Белаз карьерный – Самый большой БелАЗ – карьерный “исполин”

Самый большой БелАЗ - карьерный "исполин"

Потребность человечества в полезных ископаемых большая. Каждый день на нашей планете добывается не только нефть или газ. Проблемной, но в то же время развитой отраслью является разработка месторождений каменного угля. Основное место добычи данного полезного ископаемого – карьер. То есть горное предприятие, предназначенное для разработки месторождения открытым способом. Для добычи в земной коре делаются глубокие выемки, открывающие доступ к цели – каменному углю.

Основные проблемы добывающей отрасли

Добыча угля – это не только разработка карьера. Другой стороной медали является транспортировка полученного сырья на перерабатывающие предприятия. Сооружать в карьере огромный конвейер, выбрасывающий уголь наверх, экономически нецелесообразно, так как его конструкция будет подвергаться постоянным перегрузкам, в результате чего придет в негодность уже через пару месяцев работы. Прокладывать пути для железнодорожного транспорта также очень проблематично, так как доступ к максимальной глубине карьера происходит по спиральной траектории. Поэтому единственно верным решением проблемы транспортировки является самый большой БелАЗ – карьерный самосвал белорусского производства.

Почему карьерный самосвал?

Зачем использовать такой большой транспорт? Это выгодно благодаря его мощности и грузоподъемности. Только представьте, что обычный тягач типа «фура» способен перевезти всего 20 тонн груза, тогда как самый большой БелАЗ 450 тонн перемещает без проблем. Итак, после небольших подсчетов получим, что такая спецмашина способна заменить почти 23 грузовика. Если учесть не очень удобные условия для перемещения транспорта по спиральной дороге карьера, то самосвал подобных размеров просто незаменим.

Преимущества карьерных самосвалов

Если продолжить тему преимуществ, которые имеют карьерные самосвалы, то другим видам транспорта они дают фору по следующим параметрам:

  1. Самый большой БелАЗ обладает неплохой маневренностью, позволяющей работать на относительно тесных площадках, а также в местах образования труднодоступных забоев.
  2. Небольшие затраты на сооружение и сервисное обслуживание временной дороги в карьере. Если для перемещения обычного седельного тягача понадобится неплохое дорожное покрытие (как минимум гравийная дорога, тщательно выровненная бульдозером), то самые большие БелАЗы способны подниматься в гору с постоянным уклоном 12% и временным – 18%. В результате карьер может быть более компактным.
  3. Проходимость карьерных самосвалов значительно превосходит обычные большегрузные автомобили. Это достигается благодаря огромному размеру колес и тщательной проработке конструкции их привода. Так, самый большой БелАЗ имеет рекордные колеса, диаметр которых - около 4 метров.
  4. В комплексе с одноковшовым экскаватором карьерный самосвал позволит обеспечить максимальную производительность разработки месторождения.

Автомобильный транспорт имеет один значительный недостаток при сравнении с железнодорожным – большие затраты на топливо. Однако ввиду описанных выше обстоятельств на него можно закрыть глаза. Поэтому карьерный самосвал является незаменимым при организации транспортировки рудных пород на небольшие расстояния с последующей погрузкой на железнодорожный состав.

Модельный ряд

Актуальность конструкции стимулирует производителей автомобильной техники к разработке широкой номенклатуры карьерных самосвалов. Выпуском подобных «исполинов» занимаются многие машиностроительные предприятия по всему миру. Одно из них было организовано в сентябре 1948 года в БССР. Остались фотографии, на которых самые большие БелАЗы того времени работают на благо советского социалистического общества на крупных добывающих предприятиях.

Сегодня завод значительно расширил модельный ряд. Классифицируем автомобили по грузоподъемности:

  1. 30 тонн – 7540А, 7540С, 7540В.
  2. 45 тонн – 77547, 75473.
  3. 55 тонн – 7555В, 7555Е.
  4. 90 тонн – 7557.
  5. 110-136 тонн – 75137, 75135.
  6. 154-160 тонн – 7517.
  7. 200-220 тонн – 75302, 75306.
  8. 320 тонн – 7560.

Лидером, который стал гордостью разработчиков, является самый большой самосвал БелАЗ 7571 грузоподъемностью 450 тонн.

Примеры внедрения продукции

За время деятельности завод в белорусском городе Жодино значительно расширил свою клиентскую базу, поэтому сегодня может похвастаться каждым третьим карьерным самосвалом в мире со своим логотипом на кузове. Что касается описанного выше рекордсмена, то самый большой БелАЗ успешно функционирует в Кемеровской области России. Размеры карьерного самосвала действительно поражают: длина – 20,6 метра; ширина – 9,87 метра; высота – более 8 метров. Расход топлива при максимальной нагрузке на обе силовые установки составляет почти 600 литров за час работы.

Есть и другие регионы мира, где самосвалы из Беларуси помогают добывать полезные ископаемые. Так, например, в январе этого года стартовала эксплуатация БелАЗов грузоподъемностью 110 тонн в месторождении Таван-Толгой, расположенном в пустыне Гоби (Монголия).

fb.ru

БелАЗ в мире карьерных самосвалов – Основные средства


На постсоветском «машиностроительном пространстве» единственным производителем двухосных карьерных автосамосвалов с жесткой рамой является производственное объединение «Белорусский автомобильный завод», отметивший в этом году 60-летие.

К настоящему времени Белорусский автомобильный завод создал большое семейство карьерных самосвалов, состоящее из двадцати моделей и охватывающее семь классов по грузоподъемности (г/п): 30, 45, 55…60, 90, 130…136, 200…220 и 320 т.

Грузоподъемность самосвалов серии 7540 – 30 т, серий 7545 и 7547 – 45 т, серии 7555 – 55…60 т, серии 7557 – 90 т, серии 7513 – 130…136 т, серии 7530 – 200…220 т, серии 7560 – 320 т. Наибольшее число моделей – в классах г/п от 30 до 55…60 т. В классах г/п 90 т и более по одной-две модели. Все самосвалы созданы по единой классической компоновочной схеме с передним расположением моторной установки, задним расположением самосвального кузова, имеют жесткую раму и задние ведущие колеса со сдвоенными шинами.
На самосвалах ПО «БелАЗ» предусмотрено применение дизельных двигателей трех производителей: Ярославского моторного завода «Автодизель», Cummins и Deutz. Двигателями ЯМЗ комплектуют самосвалы г/п 30 и 45 т. В основном это 12-цилиндровые V-образные двигатели серий ЯМЗ-240 и ЯМЗ-8401. В этих же классах грузоподъемности самосвалы могут оснащаться 6-цилиндровыми двигателями с рядным расположением цилиндров Cummins серий QSM11, QSX15, KTA19 и 8-цилиндровыми V-образными двигателями Deutz серии BF BM 1015.
На самосвалы г/п 55…60 т и выше устанавливают двигатели Cummins: 6-цилиндровые рядные рабочим объемом 19 л (самосвалы г/п 55…60 т), 12-цилиндровые V-образные рабочим объемом 30 л (самосвалы г/п 90 т), 12- и 16-цилиндровые V-образные рабочим объемом 45 и 50 л (самосвалы г/п 130…136 т), 16-цилиндровый V-образный рабочим объемом 60 л (самосвалы г/п 200…220 т) и 18-цилиндровый V-образный рабочим объемом 78 л для самосвала г/п 320 т.
На самосвалах г/п 30…90 т применяются гидромеханические трансмиссии с электрогидравлическим управлением и гидродинамическим тормозом-замедлителем. Трансмиссии оснащены полуавтоматическими системами управления скоростными режимами. На модели БелАЗ-75570 г/п 90 т установлена автоматическая система управления скоростными режимами. Эти трансмиссии оснащают коробками передач трех типоразмеров, имеющими 3, 5 и 6 передач переднего хода и соответственно 1, 2 и 1 передачу заднего хода. Трансмиссиями с 3/1 передачами оснащены самосвалы серии 7540, трансмиссиями с 5/2 передачами – самосвалы серий 7540, 7545 и 7547 и трансмиссиями с 6/1 передачами оснащены самосвалы серий 7555 и 7557. Все гидромеханические трансмиссии имеют комплексные одноступенчатые гидротрансформаторы с режимом гидромуфты (трансмиссии с числом передач 3/1), с автоматической блокировкой (трансмиссии с числом передач 5/2 и 6/1). На самосвале серии 7557 может быть установлена гидромеханическая трансмиссия Allison.
Задние ведущие мосты включают одноступенчатую коническую главную передачу, дифференциал с четырьмя сателлитами и планетарные колесные редукторы. Передняя ось управляемая, балка трубчатого сечения. Подвески передней оси и ведущего моста зависимого типа на гидропневматических (масло и азот) цилиндрах. Рулевое управление гидрообъемного типа с аварийным энергетическим источником. Рабочие тормоза имеют раздельный привод; на самосвалах серий 7540 и 7547 – тормоза колодочные барабанного типа с пневмоприводом; на самосвалах серий 7545 и 7557 – многодисковые маслоохлаждаемые для заднего моста и сухие дисковые для передней оси; на самосвалах серии 7555 – дисковые сухие. Стояночные тормоза установлены на ведущем валу главной передачи: колодочные – на самосвалах серий 7540, 7547 и 7555 и дисковые на самосвалах серий 7545 и 7557. Тормоза-замедлители на машинах серий 7540 и 7547 гидродинамические с электроуправлением, устанавливаемые на ведущем валу коробки передач; на самосвалах серий 7545 и 7557 используются многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес и на самосвалах серии 7555 – гидродинамический тормоз с электроуправлением с ускоренным режимом срабатывания, устанавливаемый на ведущем валу коробки передач.
На самосвалах г/п от 130 до 320 т применяют электромеханические трансмиссии двух типов: для серий 7513 и 7530 – переменно-постоянного тока с тяговым генератором и двумя тяговыми электродвигателями с редукторами мотор-колес; для серии 7560 – переменного тока. Для этой категории самосвалов характерны жесткое соединение тягового генератора переменного тока с двигателем, монтаж тяговых электродвигателей выполнен в ступицах мотор-колес, применение двухрядных планетарных колесных редукторов у мотор-колес.
Рулевое управление гидрообъемного типа с усилителем потока от насоса переменной производительности (аварийный привод от пневмогидроаккумулятора). Рабочие тормоза дисковые сухого типа с раздельным гидроприводом. Гидросистема самосвалов объединенного типа для рулевого управления, системы опрокидывания кузова и тормозов.
Рассматривая типоразмерный ряд этих самосвалов, можно установить, что рост выбранного ряда грузоподъемностей, т. е. переход от малого класса к соседнему, происходит в основном с коэффициентом 1,5. Исключение приходится на соотношение между вторым (г/п 45 т) и третьим (г/п 60 т) классами, для которых коэффициент роста составляет 1,33. Очевидно, что это связано с техническими характеристиками соответствующих карьерных экскаваторов, вместимость основных ковшей которых должна обеспечивать оптимальную загрузку самосвалов за 4…6 рабочих циклов.
Анализ удельных показателей, к которым относятся удельная материалоемкость (отношение эксплуатационной массы самосвала к мощности двигателя, кг/кВт), энергонасыщенность (отношение мощности двигателя к полной массе самосвала, кВт/т) и коэффициент, выражающийся отношением величины номинальной г/п самосвала к его эксплуатационной массе, показал следующее.
Средние значения удельной материалоемкости самосвалов, входящих в классы г/п 30, 45 и 55…60 т, примерно одинаковые и колеблются в пределах 78…80 кг/кВт. С ростом класса г/п средние значения удельной материалоемкости машин имеют тенденцию роста и составляют около 88…90 кг/кВт (г/п 130 и 200…220 т) и 92 кг/кВт (г/п 320 т). Исключение в этом ряду приходится на самосвал модели 75570 г/п 90 т, у него этот показатель составляет 97 кг/кВт.
Аналогичную тенденцию мы видим при оценке уровня энергонасыщенности, которая у самосвалов г/п до 90 т составляет в среднем 5,4 кВт/т и постепенно снижается с увеличением класса г/п до 5 кВт/т (г/п 130…136 т) и до 4,7…4,8 кВт/т у самосвалов г/п 200 т и выше.
Что касается коэффициента, оценивающего соотношение грузоподъемности к эксплуатационной массе самосвала, то для всех классов самосвалов это соотношение колеблется в среднем в пределах 1,33…1,37, а у самосвалов г/п 90 и 130 т этот коэффициент ниже и составляет 1,18…1,20.
Кроме Белорусского автозавода в мире производят карьерные самосвалы следующие фирмы:
• Могилёвский автозавод, он теперь принадлежит БелАЗу и производит автомобиль-самосвал МоАЗ-75054 г/п 25 т;
• компания Caterpillar, которая освоила выпуск 11 моделей карьерных автосамосвалов г/п 36…345 т;
• Komatsu, в типоразмерном ряду карьерных автосамосвалов которой 12 моделей г/п от 25 до 291 т;
• Hitachi Construction Truck Manufacturing, Ltd., выпускающая серию самосвалов EH из 13 моделей г/п от 32,6 до 318 т;
• компания Terеx, она производит 14 моделей карьерных автосамосвалов г/п от 31,7 до 326 т;
• Liebherr, у него 4 модели карьерных самосвалов высокой г/п – от 180 до 360 т;
• итальянская Astra, производит две модели карьерных самосвалов малого уровня г/п 28 и 32 т;
В последнее время появилась информация о том, что норвежская фирма Aveling Barford освоила выпуск карьерного самосвала г/п 42 т.
Итальянская компания Perlini создала семейство карьерных самосвалов из пяти моделей г/п от 30 до 95 т.
Американская фирма Kress сохранила производство самосвала-углевоза 200СII г/п 220 т.
Наиболее полные линейки карьерных самосвалов у компаний БелАЗ, Terex, Hitachi, Komatsu и Caterpillar.
Сравнивая структуры типоразмерных рядов карьерных самосвалов ПО «БелАЗ» и ведущих зарубежных компаний Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Terex, можно сделать вывод, что типаж самосвалов ПО «БелАЗ» практически не уступает типажам этих фирм.

Тяжелые дизели Д-280 Минского моторного завода – на конвейере БелАЗа
Минский моторный завод досрочно выпустил для ПО «БелАЗ» 10 новых двигателей Д-280 мощностью 425 л.с. в ходе реализации совместного проекта с ОАО «Тутаевский моторный завод».
Как сообщил генеральный конструктор ПО «БелАЗ» А. Егоров, «БелАЗ рассматривает двигатель Д-280 как хорошую альтернативу применяющимся сейчас на карьерных самосвалах грузоподъемностью 30 т моторам ЯМЗ-240, которые разрабатывались в начале 1960-х годов». По словам А. Егорова, технический уровень нового двигателя Д-280 значительно выше, чем ЯМЗ-240. При хорошем исполнении в производстве он способен конкурировать с лучшими мировыми образцами. Первые образцы показывают себя очень хорошо. Все закупленные у ММЗ двигатели уже установлены на серийные автомобили. Неизбежные при внедрении новой продукции организационные и технические проблемы производства самосвалов оперативно решаются. В ближайшие недели три самосвала БелАЗ-7540С будут поставлены белорусским потребителям.
Карьерные самосвалы 7540 пользуются хорошим спросом. Ежегодно производится и реализуется во многих регионах мира не менее 600 таких машин. Всего ПО «БелАЗ» планирует выпустить в 2008 г. около 2080 карьерных самосвалов различной грузоподъемности.
Первый самосвал с двигателем Д-280 выпущен в мае 2008 г. С тех пор он работает в три смены в известковом карьере в Гродненской области, его пробег составил уже 60000 км, что соответствует гарантийному пробегу. Никаких претензий работа двигателя не вызывает. Водители отмечают возросшую динамику машины, меньший расход топлива, сократилось время разгона, что увеличивает среднюю скорость движения и, как следствие, улучшает экономические результаты эксплуатации.

os1.ru

Под сильным давлением. Карьерные "умельцы" БелАЗ

Значительное число машин используется на угольных разрезах, в карьерах по добыче горно-химического сырья, нерудных ископаемых, на строительстве гидротехнических и ирригационных сооружений, т. е. практически везде, где требуется транспортировать большие объемы горной массы.

Перед другими видами транспорта автосамосвалы имеют ряд преимуществ:

  • относительно высокая маневренность машин, возможность работы на относительно тесных площадках, в труднодоступных забоях;
  • меньшие затраты на строительство и поддержание временных дорог по сравнению с железнодорожным транспортом;
  • высокая производительность в комплексе с одноковшовыми экскаваторами;
  • высокая мобильность парка как такового.

Подвижность и маневренность самосвалов способствуют эффективному проведению селективной выемки, усреднению руд непосредственно в карьере.

Основной недостаток автомобильного транспорта – более высокая по сравнению с железнодорожным транспортом стоимость транспортировки горной массы. Применение автосамосвалов наиболее целесообразно при небольшой дальности перевозок, в условиях сложного рельефа, в глубоких карьерах и т. д.

Карьерный автотранспорт эксплуатируется в самых разнообразных климатических, горно-геологических и дорожных условиях. Большинство горных предприятий России расположено в зонах резкоконтинентального климата: низкая, до –40 °С и ниже, температура зимой с сильным ветром и высокая температура летом (до +40 °С). В горной местности самосвалы работают при пониженном атмосферном давлении, что снижает мощность двигателей, увеличивает расход топлива. Для карьерного автотранспорта характерны небольшие расстояния перевозки – от 1 до 5 км, дороги с переменным профилем и большим числом поворотов, множество временных дорог с неудовлетворительным покрытием. Продольный профиль карьерных дорог представляет собой чередование подъемов и спусков разной величины и длины. Продольные уклоны дорог достигают 10...12%, а на отдельных коротких участках и больше.

На карьерных самосвалах применяю

maxi-exkavator.ru

БелАЗ 75710 самый большой карьерный самосвал в мире

Не так давно на место своей постоянной работы в одном из открытых карьеров в Сибири, Россия, прибыл новый огромный карьерный самосвал

Не так давно на место своей постоянной работы в одном из открытых карьеров в Сибири, Россия, прибыл новый огромный карьерный самосвал, который может транспортировать груз, весом до 450 тонн, что эквивалентно весу 350 легковых автомобилей среднего класса. Этот самосвал, БелАЗ 75710, становится обладателем звания самого большого самосвала в мире, отобрав это место у своего предшественника, самосвала БелАЗ 75600, грузоподъемность которого составляет 320 тонн.

Автомобиль БелАЗ 75710, длина которого составляет 20.6 метра, ширина — 9.75 метра, высота — 8.17 метра, а вес — 360 тонн, стоит на восьми колесах, покрышки которых 59/80R63 могут выдержать вес груза до 810 тонн. Двигаясь без груза, самосвал может развивать максимальную скорость в 64 километра в час. Но то, что еще сильней выделяет БелАЗ 75710 от других подобных транспортных средств — это его электрическая силовая установка Siemens MMT500.

К созданию электрической силовой установки для нового самосвала была привлечена известная немецкая компания Siemens, у специалистов которой имеется весьма богатый 15-летний опыт в деле создания силовых установок для транспорта и оборудования горнодобывающей промышленности.

Самосвал БелАЗ 75710, первый опытный образец которого был собран осенью 2013 года, приводится в действие четырьмя электрическими двигателями переменного тока 1TB3026−0G-03, располагающихся в каждом из четырех колес. Мощность каждого из электродвигателей составляет 1200 кВт, а энергию, необходимую для их работы вырабатывают два тяговых электрогенератора YJ177A, мощностью 1704 кВт, которые вращаются отдельными 16-цилиндровыми дизельными двигателями MTU DD 16V4000, мощностью 2330 лошадиных сил (1715 кВт) каждый.

В состав оборудования самосвала БелАЗ 75710 входит инновационная система управления распределением энергии, подаваемой на электродвигатели. Благодаря этой системе реализованы функции интеллектуального распределения энергии между двумя осями самосвала, благодаря ей же самосвал может продолжать движение даже в случае выхода из строя одного из двигателей.

Согласно информации, опубликованной представителями белорусских автомобилестроителей, все новые технологии и уникальные инженерные решения, использованные в конструкции самосвала БелАЗ 75710, позволили добиться потрясающих экономических показателей при его эксплуатации. Стоимость перевозки одной тонны груза на 25 процентов ниже, чем стоимость перевозки любым другим карьерным самосвалом. Кроме этого, самосвалы БелАЗ 75710 изначально рассчитывались на режим безостановочной эксплуатации и с учетом всех достаточно жестких экологических норм.

econet.ru

Карьерный самосвал БелАЗ 540 – самый красивый и большой

От автора


Карьерные грузовики – это высшая форма технического искусства в автомобилестроении. Машины должны быть и мощными, и надежными, и (да-да!) красивыми! И первенец Белорусского автозавода соответствовал всем этим параметрам: машину создавали с вдохновением. Дальнейшие разработки заводчан только подтвердили: БелАЗ 540 стал образцом для качественного роста завода и создания новых моделей в будущем. Часть решений, которые были применены для постройки автомобиля, используются белорусами и сегодня. Конечно, системы стали сложнее, они оснащены электроникой и прочими усовершенствованиями, но простые – базовые принципы, которые позволяют создавать такую технику, успешно применяются до сегодняшнего дня.

 

Замена предшественнику

 

Серийное производство БелАЗ 540 было начато в конце 1965 года. Основная особенность автомобиля – умение транспортировать до 27 т груза (или 15 м3). На то время – это была просто невообразимая цифра. Предшественник грузовика – МАЗ 525 поднимал «на борт» всего на 2 т меньше, но машина была намного прожорливее, имела «неудобные» для работы в карьерах габариты – длинная рама не позволяла эффективно маневрировать на коротких участках. Но новая уплотненная компоновка позволила укоротить самосвал на метр, в отличии от МАЗ-525, благодаря чему радиус поворота машины с 12 м ужался до 8,3 м.

 

 

Все остальные габариты тоже выгодно отличались от мазовских: длина/ширина/высота - 7250/3480/3580 мм, база - 3550 мм, клиренс – 475 мм, размер шин — 18.00-25 (26-ти слойная конструкция ). Колея передних колес составляла 2800 мм, задних – 2400 мм, радиус поворота машины – 8,7 м. Масса (снаряженная) – 20925 кг, полная – 48000 кг.


Сам МАЗ 525 был отличной машиной для строительства, но не для работы в карьере, чем и была вызвана необходимость создать тяжеловес. БелАЗ 540 получился более мощным, маневренным, скоростным и производительным: на 1 т перевозимой продукции приходилось 0,8 т снаряженной масы машины, что повысило эффективность нового самосвала на 70%.


За неполных 10 лет, к 1976 г. было произведено 25 тыс. БелАЗов 540 и 540А. Столько карьерных грузовиков в то время не производил в мире никто. К середине 80-х годов завод выпускал до 6000 таких машин в год: это составляло половину мирового производства подобной техники. А вообще объемы производства БелАЗов, как и всех грузовых автомобилей в Советском Союзе, были засекречены: чтобы враг не мог оценить объем производимых ими работ или военный потенциал страны-производителя.

 

Танковый двигатель для мирных целей

 

Первым двигателем для БелАЗ 540 стал 12-цилиндровый v-образный дизель “Д-12”, мощностью 375 л.с. на 1650 об/мин – переработанный танковый двигатель В-2. Объем мотора составлял 22,3 л, степень сжатия – 16,5. В 1967 г. на машину начали устанавливать новый агрегат “ЯМЗ-240” на 360 коней, освобождавшихся при 2100 об/мин. Эти машины получили индекс «А» к своему названию. Обе двигательные установки позволяли развивать машине скорость до 55 км/час, против 30 км/ч у предшественника. Топливный бак – рассчитан на 400 л солярки. Расход топлива был соответственным габаритам машины и аппетитам мотора: 100 л на 100 км, но это было на 25 литров меньше чем у МАЗ 525.

 

 

Для эффективного охлаждения узлов и агрегатов установлено два обдуваемых вентиляторами шестирядных радиатора: для воды и масла. По многим запчастям мотор унифицирован с ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что позволяло в то время легко его ремонтировать – запчастей хватало, в силу популярности упомянутых двух моторов.

 

Трансмиссия и рулевое

 

Трансмиссия — гидромеханическая; число передач — 3+1, главная передача одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес. Силовая передача тоже стала нововведением в советском автопроме. В ней применен промежуточный трёхвальный повышающий редуктор для привода гидротрансформатора, сам гидротрансформатор, гидромеханическая КПП и кардан к ведущему заднему мосту.


Рулевое управление облегчено гидроусилителем. ГИР – разделённого типа. Насос ГИР запитан в общую гидросистему, от которой запитаны и насосы кузовного подъёмника. При внеплановой остановке мотора есть запасной вариант привода насосов, он осуществляется от ведущих колёс грузовика. Рулевой механизм двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейко-зубчатый.

 

 

Гидротрансформатор – одноступенчатый, снабжен двумя реакторными колёсами с лопастями из алюминия. КПП 3-ступенчатая, на два вала, с фрикционным переключением передач. Для включения любого режима масло через насос с помощью золотникового механизма, от механического привода на рулевой колонке, передается к нужным фрикционам.Гидротрансформатор смягчает нагрузки, увеличивает срок службы шасси. Задний мост автомобиля обычный: с планетарными редукторами передающими движение на колеса и единой главной передачей.

 

Подвеска и тормоза

 

 

 

 

Подвеска намного интересней. Гидропневматическая система с телескопическими цилиндрами (их на машине было 4, разработана в СССР впервые), совмещающие пневмопоршень с гидроамортизатором и плунжерным насосом в одной конструкции. Реактивные штанги работают как направляющие, а поперечные штанги на переднем контуре и два продольных рычага в заднем, гасят боковые нагрузки. Вся эта схема обеспечивает плавный ход тяжеловеса. Подвеска и ряд других решений содержали целый ряд принципиальных новшеств, что закреплено массой авторских свидетельств: самосвалы действительно были «авторскими» по многим параметрам.


Тормозная система - пневматическая. Все колеса оснащены барабанными тормозами. На ведомом валу КПП предусмотрен главный барабанно-ленточный тормоз. Аварийная система тормозов предусмотрена в приводе задних колёс. Мотор оборудован и тормозом-замедлителем с заслонками в выпускных трактах.

 

 

Электрооборудование самосвала рассчитано 24 вольта напряжения. Из впечатляющих моментов отметим мощность стартера – 15 л.с.

 

Вместо заключения

 

В прошлом году БелАЗ представил миру самый большой грузовик, который когда-либо существовал: самосвал БелАЗ 75710, способного поднять до 450 т груза – 9 товарных вагонов, если брать в жд-эквиваленте. Общая масса новой машины – 810 т, максимальная скорость — 64 км/ч. У автомобиля два дизельных двигателя. За 50 лет эволюции простой БелАЗ 540 вырос в такого карьерного монстра.

promplace.ru

Карьерный самосвал Белаз 540А: описание

Люди старшего поколения хорошо помнят, что такое Знак качества. Присваивался он и автомобилям. А многие ли помнят, какой именно автомобиль первым удостоился этого знака? Это был карьерный самосвал БелАЗ-540А. Наверное, неслучайно знаменитая серия из коллекции «За рулём» началась в январе 1973 года именно с этого автомобиля. Немного истории. Грузовые автомобили с опрокидывающимися кузовами (самосвалы) начали строить на Ярославском автозаводе в 1935 году (ЯС-1). Для строек они были просто незаменимы. Их доля в общем производстве грузовиков значительна. Несколько особняком среди них стоят карьерные самосвалы, представителем которых и является БелАЗ-540.

Они имеют очень большие габариты, грузоподъёмность и не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Их среда обитания — карьеры. Чтобы управлять таким автомобилем, нужно иметь водительское удостоверение с обычной категорией С. Ведь это одиночный грузовой автомобиль с полной массой более 3500 килограмм. Но этого недостаточно. Необходим опыт безаварийной работы и специальная стажировка. Интересно, что, например, в Канаде доверяют водить 180-ти тонные самосвалы… девушкам. Считается, что в силу присущей им особой женской аккуратности они более бдительно следят за показаниями приборов, которых немало, и при малейших отклонениях сообщают об этом механику. В СССР первый карьерный самосвал появился в 1951 году. Это был предшественник БелАЗа — МАЗ-525. Индекс 525, видимо, выбран неслучайно.

Грузоподъёмность составляла 25 тонн. Несколько слов о нём. На нём впервые появились 12-ти цилиндровый дизель, гидроусилитель руля, планетарные редукторы в ступицах задних колёс. Между двигателем и сцеплением была установлена гидромуфта (как на ЗИМе). Задние колёса диаметром 1,72 метра крепились к кузову жёстко, без подвески. Эти самосвалы с 1951-го по 1959-й год выпускали на Минском автозаводе, затем, до 1967-го, на БелАЗе. В 1965 году на Белорусском автозаводе в Жодино начался выпуск принципиально нового карьерного самосвала с передовым для того времени дизайном — БелАЗ-540. Этот автомобиль, первый обладатель Знака качества, заслуживает того, чтобы рассказать о нём подробнее.

Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъёмностью 27 тонн предназначен для массовой транспортировки грунта, скальных пород и других материалов на карьерных работах при использовании в комплексе с экскаватором с ковшом объёмом 3-4 мз. Ёмкость кузова — 15,3 мз. Кузов установлен на раме на резиновых амортизаторах. Для предотвращения примерзания грунта предусмотрен обогрев днища отработавшими газами. Одноместная кабина смещена влево и расположена рядом с двигателем. Снаряженная масса автомобиля — 21 тонна. Максимальная скорость — 55 км/ч.

Что же представлял собой этот самосвал в конструктивном плане? Начнём с двигателя. На первых БелАЗах, как и на МАЗ-525, устанавливали 12-ти цилиндровый четырёхтактный дизель Д-12А рабочим объёмом 38,88 литров и мощностью 375 л.с. (у МАЗ-525 мощность составляла 300 л.с.). Это была модификация знаменитого танкового дизеля В-2. В 1967 году он уступил место ярославскому 12-ти цилиндровому дизелю ЯМЗ-240, и автомобиль получил индекс 540А. Фактически это два двигателя ЯМЗ-236. Мощность — 360 «лошадок» При этом расход топлива сократился со 125 до 100л/100км. Уменьшился и расход масла. Двигатель широко унифицирован по основным деталям с известными ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что существенно облегчает его эксплуатацию. На БелАЗе установлены два шестирядных радиатора — масляный и водяной, которые обдуваются двумя вентиляторами.

Очень интересна по своему устройству силовая передача автомобиля. Она состоит из промежуточного трёхвального повышающего редуктора (это необходимо для работы гидротрансформатора), гидротрансформатора, гидромеханической коробки передач, карданной передачи и заднего ведущего моста. Гидротрансформатор — одноступенчатый, с двумя реакторными колёсами, коэффициент трансформации — 3,5. Колёса с лопатками отлиты из алюминиевого сплава. Коробка передач, как и у ЛиаЗ-677, не является планетарной. Она трёхступенчатая, двухвальная, с фрикционным переключением передач.

Для включения какой-либо передачи масло от насоса с помощью золотникового управления, имеющего механический привод из кабины водителя, направляется к соответствующим фрикционам. Управление переключением передач осуществляется с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке, через золотниковый механизм. Наличие гидротрансформатора в трансмиссии способствует смягчению динамических нагрузок и повышает долговечность трансмиссии. Гидромеханическая трансмиссия такого же типа с двигателями Д-12А применялась и на восьмиколёсных тягачах МАЗ-535, 537, 543. Задний мост автомобиля с планетарными колёсными редукторами и одинарной главной передачей достаточно традиционен.

Зато интересна по конструкции подвеска. Она гидропневматическая. Сразу вспоминается подвеска «Ситроена»… Основным элементом такой подвески является гидропневматический телескопический цилиндр, представляющий собой пневматический упругий элемент поршневого типа в сочетании с гидравлическим амортизатором и плунжерным насосом для перекачки жидкости. В качестве направляющих используются реактивные штанги. Боковые силы в передней подвеске воспринимаются поперечной штангой, в задней — двумя продольными рычагами.

Гидропневматическая подвеска обеспечивает огромному самосвалу отменную плавность хода. Шины — 26-ти слойные, размером 18,00х25 дюймов. Давление — 5кГ/см2. Рулевое управление — с гидроусилителем. Гидроусилитель — разделённого типа. Насос гидроусилителя руля питается от тех же насосов, что и подъёмник кузова. В случае внезапной остановки двигателя предусмотрена возможность привода насосов от ведущих колёс автомобиля. Тормозная система автомобиля включает в себя колёсные барабанные колодочные тормоза с пневмоприводом, центральный барабанно-ленточный тормоз, установленный на ведомом валу коробки передач, и аварийный привод к задним колёсам.

Кроме того, двигатель снабжён тормозом-замедлителем с двумя заслонками в выпускных трубах. В этой связи не могу не вспомнить один фильм (к сожалению, забыл название). В этом фильме водитель БелАЗа жаловался на то, что клинит тормоз переднего колеса. По его мнению, следовало изменить конструкцию… Электрооборудование. У БелАЗ-540 оно 24-х вольтовое. А его предшественник МАЗ-525 имел 12-ти вольтовое элекрооборудование с 24-вольтовым стартером (как МАЗ-200). Мощность стартера у обоих самосвалов составляла 15 лошадиных сил.

На базе БелАЗ-540 была создана 40-тонная модификация — БелАЗ-548. Внешне они очень похожи. Двигатель ЯМЗ получил турбонаддув, и мощность повысилась до 500 «лошадей» (на первых выпусках стояла модификация Д-12А мощностью 525 л.с.). Карьерные самосвалы, в отличие от их младших собратьев, нечастые гости телеэкранов. Помимо вышеупомянутого фильма, БелАЗ-540 можно увидеть в фильме «Королева бензоколонки». Она там залила в его бак 370 литров солярки. Да, бак БелАЗа вмещал 400 литров… Ещё помню фильм «Сибирячка» с В.Заклунной. В нём мелькнул МАЗ-525.

В дальнейшем на Белорусском автозаводе были созданы новые модели самосвалов грузоподъёмностью до 220 тонн. Модификации грузоподъёмностью 80 тонн и выше оснащаются электрической трасмиссией. Лет 40 назад были попытки оснастить БелАЗ газовой турбиной. Завод в г.Жодино успешно работает и сейчас. Это уникальное предприятие. Фирмы, которые изготавливают карьерные самосвалы грузоподъёмностью свыше 30 тонн, во всём мире можно пересчитать по пальцам. Но только на Белорусском автозаводе их собирают на конвейере. БелАЗы пользуются хорошим спросом во многих странах. Знак качества первому БелАЗу был присвоен не зря…

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о