ГАЗ-53: история грузовика из детства
Автомобиль ГАЗ-53 представляет собой третье поколение среднетонажных грузовиков, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом. Первые серийные модели этого грузовика сошли с конвейера в 1961 году. Машина оказалась настолько удачной, что её выпуск продолжался до 1993 года. Автомобиль ГАЗ-53 стал достойным преемником таких машин, как ГАЗ-АА и ГАЗ-51.
Особенности конструкции грузовика
За 32 года производства машина много раз подвергалась модернизациям, причём три из них принесли изменения в обозначении грузовика:
- ГАЗ-53Ф был самой первой модификацией. Выпускался с 1961 по 1967 годы. В то время дизайн кабины грузовика третьего поколения смотрелся необычно и современно;
- ГАЗ-53А выпускался с 1965 по 1983 годы;
- С 1983 по 1993 годы выпускался ГАЗ-53-12.
Кабина ГАЗ-53 каждой из трёх различных модификаций имела свои особенности:
- У машин первых годов выпуска, которые собирались до модернизации 1967 года, кабина была похожа визуально на кабину ЗИЛ-130. Фары расположены сверху, а подфарники – снизу;
- Самой оригинально внешностью отличалась модернизация 1965 года. Она получила подфарники над основными фарами и оригинальную переднюю облицовку с характерной «улыбкой»;
- Самая последняя модернизация получила вытянутые отверстия в решётке радиатора и подфарники, которые значительно сместились к краю. В таком виде машина выпускалась до 1993 года.
Вскоре подфарники классического типа заменили на комбинированные, в которых были две лампочки.
Даже в настоящее время по дорогам СНГ колесит множество автомобилей ГАЗ этой модификации, часто можно увидеть ГАЗ-53 дизель. Это самодельные доработки, так как на Горьковском автомобильном заводе дизельные двигатели на грузовики третьего поколения практически не устанавливали. Только в начале 1990-х годов было выпущено небольшое количество дизельных грузовиков с двигателем минской разработки, но их встретить на дорогах практически не возможно.
Грузовик ГАЗ-53 стал самым массовым автомобилем на всей территории Советского Союза. За годы производства завод смог выпустить более 4 000 000 единиц таких грузовиков в различных модификациях. Горьковский грузовик третьего поколения имеет следующие особенности:
- Кабина цельнометаллическая. Так как проблемы с металлом были только до начала 1950-х годов, все кабины ГАЗ-53 изготавливались из металла;
- Салон имеет небольшие размеры, несмотря на это, в нём смогло разместиться два пассажирских места;
- Зажигание ГАЗ-53 было с электроприводом стартера;
- Имелся мощный отопитель салона, который даже зимой не давал водителю замёрзнуть.
Благодаря электроприводу стартера, зажигание ГАЗ-53 работало безукоризненно, главное было следить за состоянием аккумулятора. Некоторые водители жаловались на чрезмерный шум в кабине от двигателя. Это устранялось путём установки самодельной звукоизоляции.
Основные модификации ГАЗ-53
На базе ГАЗ-53 было создано множество различных модификаций, начиная от бортовых грузовиков, заканчивая различным армейским оборудованием. Мощная рама ГАЗ-53 выдерживала вес самых тяжёлых установок. Вот список основных модификаций ГАЗ-53:
- Первые 1,5 года Горьковский автомобильный завод выпускал классическую модификацию ГАЗ-53Ф. Она оснащалась двигателем ЗМЗ-53, развивающего 115 л.с;
- ГАЗ-53А являлся следующей модификацией грузовика. На его базе выпускались различные фургоны, автовышки, бортовые автомобили и ГАЗ-53 самосвал;
- ГАЗ-53-016 создавался специально для армейских нужд. Он имел дополнительный топливный бак и предпусковой подогреватель;
- ГАЗ-53Б-02 представляет собой специализированное шасси для самосвалов. Задний мост ГАЗ-53 прекрасно справлялся с нагрузками на стройках, когда его не перегружали. К сожалению, советские водители редко обращали внимание на фактическую грузоподъёмность машины, грузя по принципу «если лезет, значит можно». Именно по этой причине появилась легенда, что редуктор ГАЗ-53, да и сам задний мост детали некачественные и склонные к выходу из строя;
- ГАЗ-53-05 представлял собой седельный тягач, но его выпуск так и не был налажен на заводе;
- ГАЗ-53-40 представлял собой длинное шасси без кабины. Использовался для создания на своей базе различных специфических машин;
- ГАЗ-53-50 представлял собой самый качественный грузовик в линейке, так как производился в основном на экспорт в жаркие страны. Даже задний мост ГАЗ-53 в этом случае отбирался самый качественно собранный;
- Последняя серьёзная модернизация ГАЗ-53-12 получила двигатель ЗМЗ-511, который развивал до 120 л.с.
Традиционно для горьковского автомобильного завода, ограниченной серией выпускалась модификация ГАЗ-53-27, которая работала на природном газе. Кроме того, на шасси ГАЗ-53 всех модификаций выпускалось множество различных фургонов и специальных автомобилей.
В своё время эти грузовики преобладали в колхозах и на стойках СССР, да и в 90-х годах машина пользовалась популярностью из-за низкой цены и простоты обслуживания. Главное было следить за состоянием заднего моста ГАЗ-53, и обслуживать его своевременно, тогда автомобиль не подводил. Перегруз сказывался не только на нём, но и на рессорах ГАЗ-53.
Хотя двигатели ГАЗ-53 сейчас считаются ненадёжными, они легко выхаживали по 400 000 км без капитального ремонта. Если сейчас заливать в этот мотор качественное зарубежное масло и не перегревать его, то интервал до капитального ремонта можно легко увеличить в два раза.
Грузовики ГАЗ-53 в огромном количестве экспортировались во все страны соцлагеря. Множество машин было в Югославии, Чехии, ГДР, Венгрии, Польше и Финляндии. Несмотря на огромную популярность, в начале 1990-х годов грузовик сильно устарел как внешне, так и технически, поэтому вскоре на конвейере его сменил среднетонажный автомобиль четвёртого поколения, ГАЗ-3307.
Технические характеристики ГАЗ-53
ГАЗ-53 имеет следующие основные ТТХ:
- Длина автомобиля – 6 395 мм;
- Высота – 2 190 мм;
- Ширина – 2 280 мм;
- Дорожный просвет – 265 мм. По сравнению с ГАЗ-66, такой дорожный просвет слишком мал, но в сочетании с мощным задним мостом ГАЗ-53 и двускатными колёсами, машина прекрасно справлялась с передвижением по сельским дорогам;
- Грузоподъёмность автомобиля составляет 4 500 кг;
- Максимальная скорость с полной загрузкой может достигать 90 км/ч.
Что касается объёма бензобаки и расхода топлива, то бак вмещает в себя 90 литров. Если верить паспортным данным, расход топлива ГАЗ-53 не должен превышать 24 литра на 100 км пробега. Реальные данные, которых удавалось достичь российским водителям, составляют около 27 литров топлива. Полностью загруженный грузовик расходует не менее 30 литров бензина на 100 км пробега.
Двигатели ГАЗ-53 и их особенности
За все годы выпуска ГАЗ-53 на него ставилось несколько типов бензиновых двигателей:
- Самые первые модификации получили двигатель ГАЗ-11;
- После модернизации 1964 года его заменили на ЗМЗ-53;
- В 1983 году появился двигатель ГАЗ-53-12;
- В начале 1990-х годов на ГАЗ-53 стали устанавливать карбюраторный ЗМЗ-511.
Было также выпущено небольшое количество дизельных ГАЗ-53 с двигателем ММЗ Д-245 в начале 1990-х годов.
Трансмиссия и ходовая ГАЗ-53
На ГАЗ-53 устанавливалась четырёхступенчатая коробка передач. Она работала в паре с сухим сцеплением, оснащённым гидравлическим приводом. Для того чтобы переключать передачи, приходилось применять двойной выжим сцепления, так как КПП была не синхронизированная.
Тормозная система ГАЗ-53 была двухконтурной — на переднюю и заднюю ось шли раздельные контуры. Задний мост ГАЗ-53 не доставлял никаких проблем, если водитель не перегружал грузовик и периодически обслуживал и регулировал мосты. Кроме того, из-за постоянных перегрузок лопались листы рессор ГАЗ-53, что также сказывалось на состоянии заднего моста и полуосей.
Достоинства и недостатки грузовика
Грузовой автомобиль третьего поколения производился на протяжении нескольких десятилетий, так как обладал целым рядом несомненных достоинств:
- Надёжность и ремонтопригодность;
- Гидроусилитель руля;
- Возможность ремонта в любых условиях;
- Большой ресурс двигателя.
Кроме достоинств, ГАЗ-53 обладает и недостатками:
- Ненадёжное сцепление;
- Рессоры были чувствительны к малейшим перегрузкам, особенно по плохим и разбитым дорогам;
- Гайки на карданном валу часто раскручивались, поэтому рекомендовалось периодически их проверять и затягивать.
Кроме того, кабина была не слишком просторной, что делало утомительными долгие пробеги.
Автомобиль ГАЗ-53 до сих пор трудится как в России, так и в ряде других стран СНГ. Модель ГАЗ-3307 так и не смогла превзойти его по популярности.
comp-pro.ru
газ 53 самосвал — технические характеристики, описание, отзывы владельцев
Обзор автомобиля ГАЗ 53 самосвал: технические характеристики, отзывы владельцев
Самым популярным грузовиком СССР был ГАЗ 53 самосвал, технические характеристики которого многие владельцы считали выдающимися. С конвейера машина сходила на протяжении 30 лет и за это время было произведено более 4 млн. экземпляров авто под таким названием.
Машина ГАЗ 53 представляет собой среднетонажный грузовой автомобиль советского времени, производившийся с 1961 по 1992 год на Горьковском автозаводе. Стоит отметить, что технические характеристики ГАЗ 53 самосвал поспособствовали тому, что этот грузовик стал на вооружении всех отраслей народного хозяйства.
Из-за того, что кабина ГАЗ 53 является цельнометаллической и рассчитана на троих пассажиров эта особенность роднит данный грузовик с автоЗИЛ-130: компактная площадь салона, несколько выступающие крылья и длинный капот. Надо сказать, что с начала выпуска кабина гпрузовика ГАЗ 53 несколько раз была изменена, как правило, эти изменения касались лишь дизайна. Первое поколение грузовика отличалось расположением фар сверху, а под ними находились подфарники. В 1975-1985 годах грузовик отличался фарами, расположенными внизу и «улыбкой» облицовки радиатора. А последнее поколение автомобиля отличалось новыми габаритными фонарями и более крупной облицовкой.
На шасси грузовика ГАЗ 53 производился целый ряд автомобилей для разнообразных перевозок. Специально для армии был выпущен вариант с предпусковым подогревателем, более объемным топливным баком на 105 литров и дополнительным оснащением. Последнее поколение этого грузовика производилось в двух дополнительных версиях с двумя двигателями, работающими на сжатом природном газе пропан и метан. Автомобиль экспортировался в Югославию, Чехословакию, Финляндию, Польшу, ГДР, Румынию, Венгрию, КНДР, Лаос, Монголию, Кубу и во Вьетнам.
В снаряженном виде грузовик ГАЗ 53 весит 3200 кг, он комплектуется 20-дюймовыми шинами и 90-литровым бензобаком. Задняя и передняя подвески являются рессорными независимыми, причем задняя еще и имеет телескопические амортизаторы. Тормозная система обеих осей – тормоза барабанного типа. Как утверждают отзывы ГАЗ 53, процесс «руления» этого грузовика довольно сложное занятие из-за отсутствия гидроусилителя руля.
За время выпуска грузовика его комплектовали самыми различными силовыми агрегатами, поэтому мощность двигателя ГАЗ 53 в каждом конкретном случае зависит от его грузоподъемности. К примеру, фургон ГАЗ 53 первого поколения оснащался 82-сильным форсированным двигателем с шестью цилиндрами и устанавливался в паре с 4-смкоростной КПП. С 1964 по 1983 год машина оснащалась 115-сильным восьмицилиндровым агрегатом и 4-скоростной КПП, имела грузоподъемность 4000 кг. Мощность двигателя автомобиля ГАЗ 53 последнего поколения увеличилась до 120 л.с., а грузоподъемность — до 4500 кг. Что же касается моторов, работающих на сжиженном газе, то мощность метанового двигателя составляла 105 л.с., а пропанового – 100 л.с., причем максимальная их скорость была одинаковой и составила 90 км/ч.
Читая отзывы о грузовике ГАЗ 53 можно сделать вывод, что за долгие годы производства и эксплуатации это транспортное средство зарекомендовало себя в среде автолюбителей надежным, ремонтопригодным и технически простым автомобилем. Отремонтировать этот грузовик можно даже в поле, а запчасти для него можно найти на рынках в изобилии. Его ресурс до капитального ремонта при нормальном уходе составляет 400000 км.
22.04.2015
cartechnic.ru
ГАЗ-САЗ-53Б. Автомобиль-самосвал — МегаЛекции
ВВЕДЕНИЕ.
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
На этапе становления рыночных отношений в России наиболее динамично развивающийся вид транспорта — автомобильный транспорт. Социально- экономические реформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени. Именно сейчас, в период подъёма и экономической стабильности, стоит проанализировать развитие автомобильного транспорта как элемента транспортной системы, наиболее полно отражающего ситуацию в стране.
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях, при этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз — по перевозкам пассажиров.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной дёятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.
Грузовые перевозки — это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. Потому, что, грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую
очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.
В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бес перегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиров и грузопотоков.
Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14- 15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.
В последние годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.
К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме того, автомобильный транспорт — один из основных загрязнителей атмосферы.
Цели выполнения курсовой работы:
1. Углубление, закрепление и систематизация полученных теоретических знаний, полученных студентами на лекционных и практических занятиях по дисциплинам «Экономика отрасли» и «Организация автомобильных
перевозок»,их применение для решения конкретных практических задач
2. Закрепление навыков работы со справочной литературой и нормативными документами, приобретение методики расчетов экономических
показателей
работы предприятия, которые отражаются в плане его развития.
Раздел.1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ГАЗ-САЗ-53Б. Автомобиль-самосвал
Технические характеристики | |
Завод-изготовитель: | Саранский завод автосамосвалов, г.Саранск |
Время выпуска: | 1966-1975 гг. |
Габаритные размеры: длина ширина высота | 6380 мм 2475 мм 2575 мм |
Число мест | |
Грузоподъемность | 3500 кг |
Масса в снаряженном состоянии | 3750 кг |
Полный вес | 7400 кг |
База | 3700 мм |
Минимальный дорожний просвет | 265 мм |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Расход топлива | 24 л/100км |
Двигатель | ГАЗ-53, карбюраторный, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный |
Объем двигателя | 4.25 л |
Степень сжатия | 6.7 |
Максимальная мощность | 115 л.с. |
Сцепление | однодисковое, сухое |
Коробка передач | четырехступенчатая |
Главная передача | одинарная, гипоидная |
Рулевой механизм | глобоидный червяк и трехгребеневый ролик |
Размер шин | 8,25-20 |
Раздел 2. ПЛАН ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
План перевозок грузов является исходным разделом для разработки плана. Он включает перечень основных грузоотправителей с указанием количества и номенклатуры отправленных грузов, расстояния перевозки и служит для расчета показателей использования подвижного состава. План перевозок составляется на основании заданной номенклатуры и объема перевозок отдельных видов грузов, указанных в индивидуальном задании. Итогом плана перевозок является определение потребного количества автомобилей (Аэ) для перевозки всего объема грузов.
Класс грузов, указанных в индивидуальном задании, определяется по отдельным их видам. Годовой объем перевозки каждого вида груза в тоннах определяется, исходя из общего годового объема перевозки и удельного веса каждого вида груза в общем объеме:
Qгод. = (Qгод.общ. * Q%) / 100%, тыс.тонн
Qгод. – годовой объем перевозки одного вида груза, тыс.тонн
Qгод.общ — общий годовой объем перевозки, тыс.тонн (устанавливается по исходным данным)
Q% — удельный вес вида груза в общем объеме перевозки, % (устанавливается по исходным данным)
Qгод.1 = (175* 30%) / 100% = 52,5 , тыс.тонн
Qгод.2 = (175 * 20%) / 100% = 35 , тыс.тонн
Qгод.3 = (175 * 40%) / 100% = 70 , тыс.тонн
Qгод.4 = (175 * 10%) / 100% = 17,5 , тыс.тонн
Грузооборот — основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства. Определяется по каждому виду груза.
Pгод = Qгод. * lср, ткм.
Pгод — годовой грузооборот, ткм.
lср — расстояние перевозки груза, км. (по исходным данным).
Pгод 1 = 52500 * 4 = 210 ткм.
Pгод 2 = 35000 * 12 = 420 ткм.
Pгод3 = 70000 * 68 = 4 760 ткм.
Pгод4 = 17500 * 62 = 1 085 ткм.
Величина статического коэффициента использования грузоподъемности (γс.) принимается в зависимости от класса груза.
Величина коэффициента использования пробега (β) — определяется как отношение пробега с грузом к общему пробегу за определенный промежуток времени. Степень использования пробега зависит от взаимного расположения погрузочно-разгрузочных пунктов и наличия грузов на них и т.д. Коэффициент использования пробега принимается в зависимости от среднего расстояния перевозки грузов.
Продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку (tп.р.) принимается в зависимости от грузоподъемности автомобиля и способа организации погрузочно-разгрузочных работ, указанных в исходных данных.
Количество ездок с грузом (nе )определяется по формуле:
nе = Qгод / (q *γс) ,ед
q – средняя (номинальная) грузоподъемность автомобиля, тонн;
γс1,2,4 =1.0
γс3 = 0.80
nе1 = 52 500 / (3,5 *1) = 15 000 ед
nе2 = 35 000 / (3,5 *1) = 10 000 ед
nе3 = 70 000 / (3,5 *0,80) = 25 000 ед
nе4 = 17 500 / (3,5 *1) = 5 000 ед
Суточный объем перевозок:
Qсут = (Тн * vт * β *q * γс) / (lср + tп-р * vт * β), тонн
Тн – продолжительность пребывания автомобилей на линии за сутки (время в наряде), час.
vт – средняя техническая скорость автомобиля, км/ч;
q — грузоподъемность автомобиля, тонн
Тн = 9
=22
=26
=30
=30
= 4.49
= 0.5
= 0.5
= 0.5
= 0.06
= 0.06
= 0.7
= 0.06
Qсут1 = (9 * 22 * 0,49 *1 * 3,5) / (4 + 0,06 * 22 * 0,49) = 73,07 тонн
Qсут2 = (9 * 26 * 0,5 *3,5 * 1) / (12 + 0,06 * 26 * 0,5) =27,11 тонн
Qсут4 = (9 * 30 * 0,5 * 3,5 * 0,80) / (68 + 0,7 * 30 * 0,5) = 4,81 тонн
Qсут4 = (9 * 30 * 0,5 * 3,5 * 1) / (62 + 0,06 * 30 * 0,5) = 7,51 тонн
Продолжительность пребывания в наряде автомобиля за сутки (Тн) рекомендуется принять для бортовых автомобилей и бензовозов 10 часов, а для автомобилей-самосвалов 9 часов.
Среднетехническая скорость (vт) определяется, как отношение длины маршрута к времени движения, зависит от среднего расстояния перевозки и может быть определена по среднестатистическим данным.
Итогом плана перевозок определение потребного количества автомобилей в эксплуатации, ежедневно работающих на линии для выполнения заданного объема перевозок.
Аэ = Qгод. / (Qсут . * Др ),ед
Аэ — потребное количество автомобилей, ед
Qсут – суточный объем перевозок 1 автомобиля, тонн.
Др — количество рабочих дней в году, дней (по исходным данным).
Аэ1 = 52 500 / (73,07 * 257 ) = 3 ед
Аэ 2= 35 500 / (27,11 * 257 ) = 5 ед
Аэ3= 70 000 / (4,81 * 257 ) = 57 ед
Аэ4 =17 500 / ( 7,51 * 257) = 10 ед
По результатам расчетов заполняется таблица, отражающая показатели плана перевозок. Таблица 1.
План перевозки грузов
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru