- Трансмиссия
- Тормозная система
- Шасси и подвеска
- Модификации 9000 7 Плюсы и минусы
- Подводим итоги
- ЗИЛ-133 фото
- Тест-драйв
- Видеообзор
История автомобиля
Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько хорошо выпускалась эта модель в 70-е годы, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годов возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичными и производительными.
Как ни странно, действующих разработок не было, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось делать, как залезть в дальний ящик за старыми идеями и замороженными проектами.
Таким проектом был ЗИЛ-133, точнее его модификации. Сама модель служила скорее прототипом и даже в то время на дорогах встречалась крайне редко.
Измененный дизайн и все та же длина кузова особых преимуществ не давали, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих модификаций сыграли немалую роль в укреплении советского автопрома.
Кабина и кузов
Кабина взята от родительской версии «130». Инженеры только сделали рестайлинг и немного приподняли его. Передний бампер остался белым, а основная часть салона встречается во множестве цветовых отличий.
Над решеткой радиатора аббревиатура завода-изготовителя ЗИЛ. Под решеткой есть крюки для буксировки тросом. На крыше корпуса расположены габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворотов и основной свет спереди.
Внутри очень просторно. Посадочных мест три — водительский диван и комбинированный пассажирский диван. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.
В салоне все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное размещение зеркал заднего вида и другие элементы упрощают рабочий процесс. Сиденье руля наклонено и регулируется, чего достаточно, чтобы настроить рабочее место для любого человека.
Все органы управления скопированы и вставлены из кабины ЗИЛ-130. Благодаря этому водителю не нужно было привыкать ни к чему новому. Нужно учитывать, что все осталось не только прежним, но и сохранило должное удобство. Измерительные датчики и другие информационные устройства даже сейчас сложно назвать устаревшими. Типовой ЗИЛ-133, помимо полной комплектации и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.
Каркас кузова выполнен из дерева, в некоторых модификациях из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые стенки, у машин с удлиненной задней частью откидываются стенки со всех трех сторон.
Для увеличения вектора прицеливания на кузов может быть установлен тент со специальным каркасом. Вместо грузовой площадки для 133-х представителей разработаны и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях. Удобно, что грузовик можно заказать с пустым шасси и смонтировать самостоятельно. Актуально для компаний с узконаправленной деятельностью.
Технические характеристики
При максимальной загрузке как тягачи, так и платформенные тележки могут двигаться с приличной скоростью, сохраняя при этом вменяемость управления. Бензиновые и дизельные двигатели ЗИЛ и КАМАЗ по-прежнему показывают отличные характеристики и экономичность использования.
Трансмиссия
Пневматический привод используется для переключения передач в делителе. Интересной особенностью является то, что исполнительный клапан соединен с толкателем пневмопривода в системе привода сцепления.
Водитель может без использования педалей сцепления и акселератора предварительно выбрать подходящую передачу в делителе с помощью переключателя, а затем включить ее в нужный момент простым нажатием на педаль сцепления. Удобство такого устройства при движении по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить.
Тормозная система
Весь тормозной механизм состоит из четырех элементов.
- Рабочая система основных пневматических тормозов. Торможение задних и передних колес разделено. Управление осуществляется с помощью педали тормоза в кабине и тормозного крана с помощью специальных рычагов;
- Стояночный тормоз – предназначен для обеспечения неподвижности автомобиля на горизонтальной поверхности или с небольшим уклоном. Система также работает пневматически через специальный кран. Тормозные камеры оснащены специальными энергоаккумуляторами, препятствующими перемещению колес задней осью;
- Вспомогательная система – актуальна при частом торможении. Снимает часть нагрузки на основные тормоза за счет торможения двигателем. Этот элемент продлевает срок службы всех тормозов вместе взятых;
- Запасная система – служит для торможения автомобиля при отказе основного тормоза. Иначе это называется экстренным торможением. Он управляется парковочным краном, который приводит в действие аккумуляторы энергии.
В машине предусмотрена звуковая и световая индикация для контроля всех систем.
Шасси и подвеска
Рама состоит из двух штампованных лонжеронов, соединенных поперечинами. Последние играют важную роль в поведении фрейма. Жесткость обеспечивается особым строением первого, четвертого и пятого поперечных шарниров.
Это важно, потому что первый поддерживается движком и некоторыми другими рабочими элементами; третья поддерживается лонжеронами рамы; четвертый – два одинаковых полуканала; а пятый буксирно-сцепным устройством.
Подвеска передних колес зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес – зависимая балансировочная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Рама – лонжеронная, штампованная, сварная.
Колеса выпускались вместе с автомобилями на заводе имени Лихачева в Москве.
Модификации
- Первый прототип «сто тридцать третьего» получил индекс «133В». Машина была запущена в 1966. Это был седельный тягач. Само транспортное средство выпускалось тиражом, не превышающим количество его родителя.
- «ЗИЛ-133Н» в очередной раз прошел пробную версию для испытаний. Автомобиль 1968 года выпуска.
- ЗИЛ с удлиненной базой и возможностью буксировки прицепа имел маркировку «133Г». Борта корпуса в этой версии были наклонены со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления серийно сходили с конвейера до 1987 года.
- Вышеуказанная модель преобразована в грузовой автомобиль с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличием от младшего брата стал увеличенный объем топливного бака. Грузоподъемность составляла 8 тонн.
- «ЗИЛ-133Г2» представлял собой полностью аналогичную копию «133Г1» с увеличенной до 10 тонн грузоподъемностью.
- Также требовались модификации конструкции. Автокран ЗИЛ-133ГЯ стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для реализации модификации был сделан ряд переходов. Короткобазный от самосвала с шасси, адаптированным под установку крана «КС-3575А», дополнил этот силовой агрегат КАМАЗ-740. Выпускался до 1992 года.
- «ЗМУ-8 на шасси ЗИЛ-133ГЯ — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ — погрузчик минеральных удобрений. Производство пошло с 1979 до 1992 г.
- На этой же базе выпускался «ЗСА-7» — погрузчик сеялок для автомобилей. Сойдя с конвейера впервые в 1979 году, он производился следующие 13 лет.
- Следующей опытной модификацией автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сошла с конвейера в 1980-1984 годах.
- Специально к Олимпиаде 1980 года завод имени Лихачева предоставил вагон для перевозки лошадей – «ТС-5982». Фургон доставили на шасси ЗИЛ-133Г. Внешне машина привлекательна. Поле спортивных соревнований изготовлено еще 6 представителями модели для нужд конной полиции.
- Могучий прототип «ЗИЛ-Э133ВЯТ» 1982 года существенно отличался от своих собратьев. Этот седельный тягач имел дизельный двигатель КАМАЗ-5Э7403, оснащенный турбокомпрессором. Кабина использовалась от ЗИЛ-133ГЯ, но была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь модернизировать грузовик, в кабину добавили спальное место, что было революцией в автомобилестроении тех времен.
- С 1991 по 1992 год ЗИЛ-133ГМ выпускался как образец для экспериментов.
В 1992 году Смоленский завод КДМ начал выпускать ЗИЛ-133Г4 для уборки улиц. К ним относятся снегоуборочные, поливальные и пылесосные машины. Он все еще находится в производстве. - Автомобиль «ЗИЛ-133Г40» с удлиненной базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для перевозки различных грузов. Серийно выпускался с 1992 по 1999 год.
- Параллельно с предыдущей версией с конвейера сошла база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Используется в соответствующих сферах.
- Завод имени Лихачева в период 1992-99 годов выпускал седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
- Очередной седельный тягач, но уже нового поколения — «ЗИЛ-133ВЯ» — начал выпускаться в 1995, и успешно выполняет поставленные задачи.
- ЗИЛ-133 был использован как база для производства не менее популярного грузовика ЗИЛ-ММЗ-4516. Период производства 1993-2002 гг.
Плюсы и минусы
К ряду положительных качеств можно отнести экономичность эксплуатации. Ремонт автомобиля не требует больших усилий, в том числе замены запчастей. Приобретая комплектующие, покупатель может легко ориентироваться в назначении элементов, так как они разбиты на соответствующие подгруппы. Все для замены можно приобрести у официального дилера, что добавляет гарантии качества.