расшифровка аббревиатуры и основные правила
Более половины столетия назад в Женеве между европейскими странами был заключён договор по перевозке опасных грузов. Его целью явилось формирование свода правил по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по европейским дорогам. В России этот договор получил название ДОПОГ. Расшифровка ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. На базе ДОПОГ были сформулированы национальные общероссийские правила перевозки опасных грузов — ПОГАТ. Аббревиатура ПОГАТ расшифровывается как перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Содержание статьи
Структурное построение документации ДОПОГ
ДОПОГ является детальным сводом правил по перевозке опасных грузов. Здесь даётся определение опасного груза, как такого, который может нанести вред людям и природе при его разгерметизации, неожиданном просыпании или излитии. Это может произойти по разным причинам: от небрежного обращения до аварии.Здесь приводится подробная характеристика разновидностей опасных грузов, рекомендуемых для хранения ёмкостей, указана необходимая маркировка и документация, выписаны технические требования к автомашинам и оборудованию.
Правила ДОПОГ по своей документальной структуре разделяются на приложения «А» и «В». В первом приложении излагаются основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом, даётся их характеристика.
Часть «А» делится на семь разделов:
- Расшифровка применяемых понятий и терминов.
- Классификация опасных веществ.
- Список допускаемых к перевозке по дорогам опасных грузов.
- Специфика упаковки для транспортировки разных типов грузов.
- Порядок оформления транспортировки.
- Список условий для определения качества тары и состав тестирования по соблюдению качественных показателей упаковки.
- Детальная формулировка требований к перемещению грузов, их погрузке и разгрузке, а также правилам приёмки.
ДОПОГ — международное соглашение, действующее на территории 48 государств.
Часть «Б» посвящена требованиям к транспортному оборудованию и водителям.
Она включает два раздела:
- Требования к водителям, оборудованию и сопровождающей документации.
- Требования к конструкции автотранспорта и перечень документов, разрешающих перемещение опасных грузов на данном автомобиле.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Отличия правил ДОПОГ и ПОГАТ
Принципиальным отличием ПОГАТ и ДОПОГ является их разный статус.
- ДОПОГ является международным соглашением, имеющим правовой статус на территории 48 государств, включая Российскую Федерацию. Без этого соглашения перевозки опасных веществ за пределами РФ были бы невозможными, так как считались бы незаконными операциями.
Согласно положениям ст. 1 и ст. 3 закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 (п. 3 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), требования ДОПОГ распространяются не только на международные, но и на внутренние перевозки.
ПОГАТ регулируют только внутренние перевозки. Они действуют исключительно на площади России. - Второе отличие ПОГАТ от ДОПОГ заключается в сфере их применения уже внутри страны. Так область осуществления ДОПОГ распространяется абсолютно на все автоперевозки грузов, осуществляемые в России, а область применения ПОГАТ намного уже.
На практике соглашение ДОПОГ для внутренних перевозок используется в основном, когда заключается договор между собственником груза и сторонней компанией, оказывающей транспортные услуги.
Внутренние же правила по перевозке опасных грузов (ПОГАТ) находят применение, когда владелец груза осуществляет его перевозку на своём же автотранспорте и в заключении контракта со сторонней фирмой нет необходимости. - Третье отличие касается области классификации грузов. В рамках ПОГАТ вплоть до настоящего времени действует ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». В своё время этот ГОСТ полностью соответствовал условиям ДОПОГ и рекомендациям ООН. С тех пор много воды утекло и положения ДОПОГ, основанные на рекомендациях ООН, претерпели многочисленные изменения. Однако классификация грузов в ПОГАТ по-прежнему опирается на уже устаревший ГОСТ.
В результате в ПОГАТ и ДОПОГ появились разночтения названий нескольких грузов. Хуже того — в ПОГАТ некоторые виды веществ вообще отсутствуют. - Четвёртым отличием является различие в маркировке автомобильного транспорта.
- ДОПОГ и ПОГАТ отличается список сопровождающих документов.
- И наконец, в отличие от ДОПОГ, свод положений прописанных ПОГАТ характеризуется отсутствием раздела касающегося совместной транспортировки взрывчатых изделий и веществ из разных групп по совместимости.
Отмечаемые несоответствия ДОПОГ И ПОГАТ могут быть ликвидированы только на законодательном уровне.
Оформление свидетельства и разрешения ДОПОГ на перевозку
Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.
Согласно международной классификации опасные грузы подразделяются на девять основных классов. У водителя должно быть свидетельство ДОПОГ, где указаны только те категории опасных веществ, по которым он прошёл обучение на специальных курсах.
Постоянные усовершенствования правил ДОПОГ приводят к изменениям вида свидетельства. В 2017 году выдаётся свидетельство ДОПОГ 2017. В свидетельстве имеются две графы, где подчёркиваются категории тех грузов, по перевозке которых водитель прошёл обучение. Остальные категории из удостоверения вычёркиваются.
Для получения разрешения на перевозку грузов категорий, вычеркнутых из свидетельства, водителю необходимо снова проходить обучение и сдавать экзамены.
Также оформляются свидетельства ДОПОГ не для водителей, а для экспедиторов сопровождающих грузы или отвечающих за их перемещение.
Водители и специалисты, отвечающие за перевозку, проходят курсы по программе утверждённой Министерством транспорта России. Длительность курсов в настоящее время составляет пять дней.
Министерством утверждён базовый курс обучения правилам перевозки опасных веществ. Он охватывает рассмотрение большинства вопросов перевозки: от особенностей поведения водителей при возникновении аварийных ситуаций до правовых аспектов ответственности при нарушении техники безопасности.
Свидетельство выдаётся после посещения всех курсовых занятий и сдачи экзаменов. Причём, сдача экзаменов без прохождения курса в полном объёме не разрешается.
Для оформления свидетельства на перевозку веществ в цистернах существуют специальные курсы. На них изучаются необходимые для транспортировки, специфические правила заливки и опорожнения таких грузов.
Кроме этих наиболее распространённых курсов разработаны программы таких курсов, как перевозка взрывчатых веществ и транспортировка радиоактивных материалов.
Свидетельство выдаётся на пять лет. Раньше для его получения достаточно было пройти одну или две небольшие лекции и в тот же день сдать экзамен. С 2013 года без полного пятидневного обучения к прохождению экзамена не допускают.
Свидетельство оформляется сразу на двух языках: на русском и другом иностранном языке (английском, французском или немецком).
Для морских грузоперевозок необходим коносамент. Правила заполнения коносамента подробно изложены в отдельной статье на нашем ресурсе.
О специфике использования карнет АТА при временном ввозе читайте тут.
Данный инструмент существенно облегчает процедуру временного ввоза и вывоза товаров.
Нюансы транспортировки опасного груза в России
Перемещение автомобильным транспортом в границах РФ разрешается исключительно при наличии разрешения ДОПОГ или разрешение ADR.
Для перемещения по дорогам федерального значения или при пересечении границ регионов эти разрешения оформляются исключительно территориальными представительствами Ространснадзора. При перевозках по дорогам местного значения на территории одного федерального региона разрешения вправе выдавать местные органы власти.
Для получения разрешения заполняется заявление на стандартном бланке.
Вместе с этой заявкой необходимо предоставить:
- свидетельства ДОПОГ на автомашину и шофёра;
- информационную и аварийную карточки;
- маршрут перемещения.
К маршруту перемещения предъявляются особые претензии, включающие:
- необходимость передвижения по малонаселённым районам,
- лимит скорости,
- обозначение безопасных стоянок.
В непростых дорожных ситуациях, а также при передвижении сразу трёх и более машин необходимо согласовывать перемещение с МВД. В последнем случае перед автомобильной колонной должен ехать сопровождающий автомобиль с оранжевым или жёлтым маячком.
Для постоянного наблюдения за автотранспортом и с целью предотвращения возникновения непредсказуемых ситуаций Министерство транспорта РФ приказом № 285 от 31.07.2012 обязало оснастить автомашины системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме этого, с целью усиления техники безопасности, автомобили обязаны иметь тахографы и антиблокировочную тормозную систему ABS.
Знаки опасности и маркировку смотрите в данном видео:
ДОПОГ, является мощным правовым инструментом позволяющим осуществлять перевозки опасных грузов на территории 48 европейских стран, включая Россию. Строгое соблюдение правил ДОПОГ повышает безопасность перемещения опасных грузов по дорогам.
О правилах заполнения товарно-транспортной накладной читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
ved.center
расшифровка, свидетельство, удостоверение, классы, правила, требования
Европейские страны более, чем 50 лет назад заключили договор, касающийся перевозок опасных грузов в Женеве. При формировании документа основной целью считалось создание правил, регулирующих транспортировку опасных товаров автотранспортом по дорогам Европы.
В РФ данные правила стали называть ДОПОГ. Рассмотрим нормативное регулирование, основные правила, условия перевозок подобного товара.
Нормативное регулирование и суть
ДОПОГ расшифровывают, как «дорожная перевозка опасных грузов». На основе упомянутой бумаги были созданы общероссийские правила, касающиеся выполнения перевозок опасных товаров (ПОГАТ). Указанная перевозка объясняется следующим образом – «Перевозка Опасных Грузов Автомобильным Транспортом».
Опасным принято считать товар, способный принести вред людям, природе в случае разгерметизации такого товара, случайного его излития, просыпания. Такие последствия способны спровоцировать различные факторы (небрежное обращение с перевозимой продукцией, аварийная ситуация).
Правила содержат детальную характеристику разных опасных грузов. Также в нем указаны:
- подходящая емкость хранения;
- технические требования, которые выдвигаются к применяемому оборудованию, автомашинам;
- маркировка;
- требуемая документация.
Регулируются перевозки опасных товаров нижеприведенными актами:
Свидетельство ДОПОГ (образец)
Перевозка ДОПОГ
Между ДОПОГ и ПОГАТ есть ряд отличий. В первую очередь нужно знать о разном статусе документов. Опишем поэтапно отличия двух сводов правил:
- Статус документов. ДОПОГ – международное соглашение. Он наделен правовым статусов по территории 48 государств. Без данного соглашения перевозить опасную продукцию за пределами государства запрещено. Они считаются незаконными. Требования касаются международных, внутренних транспортировок. Это указано в ст. 1, 3 ФЗ-259.
ПОГАТ действует в пределах РФ. Они предназначены для регулирования исключительно внутренних перевозок.
- Сфера использования внутри государства. ДОПОГ обязаны соблюдать при всех автоперевозках продукции по РФ. Область использования для ПОГАТ значительно уже.
- Область классификации грузов. В ПОГАТ грузы классифицируют на основе устаревшего ГОСТА. ДОПОГ действует на основе измененных положений. При этом возникли отличия в названии ряда грузов. К тому в ПОГАТ нет определенных видов.
- Маркировка автотранспорта.
- Перечень сопровождающих документов.
- Отсутствие в ПОГАТ раздела, который касается подробностей совместной перевозки взрывчатой продукции, веществ из различных групп по совместимости.
Правила и условия
Правила рассматриваемого документа принято делить по структуре. Их разделили на 2 приложения:
Документация
Чтобы провозить опасные товары по РФ, станам Европы, шоферу нужно обязательно свидетельство ДОПОГ. Бумага должна соответствовать международным стандартам, чтобы ею мог воспользоваться водитель при поездках за рубеж.
Опасные продукты делят на 9 классов. Водителю предоставляют свидетельство ДОПОГ. В бумаге отмечены категории опасных веществ, по которым физлицо прошло обучение (для этого есть спец. курсы).
Вследствие постоянного совершенствования правил, меняется вид свидетельства. В 2017 г. выдавали дополнительное свидетельство, которое имело 2 графы. В них подчеркнуты были категории грузов, по транспортировке которых водителем было проведено обучение. Все оставшиеся категории вычеркивали. Чтобы получить разрешение для осуществления перевозки вычеркнутых позиций, нужно будет заново пройти обучение, сдать экзамены.
Кроме того, оформлять свидетельства нужно шоферам, экспедиторам, сопровождающим продукцию. Эти специалисты обязаны проходить спец. курсы. Их программа утверждена Министерством транспорта РФ. Длятся курсы 5 дн. На лекциях специалисты знакомятся с такой информацией:
- особенности поведения водителя во время аварийной ситуации;
- правила заливки, опорожнения веществ в цистернах;
- правовые аспекты ответственности (если нарушена техника безопасности) и др.
Скачать бланк договора на ДОПОГ можно тут.
Образец договора на ДОПОГ
Процедура
Чтобы перевозить опасные грузы в пределах государства, обязательным считается наличие разрешения ДОПОГ (или ADR). Оформляют разрешения территориальные представительства Ространснадзора. Когда используются дороги местного назначения в пределах 1-го региона, возможна выдача документа местными органами власти.
Чтобы получить разрешение, специалист обязан заполнить заявление. Оно набрано на бланке стандартного образца. С заявкой водитель, экспедитор должен предоставить нижеприведенные бумаги:
- маршрут перемещения;
- свидетельство ДОПОГ на авто, водителя;
- информационную, аварийную карточки.
Оформить разрешение можно за день.
Если требуется транспортировка одновременно нескольких машин, перемещение следует согласовать с МВД. Впереди колонны должен ехать автомобиль сопровождения. На нем должен быть маячок (оранжевый, желтый).
Ответственность и правовые последствия
При отсутствии разрешения положены административные штрафы. Их размер регулирует ст. 12.212 КоАП.
Про перевозку ДОПОГ расскажет видео ниже:
uriston.com
Классы опасных грузов по ДОПОГ, применяемые для соблюдения правил перевозки
Опасные грузы — это материалы, способные нанести значительный вред людям и/или окружающей среде при транспортировке. Опасные грузы делятся на классы и подклассы. В данной статье мы расскажем о разновидностях Dangerous Cargo, об их классификации, а также о правилах их маркировки и упаковки.
Содержание статьи
Классы по ДОПОГ
Все грузы, относящиеся к категории Dangerous, могут транспортироваться в рамках международного договора или ДОПОГ, что такое ДОПОГ подробнее тут. В данном документе содержится информация о 9 основных классов Dangerous Cargo, а также об их подклассах.Классы являются универсальными и распространяются на все виды перевозок (например, классы опасных грузов на ЖД-перевозках ничем не отличаются от классификации аналогичных товаров в случае автомобильных перевозок).
Все вещества подлежат специальной маркировке и упаковке. За нарушение данных требований владельцу, а также перевозчику этих материалов придётся уплатить серьёзный штраф.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
9 классов опасности
Основные классы опасности опасных грузов:
№ класса | Краткая характеристика |
---|---|
1 | Взрывчатые соединения |
2 | Газы — токсичные, удушающие, коррозионные, окисляющие и легковоспламеняющиеся |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости и их смеси |
4 | Различные легковоспламеняющиеся твёрдые материалы, при транспортировке которых есть риск возгорания от внешних источников, а также соединения, способные выделять легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой |
5 | Окисляющие соединения, а также пероксиды, обладающие способностью гореть или взрываться при определённых условиях |
6 | Токсические, ядовитые и инфекционные вещества, представляющие опасность для человека |
7 | Радиоактивные вещества |
8 | Едкие и коррозионные соединения, способные самовозгораться и/или представляющие биологическую опасность для человека |
9 | Другие опасные соединения |
Китайские товары пользуются спросом во всём мире, и многие бизнесмены используют морские контейнерные перевозки из Китая для доставки продукции, Россия не исключение.
Стоимость контейнерной перевозки по России вот тут. Надо заметить, что цены «кусаются» всё больше и больше, но контейнеры остаются универсальным способом транспортировки товаров потребителям.
Подклассы
Также договор ДОПОГ гласит, что существуют и подклассы опасных товаров:
Номер подкласса | Краткая характеристика |
---|---|
1.1 | Взрывчатые соединения, способные в случае детонации повредить весь груз целиком |
1.2 | Взрывчатые соединения, которые при детонации не повреждают весь груз целиком |
1.3 | Взрывчатые соединения, которые могут загораться, но не могут взрываться (либо обладают крайне низким взрывоопасным потенциалом) |
1.4 | Взрывчатые соединения, обладающие способностью к возгоранию и детонированию, не приводящим к значительным повреждениям |
1.5 | Устойчивые взрывчатые вещества, которые редко взрываются или возгораются при перевозке |
1.6 | Низко чувствительные взрывчатые материалы, которые возгораются и взрываются при перевозке в очень редких случаях |
2.1 | Неядовитые газы, не способные к воспламенению |
2.2 | Ядовитые газы |
2.3 | Горючие газы |
2.4 | Легко воспламеняющиеся и ядовитые газы |
2.5 | Газы, легко вступающие в химические реакции при контакте с другими веществами |
2.6 | Ядовитые газы, неустойчивые (могут легко вступать химические реакции при контакте с другими веществами) |
3.1 | Жидкости с температурой вспышки менее -18 градусов |
3.2 | Жидкости, вспыхивающие при температуре от -18 до +23 градусов |
3.3 | Жидкости с температурой вспышки от +23 до +61 градуса |
4.1 | Твёрдые вещества, возгорающиеся и детонирующие при контакте с источником огня |
4.2 | Твёрдые вещества, обладающие способностью к нагреванию, воспламенению и детонированию |
4.3 | Твёрдые вещества, выделяющие при контакте с водой взрывоопасные и легковоспламеняющиеся газы |
5.1 | Окисляющие вещества, которые сами по себе очень плохо горят и крайне редко взрываются, но способные усиливать воспламенительные свойства других веществ при транспортировке |
5.2 | Пероксиды органического происхождения, имеющие способность усиливать воспламенительные свойства других веществ (сами пероксиды при этом могут быть как легковоспламеняющимися, так и довольно устойчивыми) |
6.1 | Ядовитые токсические соединения, вызывающие отравление, заболевание или смерть при непосредственном контакте |
6.2 | Биологически активные вещества, которые при контакте могут вызвать отравление, заболевание или смерть |
7 | Радиоактивные вещества — не имеют подклассов |
8.1 | Едкие кислоты, представляющие серьёзную опасность как для человека, так и для транспорта |
8.2 | Едкие щёлочи, которые могут представлять серьёзную опасность как для человека, так и ТС |
8.3 | Другие едкие и коррозионные соединения, представляющие опасность как для человека, так и для ТС |
9.1 | Безопасные твёрдые или жидкие вещества, могущие воспламеняться или взрываться при определённых условиях (например, в случае длительного горения других веществ) |
9.2 | Безопасные твёрдые или жидкие вещества, которые при определённых обстоятельствах, могут становиться едкими и коррозионными (например, в случае химической реакции с другими веществами) |
Упаковка и маркировка для перевозки опасных грузов
Все Dangerous грузы подлежат специальной упаковке и маркировке:- На упаковку с товаром наносится числовой код ООН, который соответствует содержимому упаковки. Также перед цифрами ставится специальное буквенное обозначение «UN», подтверждающее, что груз был упакован согласно рекомендациям ООН.
- На товары 1 класса опасности (взрывчатые вещества) также наносится отгрузочное наименование.
- Если в одной упаковке перевозится два и более различных грузов, то необходимо наносить соответствующее количество пометок.
- Все коды и пометки должны отчетливо читаться, а длительное воздействие осадков (дождя, снега и так далее) не должно сказываться на разборчивости надписи.
Если упаковка не нужна или отсутствует, то буквенно-числовой код наносится непосредственно на сам товар.
Все грузы подлежат специальной упаковке:
- Жидкости транспортируются в стеклянных бутылях (могут применяться и другие бутыли, если жидкость нельзя перевозить в стеклянной таре). Бутыли помещаются в деревянные ящики, заполненные специальными прокладочными материалами. Все ящики должны быть разбиты на ячейки, в которые будут помещаться бутыли с ядовитыми жидкостями.
- Бидоны, канистры или банки, используемые как тара для Dangerous Cargo, нужно упаковывать в специальные деревянные ящики.
- В случае транспортировки в мешках, которые не соответствуют всем необходимым условиям, мешки нужно дополнительно упаковать в деревянные или металлические ящики или бочки.
Полезная информация о требованиях к маркировке грузов класса dangerous в этом видео:
Заключение
Соглашение ДОПОГ гласит, что все такие грузы можно разбить на 9 основных категорий. Также существует большое количество дополнительных подклассов, которые уточняют, чем именно опасен тот или иной груз. Все грузы подлежат специальной упаковке и маркировке для безопасной перевозки.
Что такое транспортная накладная CMR, читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
ved.center
Что такое свидетельство ДОПОГ и как его получить в 2019 году
Многим известно, что ДОПОГ – свидетельство, разрешающее водителю перевозить опасные грузы. Что представляют собой международные соглашения и как получить ДОПОГ – свидетельство на перевозку грузов особого назначения в нашей стране, мы и расскажем более подробно.
Что такое ДОПОГ?
ДОПОГ представляет собой соглашение, разработанное с участием ООН, представляющее собой международное согласование правил дорожной безопасности в ходе транспортизации опасных грузов. В рамках данного соглашения представители многих стран согласовали данные правила, которые должны обязаны соблюдаться экспедиторами при перевозке данной категории грузов по территории этих стран. Опасным грузом при этом может считаться тот, который способен нанести вред:
- здоровью окружающих;
- жизни людей;
- окружающей среде.
Данное соглашение действует на территории всего Европейского Союза, а также в Марокко, Казахстане, Азербайджане, России и других странах.
Основные правила перевозки опасных грузов
Соглашение, регулирующее порядок перевозок опасных посылок, признанное международным сообществом, представляет собой комплексный документ, состоящий непосредственно из самого соглашения, а также двух приложений.
Первое приложение включает в себя классификацию опасных перевозок, в которую входит перечень веществ, изделий и прочих грузов, которые могут представлять опасность. Список постоянно обновляется и подлежит регулярным изменениям.
Второе приложение состоит из списка требований, которые предъявляются к транспортному средству, на котором перевозятся такого рода грузы.
Естественно, что данные приложения достаточно объемные, поэтому они, в свою очередь, подразделяются еще на девять частей. Первое приложение состоит из семи частей, а второе из двух соответственно. Части включают в себя главы, разделы и подразделы, такая структура целиком отвечает нормам составления рекомендаций по перевозке опасных грузов, утвержденных мировым сообществом.
Договор ДОПОГ, регламентирующий правила перевозки опасных посылок, действителен на территории каждой из стран, представители которой подписали соглашение о перевозках. Стоит также отметить, что каждая страна, которая входит в состав Организации Объединенных Наций, имеет право выдвигать дополнительные требования к перевозкам опасных посылок по территории своего государства, помимо общих требований безопасности.
Мнение эксперта
Мария Богданова
Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология
Одним из главных изменений текущего 2019 года в ДОПОГ является обязанность полного описания в транспортном документе опасного груза, но при условии если его количество на транспортной единице не превосходит максимально допустимое значения, указанного для него в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ.
Опасные грузы в таких количествах перевозятся без маркировки транспорта табличками оранжевого цвета и свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя.
Особенности перевозок опасных грузов по территории РФ
В нашей стране ключевым требованием к перевозке особых грузов, является наличие у водителя ДОПОГ – свидетельства, которое соответствует международным стандартам. Согласно международному соглашению, существует девять категорий разнообразных грузов повышенной опасности и перевозка каждого из типов этих посылок требует от водителя транспортного средства наличия ДОПОГ – документов определенной категории.
Кроме того, в Российской Федерации, помимо основных требований к перевозке особых веществ, существует ряд внутренних документов, которые регламентируют процесс их перемещения по территории РФ. В частности, существует Временная инструкция, которая посвящена перевозке опасных грузов разными транспортными средствами.
Мнение эксперта
Мария Богданова
Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология
Также в 2019 году были введены 2 новых требования к мягким контейнерам для массовых грузов. Включено новое примечание, позволяющее использовать мягкие контейнеры для массовых грузов, которые были утверждены не в стране-участнице ДОПОГ.
Еще одно изменение касается размещения больших знаков опасности. Теперь они должны размещаться на двух противоположных сторонах мягких контейнеров для массовых грузов. Это не совсем привычно для контейнеров и контейнеров для массовых грузов в случае которых большие знаки опасности крепятся к двум боковым и двум торцевым сторонам.
Курсы подготовки водителей с целью получения ДОПОГ- свидетельства в 2019 году
ДОПОГ для водителя и свидетельство, которое позволяет допускать водителя к перевозке опасного груза, выдается лишь тем, кто проходит обучение и успешно сдает экзамены. Свидетельство ДОПОГ в России имеет международный образец и действительно на территории всех стран, где действует соглашение ДОПОГ.
Кроме свидетельства, предусматривается выдача удостоверений ДОПОГ с меньшими полномочиями для лиц, которые сопровождают перемещение данных перевозок или отвечают за их транспортировку в той или иной мере.
Специалисты, претендующие на получение свидетельства ДОПОГ, готовятся согласно программе, которая утверждена на уровне Министерства транспорта РФ,
Так, базовый курс по подготовке лиц, годных к перевозке опасных грузов, состоит из следующих тем:
- требования, которые предъявляются к экспедиторам опасных грузов;
- ключевые виды опасности;
- защита окружающей среды в свете контроля при перевозке отходов;
- необходимые для соблюдения меры безопасности при перевозке грузов;
- меры, которые применяются в случае аварии: оказание первой помощи, средства защиты, обеспечение безопасного дорожного движения для его других участников;
- особенности маркировки, транспорта, который занимается перевозкой опасного груза;
- что можно, а что запрещено делать водителю транспорта, перевозящего особый груз;
- как правильно эксплуатировать техническое оборудование, которым оснащается транспортное средство;
- почему запрещается совместная погрузка в один и тот же контейнер или транспорт того или иного груза;
- какие следует соблюдать меры предосторожности во время погрузки и разгрузки опасных грузов;
- гражданская ответственность водителя;
- мультимодальные перевозки: что это такое;
- как обрабатывать и укладывать посылки;
- особенности движения по туннелям и правила поведения с целью возможного предотвращения происшествий;
- знания по мерам безопасности.
Следующий курс занятий на получение свидетельства ДОПОГ состоит из подготовки водителя на право осуществления перевозок опасных грузов в цистернах и включает рассмотрение следующих дисциплин:
- правила поведения водителя при движении транспорта и перемещении грузов в цистернах;
- требования по отношению к транспорту;
- теоретический курс по системам наполнения и опорожнения;
- свидетельства о допущении, меры маркировки, информационные табло для транспорта, оранжевые таблички и другие маркеры, свидетельствующие о наличии на борту транспорта особого груза.
Также обучение включает курс подготовки перевозчиков веществ первого класса, в ходе которого рассматриваются виды опасностей, которые могут быть причиной чрезвычайных ситуаций вследствие взрыва пиротехники и других взрывоопасных грузов. Кроме того, на нем рассматриваются требования, которые необходимо соблюдать при погрузке изделий первого класса вместе с веществами.
А на курсах подготовки к перевозке радиоактивных веществ седьмого класса рассказывают о таких темах, как:
- опасности, возможные при ионизирующем излучении;
- какие предъявляются требования к упаковке, обработке, укладке радиоактивных материалов и их совместной погрузке с другими опасными грузами;
- меры, которые следует предпринимать в случае возникновения аварии при перевозке данной категории опасных грузов.
Процедура выдачи свидетельства ДОПОГ
Свидетельство ДОПОГ выдается тем участникам, которые прошли базовый курс и сдали все необходимые экзамены. Или же, в зависимости от ситуации, для получения свидетельства ДОПОГ может быть достаточно прохождения специализированного курса по перевозке грузов в цистернах или же радиоактивных материалах и тоже, при условии успешной сдачи экзаменов.
Свидетельство ДОПОГ имеет две графы, где после одного курса открываются только те классы, которые по содержанию соответствуют пройденному водителем курсу. Прочие же классы в графах вычеркивают. Так, если водитель желает получить документ ДОПОГ на получение разрешения на перевозку грузов того или иного класса, он должен пройти соответствующие обучающие курсы.
Документ ДОПОГ выдается на пять лет. Раньше в учебных центрах была возможность его приобрести, таким образом, кандидат на получение свидетельства ДОПОГ, оплатив обучение, в то же время прослушивал краткую лекцию, сдавал экспресс-экзамен и в тот же день получал ДОПОГ на перевозку грузов особого разряда. Естественно, такой вид обучения был крайне неэффективным и, поэтому с 2013 года процедура получения документа была усложнена.
Так, на сегодняшний день, в учебном центре ДОПОГ можно получить в течение пяти дней, при условии прохождения соответствующих учебных курсов и после сдачи экзамена. Кроме того, в Интернете можно найти перечень вопросов по экзамену на ДОПОГ, чтобы облегчить процедуру его сдачи.
Если водитель планирует осуществлять международные перевозки, тогда свидетельство ДОПОГ выдаваться на двух языках: русском языке, а также на английском, немецком либо французском, это касается, прежде всего замечаний, которые вносятся в свидетельство.
В некоторых случаях водитель, осуществляющий перевозку опасных грузов, может быть освобожден от необходимости получения документа ДОПОГ, если он попадает под исключения, предусмотренные международным соглашением ДОПОГ.
Но в целом, без наличия соответствующего документа, водитель транспортного средства не имеет права перевозить опасные грузы как по территории своей страны, так и за ее пределами.
urhelp.guru
О перевозке опасных грузов, допог, и классах опасности
Что такое “опасный груз”
Существует категория грузов, запрещенных к перевозке любым видом транспорта, или же требующих при перевозке особой упаковки и заполнения специальной документации. Такая категория грузов называется — опасные грузы (dangerous goods часто упоминается как hazardous materials. Оба эти термина имеют одинаковое значение, хотя в Европе термин dangerous goods используется чаще).
Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде.
Основным правовым документом, регламентирующим транспортировку опасных грузов, считается Европейское соглашение, в котором подробно изложены правила перевозки таких грузов автотранспортом или, как его еще называют — ДОПОГ
Расшифровка аббревиатуры:
ДОПОГ — Договор О Перевозке Опасных Грузов
Эти правила регламентируют международные перевозки и действуют на территории государств, подписавших соглашение, при пересечении хотя бы двух из них. Как правило, национальные нормативные акты соответствуют ДОПОГ, но могут, конечно, иметь собственные особенности.
ДОПОГ разрабатывался с целью максимального повышения безопасности на дорогах при транспортировке опасных грузов, а также с целью упрощения номенклатурных процедур. Для достижения этих целей в документе разработана единая классификация и система требований, применяемых при перевозке опасных грузов.
Классы опасности опасных грузов
В зависимости от видов опасности, а также их физических, химических и биологических свойств, все опасные грузы разделяются на такие классы опасности:
Класс 1
Взрывчатые вещества и изделия
Класс 2
Газы
Класс 3
Легковоспламеняющиеся жидкости
Класс 4
Легковоспламеняющиеся твердые веществаы
Класс 5
Окисляющие вещества
Класс 6
Токсичные вещества
Класс 7
Радиоактивные материалы
Класс 8
Коррозионные вещества
Класс 9
Прочие опасные вещества и изделия
Для перевозки опасных грузов используем собственную спец технику
Тягач №1
DAF 105.460
цистерна-термос из химически стойкой стали AISI 316
модель клэссер АМ215810
химический насос и компрессор для слива
длина химически стоиких рукавов — более 15 метров
грузоподъемность до 24 тонн
Есть Допуски к перевозке опасных грузов ДОПОГ по следующим классам
Класс
Расшифровка класса
5.1
Окисляющие вещества
8
Коррозионные вещества
9
Прочие опасные вещества и изделия
Тягач №2
DAF 105.460
цистерна-термос из химически стойкой стали AISI 316 Ti
модель MAGYAR АМ477510
химический насос и и автономная система подогрева
длина химически стоиких рукавов — более 17 метров
3 отсека: 7488 л., 18082 л. и 7479 л.
Есть Допуски к перевозке опасных грузов ДОПОГ по следующим классам
Класс
Расшифровка класса
3
Легковоспламеняющиеся жидкости
5.1
Окисляющие вещества
6.1
Токсичные вещества
8
Коррозионные вещества
9
Прочие опасные вещества и изделия
Квалификиция наших сотрудников
Все наши водители имеют ДОПОГ-свидетельство и прошли подготовку для сотрудников, перевозящих опасные грузы. Документ удостоверяет, что водитель прошел курс специального обучения и сдал экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
promlog.ru
Обучение в категории ДОПОГ | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
Соглашение составляют два приложения – «А» и «B», состоящих из девяти частей. Первое приложение (часть А) собрало полный свод правил, характеристик опасных грузов:
- Общие положения.
- Классы ОГ.
- Список опасных грузов. Ограничения в транспортировках.
- Требования к упаковке и маркировки.
- Алгоритм оформления грузоперевозки.
- Контроль качества тары.
- Требования к процессу транспортировки токсичных и легковоспламеняющихся веществ, их погрузки и выгрузки, а также условия приема, обработки.
Во второй части «В» рассматриваются главные правила для транспортеров, оборудования: - Требования к обслуживающему персоналу, сопровождению багажа. Описание требуемой документации.
- Параметры и технические характеристики автотранспорта, на котором будут производить перевозку.
В Российской Федерации, помимо основных требований к перевозке особых веществ, существует ряд внутренних документов, которые регламентируют процесс их перемещения по территории РФ. В частности, существует Временная инструкция, которая посвящена перевозке опасных грузов разными транспортными средствами.
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы
В соответствие с ДОПОГ водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия – для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия.
Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съемных цистернах вместимостью более 1 м3, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 м3 и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3 на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах.
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы класса 1, за исключением веществ и изделий подкласса 1.4, группа совместимости S, или класса 7, должны пройти специализированные курсы подготовки.
Водители, претендующие на получение свидетельства ДОПОГ, готовятся согласно примерным программам, которые разрабатываются и утверждаются Министерством транспорта РФ. Свидетельство ДОПОГ международного образца и действительно на территории всех стран, где действует соглашение ДОПОГ.
Квалификационные требования к кандидатам на обучение.
1. К обучению допускаются водители, имеющие национальное водительское удостоверение соответствующей категории и стаж работы в качестве водителя транспортного средства указанной категории не менее трех лет.
2. К прохождению курса повторного обучения водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, допускаются лица, имеющие свидетельство о подготовке водителя автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, выданное в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 202.
Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок
Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или несколько Консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок, задача которых состоит в содействии предотвращению присущего такого рода деятельности опасности для людей, имущества, окружающей среды.
Консультант должен иметь свидетельство о профессиональной подготовке (cогласно п. 1.8.3.7 ДОПОГ), действительное для автомобильных перевозок. Это свидетельство выдается компетентным органом.
Согласно п. 4 ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июля 2012 года N 203 — Для получения свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом кандидат в консультанты должен пройти курс подготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и успешно сдать экзамен.
Основная цель подготовки кандидата в Консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок заключается в предоставлении ему знаний о требованиях, предъявляемых к консультантам в соответствии с разделом 1.8.3 ДОПОГ, а также в нормативных правовых актах, регламентирующих перевозку ОГ автомобильным транспортом
Квалификационные требования к кандидатам на обучение:
Наличие профильного образования:
1. Диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
2. Диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
Если ваше образование является профильным, предполагается обучение по программе 78 часов (в соответствие с ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 июня 2016 года № 175)
Наличие непрофильного образования:
1. диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
2. диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением специальностей, входящих в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
Если ваше образование является непрофильным, предполагается обучение по программе 268 часов (в соответствие с ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 июня 2016 года № 175)
Требования к стажу:
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются
Оборудование автомобилей. На каждом транспортном средстве необходимо иметь набор инструментов и приспособлений, регламентируемых ДОПОГ. Это: — инструменты для аварийного ремонта; — лопату и необходимое количество песка на случай пожара; — оранжевые фонари автономного питания, которые устанавливаются на крыше кабины автомобиля, а в случае аварии — перед и позади транспортного средства; — противооткатные упоры; — аптечку и средства для ликвидации аварийных ситуаций.
cenzor61.ru
Количество груза попадающее под требования ДОПОГ
Один из распространённых вопросов связан с количеством груза, до которого перевозка не будет попадать под требование ДОПОГ. Этот ответ дан в разделе 1.1.3. ДОПОГ, тут все варианты когда свидетельство для перевозки не требуется. Что то понятно без дополнительных разъяснений как например, ДОПОГ не распространяется на перевозку газов, содержащихся в электрических лампочках, при условии что они упакованы таким образом, что метательный эффект от разрыва лампочки будет удерживаться внутри упаковки. Даже с перевозкой взрывчатых веществ все достаточно просто.
В таблице из пункта 1.1.3.6. находим ограничение максимального количества согласно транспортной категории. Например, с перевозкой динамита смотрим первую транспортную категорию, первый класс (динамит №ООН 0081 — 1.1D), ограничение максимального количества составляет 20 единиц, для взрывчатых веществ это килограмм. Но обращаем внимание на сноску, №ООН 0081, т.е. динамит можно возить до 50 кг и это не будет являться перевозкой опасного груза.
С перевозкой же количества газов в баллонах уже сложнее. Возьмем например кислород, это второй класс веществ по классификации, газ окисляющий, группа О, находится в третьей транспортной категории, в последнем столбце видим максимальное количества в 1000 единиц. В случае кислорода единица – это литр, при этом все равно какой объем этих баллонов 32 литра, 40 или 50, баллоны должны отвечать своему ГОСТу (в случае с кислородом это ГОСТ 949-73), а общее количество не должно превышать 1000 литров.
Пропан так же второй класс, но уже легковоспламеняющийся (группа F), он относится ко второй транспортной категории, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Тут единица уже килограмм сжиженного газа. В ГОСТ 15860-84 смотрим, что в 50 литровом баллоне 21,2 килограмм сжиженного пропана, а в 27 литровом – 11,4 кг. Здесь соответственно получается перевозка 15 штук 50 литровых баллонов или 29 штук 27 литровых баллонов перевозкой опасного груза не является. Итого по основным газам и баллонам для их транспортировки получаем:
Можно даже возить разные баллоны с разными газами в одной машине без свидетельства ДОПОГ, главное не превысить общее количество по формуле исходя из требований пункта 1.1.3.6.4., тут вариантов может быть много.
Есть откровенно другая проблема – доказать на дороге инспектору, что 3 баллона по 50 литров с пропаном и 15 килограмм динамита согласно ДОПОГ не является перевозкой опасного груза. Из-за этого перевозчики зачастую даже разрешенное количество возят со всеми необходимыми свидетельствами.
Эксперт RNSINFO, Яшин Валентин Сергеевич
rnsinfo.ru