Трелевочный трактор ТДТ-55 и его модификации: устройство, технические характеристики
Эта неприхотливая и выносливая гусеничная машина уверенно шагает по болотам, лесам и склонам — никакая пересеченная местность со сложным рельефом не становится для нее преградой. Еще бы – ведь трактор-трелевочник серии ТДТ-55 был создан специально для лесного хозяйства, получив название лесовоза.
Трактор ТДТ-55
Этот агрегат начал выпускаться Онежским тракторным заводом, находящимся в Петрозаводске, еще в 1966 году. Он заменил собой устаревший трелевочник ТДТ-40 и был снят с производства лишь через 37 лет, уступив место более современным моделям.
Особенностью 55-ой серии стали простота конструкции, отличная производительность и высокая проходимость. Разработчики постарались, убрав лишние механизмы, которые часто ломались. Во главу угла были поставлены усовершенствование коробки передач и применение более мощного мотора, сразу давшие увеличение проходимости процентов на сорок.
Предназначение
Главной задачей отечественного трактора ТДТ-55 является вывоз срубленных деревьев с площадки для заготовки леса. Трактор-трелевочник может перемещать стволы крупного и среднего размера, складывать их в штабеля и грузить, выравнивать комли, обрезать сучки, окучивать хлысты, зачищать площадки. В общем, ему достаются все самые трудные работы на лесосеке. Ни жара в плюс 40, ни мороз в минус 40 этому не помеха – машина их легко выдерживает.
Кроме лесозаготовок, трактор нашел применение и в других областях. Так, например, благодаря своей повышенной проходимости он стал востребованным геологами, дорожниками, работниками нефтегазовой отрасли. Он может стать тяговым средством для различных погрузочных, геологоразведочных, землеройных, дорожно-строительных машин.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Маневренность достаточно высока – трактор даже на «пятачке» разворачивается с легкостью.
- Экономичный дизельный мотор (например, СМД-18Н-01 может две смены работать на 100 литрах горючего).
- Увеличенный дорожный просвет дает возможность избегать препятствий, пропуская их между гусеницами.
- Балансирная пружинная подвеска — гарантия чрезвычайно мягкого и плавного хода.
- Центр тяжести находится достаточно низко – вкупе с большой базой это гарантирует устойчивость даже на крутых склонах.
- Трансмиссия с двигателем имеют внизу защиту от камней, пней и торчащих веток.
- Устройство натяжения и амортизации (на направляющем колесе) не дает гусенице сильно натягиваться при преодолении препятствий.
- Отбойники на бортовых не дают пальцам гусениц на ходу вылететь из траков, заталкивая их обратно.
Минусы:
- Сложность в ремонте – для замены многих деталей приходится разбирать чуть ли не половину трактора. В частности, тяжело снимается коробка передач.
- Ходовая часть стоит достаточно дорого.
- Иногда возникают проблемы со сцеплением.
- Двигатели серии СМД имеют не очень большую межремонтную наработку.
Комплектация
Агрегат оборудуется реверсивной лебедкой, которая устанавливается на тракторной раме за кабиной, а также толкателем и передним подъемно-навесным механизмом. Для работы привода лебедки используется промежуточный редуктор, который стоит на поперечной связи рамы. Управление редуктором происходит от ВОМ в КПП с помощью двух карданных валов. Трелевочный щит управляется гидравликой.
Устройство
Двигатель
Мотор на тракторе стоит дизельный, четырехтактный, рядный, с четырьмя цилиндрами, турбонаддувом и жидкостным охлаждением. На более современных агрегатах использовался дизель Д-245, а ранние модели оснащались двигателем СМД-18Н-01 или СМД-14БН. Он расположен в передней части рамы.
Топливных систем у данной модели две: основная и резервная. В обычном режиме работает основная система, подавая горючее в камеру сгорания. Но при ее поломке или засоре, а также потребности в добавочной тяге сразу включается запасная система. С ее помощью сломавшийся трактор сможет доехать до мастерской.
Трансмиссия
Сцепление (с двумя дисками, сухого типа) находится в картере дизельного маховика, к которому крепится коробка передач. Имеется фронтальный тормоз. При включенной муфте сцепления срабатывает специальный механизм блокировки, который не дает переключать передачи. Всего у данной модели передних передач имеется пять, задняя – одна.
Ходовая часть
Подвеска у трактора рычажно-балансирного типа, она подрессоривается с помощью пружины. Она упруго связывает тракторную раму и опорные катки, вследствие чего смягчаются удары и толчки. На направляющем колесе имеются механизм кривошипного типа, который позволяет менять натяжение у тракторной гусеницы, а также амортизатор, защищающий ходовую часть от перегрузок (если в гусенице что-то застрянет).
1 — трактор ТДТ-55; 2 — рама; 3 — стрела; 4 — опорные катки; 5 — гидроцилиндр; 6 — нижняя поворотная челюсть; 7 — механизм поворота челюсти; 8 — верхняя подвижная челюсть; 9 — крышка кабины; 10 — защитный козырек; 11 — механизм поворота стрелы; 12 — основной гидроцилиндр; 13 — вспомогательный гидроцилиндр;
14 — кожух трансмиссии.
Рулевое управление
Для выключения муфты сцепления (когда требуется остановить машину или переключить передачу) служит специальная педаль, находящаяся на полу. Привод управления этой муфтой соединен с гидравлическим усилителем, облегчающим управление.
Для переключения передач используется рычаг, который можно закрепить в шести положениях. Для поворота влево или вправо служат два рычага, которые также возможно зафиксировать.
Для управления лебедочным приводом и валом отбора мощности служит отдельный рычаг, который может включать привод, выключать его или находиться в нулевом положении.
Гидравлика
Гидросистема представлена двумя раздельными контурами, объединенными одним резервуаром. Первый контур управляет движением машины, облегчая ее поворот и выключение сцепления. Он содержит гидравлический усилитель, содержащий три секции, а также насос типа НШ-10.
Второй контур, состоящий из насоса НШ-50, гидроцилиндров и клапанно-золотникового гидравлического распределителя с двумя секциями, предназначен для управления рабочими механизмами. Позиций у золотников гидрораспределителя четыре. Управляются они на расстоянии, из кабины.
Электрика
Имеется генератор переменного тока, оснащенный регулятором напряжения и выпрямителем на 12 вольт и аккумуляторная батарея стартерного типа емкостью 75 А·ч. Электрические двигатели вентиляторов имеют мощность 15 кВт. Есть две передние и одна задняя фары, задняя поворотная фара, плафон в кабине, две лампы (одна переносная, вторая — закрепленная над приборным щитком).
Кабина
Кабина не может похвастаться большим размером, она одноместная, зато имеет неплохой обзор и хорошо изолирована. Внутри есть вентилятор и обогреватель, а также стеклоочиститель. Лобовое и правое окно открываются, фиксируясь. Сиденье регулируется по высоте и закрепляется стопорной гайкой.
Технические характеристики
Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ 55:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип двигателя | СМД-18Н-01, СМД-14БН, Д-245 | |
Для двигателя СМД-18Н-01: | ||
Мощность (эксплуатационная) | 70 | кВт |
Расход горючего (удельный) | 227 | г/кВт*ч |
Для двигателя СМД-14БН: | ||
Мощность (эксплуатационная) | 58,8 | кВт |
Расход горючего (удельный) | 218 | г/кВт*ч |
С двигателем СМД-18Н-01 или СМД – 14БН: | ||
Скорость движения вперед | 2,89-12,8 | км/ч |
Скорость движения назад | 2,69 | км/ч |
Давление на грунт (удельное) | 44 | кПа |
Частота вращения | 1800 | об/мин |
Вес (эксплуатационный) | 9,6 | т |
С двигателем Д-245: | ||
Скорость движения вперед | 3,53-15,65 | км/ч |
Давление на грунт (удельное) | 40 | кПа |
Мощность двигателя (эксплуатационная) | 73,6 | кВт |
Частота вращения | 2200 | об/мин |
Расход горючего (удельный) | 229 | г/кВт*ч |
Скорость движения вперед | 3,53-15,65 | км/ч |
Вес (эксплуатационный) | 9,3 | т |
Общие параметры: | ||
Объем резервуара для горючего | 140 | л |
Усилие лебедки (максимум) | 76,5 | кН |
1,69 | м | |
База | 2,31 | м |
Ширина гусеницы | 0,44 | м |
Просвет | 0,555 | м |
Ширина | 2,357 | м |
Высота по кабине | 2,56 | м |
Длина | 5,85 | м |
Модификации
Трелевочный трактор ТДТ-55 имеет несколько популярных модификаций среди которых иодели ЛХТ-55, ТДТ-55А-05 и ТБ-1.
ЛХТ-55
Модель, выпускаемая с 1969 года, дополнительно оснащена устройством задней навески, задним валом отбора мощности, а также металлической платформой самосвального типа.
Этим кузовом заменялся погрузочный щит, используемый в базовом агрегате и управляемый гидравлически. Эта лесохозяйственная машина в основном применялась для расчистки участков.
ТДТ-55А-05
Отличием данной модели стал мощный (100 лошадиных сил) и более современный дизель Д-245Л. Благодаря его использованию стало возможность значительно увеличить переднюю скорость движения – она стала превышать 15 километров в час. А давление гусениц на почву, напротив, стало на 4 кПа меньше.
ТБ-1
Эта модель является вариацией ТДТ-55А. В ней нет ни щита для погрузки, ни лебедки, зато имеется поворотный гидравлический манипулятор рычажного типа, оснащенный клещевым захватом, а также толкателем.
Трелёвочный трактор ТДТ-55 оказывает минимальную нагрузку на грунт
Трелевочный трактор предназначен для выполнения лесозаготовительных работ средней и высокой сложности. Данная техника разработана специально для работы в сложных условиях, в частности для пересечения бездорожья. С помощью трелевочного трактора осуществляется штабелирование и вывозка леса до пунктов дальнейшей его переработки. Вне зависимости от модели и фирмы производителя техника имеет основной набор навесного оборудования: бульдозер, трелевочная лебедка и специальный щит для погрузки древесины.
Сфера использования трелёвочного трактора ТДТ-55
Отечественный трелёвочный трактор ТДТ-55 используется в крупной промышленности, а также в сфере ликвидации чрезвычайных происшествий. Техника применяется для проведения лесозаготовительных и транспортных работ. С помощью данного трактора осуществляется подготовка и транспортировка леса на пункт дальнейшей переработки или склад. Благодаря своим техническим характеристикам машина может работать в самых сложных и неблагоприятных условиях, в том числе и на бездорожье.
Во время своего производства ТДТ-55 поставлялся в государственные предприятия, в лесхозы, а также реализовывался на внутреннем и зарубежном рынке. В некоторых случаях трактор может использоваться и в строительной сфере. На Онежском тракторном заводе ТДТ-55 имел специальные модификации для работы в МЧС. Машина практически не отличалась от базовой модели, однако имела специфическую раскраску и индивидуальный набор навесного оборудования. На данный момент техника находится на службе в некоторых региональных пожарных и воинских частях.
Рабочие показатели модели
Мощный трактор ТДТ-55 технические характеристики, которого не уступают многим известным мировым аналогам, способен перемещать за один раз до 10 крупных бревен. Подобными характеристиками отличается трактор ТТ-4М. В зависимости от типа и влажности грунта показатели грузоподъемности могут изменяться. На технику устанавливается отечественный дизельный турбо-мотор СМД-18Н.01 мощностью порядка 90 л. с., при общем объеме 6,3 литра. ДВС имеет жидкостное охлаждение, поэтому в зимнее время года в качестве технической охлаждающей жидкости заправляется ТОСОЛ. Температурный режим эксплуатации зависит от типа жидкостей в рабочих механизмах, в среднем варьируется от – 40 до + 50 градусов.
Технические параметры машины:
- давление на грунт – 0, 4 МПа;
- максимальная скорость – не более 15 км/час;
- емкость бака – порядка 140 литров;
- тяговое усилие – 3 000 кгс;
- размеры — 5 850 мм х 2 357 мм х 2 560 мм;
- общий вес – 9 600 кг;
- основная база – ТДТ-55;
- силовой агрегат – двигатель СМД-18Н.01, СМД-14 мощностью 90-100 л. с., турбо объемом 6,3 литра;
- тип трансмиссии – механическая КПП, со встроенными синхронизаторами, реверсивная;
- ходовая часть – гусеничное шасси с электромоторами, ширина 440 мм.
Благодаря широким гусеницам и относительно небольшому весу техника имеет низкий показатель удельного давления на грунт, что позволяет использовать ТДТ-55 на грунтах с небольшой несущей способностью. Дополнительно на трактор могут устанавливаться различные органы внешнего освещения, механические лебедки, а также передний отвал повышенной эффективности.
Отличие конструкции от аналогов
Дизельный трактор ТДТ-55 масса которого находиться в пределах 9,6 тонн относиться к высокоэффективным видам техники, которая может эксплуатироваться на размоченных грунтах, в том числе и на болотах. Конструкция трактора достаточно проста и состоит из нескольких основных частей: несущая рама, отвал, кабина оператора и трелевочный щит для приемки грузов. Все рабочие органы устанавливаются на металлическую раму, что обеспечивает высокую узловую прочность и неприхотливость в эксплуатации так, как все системы находятся в доступном для механика месте.
Передний отвал крепится к кузову за счет специальной выдвижной рамы, которая имеет встроенные гидравлические подъемники, управляемые из кабины оператора.
Приемный трелевочный щит расположен под углом 40 – 45 градусов. Конечное его расположение может изменяться в зависимости от начальной степени загруженности машины. Гусеничное шасси приводиться в движение специальным электромоторами, которые работают от основного дизельного двигателя. Крутящий момент может изменяться вручную или автоматически с помощью системы управления оборотами ДВС.
Преимущества и недостатки
Гусеничный трактор ТДТ-55 с манипулятором имеет множество достоинств, благодаря которым получил широкую популярность во многих странах.
Главные преимущества:
- высокая надежность;
- простота конструкции и узлов;
- хорошая ремонтопригодность;
- хороший запас прочности рамы.
Также отмечается не только хорошая ремонтопригодность ТДТ-55, но и взаимозаменяемость практически всех запчастей, которые подходят методом подбора от другой производственной техники. Не смотря на свою неприхотливость и надежность, трактор имеет несколько неудовлетворительных характеристик, в частности: низкий комфорт для водителя-оператора, ненадежность гусеничного шасси и технически устарелый дизельный мотор, который не соответствует современным нормам.
Стоимость содержание трактора ТДТ-55
Дизельный отечественный трактор ТДИ-55А является дешевым в содержании. За счет того, что техника производилась на Онежском тракторном заводе с 1965 до 2003 года — на отечественном пространстве сохранилось достаточно большое количество запасных частей. Благодаря простой конструкции и доступности запчастей ТДТ-55 считается очень дешевым в обслуживании и содержании. Последняя модернизация турбо-дизельного мотора существенно понизила общий расход топлива с 50-ти литров до 30 в разных режимах работы. ТДТ-55 используется не только крупными промышленными компаниями, но и более мелкими рабочими фирмами.
Наличие запасных частей и их цена
Онежский трелёвочный трактор ТДТ-55 цена, на который варьируется в зависимости от конкретной комплектации, считается популярной техникой отечественного потребителя. Для выпуска деталей на данную машину в России работает порядка 5-ти крупных предприятий. Дополнительно запасные части поставляются из-за рубежа, в частности из Китая. Ценовой диапазон на основные детали варьируется от фирмы производителя, к примеру, стоимость подшипников для привода равняется 600-700 рублям. В продаже всегда имеется широкий ассортимент товаров на ТДТ-55, поэтому для потребителя отсутствуют проблемы с содержанием данной машины.
Покупка трелёвочного трактора
Выгодно купить трактор ТДТ-55 можно на вторичном рынке, где присутствует огромное количество различных предложений. Средняя цена трактора составляет 5-6 тысяч долларов без навесных систем, а укомплектованный стоит в районе 8 тыс., долл. Перед покупкой обычно проверяется общее техническое состояние техники, а также наличие различного оборудования. На ТДТ-55 осматривается двигательный отсек и осуществляется комплексная проверка силового агрегата.
Metasurface Patterning превращает ультразвуковые излучатели в бесконтактные манипуляторы «притягивающего луча»
ВойтиРегистрация
Для просмотра этой страницы убедитесь, что в вашем браузере включен JavaScript.
Превращая объекты в «метаповерхности», эта бесконтактная система может не только отталкивать их, но и снова притягивать.
Gareth Halfacree
месяц назад • Робототехника
Исследователи из Университета Миннесоты разработали новый и более эффективный способ перемещения объектов, не касаясь их физически — с помощью ультразвукового излучателя и метаматериала, который, как они утверждают, может масштабироваться до позволяют использовать его в производстве и других робототехнических предприятиях.
«Мы уже давно знаем, что волны, свет и звук могут манипулировать объектами. Что отличает наши исследования, так это то, что мы можем манипулировать и захватывать гораздо более крупные объекты, если мы сделаем их поверхность метаматериальной поверхностью, или «метаповерхностью»,» объясняет Огнен Илич, старший автор исследования и профессор машиностроения. «Когда мы размещаем эти крошечные узоры на поверхности объектов, мы можем отражать звук в любом желаемом направлении. При этом мы можем контролировать акустическую силу, воздействующую на объект».
Эта умная бесконтактная система манипулирования может толкать и тянуть предметы, даже не касаясь их. (📹: Колледж науки и инженерии, UMN)Подобно технологии притягивающего луча из любимой научно-фантастической франшизы «Звездный путь», система бесконтактных манипуляций команды позволяет двигаться в двух направлениях — не только отталкивать объекты от излучателя, но и реверс и потяните их сумку тоже к излучателю. Хитрость: субволновые узоры, выгравированные на поверхности объекта, изменяют его взаимодействие с ультразвуковыми звуковыми волнами, исходящими от излучателя.
«Бесконтактная манипуляция — горячая область исследований в области оптики и электромагнетизма, но это исследование предлагает другой метод бесконтактного срабатывания, который предлагает преимущества, которых могут не иметь другие методы», — говорит первый автор Мэтью Стейн. «Кроме того, помимо приложений, которые дает это исследование, расширение наших знаний в физике — это просто очень увлекательное занятие в целом!»
Вытравленные поверхности позволяют «направлять» объекты и даже притягивать их к излучателю.